БИО (избранное) ГРАФИЯ

Александр Очеретянский

Александр Иосифович Очеретянский (1946-2019) – русский поэт, редактор, исследователь и теоретик литературного авангарда. Окончил Киевский институт культуры, работал библиотекарем, в СССР не публиковался. Эмигрировал в США в 1979 г., где с 1989 года издавал литературно-визуальный альманах <Черновик>. Опубликован в легендарной антологии К.К.Кузьминского <У Голубой лагуны>. В книгу вошли избранные стихи и поэмы автора, от ранних традиционных до белого и свободного стиха зрелых лет. Очеретянский – тонкий лирик в авангардных доспехах, и в этом залог его творческого успеха.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги БИО (избранное) ГРАФИЯ предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

1975-1979

1980–1989

«Кто…»

Кто

Кто ты

Кто ты такой

В каком обличии

Расположении мечты

В конце весны или в начале

Какого цвета и

Есть ли в царстве сердца твоего

Зеленым пятнам место наконец

Ответь будь добр нужен ли

Ты сам себе

Ты сам остановившийся в раздумье у ручья

Текущего по прихоти изгиба

Меж двух невесть откуда

Взявшихся камней

«Ключ в мостовую вдавленный затравленный…»

Ключ в мостовую вдавленный затравленный

Лежащий сиротливо под деревом ненужный

Никому цветок бродяга

Человек в лохмотьях цедящий лениво

Слова свои в пространство в пустоту

Разбитая

Заброшена машина фонарь

Висящий криво дребезжащий

Смех идиотский некрасивый

Щенок скулящий жалобно свисток

Поломанная рука чья? ма-

некена под ногами — вырастают превращаясь

Закономерно неожиданно в короткий

Очень

Длинный путь ценою в жизнь награду

Сувенир подарок

«В ядовито-зелёном…»

В ядовито-зелёном

Разбавленном скупо безжизненно

Черным лиловым и серым

В одной компании

Огрызок яблока и винограда гроздь и персик и

Клубника и мух жужжащих мух шипящих

Плотоядный всхлип вой бред

И

Тишина, которой не было и нет и неоткуда взяться ей и

Неразборчиво ругательное смутное

Томление беды

И грусть пиявкой кровь сосущая из сердца

Фраза из письма

Р.

1.

Ты научился ничему не удивляться и научился врать

себе что научился ничему не удивляться ты научился

будто бы ты прав что научился ничему не удивляться

научился ничему в том числе себе не удивляться

Ты научился думать будто бы никто ничто

тебя уже не сможет удивить. Прости за резкость не-

ужели заученная роль самоубийцы — твоя тобой един-

ственно заслуженная роль и если только правда это

больше никогда играть с тобой я в собеседники не буду

не буду даже если встречи наши редкие игра

не интересно

2.

Состояние

пора надежд благополучно завершилась надежда

на надежду не похожа или похожа как медведь на обе-

зьяну живые оба существа и оба жить хотят

не в зоопарке среди цивилизованного сброда

иначе сброд название имеет: обс/лу/жи/ва/ю/щий

персонал одно только и скрашивает жизнь от-

куда неизвестно взявшиеся ин див и ду у мы та-

кие приблизительно такие как они случайно или

не случайно из тумана легенда вы-ри-со-вы-

ва-ет-ся. Пропадающая вновь резинкой карандаш-

ной стерта начисто частично кое-как по истечении

положенного — для разбора: кто что в чём дело

отчего за что кто кому должен — времени до сле-

дущей поры очередной надежд благополучно

завершённых

и если это жизнь и если это жизни высший смысл

понятно почему сейчас сегодня в данную минуту

мне в высшей степени противно сознавать

себя разумным многоклеточным и даже человеком

нач. 80-х

/Весь текст последнего письма/

Вам не понять чем близок мне

Стоящий на отшибе черный

В одном лице

Зверь многорукий птица многокрылая

Состарившийся дервиш пилигрим

Вам не понять как много в нем

Забот моих надежд моих мечтаний

Жаль одно время мне казалось мы б могли

Друзьями быть стараться (странно даже)

Понимать друг друга. Как видно сам себя

Водил я за нос зря из кожи лез

Выдумывая друга себя мне

Больше некого винить

«и все, что еще только ВЧЕРА…»

и все, что еще только ВЧЕРА

безжалостно отбрасывалось

уничтожалось при одном упоминании

называлось несущественным ординарным,

и уже потому недостойным внимания

СЕГОДНЯ

обкатывалось, медленно и верно

принимая нужную форму

подкрашивался фасад

обтесывались углы

сглаживались недоразумения

заданный ритм, едва перейдя

указанную границу

мгновенно беспрекословно

возвращался в прежнее минорное состояние

весь интерес к жизни

постепенно и неуклонно

катился скатывался исключительно

к тому как шли дела дома и на работе. дела,

которые в своем беспощадном постоянстве

все чаще и чаще напоминали стояние воды в болоте

с той только разницей, что вода в болоте

откровенно пахла неким животным духом,

напоминающим рвотный порошок,

и потому пить ее было невозможно,

а вопрос «как дела» не пах никак.

впрочем в этом и заключалось

его самое большое несчастье,

потому что надо было глотать это

безразличное «никак»

/даже внешне/ не обозначенное варево

и вдобавок отвечать изрекать в ответ

нечто вежливости ради и так дни

шли дни уходили приходили новые

похожие на старые дни и однажды

он решился….. но в последний момент передумал

и пошел купаться на озеро

хотя все-таки несмотря на

пр. пр…… в одном он оказался тверд:

никто нигде и никогда его больше не видел

«одинокое ночество…»

одинокое ночество

одинокое днечество

одинокое нокое

одноокое вечество

ног движение передвижение

сожаление раздражение

слабость смятение

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

как он должен быть счастлив

он — человек —

когда есть ему с кем усмехнуться

«там тихо и сумрачно. сыро…»

там тихо и сумрачно. сыро.

там только что сильный закончился дождь.

там тени на стенах скулят сиротливо

там гость. я. неузнанный и нежеланный.

и званный.

на все торжества.

Из цикла: в галерее художника

1.

В тумане расплывается лицо

Из пятен мутных составляющее целое

КАРТИНА

Ни вздоха нет ни выдоха

движение

не вызывает

проблеск отблеск блеск

едва угадываемое из

одних штрихов пространство замкнутое

суть состояния

непонята расплывчата невнятна

значительна

сама в себе по-своему поскольку и постольку

достаточно намека

одного не надо много

поэтому быть понятым

талант

2.

тишина разноцветная тишина

располагающая

настороженная

тишина

взорваться разорваться исчезнуть

каждое мгновение

готовая

собрана в одном

искоса брошенном взгляде

жесте задумчиво остановленном на полпути

в еще неподвижных

уже готовых произнести решающее слово

губах

тишина выписанная до мельчайших деталей

остановленная врасплох захваченная кистью

3.

Глубокий снег я представляю сколько

утонуло в нем людей

или туман. Стерильно-бело-вяжущее

по рукам-ногам пространство

или не снег

и не туман

а облака бесчисленные толпы

пухлой пышной ваты

и ты ты в этом месиве который

уцелеть обязан даже

точкой черной

точкой

4.

в хитросплетении

жирных спиралью

пунктирных штрихом

линий сплетение

пере-плетение

вечных вопросов: как быть

кем быть и с кем быть

каждый решает

сам в одиночку

ясен поэтому

маленьким белым

в центре картины

пятном человек

5.

Женщина в голубом остросюжетном на розовом

незаконченном

Размытом интригующе-туманном знакомая

до самого крохотно-

го из пятнышек на полотне —

юность моя ну пожалуйста еще раз

улыбнись мне

6.

Лишенные естественной своей окраски непривычно

серые

Бессмысленно бледные листья листья листьев толпы

Форм всех и размеров напомнили мгновенно полчища

не-

сметные бездарно в салатовый ярко цвет разу

крашенных крыс

7.

Темнее

Темнее

Темнеет

Тёмное

крошечное

светлое

светлее

светлее

светлеет

больше

ещё

ещё

темнее

темнее

8.

Одна другой сла-

щаво

у лы ба ю щи е ся

две рожи: он она

конечно розочки пикантность потому как очень

здесь необходима

но и о как

непрост в углу холста

нахально врезанный фрагмент

площадно-беспощадный: те же лица

он она

на них

неправильно

иначе

под углом

направлен свет

9.

иллюстрация фрагмент

Над пропастью у края на краю

Пустыни каменной застыл

Не смея права не имея шелохнуться

Человек

Склонившийся над крохотным

Растением цветком ростком

Живой страницей фразой буквой точкой

В многотомной очень

Для многих мёртвой книге

Как ни смотрел я ни одной

Так и не смог увидеть трещины

В безбрежном

В никуда ведущем

Гранитном каменном пустынном монолитном

казалось бы

Пришедших ниоткуда всё

О тайне

В галерее художника-абстракциониста

Чёрные деревья чёрные

Белые люди животные белые

Коричневые листья коричневые

Размытые пятна пятна пятна

Воображение рисует дорисовывает вырисовывает

Свой пейзаж! Так не бывает

Пейзаж? Надо подумать

Или забыть:

Не видел

Не было

Было

Не до того

В музее абстрактного искусства

Много всего непонятно к чему

Или понятно и неуловимо

Глупо — другого нет слова — стоять

И в стороне наблюдать за собой

Образом странным губы поджавшим кретином

«Неповоротливая…»

Неповоротливая

Грязная

Жирная

Зелёная

Похотливая

Скотина

Лениво спланировала

На край моей тарелки

Как жаль

Что воспитание

Не позволило мне

Трахнуть её по башке

Куском недоеденной пиццы

А все мама

«Пахнет лопнувшей клюквой промёрзлой…»

Пахнет лопнувшей клюквой промёрзлой

Болотной водой застоялой

Пахнет прелой листвой

В тишине жёлтых слов и надежд

Пахнет жизнью

Которой

Всегда остается так мало

И поэтому осенью поздней

Так коротко чисто и полно живешь

рецепт

разворошите палую листву после дождя

рукой рукой не бойтесь не говно

вот так еще еще смелее

вдохните глубже глубже хорошо

еще чуть-чуть пожалуйста довольно

попробуйте теперь сказать что эта жизнь

сил нет терпеть вконец осточертела

и не стесняйтесь не стесняйтесь все свои

внимательно вас выслушать готовы

«на усыпанной черными листьями…»

на усыпанной черными листьями

желтой земле в е з д е

кроваво-красные побеги —

с у щ е й смерти

мечты явлением любви из озорства

еще знакомство только с алфавитом

перст указующий пособие

для начинающих любой ценой желающих понять

своей души гармонию

в момент ее распада

«Хороши росточки-ниточки крохотные винограда…»

Хороши росточки-ниточки крохотные винограда

дикого на стене отвесной замшелой каменной и куда

отталкивая друг друга в безжалостной рукопашной

схватке кто — кого сучья толстые выкрученные

дугообразно по стене отвесной замшелой каменной

лезут куда и если вникуда а только престижа

собственно ради и если кончится терпение стены

из года в год междоусобные выдерживая войны

когда-нибудь ей это надоест когда-нибудь тогда

земная жизнь закончится как плюнуть раз и рукавом

не утереться от делать нечего и никому тогда

о потерянном дне пожалеть не придется некому будет

жалеть о потерянном дне тогда жизни рас-

страченной попусту в пространство говорю громко

говорю дано вам услышать меня последнюю

возможность использовать вспомнить себя росточками-

ниточками крохотными винограда дикого на стене

замшелой отвесной

каменной

«Пышно зелень цветущая пышно…»

Пышно зелень цветущая пышно

Пространственной гармонией

Насыщенная редких резких

Отчетливо взрывающихся звуков

В окружении сочных ярких

Глаз режущих пятен

Мелодий начинающихся издалека

Спокойно

Неожиданно

Все нарастающий темп которых

Конец ознакомительного фрагмента.

1975-1979

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги БИО (избранное) ГРАФИЯ предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я