Книги серии «Главный» описывают альтернативную модель управления проектами. Ключевое отличие серии от другой подобной литературы в том, что здесь задача рассматривается с выделением глубокой причинно-следственной связи. Первый том предлагает модель собственной и коллективной мотивации, которая опирается не на локальный опыт, а на фундаментальные законы физики и известные принципы психологии.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Главный. Том I. Модель базовой мотивации» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава I. Энергия
Когда я декларативно описывал своим сотрудникам принципы мотивации, это не приносило ожидаемого результата. В лучшем случае люди могли их применять только на тех примерах, на которых были даны пояснения. В других контекстах применять эти технологии они самостоятельно не могли. Не было цепочки причинно-следственной связи, по которой они могли бы самостоятельно делать верные выводы в незнакомом контексте. Поэтому появилась необходимость положить в основу мотивации фундаментальные принципы и отвечать на «главный вопрос вселенной, жизни и вообще».
Эта книга — чистое взаимодействие. Я взаимодействую с каждым из читателей и со всеми одновременно. Энергия — это взаимодействие двух потенциалов через общую для них среду. Понимание того, что любое взаимодействие — суть энергия, даёт базовые метрики в нашей вселенной, которые определяют любой процесс — это разность потенциалов и общая среда для передачи этого потенциала. Скорость, с которой этот потенциал передаётся через среду и обратная связь от передачи этого потенциала — уже производные от энергии. От материи на субатомном уровне до устройства вселенной, от мысли человека до вектора развития человечества — всё это передача какого-то потенциала через какую-то общую среду с какой-то скоростью и обратной связью. Понимание потенциалов даёт понимание сил и законов. Понимание среды приводит к пониманию извлечения энергии из потенциалов. Понимание обратной связи даёт принципы обучения и влияния.
Наша вселенная развивается по эволюционному принципу. Чем ближе мы рассматриваем фундаментальные законы, тем больший охват и применение они имеют. Чем закон проще, тем он масштабнее, древнее, а значит, имеет более широкий контекст применения. По моему мнению — разность потенциалов, взаимодействие большого и малого, и есть тот самый базовый закон.
Изучая материю, люди определили основные химические элементы и способы их взаимодействия. Любое вещество состоит из молекул (корпускул) и все химические элементы возникли из самого первого — водорода. Кстати сказать, великий Михайло Ломоносов, был одним из первых, кто научно, на опытах доказывал корпускулярную природу вещества.
Погружаясь в мир элементарных частиц, учёные обнаружили, что там всё не так, как привыкли люди. Оказывается, сам атом почти пуст. Элементарная частица ведёт себя как частица, когда её пытаются измерить, т.е. зафиксировать её состояние, и как волна, когда с ней не взаимодействуют. Несмотря на то, что люди обладают этими фактами уже почти сто лет, непротиворечивого объяснения этим феноменам ещё нет.
Адронные коллайдеры, кроме всего прочего, подтвердили то, что больше ста лет назад дедушка Эйнштейн показал знаменитой формулой Е=mc². Это формула говорит нам, что любое тело, обладающее массой — суть энергия, но не любая энергия — это тело, имеющее массу. И совсем недавно экспериментально были обнаружены так называемые бозон Хигса и поле Хигса — механизм возникновения массы у энергии.
Всё, что вы сейчас видите вокруг себя — также суть энергия. И вы сами, и дома, и самолёты, и ваши мысли, и небо, и то, как все это взаимодействует между собой — всё это разность потенциалов, которые передаются через среду. И природа этого факта абсолютно научна и доказана.
Течение реки, прыжок человека, скачок котировок на фондовой бирже, продажа ручки, симпатия к человеку, история супергероя сироты, электричество в розетке — все это пример передачи потенциала через общую среду с какой-то скоростью.
Скорее всего, аналогия энергии с рекой и электричеством воспринимается легко, а вот симпатия к человеку и изменения на бирже пока не укладывается в контекст.
Что такое потенциал? Это когда одно больше другого такого же. У реки разность потенциалов — это разность высоты в двух местах. Этот потенциал показывает, на сколько высота одного места отличается от другого и её можно измерить в метрах. Чем больше она отличается в разных точках, тем быстрее течёт вода. А чем больше площадь, на которой есть разница высот, тем река полноводнее. У электричества разность потенциалов возникает между полюсами источника питания или участками проводника. В бытовой розетке и в каждом из миллиардов проводников компьютера эта разность потенциалов присутствует и её принято измерять в вольтах. Чем больше напряжённость электрического поля в проводнике, тем больше в нём напряжение.
К изменениям на фондовой бирже приводит разность потенциалов между предложением и спросом. Тут единица измерения уже не так очевидна. Что это может быть? Реальная стоимость активов, политическая ситуация или что-то ещё? На самом деле эта разность потенциалов в ожидании людей. Разность между тем, кто считает, что курс будет расти и теми, кто считает, что курс будет падать. Другого нет. Конечно, на мнения этих людей влияют объективные причины и необъективные, но в конечном счёте, разность потенциалов сводится к ожиданиям на рост и ожиданиям на падение. К слову, кто лучше других оперирует ожиданием людей или, хотя-бы, угадывает эти ожидания, тот зарабатывает на бирже больше остальных.
Навык определения разности потенциалов, т.е. выделение главного, ничем не отличается от любого другого навыка. Он приходит не сразу, но совершенно точно улучшается с каждым применением. Тут очень важно для себя фиксировать, правильно ли был сделан анализ или нет. Всегда нужно охотиться за неискажённой обратной связью и ошибками. Не избегать их, а охотиться.
По сути своей, выделение разности потенциалов — это разложение большой задачи или объекта на главные составляющие его процессы. Известная древняя китайская притча про оленя — это история в том числе и про то, как важно выделять разность потенциалов из любого события, субъекта и объекта. История о том, что в задаче нужно сначала находить главное. Т.е. убрать всё, без чего суть задачи не изменяется.
Надеюсь, с разностью потенциала стало чуть понятнее. Как мне кажется, я смог убедить вас в том, что вся воспринимаемая нами реальность, суть разность потенциалов. Умение определить, между чем эта разность возникает, даёт ключевой навык восприятия реальности такой, какая она есть.
Теперь давайте разберёмся про общую среду для передачи этого потенциала. Как вы помните, передача потенциала возможна только при наличии общей среды. У реки разность потенциала в высоте, а общая среда — это поверхность Земли. У электричества разность потенциалов в напряжении между двумя точками, а общая среда — это проводник электрического поля. У изменений на бирже разность потенциала в ожидании людей, а общая среда — это их информационное поле.
Как передать потенциал, если общей среды нет? Передать потенциал от разности высот в реке до фондовой биржи напрямую нельзя — нет общей среды для передачи этого потенциала. К счастью, человек имеет достаточно примеров эффективного сращивания одной среды с другой через промежуточные среды. Тот же смартфон будет средой для доступа в общее информационное поле, через которое человек будет принимать решения о сделках на фондовой бирже. Смартфону нужно электричество. Река может вырабатывать электричество, которое будут потреблять и смартфон, и фондовая биржа, и каждый участник этой биржи. Ничего сложного. Более того, предположу, что комбинаций объединения разных сред бесконечно много. Электричество как промежуточная среда — это один из самых распространённых, простых и понятных всем случаев. В качестве такой же универсальной общей среды, с электричеством могут конкурировать только деньги и язык.
Знаете, объединение сред для передачи потенциала, очень похоже на дроби в математике. Помните, там нельзя просто так 1/2+2/4? Знаменатель должен быть общий. В примерах выше я привёл разные среды к общему знаменателю"электричество"и смог их сложить, извлекая пользу.
Скорость передачи потенциала через общую среду может показаться самым простым свойством. Разумеется, эта передача всегда имеет какую-то скорость. Люди ещё в Древней Греции заметили, что скорость стрелы в любой момент времени равна нулю и пришли к выводу, что само понятие скорости неотделимо от времени.
Две с лишним тысячи лет считалось, что без времени нет скорости. В начале XX века величайшие умы того времени согласились, что всё ровно наоборот. Скорость не только определяет течение времени, но и изменяет массу вещества. Я предлагаю использовать очень простое и, на мой взгляд, достаточное простое и интуитивно понятное каждому определение времени. Время — это суть изменения. Нет изменений — нет течения времени.
Есть теория, объясняющая этот эффект. Все мы со школы знаем, что максимально возможная скорость движения в пространстве — это константа, равная скорости света. Примерно, трёмстам тысячам километров в секунду. Теория говорит, что сумма скорости течения времени и скорости движения в пространстве — это тоже константа. И чем быстрее одно, тем медленнее другое. Зависимость, разумеется, нелинейная и эффект замедления времени начинает заметно проявляться только на очень высоких скоростях. Тем не менее, сама теория в своей основе, кажется мне очень красивой.
Также, физика XX века утверждает, что кроме замедления времени, с увеличением скорости движения увеличивается масса объекта. При достижении материальным телом скорости в несколько десятков процентов от скорости света, масса тела станет такой, что окружающее пространство исказится и люди будут наблюдать это как гравитацию. Механизм искривления пространства для больших и для быстрых, но лёгких тел, становится одинаковым. Во второй половине XX века были внесены корректировки. Стало очевидно, что взаимодействие тут происходит на более глубоком уровне. Масса — это мера импульса материального тела и частный случай меры энергии. И именно энергия искривляет пространство.
Эти явления были экспериментально доказаны тысячи раз, правда, в гораздо меньшем масштабе. Время на орбитальных космических станциях течёт чуть медленнее чем на Земле. Сам факт огромной скорости, меняет течение времени и пространство рядом с ним.
Очевидно, что скорость всегда имеет направление, ведь невозможно двигаться никуда. Передача потенциала возможна только в одном направлении: от большего к меньшему. Это полезно тем, что даже не имея возможности видеть источник и приёмник потенциала, например, начало и конец реки, просто наблюдая за течением, можно однозначно понять, где больший потенциал, а где меньший.
Скорость зависит всего от двух метрик. Это величина разности потенциалов и сопротивление среды. Чем больше гравитация, или больше разница в высоте между истоком и устьем реки, тем река быстрее. Чем больше в среде, т.е. русле реки, будет помех, например больших камней или брёвен, тем течение будет медленнее.
Чем мощнее двигатели, тем больше разность потенциалов и тем быстрее может лететь самолёт. Однако, чем быстрее он летит, тем сильнее сопротивление в единицу времени, оказываемое воздухом. Аэродинамика самолёта снижает сопротивление среды, но никогда не сведёт его к нулю. То же самое с его массой. Чем самолёт тяжелее, тем большую разность потенциалов необходимо приложить, чтобы он полетел. То есть, тем мощнее должны быть двигатели.
Пример с рекой тривиален, и в общем то достаточно эффективно доносит идею о том, что чем меньше помех в среде передачи и чем меньше масса, тем меньше энергии нужно приложить для движения. Пример с самолётом радикально другой. Он говорит нам о том, что чем быстрее потенциал будет передаваться в среде, тем сильнее будет сопротивление среды этой передаче. Конечно, при условии, что среда — это не вакуум. А в интересных нам проектных процессах среда точно не вакуум.
Зависимость сопротивления среды от скорости легко можно объяснить. Чем больше скорость, тем больше в единицу времени встречается препятствий, и тем «тяжелее» становится каждая секунда. Когда на отрезке в один километр, расставлены препятствия через каждые десять метров, при скорости в тысячу метров в секунду, все препятствия придётся пройти за эту секунду. На скорости в сто метров в секунду, количество препятствий не изменится, но каждая секунда будет содержать в десять раз меньше препятствий, поэтому будет в десять раз «легче».
Мы рассматриваем фундаментальные примеры из физики только потому, что в контексте людей, социальной и проектной среды — всё то же самое. Мы являемся частью более глобального контекста, системы. Поэтому не можем обладать отличными от нее принципами.
Выводы из этих примеров очевидны. Одинаковое влияние на окружающее пространство оказывает и тот, кто очень большой, и тот, кто маленький, но невероятно быстрый.
Чем меньше разность потенциалов для решения задачи, тем в больший промежуток времени будет растянут процесс. Чем быстрее вы будете пытаться реализовать свою задачу, тем большее сопротивление в единицу времени вы получите, и тем больший потенциал необходим. И единственный способ двигаться быстро и тратить при этом минимум энергии — это быть лёгким. Физика нам это достоверно доказала. И, я уверен, каждый из вас, в своем личном опыте, найдет не один пример в подтверждение этим несложным выводам.
Обладать энергией можно не только присоединяя материю, но и увеличивая скорость. Быть влиятельным можно и через капитал, связи или технологии, и через значительно превосходящую скорость решения задач. Понимаете? И в том, и в другом случае, энергия, потенциал, может быть одинаковым.
Всё что мы способны воспринимать своими органами чувств — это обратная связь. Без неё мы не могли ни видеть, ни ходить, ни контролировать что-либо.
Если сравнить передачу потенциала с мячиком, то звук удара мячика будет его обратной связью, однозначно показывая, был ли отбит мяч ракеткой или ударился о корт. И ваши первые броски баскетбольного мяча в корзину, скорее всего, были неудачными. Однако, каждый раз, соотнося свой бросок и его результат, вы постепенно улучшали свои навыки именно благодаря наличию обратной связи. Вообще всё, чему вы когда-либо научились, появилось в результате обратной связи. По этому принципу обучается и любой живой организм, и компьютерная нейросеть.
Навык обнаруживать и правильно интерпретировать обратную связь от передачи потенциала. Навык создавать и передавать через среду потенциалы. Навык обеспечивать среду и умение извлекать пользу от потенциалов в этой среде. Все эти навыки чрезвычайно важны.
Это может натолкнуть вас на мысль о том, что в общем-то, можно владеть всего одним навыком, а остальные — делегировать. Да, вполне. Если действительно уметь делегировать остальные. Например, даже не имея возможности создавать потенциалы, достаточно управлять средой передачи между ними, чтоб извлекать энергию для своей пользы. Возможно, кто-то из вас найдёт этот несложный принцип в основе любой финансовой системы.
Корректируя потенциал, среду и способ получения обратной связи, мы живём и учимся каждую секунду. Однако, далеко не всегда делаем это с присутствием внимания. Люди имеют отлично настроенную коммуникацию в виде обратной связи на базовых механизмах жизнедеятельности и почти не занимаются сознательной организацией обратной связи в организации процессов.
Когда вы будете открывать кофейню и не позаботитесь об обратной связи от ключевых логических шагов, то не сможете понять, почему у соседа покупают чаще, чем у вас. Когда вы будете воспитывать ребёнка, без правильно выстроенной обратной связи, вы не будете понимать, что главное в этом воспитании и какие признаки этого главного нужно отслеживать. А значит, будете бессознательно повторять те шаблоны, которые сформировались многократным повторением в вашем детстве и актуальном окружении. Когда вы будете создавать армию, вы никогда заранее не поймёте, способна ли эта армия одержать победу. Потому что не будете знать, какой эта армия должна быть, чтобы одолеть противника. Будете расходовать ресурс на контроль того, что не имеет значения.
Чем качественней инструмент у человека, тем большее значение для него имеет обратная связь от результата решения задачи. Тем с большей вероятностью его можно отнести к профессионалам. Чтобы оценить понимание человеком задачи, необходимо и достаточно оценивать то, как человек контролирует свой результат. От чего он старается получить обратную связь и как добивается её точности. Это нехитрое правило одинаково эффективно работает для инженеров, дизайнеров, врачей, топ-менеджеров. Берусь утверждать, что оно не имеет никаких исключений. Обращайте пристальное внимание на инструменты, которыми пользуется сотрудник. Инструментом может быть лопата, компьютерная программа, технология. Чем больше точности инструмент сотрудника позволяет добиваться, тем важнее для этого сотрудника неискажённая обратная связь. Тем с большей вероятностью у него достаточно профессиональных навыков. Но это совсем не гарантирует наличие у него мотивации делать то, что он умеет.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Главный. Том I. Модель базовой мотивации» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других