Заметки православного изобретателя

Александр Оликевич

Какая связь между строительством электростанций и милосердием, кибернетикой и совестью, нейроинтерфейсами и святоотеческим учением?Сегодня о вере, в основном, рассуждают деятели искусства, журналисты, поэты, психологи, реконструкторы…Эта книга помогает взглянуть на многие вопросы под альтернативным углом, с точки зрения человека, не боящегося науки и техники. На многие «неразрешимые» вопросы современности находятся очевидные и вполне евангельские ответы.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Заметки православного изобретателя предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

О нашествиях врагом по грехам нашим

Почему наши предки потерпели поражение от монгол? Не поняв причин, мы не можем извлечь урок и снова рискуем попасть в ту же ситуацию.

Летописец написал «по грехам нашим». Но по каким? Со времени установления централизованного государства учебники ругают феодальную раздробленность. Но при всех своих минусах, она явилась на тот момент результатом мирного договора князей об отказе от претензий на тотальный контроль над Русью и довольствовании своими уделами. Да и объединённая рать все равно была бы на порядок слабее даже разведотряда противника в битве на Калке.

Монгольская империя, основанная на грабёж, концентрировала огромные энергетические (в виде тысяч тонн корма для коней) и технические (луки с высоким КПД, осадные машины, легкую броню), обеспечивая решающее преимущество. Русь в том виде просто не могла обеспечить питанием и снаряжением достаточно воинов для противостояния этому — КПД основного тогда хищнического подсечно-огневого земледелия был ничтожно мал. До 1000 человек должны были работать чтобы обеспечить одного ратника.

И главное средство экономического развития видели в том чтобы отнять у ближнего — землю, корову, княжеский удел — неважно. А ведь заповедь о любви ближнего как самого себя блокирует абсолютно все пути обогащения, связанные с отнятием у другого человека. Остается только путь использования ресурсов и энергии природы, которая для этого и создана Богом. И вместо усиления гнета крестьян нужно было развивать орудия труда, способы земледелия, технологии обработки.

Ведь, как показала дальнейшая история, не в грабеже, а именно в природных ресурсах скрыта колоссальная энергия — от химической до ядерной, приведшая современную Россию к невообразимому по меркам Средневековья могуществу. Через полвека, москвичей, освоивших энергию пороха, хан Тохтамыш не смог взять штурмом. А ещё через 200 лет войска Ивана Грозного, сделавшего основную ставку на этот новый вид природной энергии, уже уверенно отвоевывали огромные территории у остановившихся в своём развитии монгол. Ведь ограбив всех, кого можно, они принялись грабить друг дружку и ничего нового не придумали. Как и наши бедные предки, которые заповедь знали, но, к сожалению, не соблюдали. В то время, как сознательный отказ от грабежа и, соответственно, развитие техники всего на несколько % в год сделали бы соотношение сил на Калке и потом совсем противоположным, избавив Русь от множества бед. Такая вот (одна из многих) связь между грехами и нашествиями. Изучая все больше критики в адрес православия, мы, к своему удивлению… не обнаруживаем критики собственно православия. Всё, что критикуют наши оппоненты, связано скорее наоборот, с тем, что христианство в нас недостаточно преобразило, с теми уголками себя, куда мы ещё не пускаем Христа. С пережитками язычества, безбожия, звериными инстинктами, наконец, с грехами, которые точно также ненавистны и самому православию.

Господь сравнивает Царствие Небесное с экспоненциальными явлениями: ростом семени, работой закваски. Оно постепенно но неодолимо прорастает сквозь историю человечества, как подземное давление раскаленных газов на вулкане, и там где кто-то замешкался, оно ненадолго задерживается, а потом прорывается с другой стороны, с грохотом разбрасывая скалы.

Закосневшее в языческом мироощущении католическое Средневековье не повело мир за собой к истине и было сброшено потоками Реформации и Ренессанса — прямо поднявшими на флаг то христианское, что было упущено.

Задохнувшаяся в самодовольстве, невежестве и равнодушии русская старина была сорвана большевизмом, поднявшим на флаг именно те Христовы истины, которые оставались в пренебрежении.

Современное христианство, с его нынешними слабостями, противники больно кусают за самые разные места. Но отнюдь не за те, которыми мы тянемся к Господу, а именно за те, которые мы тщимся спрятать от Него!

Христос принёс в мир огромную преобразовательную энергию, и если мы, христиане, ведём себя по отношению к ней как должно, идёт великолепный расцвет и взлет. А если нет — она взрывает, сметает нас самих, прорываясь побочными, грозными, страшными путями. «Ибо мы не сильны против истины, но сильны за истину».

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Заметки православного изобретателя предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я