Россия и мусульманский мир № 3 / 2016

Коллектив авторов, 2016

В журнале публикуются научные материалы по текущим политическим, социальным и религиозным вопросам, касающимся взаимоотношений России и мировой исламской уммы, а также мусульманских стран.

Оглавление

Из серии: Научно-информационный бюллетень «Россия и мусульманский мир»

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Россия и мусульманский мир № 3 / 2016 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

КОНФЛИКТУ ЦИВИЛИЗАЦИЙ — НЕТ!

ДИАЛОГУ И КУЛЬТУРНОМУ ОБМЕНУ МЕЖДУ ЦИВИЛИЗАЦИЯМИ — ДА!

Современная Россия: Идеология, политика, культура и религия

Цивилизационные детерминанты экономического развития России в условиях глобализационных процессов

А. Новиков, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и экономической политики экономического факультета (Санкт-Петербургский государственный университет)

Глобализация как феномен современного мирового развития становится всё более значимым понятием, определяющим направленность функционирования национальных экономик.

Под глобализацией обычно понимаются как изменения, происходящие во всех сферах общественной жизни во всём мире, так и последствия этих изменений, отражающиеся и в глобальных изменениях климата Земли, и в усложнении взаимоотношений между Западом и Востоком, исламом и христианством, между бедными и богатыми, между «золотым миллиардом» и остальной частью человечества. В качестве причин возникновения и развития глобализации предполагаются и научно-техническая революция, и исключительно быстрое развитие информационных технологий, и качественное изменение человеческого сознания, направленное на создание мегаобщества и мегакультуры. Последствия этого явления также называются от самых радужных до катастрофических.

Однако в основном мнения сходятся в том, что глобализация — это реальность XXI в., процесс интеграции человечества, который соединяет в себе научно-техническую революцию, развитие мировой экономики, качественно меняющиеся рыночные отношения, взаимоотношения в мировом сообществе. Тем не менее насколько этот процесс объективен и естествен, какие последствия — негативные или позитивные — могут ожидать от него каждое государство и каждый житель Земли — остается под вопросом.

Глобализацию можно рассматривать как очередной этап, составляющую модернизации — навязанного Западом, не всегда и не для всех желательного и полезного, но необходимого компонента развития общества, как процесс либерализации национальных экономик, политических систем, усвоение западного образа жизни.

Каждая страна обладает собственным историческим опытом экономической жизни. На основе этого опыта вырабатываются тип экономики и методы хозяйствования, соответствующие историческим, географическим, демографическим и другим факторам, среди которых большую роль играют национальный менталитет и взаимосвязанные с ним обычаи, нормы и традиции. В свою очередь обычаи и традиции являются формой существования норм и эталонов, накапливаемых и передаваемых последующим поколениям, что обеспечивает сохранение повторяемости определенных общественно значимых ситуаций. Системой, направленной на их сохранение, является традиционное общество [1, с. 44].

Технологический тип западной цивилизации породил заблуждение, согласно которому традиции — удел прошлого, реликт ушедших стадий истории, а традиционное общество — одна из промежуточных (или даже начальных) стадий прямолинейного движения каждого человеческого сообщества, вне зависимости от особенностей его исторического развития, к идеалу — современному индустриальному обществу, «обществу всеобщего благосостояния».

Переходом от традиционного общества к современному является модернизация, рассматриваемая как процесс, направленный на построение специфической цивилизации европейского типа. Под модернизацией также понимается процесс либерализации национальных экономик, политических систем, усвоения западного образа жизни.

По этому единственно возможному и исторически предопределенному пути, по мнению сторонников теории модернизации, должны пройти и идут все нации и страны, однако на путь модернизации они вступают в разное время. От этого зависят их место в ряду развитых стран и степень достижения благосостояния на сегодняшний день. На этой основе все государства подразделяются на эшелоны модернизации.

В странах первого эшелона модернизации с XV в. находились центры мировой системы капитализма, центры европейского, а потом и мирового «мира-экономики», т.е. пространства, очерченного определенными границами, имеющего некий центр, вокруг которого формируются ближняя и дальняя периферии, являющегося суммой частных экономик с разным уровнем богатства. Из этого построения возник такой вид неравенства, как международное разделение труда, конкретизирующееся в виде пространственной модели развития и отсталости, так как разделение труда в масштабе мира-экономики не было соглашением равных партнеров [2, с. 14].

К началу индустриальной цивилизации возникшее в прошлом состояние зависимости ускоряло процесс модернизации в одних странах и тормозило его в странах — поставщиках сырья. Причем со временем, когда главенство экономики становилось всё более значительным, усиливалось и экономическое неравенство соучастников мира-экономики, что делило мир на привилегированную часть и лишенную привилегий. Со временем такое неравенство переставало удовлетворять страны — периферии мира-экономики, и это неудовлетворение проявилось в стремлении искать и находить модели самостоятельного развития, учитывающие особенности внутренней хозяйственно-культурной жизни страны [3, с. 22].

Реакцией центров мира-экономики на изменившуюся позицию периферийных стран стала идея необходимости для дальнейшего мирового развития глобализации национальных экономик, перехода к единой мировой экономике, основанной на либерализме. Глобализация, по мысли ее сторонников, должна стать необратимым процессом интернационализации не только экономической сферы, но и всей общественной жизни, создав условия для свободного перемещения финансовых, материальных и человеческих ресурсов.

Глобализация выводит экономику различных стран на качественно иной уровень, при этом сглаживая и даже уничтожая их культурно-исторические особенности, на что и направлен в результате процесс модернизации, тормозом которого могут являться национальные особенности, традиции.

Глобализация, как и модернизация в целом, внедряя свою культуру, культуру «модернити», разрушая одни традиции, не совместимые с ее принципами, вместе с тем устанавливает другие — традиции непрерывного изменения, традиции рационализма.

Теоретики модернизации и глобализации выделяют благоприятные и неблагоприятные факторы преобразований, утверждая, что в ходе модернизации необходимо устранить неблагоприятные факторы.

Среди всех факторов, влияющих на экономическое развитие, человек как субъект экономической деятельности и элемент общности рассматривается в качестве наиболее важного фактора. В этой связи сегодня понятию национального менталитета отводится ведущая роль, а изменение сознания человека, его представлений, образа экономического мышления, нормы действий, менталитета являются ключевым моментом модернизации общества.

К неблагоприятным факторам преобразований относятся сохранение элементов традиционного общества и отсутствие рационалистического сознания у большинства населения. М. Вебер признавал, что «первым противником, с которым пришлось столкнуться “духу” капитализма и который являл собой определенный стиль жизни, нормативно обусловленный и выступающий в этическом обличии, был тип поведения и восприятия, который мог быть назван “традиционализмом”» [4, с. 80].

Поэтому некоторые ученые считают, что «развитие нового культурного стереотипа» образует «сердцевину» всего процесса модернизации, а первоочередной задачей в процессе модернизации ее идеологами видится разрушение или, по крайней мере, преобразование традиционного сектора, традиционных социально-экономических и общественно-политических институтов. Отсюда возникает такое определение модернизации, как рационализация сознания на основе научных знаний с отказом от поведения в соответствии с традициями, как смена типов сознания, трансформация субъекта общественного сознания, изменения типа самой общности людей [5, с. 63–73].

Изменение, корректировка сознания, как утверждают «модернизаторы», должны привести к возможности создания и функционирования новых социально-экономических, политических и культурных институтов и отношений, ценностей и норм. Причем эти институты, отношения, ценности, нормы должны соответствовать или хотя бы не противоречить определенным, принятым в западном обществе идеалам, установлениям и институтам гражданского общества, имеющим основу в римском праве и западном христианстве.

Под воздействием различных природных и социальных факторов формировались разные типы личности, разные национальные менталитеты. Их различия обусловили различное понимание экономических свобод, смысла и основных принципов хозяйственной деятельности. Тем не менее именно экспансия западноевропейской цивилизации, менталитет представителей которой, основанный на идеях протестантизма, отличается ярко выраженным рационализмом и индивидуализмом, несколько последних столетий определяла главные черты мировой истории.

«Представителям западной цивилизации в силу примата индивидуалистической я-психологии свойственны такие качества, как практицизм, деловитость, расчетливость, изобретательность, способность рисковать, холодность, эмоциональная черствость, стремление к независимости, склонность к добросовестности в деле, чувство превосходства над другими народами, способность к самодисциплине и самоорганизации… Ни с какими другими человеческими качествами нельзя ни воспроизвести западную цивилизацию, ни сохранить ее в той форме и на том уровне, какого она достигла» [6, с. 46–47].

Социально-политическая и экономическая системы российской цивилизации и российский экономический менталитет исторически формировались в специфических, не свойственных другим народам условиях, совокупность которых не присуща ни одной из стран. Специфика и уникальность России в том, что громадное государство всегда представляло собой особый мир-экономику, внутри которого сформировался определенный стереотип экономического поведения, обусловленный особенностями пространства и течения исторического времени.

На протяжении тысячи лет Россия представляла собой самодостаточную экономическую систему, функционирующую по всем законам подобных макросистем, соприкасающуюся и взаимодействующую с соседними экономиками, но достаточно мало зависящую от них. Производство такой системы, способной к самостоятельному существованию, по необходимости должно быть сложно и разносторонне. Не обеспечивающая себя всем необходимым страна не может существовать самостоятельно.

Эту истину, актуальную для России как в начале XXI в., так и 100 лет назад, сформулировал на рубеже XIX–XX вв. русский ученый-экономист Л. Тихомиров в следующем виде: «Не может страна, не будучи самостоятельной в экономическом отношении, не зависеть от другой более сильной страны и в политическом отношении. Между сильными странами может быть только равновесие экономических и политических сил — если экономика становится слабее, для удержания равновесия должна усиливаться политическая составляющая, обычно с помощью военной силы или угрозы таковой. Если этого нет, то более сильная сторона начинает диктовать свои условия при давлении со стороны экономики» [7, с. 23]. И так было всегда на всем более чем тысячелетнем пути развития России.

Всемирно известный современный русский писатель, мыслитель, социолог А.А. Зиновьев, проживший долгое время на Западе и знающий его изнутри, в одной из своих последних книг ввел термин «западнизация», означающий «стремление Запада сделать другие страны подобными себе по социальному строю, экономике, идеологии, психологии и культуре». При этом А.А. Зиновьев предупреждает, что цель этого процесса — довести другие страны «до такого состояния, чтобы они потеряли способность к самостоятельному развитию, включить их в сферу влияния Запада, причем не в роли равноправных и равномощных партнеров, а в роли сателлитов или, лучше сказать, колоний нового типа» [6, с. 416].

Это стремление, этот процесс имеет широко распространенное, общепринятое благозвучное название «глобализация», а учение, отражающее закономерность развития этого процесса и объясняющее логику его существования, — «глобализм».

Глобализация имеет свои положительные стороны, которые подчеркиваются ее апологетами. Это выгоды международного разделения труда, возрастающий обмен технологическими новациями, высокая мобильность капиталов и рабочей силы, расширение товарных рынков.

Но существуют и отрицательные последствия, издержки, которые поражают не только страны второго и третьего эшелонов, но и фаворитов глобализации — экономически развитые страны.

Первая издержка — углубление разделения на богатых и бедных как стран, так и отдельных людей — жителей как богатых, так и бедных стран. Проблемой становится всё более заметный разрыв между активным меньшинством (элитой) и остальным населением планеты, которое не может или не хочет участвовать в ускоряющейся гонке технологического и экономического соревнования.

Вторая издержка глобализации есть утрата независимости и национального суверенитета. Страны перестают быть самодостаточными. «Продолжать идти дорогой глобальной взаимозависимости — это предательство своей истории. Какая польза человеку, если он приобретет весь мир и потеряет свою собственную страну» [8, с. 68].

Третья издержка глобальной экономики — уязвимость страны к финансовым кризисам, причины которых вне контроля. В глобальной экономике весь мир всегда в одном шаге от катастрофы. Так, СССР не пострадал от Великой депрессии 1929 — 1933 гг. благодаря «железному занавесу», а единственной страной Юго-Восточной Азии, которую не затронул кризис 1997 г., стала КНДР.

Четвертая издержка для экономически развитых стран — деиндустриализация и денационализация промышленности, что выразилось в перемещении капитала из стран первого эшелона в государства с дешевой рабочей силой и неспособности рабочих экономически развитых стран конкурировать с приезжающей дешевой рабочей силой развивающихся стран. Производители ищут выгоду в низкой оплате труда, а рабочие стремятся найти более высокий заработок.

Таким образом, в результате развивающегося процесса глобализации могут пострадать все государства, вне зависимости от их экономического положения. В выигрыше оказываются транснациональные системы, объединяющие производственные, финансовые, научные и информационные структуры, определяющие (или пока только стремящиеся определять) направления экономического, и не только экономического, развития всей мировой системы.

Ослабить отрицательные последствия глобализации можно, выбрав альтернативный проект развития, основанный на всемерном укреплении национальных экономик, которые должны встать в жесткую оппозицию свободному рынку, чтобы не лишиться суверенитета и не оказаться в зависимости от транснациональных корпораций.

В реальном мире должны быть национальные экономики, взаимодействующие друг с другом. В отдельных национальных экономиках критически важные решения должны приниматься на основе того, что лучше для нации.

Для России, ослабленной в результате реформ 1990-х годов и разрыва всех социально-экономических и политических связей, присоединение к процессу глобализации может обернуться потерей независимости, обнищанием и вымиранием населения.

Для развития России как великой державы, поднятия экономики, оздоровления общества, появления у народа веры в возможности возрождения страны необходима идеология, отвечающая социально-экономической и политической реальности и учитывающая особенности менталитета русского народа, складывавшегося под влиянием многих факторов на протяжении всей великой и трагической истории нашего народа.

Так же как с начала XVI в. при увеличивающейся зависимости России от влияния Запада, связанного с процессами модернизации, которые происходили в центрах капиталистической миро-системы, Россия нашла свой ответ происходящим в мире процессам — имперскую модернизацию, так и сейчас должен быть найден свой, русский, путь, отвечающий интересам народа и государства.

Важно понимать, в каком направлении развивается мировая экономика, какие деформации произошли и происходят в капиталистической системе, несмотря на ее победу в соревновании с социализмом. Произошла ли эта победа благодаря великим достоинствам капитализма или же из-за нарушения принципов социалистического развития в нашей стране?

В переходные эпохи, подобные той, в которой нам довелось жить, когда каждый народ, каждое государство по-своему ощущает потребность в обновлении и преобразовании, Россия еще больше, чем другие страны, нуждается в переменах. Однако когда речь идет о преобразовании страны, следует действовать как можно более обдуманно и осторожно. Ни одна даже частная мера не должна вводиться, пока не будет решен вопрос о том, какое воздействие на все стороны жизнедеятельности народа она может или должна оказать.

Любая модель развития национальной экономики не только представляет собой своеобразное сочетание внутренних и внешних факторов, определяемых национальными или геополитическими особенностями, но и имеет специфику, относящуюся к различным историческим этапам и связанную с базовыми условиями на каждом из них. Поэтому в процессе любых реформ ключевой вопрос — это вопрос о соответствии выбранной модели экономического развития и адекватных ей институтов национальным, традиционным, институциональным формам, выработанным на протяжении столетий, среди которых одной из основных представляется национальный менталитет. То есть это вопрос о соотношении традиций общества с процессами обновления.

Литература

1. Пашкус В.Ю. Социально-культурная сфера как фактор повышения конкурентоспособности региона (на примере Санкт-Петербурга) // Региональная экономика: Теория и практика. — 2012. — № 10.

2. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. ХVХVIII вв.: В 3 т. Т. 3: Время мира. — М., 1992.

3. Алпатов Г.Е. Специфика предпринимательства в аграрном секторе России и экономическая безопасность в обеспечении населения продовольствием // Научный журнал НИУ ИТМО. Экономика и экологический менеджмент. — 2014. — № 3.

4. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения. — М., 1990.

5. Герасимов И. Российская ментальность и модернизация // ОНС. — 1994. — № 4.

6. Зиновьев А.А. Запад. Феномен западнизма. — М., 1995.

7. Тихомиров Л. Вопросы экономической политики. — М., 1900.

8. Бьюкенен П. Экономический национализм или глобальная экономика? // Предпринимательство. — 2001. — № 1.

9. Воденко К.В. Современная социально-экономическая политика: Культурные и философские основания // Гуманитарий Юга России. — 2014. — № 3.

«Гуманитарий Юга России», Ростов-на-Дону, 2015 г., № 3, с. 147–155.

Влияние миграционных процессов на мусульманское сообщество России

А. Шмелёв, кандидат исторических наук, доцент кафедры основ внешней политики и безопасности Ю. Потапова, студентка (Институт международных отношений и мировой истории, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского)

Россия исторически была многонациональной и полиэтничной страной. Традиционно мусульманская умма являлась неотъемлемой и существенной частью русского общества, какой является и сейчас, благодаря мощному притоку людей из разных стран1. На настоящий момент 40% общего числа мигрантов России являются выходцами из мусульманских стран2. В эпоху глобализации мир стал более открытым, миграционные процессы набирают обороты, особенно из стран бывшего Советского Союза. Одна из проблем, требующих повышенного внимания, — это влияние мигрантов на мусульманское сообщество России. По данным за 2010 г., в России временно проживали 489 357 мигрантов, около половины из них составляют приезжие из стран СНГ — 208 782 человека3. Мигрантов можно условно разделить на три крупные группы.

1. Рабочие мигранты. По данным Всероссийской переписи 2010 г., наибольший поток людей идет из Узбекистана (73 248 человек) и Таджикистана (36 111 человек). Основная цель переезда — заработок: по Узбекистану — 63 979 человек и Таджикистану — 30 803 человека4. Характерными особенностями этой группы являются добровольное переселение, высокие шансы к адаптации и заинтересованность в поиске работы; основную часть составляют мужчины молодого и среднего возраста без семей.

2. Вынужденные переселенцы и беженцы. Существенный вклад в повышение уровня численности населения Российской Федерации в 1990-е годы внес приток торговых мигрантов, беженцев и вынужденных переселенцев с Кавказа. Если обратиться к данным Всероссийской переписи 2002 г., то можно заметить, что «доля мигрантов в столице с 1989 по 2002 г. выросла с 10,3 до 15,2%. В Москве появились районы со значительным количеством переселенцев, доля которых в Фили-Давыдково, Раменках и Можайском районах от 27,5 до 32,3%, в Дорогомилове — 35,1%, Измайлове — 35,9%»5. В Западном округе мигранты составляют более 1/5 населения. Восточный округ занимает 2-е место по числу мигрантов, однако здесь сосредоточены выходцы из сел и небольших городов Чечни и Закавказья, нередко травмированные кровопролитными войнами — от Карабаха до двух российско-чеченских конфликтов6. Спецификой этой группы является превалирующее число семей с детьми, которые в большинстве своем хотели бы вернуться на родину.

3. Учебная миграция. В большинстве случаев радикальные веяния в исламе привносится в Россию именно молодыми мусульманами, обучавшимися за границей в исламских учебных заведениях, а также иностранцами, толкующими ислам в духовных учебных заведениях не так, как это традиционно сложилось у мусульман России: «…в город Октябрьский (Башкортостан) прибыли 3 турецких граждан, чтобы помочь братьям-мусульманам воспитывать и обучать детей. В созданном пансионате детям стали внушать веру в Аллаха не в рамках традиционного ислама, а с позиций радикально-националистического мусульманского верования»7.

Все эти категории по-своему оказывают влияние на мусульманское сообщество. По статистике, основное число людей приезжают с целью трудоустройства. В нашей стране не хватает дешевой рабочей силы, на сегодняшний день по статистике — 1 800 000 вакансий8, а в мусульманских странах, наоборот, наблюдается прирост населения («за 2014 г. население Узбекистана увеличится приблизительно на 279 880 человек. Ожидается, что количество эмигрантов будет преобладать над количеством иммигрантов. То есть общая миграция будет отрицательна: — 81 582 человека…»)9, но рынок труда пока не в состоянии обеспечить местом каждого потенциального работника. Мигранты приезжают в Россию в большинстве своем легально, но некоторые из них работают без должного оформления документов, плохо ориентируются в стране, с большим трудом говорят на русском языке. У них возникает необходимость в адаптации к новому быту и культуре; потребность в социализации и моральной поддержке; потребность в общении с представителями своего народа. Главный духовный и религиозный центр для правоверного мусульманина — это мечеть. Но большинство современных мусульман-мигрантов испытывают серьезные трудности в адаптации к новым условиям, такие как боязнь, недоверие, внешние факторы (СМИ, действия правоохранительных органов)10. Они приезжают ради возможности заработать себе на жизнь и помочь своей семье, оставшейся на родине. Большинство из них не получили полноценного образования, что во многом и является причиной религиозного фанатизма («отсутствие правильного понимания целей и внутренней системы религии приводит к недостаткам религиозного воспитания и ущербной нравственности, способствует проявлению негативных качеств характера: раздражительности, агрессивности, злословия, высокомерия, подозрительности, ненависти»11). Люди, которые слабо развиты в духовном отношении, могут попасть под влияние террористических группировок, деятельность которых направлена на свержение светской власти либо дестабилизацию обстановки в регионе. Таким образом, мигрант приезжает в Россию с определенным насажденным мировоззрением, сквозь призму которого он общается с окружающим миром и влияет на него. Неспособность отличить хорошее от плохого и простое незнание приводит к очень печальным последствиям, таким как конфликты и теракты.

Сегодня все больше конфликтов на национальной почве ассоциируются именно с исламом. Это происходит по следующим причинам.

1. Борьба религиозных объединений. По словам В.Н. Калинина, мусульманская община в России находится на 2-м месте в мире по числу религиозных объединений. Он полагает, что на настоящий момент официально существуют две основные исламские религиозные организации: Центральное Духовное управление мусульман России и Совет муфтиев России. Но даже между такими мощными структурами возникают противоречия по поводу поддержки ваххабизма, получения материальной помощи от зарубежных исламских центров, связанных с ваххабитскими террористическими формированиями. («Такая междоусобица и стремление многих местных исламских религиозных организаций к автономии неблагоприятно воспринимаются верующими мусульманами и создают отрицательное мнение в обществе»12.) Для государственной власти это серьезная проблема, которая создает напряжение не только в правительственных кругах, но и проецируется на само общество.

2. Противопоставление мигрантов коренному населению. Такие действия, как добровольный отказ (вызванный недоверием, враждебной настроенностью) от социализации, неприятие норм страны пребывания, незнание законов и собственных прав, порождают конфликты, причем с обеих сторон. С одной стороны, можно отметить попытку поджога мечети в Волгограде и Астрахани, нанесение на стены молельного дома национальных лозунгов в Московской обл.13, с другой стороны, показателен такой пример, как создание оборудованных всем необходимым молельных комнат для совершения намаза пять раз в день для работающих мусульман. Их число растет, особенно на рынках, где работающих мусульман особенно много. Эти комнаты призваны упрочить положение мусульман и помочь им в удовлетворении религиозных потребностей14. Известен факт, что в аэропортах Москвы (Домодедово, Внуково) возобновляются работы молельных комнат для мусульман15. Но одновременно с этим появляется реальная угроза терактов, напрямую связанная с молельными комнатами. Так, в Санкт-Петербурге была проведена специальная операция на рынках по молельным комнатам с целью пресечения попыток экстремистской деятельности16. Создание и распространение молельных комнат — следствие того, что в стране не хватает мечетей, это ведет к уменьшению уровня взаимодействия между мусульманами, что порождает создание небольших религиозных закрытых групп. Но несмотря на это отмечается, что большинство мусульман заинтересованы в религиозной деятельности именно в рамках официальных мечетей17. Подобных конфликтных ситуаций очень много, необходимо также учитывать тот факт, что случаи проявления нетерпимости и неуважения к представителям разных наций зачастую демонстрируются с обеих сторон.

3. Негативное влияние на русскую мусульманскую общину. Из всего сказанного выше можно сделать вывод, что данные конфликты в большинстве случаев оказывают негативное влияние на коренных мусульман России, которые живут на этой земле очень давно и зарекомендовали себя как добропорядочные соседи. Неблагоприятные события, связанные с представителями их национальности, могут в корне подорвать доверие, которое выстраивалось столетиями. Именно поэтому на этой почве возникает конфликт, который очень трудно решить18.

Проблема влияния мигрантов на мусульманское сообщество России на сегодняшний день стоит чрезвычайно остро. В.В. Путин призвал мусульманское руководство уделить особое внимание развитию адаптационной политики для приезжающих мусульман19. В России реализуется много проектов в рамках Концепции общественной безопасности в Российской Федерации20, Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»21, действует большое число специальных программ, в том числе и федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 — 2020 годы)»22. Стоит отметить, что в России функционирует большое число мусульманских культурных центров, молодежных и женских центров, а также научно-просветительских клубов23. Также во многих городах (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород) проходят мусульманские праздники, организуются выставки и концерты, основная цель которых — повышение культурного уровня мусульман и своеобразная дань традициям и своей истории24.

Основная проблема состоит в том, что своеобразный имидж, который уже сформировался благодаря средствам массовой информации и самим приезжим, демонстрирует рознь и смуту, а традиции ислама подаются как нечто ужасное. Нездоровый имидж формирует соответствующее отношение не только к мигрантам, но и к коренному мусульманскому населению. Миграционные центры для приезжих людей существуют, но они либо не могут охватить весь поток, либо мигрант сам не хочет социализироваться25. Поэтому необходимо направлять усилия на работу с подрастающим поколением, которое может стать надежной опорой развития в данной области.

Сегодня активно развивается такой институт, как волонтерство, и молодые люди — мусульмане, которые владеют своим родным языком, или русские студенты, которые изучают данный язык и культуру, смогли бы помочь в социализации приезжим. Это дало бы им возможность заниматься достойным делом, получить навыки общения с разными людьми, больше узнать о своей культуре и заслужить уважение за свой вклад в построение мирного будущего.

Следующее предложение касается российской системы образования. Как известно, сегодня совместное обучение представителей разных национальностей — уже не редкость, но конфликты на этой почве возникают даже в юном возрасте26. Чтобы исправить ситуацию, необходимо обратить внимание на культурное воспитание школьников — показать национальное разнообразие и богатство России в историческом и современном аспекте. Дети будут учиться с интересом, незаметно для себя познавая друг друга. Таким образом, со школьной скамьи будет закладываться уважение к представителям других национальностей, прививаться доверие и дружба. Этой цели может также служить проведение такого мероприятия, как, например, «Неделя страны», которое может состоять из небольшой презентации, подготовленной представителями той или иной национальности; выставки национальных блюд, игрушек, народного творчества. Возможно также проведение новогоднего праздника с элементами различных культур, а также всевозможные конкурсы и спектакли, концерты и игры, песни и хороводы, постановки, приуроченные к какой-либо знаменательной дате, либо просто мероприятия, направленные на развитие у ребят интереса к познаванию разнообразных культур и расширению кругозора. Такая политика обязательно должна поддерживаться правительством Российской Федерации и осуществляться в общегосударственном масштабе.

Кроме того, подобные меры следует принимать и в высших учебных заведениях, и в профессионально-технических училищах. Действия, имеющие своей целью усиление роли этноконфессиональной составляющей в обучении, можно осуществить через введение в программу таких дисциплин, как, например, этнополитология.

И в заключение хотелось бы отметить, что обозначенная проблема стоит очень остро, и ее необходимо решать как можно скорее. Необходимо в корне изменить отношение русских людей как к мигрантам, так и к самому исламу в целом. При этом первостепенной задачей является создание подходящих условий, стимулирующих (в рамках концепции «мягкой силы») самих мигрантов к адаптации и аккультурации. И именно духовные управления мусульман способны стать ведущим институтом в проведении в жизнь данной политики применительно к мигрантам-единоверцам27. Только в этом случае двусторонняя политика будет иметь смысл и принесет успех.

Литература

1. Бобровников В. Научный доклад о положение мигрантов мусульман-шиитов в России. Доступ: http://ahlibeyt.ru/about/nauchnyjdoklad-o-polozhenie-migrantov-musulman-shiitov-v-rossii/ (Проверено 11.05.2015.)

2. Калинин В.Н. Религия и безопасность (религиозный экстремизм) // Право и безопасность, 2002. № 4(5). URL: http://dpr.ru/pravo/pravo_4_9.htm (Проверено 11.05.2015.)

3. Мухетдинов Д. Трудовая миграция: проблемы интеграции в российский социум и преодоления негатива со стороны принимающего населения // Ислам в СНГ. — 03.08.2011. Доступ: http://www.islamsng.com/authors/Muhetdinov/2422 (Проверено 11.05.2015.)

4. Старостин А. Влияние миграции из Центральной Азии и Кавказа на мусульманское сообщество Среднего Урала. Доступ: http://www.islamsng.com/books/ almanach/1/5-alex-starostin.htm?height=600&width=800 (Проверено 11.05.2015.)

«Ислам в современном мире», М., 2015 г., т. 11, № 2, с. 146–152.

Оглавление

Из серии: Научно-информационный бюллетень «Россия и мусульманский мир»

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Россия и мусульманский мир № 3 / 2016 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Роль мусульманского сообщества в России. Доступ: http://inosmi.ru/ russia/20130106/204228865.html (Проверено 24.11.2014.)

2

Мусульманские мигранты в России. Доступ: http://www.interfax-religion. ru/?act=news&div=53455 (Проверено 26.11.2014.)

3

Национальный состав России за 2010 год. Доступ: http://www.gks.ru/ free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm (Проверено 24.11.2014.)

4

Всероссийская перепись населения по данным за 2010 год. Доступ: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm (Проверено 24.11.2014.)

5

Научный доклад о положении мигрантов — мусульман-шиитов в России. Доступ: http://ahlibeyt.ru/about/nauchnyj-doklad-o-polozhenie-migrantov-musulman-shiitov-v-rossii/ (Проверено 25.11.2014.)

6

Данные Всероссийской переписи населения за 2002 год. Доступ: http://www.perepis2002.ru/content.html?id=11&docid=10715289081463 (Проверено 29.11.2014.)

7

Религия и безопасность (религиозный экстремизм). Доступ: http://dpr.ru/ pravo/pravo_4_9.htm (Проверено 28.11.2014.)

8

Дефицит рабочей силы — угроза для экономики России. Доступ: http://ria.ru/society/20140319/1000169453.html (Проверено 27.11.2014.)

9

Численность населения Узбекистана по прогнозам за 2014 год. Доступ: http://countrymeters.info/ru/Uzbekistan (Проверено 29.11.2014.)

10

ОМОН избежал наказания за издевательства над мусульманами в 2013 г. Доступ: http://www.ansar.ru/rfsng/2013/04/24/40138 (Проверено 24.11.2014.)

11

Религиозный экстремизм: Причины, последствия, исцеление. Доступ: http://www.zonakz.net/blogs/user/izgi_amal/1938.html 02/10/2011 (Проверено 01.12.2014.)

12

Религия и безопасность (религиозный экстремизм) URL: http://dpr.ru/ pravo/pravo_4_9.htm (Дата обращения: 28.11.2014.)

13

Ислам в России: Итоги 2013 г. URL: http://islam-today.ru/islam_v_rossii/ islam-v-rossii-itogi‐2013-goda/ (Дата обращения: 27.11.2014.)

14

Молельная комната для мусульман на рынке. Доступ: http://www.info-islam.ru/publ/novosti/rossiya/na_rynke_otkryli_molelnuju_komnatu_dlja_musulman/1 — 1–0–17838 (Проверено 02.12.2014.)

15

Мусульманские молельные комнаты в аэропортах вновь работают. Доступ: http://dumrf.ru/common/regnews/7434 (Проверено 01.12.2014.)

16

Захват радикальной группы в Санкт-Петербурге: Подробности операции. Доступ: http://news.mail.ru/inregions/st_petersburg/91/incident/11927352/ (Проверено 03.12.2014.)

17

Трудовая миграция: Проблемы интеграции в российский социум и преодоления негатива со стороны принимающего населения. Доступ: http://www. islamsng.com/authors/Muhetdinov/2422 (Проверено 01.12.2014.)

18

Конфликт между мусульманами и православными Российской Федерации. Доступ: http://newsland.com/news/detail/id/591478/ (Проверено 03.12.2014.)

19

Путин: Ислам — яркий элемент российского культурного кода. Доступ: http://wordyou.ru/vrossii/putin-islam-yarkij-element-rossijskogo-kulturnogo-koda (Проверено 01.12.2014.)

20

Концепция общественной безопасности в Российской Федерации. Доступ: http://www.kremlin.ru/acts/19653 (Проверено 30.11.2014.)

21

Федеральный закон от 25.07.2002 N114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Доступ: http://minjust.ru/ru/node/20664 (Проверено 27.11.2014.)

22

Федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014–2020 годы)». Доступ: http://fcp.economy.gov.ru/cgibin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2014/420 (Проверено 24.11.2014.)

23

Открытие мусульманского культурного центра. Доступ: http://ria.ru/ religion/20141105/1031791265.html (Проверено 01.12.2014.)

24

Мусульмане отмечают праздник Курбан-Байрам в Нижегородской области. Доступ: http://www.vremyan.ru/news/tysjachi_musulman_otmechajut_kurban-bajram_v_nizhegorodskoj_oblasti.html (Проверено 01.12.2014.)

25

Влияние миграции из Центральной Азии и Кавказа на мусульманское сообщество Среднего Урала. URL: http://www.islamsng.com/books/almanach/1/5-alex-tarostin.htm?height=600&width=800 (Дата обращения: 03.12.2014.)

26

Конфликты между детьми иммигрантов и русскими детьми. URL: http://ns-initiative.livejournal.com/176145.html (Дата обращения: 02.12.2014.)

27

Миграционные потоки на евразийском пространстве. Доступ: http:// dumrf.ru/regions/77/event/6613 (Проверено 03.12.2014.)

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я