Ландшафтный дизайн глазами ботаника

Александр Николаевич Лебедев, 2022

Книга, основанная на богатом практическом опыте автора, кандидата биологических наук Александра Лебедева, подробно описывает каждый шаг в подготовке и реализации проектов ландшафтного дизайна. Здесь вы найдете информацию о современных стилях ландшафтного дизайна, описание необходимых в работе материалов, инструкцию по подбору и правильной посадке растений, комбинированию растений в цветниках, уходу за садом. Книга будет полезна как новичкам, так и опытным ландшафтным дизайнерам. Осторожно! Эта книга может навсегда изменить вашу жизнь!

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ландшафтный дизайн глазами ботаника предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2. Как выглядит разработка проекта: работа с заказчиком и основы проектирования

До начала проектных работ необходимо выехать с заказчиком на место и провести опрос и осмотр участка. Обычно это ваша первая встреча с заказчиком, от нее во многом зависит судьба всего проекта. Важно произвести хорошее впечатление и показать свой профессиональный уровень. Как правило, эта встреча ознакомительная и для заказчика бесплатная.

Может случиться, что в силу различных причин вы не подойдете друг другу. Видение будущего участка, понимание прекрасного, сроки или ценовая политика — много факторов, которые могут повлиять на окончательное решение о дальнейшем сотрудничестве. Но лучше решить все вопросы «на берегу», в последующем испытать разочарование или создать конфликтную ситуацию из-за недопонимания и несогласованности.

2.1. Выезд на место, опрос, осмотр

В ходе опроса необходимо выяснить ряд вопросов. Это скорее темы для беседы, чем бланк для заполнения. Бывает, что заказчик в ходе беседы рассказывает больше, чем у него спрашивали и это только плюс для нас, как для ландшафтных дизайнеров. Максимальное количество полученной информации — лучшая база для создания хорошего проекта. Некоторые вопросы взаимосвязаны и могут перекликаться и переходить из одной темы в другую.

Основные разделы опроса:

Тема: Состав семьи, включая домашних животных, с учетом возможных изменений.

Вопросы: пол, возраст, наличие маленьких детей, ожидаемое рождение ребенка, приобретение домашних животных, переезд родственников, индивидуальные особенности: ограничения подвижности, аллергия.

Комментарии: Для пожилых людей в проекте будет больше зон отдыха, постараемся избегать террасирования со ступенями, мест потенциального получения травм, меньше уход за участком, не такие яркие контрасты. Молодые пары, как правило, склонны к более активному проведению времени во время отдыха на участке, более склонны к спорту, играм, велосипедам и т.п., легче соглашаются на смелые дизайнерские решения, современные материалы и технологии, существует вероятность появления маленьких детей. Наличие или предполагаемое появление детей накладывает свои ограничения при создании проекта: лучше избегать глубоких водоемов или ограждать их, не использовать ядовитые растения и ограничить применение колючих кустарников. Домашние животные тоже определяют итоговые решения дизайнера: при свободном выгуле на участке они могут вредить посадкам, поэтому либо определяется специализированное место, такое как вольер, либо мы вынуждены предупредить заказчиков о возможных последствиях. Также необходимо уточнить нет ли кого-нибудь из домочадцев индивидуальных особенностей с состоянием здоровья: ограничения подвижности, аллергии и т.п.

Тема: Стационарные объекты на участке.

Вопросы: Имеющиеся и планируемые постройки на фундаменте, скважины, колодцы, септики, подземные коммуникации, взрослые растения. Описание материалов, все размеры. Возможность вносить изменения.

Комментарии: Важно для создания проекта получить информацию о фундаментах, цоколе зданий, отмостках, системах водоотведения, снегозадержания. Возможность предлагать изменения в конфигурации или оформлении построек: въезд/вход на участок, входная группа в дом/баню, пристраиваемое крыльцо, терраса, замена материалов облицовки цоколя построек, стен зданий. Вновь возводимые сооружения: гаражи, навесы, хоз. постройки, мастерские, летние кухни, беседки, курятники… Какие материалы уже присутствуют на участке. Цвета и фактуры: фасады зданий, крыши, заборы. Видовые точки: откуда будет обзор на участок. Основные видовые точки — это калитка и парковка, вход в дом, окна кухни и гостиной, беседка или терраса, качели, лавки.

Тема: Транспортные средства.

Вопросы: Количество автомобилей, их вес, цвет. Организация парковки: последовательный, параллельный выезд, круговое движение. Наличие прицепов. Потребность в гараже, навесе, местах хранения мотоциклов, квадроциклов, велосипедов, снегоходов, снегоочистительных машин.

Комментарии: Стандартный размер парковочного места под один автомобиль составляет 4х6 м. При использовании парковки двумя автомобилями последовательно (в случае, если первый автомобиль выезжает раньше и возвращается позже), возможна организация узкой парковки 4х12 м. Это как правило экономит место и позволяет уменьшить площадь парковки, а следовательно, освободить больше места на участке и сэкономить материал. При необходимости независимого выезда автомобилей, парковку автомобилей устраивают параллельно. Ее размер при этом составит 8х6 м, но будет необходима площадка для заезда на парковочное место. В случае организации кругового движения возможен независимый выезд автомобилей, повышается удобство выхода пассажиров и разгрузки автомобиля, но увеличивается площадь мощения. Масса автомобиля влияет на технологию устройства парковочного места. Можно определить три варианта: легковые автомобили до 3 т; легковые и грузовые автомобили от 3 до 5 т, автомобили от 5 до 25 т. Более тяжелая техника нуждается в устройстве специализированных парковочных мест, создание которых требует расчетов специалистов. Естественно, время от времени люди могут менять автомобиль, но как правило на аналог того же типа. Цвет автомобиля тоже имеет значение, хоть и не столь существенное. Во время нахождения хозяев на участке автомобиль будет занимать свое место на парковке. Если это не закрытый гараж, а открытое парковочное место или навес, то крупное цветное пятно будет на виду. Это нужно учитывать при составлении колористической схемы. Есть варианты: можно закрыть парковку шпалерами с вьющимися растениями либо живой изгородью, а можно использовать автомобиль как компонент ландшафта, подобрав сочетание декоративной листвы или цветения гармонично к цвету самого автомобиля. При необходимости выезда с места хранения велосипедов, квадроциклов или другого транспорта, желательно устроить парковочные места так, чтобы автомобили не мешали на пути следования. Очень неудобно выгонять автомобили, чтобы выехать на квадроцикле. Порой бывает достаточно добавить пару метров к ширине парковки и этот вопрос легко решится. Любая техника требует хранения сопутствующих материалов. Даже в современных условиях, когда обслуживание автомобилей и других средств передвижения производится по большей части в салонах, иметь места хранения канистр, насосов, жидкости для омывателя, места сезонного хранения шин — это достаточно удобно.

Тема: Время пребывания на участке.

Вопросы: Нахождение на участке в течение года: постоянное проживание (ПМЖ), приезд на выходные, отпуск, несколько раз в год. Время нахождения на участке в течение дня.

Комментарии: В случае использования участка круглогодично это необходимо учитывать при подготовке проекта. Во-первых, постоянное присутствие на участке позволяет и лучше следить за ним, контролируя изменения, и больше времени посвятить уходу. Во-вторых, находясь на участке круглый год, необходимо продумать сезонные изменения на участке так, чтобы обеспечить круглогодичную декоративность, включая зимний период, когда наиболее эффектно смотрятся хвойные, деревья и кустарники с красивой орнаментальной кроной и декоративной корой. Хорошим вариантом будет здесь использование сезонных композиций: весной контейнеры с выгонкой луковичных, летом однолетники, осенью композиции из овощей и злаков, зимой кормушки и рождественский декор. Необходимо продумать направления чистки снега в зимний период, доступность эксплуатируемых зон зимой. В случае пребывания на участке только в сезон, больший упор лучше делать на летнецветущие виды, композиции с обилием травянистых многолетников и однолетников, хорошо будут смотреться сезонные экспозиции в виде вазонов, контейнеров, садовой скульптуры. При варианте нерегулярного посещения участка больше внимания уделяем хвойным породам, декоративнолистным деревья и кустарникам, в ущерб цветущим. Если заказчики часто проводят на участке вечернее время, желательно устройство не только функционального освещения вдоль дорожек, но и декоративных подсветок. В зависимости от времени пребывания на участке возникает вопрос: сколько из этого времени заказчики готовы посвятить уходу за садом.

Тема: Возможность ухода за участком.

Вопросы: Сколько времени готовы посвятить уходу за участком: небольшие разовые работы, постоянные небольшие усилия, постоянную кропотливую работу на участке, готовы нанять специалиста для обслуживания.

Комментарии: Исходя из практического опыта, в большинстве случаев заказчики просят сделать сад минимального ухода. В таких случаях приходиться пояснять, что совсем без ухода участок не обойдется, но есть возможность минимизировать время ухода и его сложность. Для сокращения трудозатрат в первую очередь желательно сократить площадь цветников и уменьшить видовое разнообразие. После этого можно сократить или не использовать вовсе те растения, которые нуждаются в сложном уходе. Это розы, рододендроны, растения-экзоты, водные растения, акклиматизированные виды и сорта, живые изгороди, нуждающиеся в стрижке. Водоемы, ручьи, каскады, водопады и фонтаны требуют значительного ухода, поэтому их устройство на участке в данном случае под вопросом. При разработке проекта полезно составлять рекомендации по уходу за участком. Основываясь на этих сведениях можно подкорректировать наполнение участка элементами ландшафта и ассортиментом растений в соответствие с возможностями ухода. Идеальный случай, когда заказчики готовы нанять садовника на обслуживание участка. Тогда мы, как дизайнеры, можем не ограничивать себя в процессе проектирования и использовать элементы дизайна, материалы и ассортимент растений в рамках реализации замысла, максимально отражающие идею концепции проекта.

Тема: Встречи с друзьями.

Вопросы: Сколько человек приезжает, на чем, где паркуют автомобили. Продолжительность встреч: вечерний ужин, с утра до вечера, остаются на ночь, несколько дней. Род занятий во время встреч.

Комментарии: В зависимости от количества гостей рассчитывается площадь зон отдыха для времяпрепровождения компании. Если требуется создание зоны отдыха для большого количества людей, желательно устроить дополнительную зону отдыха для семейного отдыха в отсутствии гостей. Сидеть во время семейного обеда или ужина, например, втроем за столом, рассчитанном на 30 человек не комфортно. Количество гостей влияет также на ширину дорожек. С увеличением проходимости возможно увеличение ширины дорожки со стандартных 1,2 м до 1,5-2 м. Устройство дополнительных парковочных мест тоже повысит удобство для гостей. Но можно рассмотреть варианты парковки вдоль внешней границы участка или за пределами участка. Но в таких случаях желательно согласовать подобные действия с соседями и местной администрацией поселения. Интересы друзей тоже имеют значение. Приоритет можно отдать функциональному использованию участка — отдых на природе, а можно декоративной эстетической составляющей — красоте оформления. Чаще всего приходится искать компромисс — создавать красивый сад, куда не стыдно пригласить друзей, с удобными зонами отдыха для комфортного досуга. Вопрос относительно занятий во время встреч с друзьями иногда смущает заказчиков, но эти сведения нужны нам для разработки качественного проекта. Наличие, размер и наполненность ряда зон участка напрямую связана с их использованием. Это в первую очередь зона отдыха (их может быть несколько), газон, водоемы. Если сад используется в основном для прогулок, большее внимание отводим разработке маршрутов передвижения по участку, по возможности с альтернативными маршрутами, увеличение мест отдыха вдоль маршрута, где можно посидеть, любуясь декоративными композициями, вдыхая ароматы и слушая шум ручья и пение птиц. Если основным занятием во время встреч с друзьями являются банные процедуры, купание в купели и шашлык — это предполагает наличие купели или пруда для купания, увеличение зоны барбекю и места для посиделок. Декоративные композиции тогда концентрируем ближе к тому месту, где сидят гости. Если заказчики ведут активный образ жизни и предпочитают игры на траве в мяч, бадминтон, фрисби, настольный теннис и т.п., им больше подойдет просторный газон, увеличить площадь которого можно за счет других зон. Есть вероятность создания спортивной площадки. Для катания на велосипедах по участку возможно устройство закольцованной дорожки. При наличии у гостей своих благоустроенных участков можно попросить прислать фотографии, чтобы понимать их виденье ландшафта и разнообразие использованных там элементов и приемов дизайна. Во-первых, это может помочь определить, что нравится заказчикам, а что нет на примере чужих участков. Во-вторых, не желательно создавать сад, похожий на тот, что уже есть у кого-то из друзей.

Тема: Потребность в определенных зонах и их объем.

Вопросы: Какие зоны необходимы, как будут использоваться, в каком объеме и насколько часто, необходим ли доступ в зимнее время. Основной состав: парковка, газон, цветник, водоем, хозяйственная зона (хоз.блок, дровник, компост, место рубки дров, курятник), детская площадка, спортивная площадка, огород, плодовый сад, зона отдыха с зоной барбекю и т.д.

Комментарии: Каждая зона может быть представлена несколькими фрагментами, расположенными в разных местах участка. К зоне парковки относится не только стоянка для автомобилей и прицепов, но и места хранения прочих транспортных средств. Места хранения техники (газонокосилки, снегоуборочные машины) и сопутствующего инвентаря (бензин, масло, расходные материалы) относится к хозяйственной зоне. Сюда же попадают и места хранения хозяйственного инвентаря: тачки, лопаты, грабли, шланги для полива и т.п., места хранения удобрений, кормов для животных. К хозяйственной зоне относят дровник и место рубки дров, места хранения материалов, компост. Если на участке устраивается курятник или сарай для скотины, он также попадает в хозяйственную зону. По желанию заказчиков может быть устроена мастерская. При наличии маленьких детей устраивается детская площадка, которая может трансформироваться со временем в спортивную, либо спортивная площадка занимает отдельное место. Наличие на участке огорода и его размер обговаривается с заказчиками. Также нужно выяснить предполагается ли устройство теплиц и какого типа. Плодовый сад включает в себя плодовые деревья, кустарники и лианы. Это зона может быть отдельным фрагментом участка или равномерно распределена по нему. Размеры и наполнение зоны отдых напрямую связана с предыдущей темой опроса и зависит во многом от вариантов использования. Если площадь участка позволяет, желательно устройство нескольких зон отдыха: для встреч с друзьями, для семейного отдыха, для индивидуального отдыха. При создании летней кухни, беседки или террасы, одним из важных вопросов является необходимость использования в зимнее время. Цветники и газон, как правило, распределяются по всему участку. Важно продумать взаимосвязь зон. Например, путь от парковки до дровника желательно сделать жестким мощением и достаточной ширины — это позволит перевозить дрова от места разгрузки к месту хранения. Детская площадка должна хорошо просматриваться из окон кухни, летней кухни, беседки, чтобы ребенок был под присмотром взрослых. Цветники ориентируем на видовые точки, откуда на них будет обзор. Газон должен иметь связь с местом хранения газонокосилки и с компостом, куда будет помещаться скошенная трава. Для того, чтобы продумать все связи зон между собой, можно представить себе процесс эксплуатации участка в течение дня и в течение года. Удобство и доступность в данном случае имеют первостепенное значение.

Тема: Соседи.

Вопросы: Отношения с соседями, ухоженность участков, постройки и посадки на участках соседей.

Комментарии: Соседские участки рассматриваем в совокупности двух аспектов: ухоженность и взаимоотношения с людьми. Если на соседском участке сделано благоустройство, произрастают декоративные растения и все это поддерживается в аккуратном состоянии, можно открыть просмотр с видовых точек, расположить зоны отдыха в примыкании к соседям, использовать прием «заимствования пространства», чтобы визуально расширить участок. Имеющиеся у соседей посадки в таком случае будем использовать как фоновый пейзаж, дополняющий воспринимаемое пространство. В противном случае, когда внешний вид соседского участка не удовлетворительный, его лучше закрыть посадками, живыми изгородями, шпалерами для вьющихся растений, переместить зону отдыха в другую часть участка, переключить внимание в другую сторону за счет ориентации видовых точек. Постройки на участке соседей тоже имеют важное значение в случаях, когда они видны. Это составная часть фонового вида, заднего плана для размещения объектов на нашем участке. Второй важный аспект — это взаимоотношения с соседями. Если соседи до полуночи большой шумной компанией распевали матерные песни, а на следующее утро в 7 не смотря ни на что вышли пилить дрова бензопилой и косить газон, заказчики с тонкой душевной организацией вряд ли возжелают открывать вид на их участок и любоваться всем происходящем. Важным моментом является также соблюдение норм размещения построек и посадок от границы с соседом.

Тема: Предпочтения в искусстве.

Вопросы: Любимая литература, музыка, кинофильмы, живопись и т.п., любимые города, места отдыха.

Комментарии: Понимание предпочтений в искусстве поможет нам представить что для этих людей представляется красивым, чем они восторгаются, от чего получают наслаждение. Это во многом определит спектр того, что мы предложим им в проекте. Хотя в данном случае, эти сведения могут только подтолкнуть нас в определенном направлении, но не дать готовые ответы. Люди встречаются разные и в рамках беседы в течение пары часов не всегда удается проникнуть в сложный внутренний мир собеседника. Не исключено, что заказчики, вернувшись с выставки экспрессионистов, включают дома Баха и наслаждаются видом из окна на участок в стиле хай-тек.

Тема: Общие пожелания.

Вопросы: Что заказчики ожидают увидеть на участке или наоборот не хотели бы видеть.

Комментарии: Возможно, какие-то приемы ландшафтного дизайна понравились заказчикам у друзей, знакомых или в общественных парках. Может быть есть любимые растения, которые они хотели бы видеть на участке. Предпочтения в цветовых решениях. Или наоборот, есть примеры того как делать не надо или растения, которые лучше не использовать. Это же относится и, например, к наличию на участке водоемов или растений, привлекающих пчел. Бывает, что заказчики могут предложить понравившиеся им материалы. Можно обговорить и ценовую политику, на что рассчитывают заказчики: бюджетный вариант, получше и подешевле, оптимальное соотношение цена-качество, поэтапное составление смет с утверждением каждой или неограниченный бюджет. Профессиональный дизайнер способен воплотить любой из этих вариантов. Но принцип «делаем быстро, качественно, недорого — выбирайте любые два условия» никто не отменял.

Тема: Сроки подготовки проекта.

Вопросы: Время подготовки эскизного проекта, сроки сдачи готового проекта, ожидаемая дата начала реализации проекта, срок окончания работ.

Комментарии: Естественно, что хозяева участка интересуются вопросом, когда можно будет начинать работы и когда насладиться красотой вживую. Подготовка проекта занимает обычно от одного до трех месяцев. Идеальное время для начала проектирования — осень, до установления устойчивого снегового покрова. В это время можно произвести осмотр участка, сделать все необходимые замеры. За зимний период межсезонья, когда полевые работы у ландшафтного дизайнера не ведутся, есть время на тщательную проработку проекта. При таких условиях весной можно начинать работы на участке с готовым проектом на руках. Реализация проекта имеет свои особенности за счет ряда работ и их последовательности, которые невозможно ускорить. Так, например, залитый бетон на парковке или подпорной стенке должен схватываться в течение 5-7 дней. Конечно, можно эти дни посвятить другим работа, которые ведутся параллельно, но к укладке плитки или облицовке подпорной стенки приступить раньше этого срока не получится. Средний срок воплощения проекта в жизнь составляет 10-15 соток за сезон (благоустройство и озеленение). При условии, что ландшафтный дизайнер не принимает участие непосредственно в работе, а только осуществляет авторский надзор, возможно ведение одновременно до 10-15 объектов. Заранее лучше предупредить заказчиков, что зрелости (высокой степени декоративности) созданный сад начнет достигать только с третьего года после создания. Это объясняется тем, что высаженные растения, как правило, первый год приживаются на новом месте, на второй год активно наращивают корневую систему и дают при этом слабый прирост биомассы, на третий год начинается активный рост и цветение. Далее, с годами сад будет становиться все краше и радовать хозяев.

Рис. 2.1. Измерение кислотности почвы: а — прибор для измерения кислотности почвы; б — лакмусовые бумажки.

Помимо опроса заказчиков, необходимо произвести осмотр участка. При выезде на место необходимо снять замеры всего участка, стационарных объектов, скважин, колодцев, септиков, крупных растений, составить список посадок, которые возможно использовать в будущем проекте. При наличии подземный коммуникаций (газ, электричество, водопровод, канализация), отмечаем их на плане. Если через участок или вдоль него установлены столбы и проходят провода — их тоже необходимо отметить.

Определяем перепад рельефа. Это можно сделать самостоятельно или обратиться в специализированные службы, выполняющие кадастровые и геодезические работы.

Желательно взять пробы земли в разных местах участка для последующего анализа или провести анализ на месте. Важно определить кислотность почвы и ее состав. Кислотность почвы определяется при помощи прибора или лакмусовыми бумажками (рис. 2.1). Немаловажный фактор — глубина расположения грунтовых вод.

Отмечаем положение участка относительно сторон света (это можно сделать при помощи компаса, специального приложения в телефоне или по спутниковой карте), определяем режим освещенности (экспозиция света), положение затеняющих объектов и их высоту, господствующие ветра (возможен негативный перенос с ветром: холодный воздух, пыль, запахи).

Отмечаем наличие красивых видов вокруг участка: реки, склоны, лес и т.п.

Находясь на участке делаем фотофиксацию, максимально отражающую особенности самого участка и окружающей местности.

Такой подробный опрос и осмотр участка, как правило, производят должное впечатление на заказчиков. Скорее всего, они захотят продолжить сотрудничество.

Получив всю необходимую информацию, можно приступать к подготовке Брифа, отрисовке Обмерного плана и разработке Эскизов для проекта. Но прежде, чем начать работу, вспомним те принципы, которыми руководствуется дизайнер при создании проекта.

2.2. Принципы ландшафтного дизайна

Принципы дизайна используются при подготовке проекта. Их необходимо соблюдать, чтобы создать грамотно выполненный, профессиональный план участка с продуманным зонированием и расположением объектов. Даже если обычный дачный участок сформировать с соблюдением этих принципов, он получится красивым и комфортным.

Принцип 1. Единство и гармония.

Даже если в проекте используется несколько стилей, если мы разделяем площадь на зоны, необходим объединяющий фактор. Единство порождает гармонию.

Единства и гармонии можно достичь разными средствами. Проще всего сделать это, выдерживая единство стиля. Если используются несколько стилей, их можно объединить общей темой.

Способствуют объединению проекта:

— использование одинаковых материалов в разных частях сада: коричневая брусчатка на парковке и в зоне барбекю, темный декинг на террасе и в огороде, черная кованая калитка и такие же перила на входе в дом, камни в цветниках одной породы, отсыпки на цветниках в виде сочетания белой мраморной крошки и коры, один материал на цоколях всех построек и подпорных стенках — это лишь примеры того, какие материалы и где могут быть использованы;

— использование единой цветовой схемы: на участке уже присутствуют определенные цвета (забор, фасады построек, крыши, автомобили), их же мы повторяем при выборе цвета отсыпки на цветниках, окраски листьев деревьев и кустарников, подборе ассортимента цветущих растений, цветовая схема (сочетание цветов), использованная на одном цветнике может повториться на нескольких, а может трансформироваться, но сохраняя цветовое сочетание;

— использование схожих объектов: осветительных приборов одного типа, схожих вазонов, опор под вьющиеся, заборчиков, растений;

— дублирование фрагмента: повторение в одной части участка (обычно ближе ко входу на участок), части из композиции дрогой части — фрагмента цветника или лавочки с кустом гортензии;

— самый сложный, но и самый изящный вариант — единство композиционных приемов: единый подход к группировке растений в различных частях сада, например: вертикальное, шар, стелющееся (группа 1: Туя западная Smaragd, Ель колючая Glauca Globosa, Можжевельник горизонтальный Prince of Wales + колотый камень; группа 2 (инверсия цвета): Можжевельник скальный Skyrocket, Туя западная Globosa, Можжевельник чешуйчатый Blue Carpet + колотый камень; группа 3 (лиственные): Боярышник обыкновенный Paul's Scarlet, Гортензия древовидная Pink Annabelle, Тиарелла + округлый гладкий камень).

Входя на участок, любой человек получает какое-то впечатление. Оно складывается из цветов, запахов, восприятия форм объектов и их сочетаний. Правильным решением для достижения единства и гармонии будет повторение этого впечатления, полученного в одной части сада, в последующем в другой части.

Принцип 2. Баланс.

Когда мы говорим о балансе, необходимо учитывать визуальный вес объектов. В отличие от реального веса, визуальный вес подразумевает то, насколько объект кажется тяжелым, а не его реальную массу. Не так важно, сколько объект весит в кг, как важно насколько тяжелым он нам кажется.

Есть несколько простых аспектов сравнительного определения визуального веса:

— большой объект тяжелее маленького;

— темный объект тяжелее светлого;

— яркий объект тяжелее тусклого;

— теплые цвета объекта тяжелее холодных;

— объект с фактурой, рельефной поверхностью тяжелее гладкого и ровного;

— объект произвольной формы тяжелее объекта с правильной геометрической формой;

— контрастный к окружению объект тяжелее схожего с окружением.

Используя эти особенности восприятия человеком веса, мы можем уравновешивать восприятие пространства. Если на участке, например, слишком большой дом, кажущийся тяжеловесным, его можно немного облегчить, изменив цвет отделки фасадов на более светлый и сочетающийся с окружением. Если с одной стороны от дорожки лежит большой камень, его необходимо уравновесить, например, кустарником с другой стороны дорожки.

Свет в ландшафтном дизайне влияет на объект неоднозначно. С одной стороны, освещенный объект становится легче, с другой стороны, появляется еще источник света, добавляющий вес. Даже в случае, когда источник света маскируется, человек подразумевает его наличие.

Баланс создается для каждой видовой точки. Видовая точка — это место с которого мы стационарно наблюдаем за участком. Это может быть вход на участок, выход из дома или бани, терраса, беседка, качели, скамья, вид из гостиной и кухни и т.п.

Выделяют три вида баланса.

Симметричный баланс. При симметричном балансе слева и справа от нас должны находится совершенно одинаковые объекты. Если справа лежит серый камень — слева кладем такого же размера серый камень. Симметричный баланс актуален в исторических стилях, в регулярном саду, возможен в минимализме.

Неформальный баланс. В случае неформального баланса, объекты слева и справа имеют равный визуальный вес, но не идентичны. Серый камень слева можно сбалансировать, например, двумя белыми с другой стороны, или хостой. Независимо от того, какие объект мы используем, необходимо стремиться к визуальному балансу левой и правой части воспринимаемого пространства. Неформальный баланс подходит для всех стилей, кроме исторических и регулярного сада.

Радиальный баланс. В основе радиального баланса лежит круг. Чтобы сбалансировать объект, расположенный с одной стороны круга, проводим линию от него через центр и на таком же расстоянии от центра размещаем второй объект, равный по визуальному весу первому. Таким образом можно постепенно заполнить весь круг. Используя радиальный баланс, удобно формировать цветники для кругового обзора, которые будет видно с разных сторон.

Соблюдение баланса придает проекту уравновешенность, спокойствие, надежность, завершенность. Баланс статичен, он скорее успокаивает проект. Добавить динамики поможет следующий принцип — ритм.

Принцип 3. Ритм.

Достичь ритма можно за счет неоднократного повторения элемента (три и более раз). Элементом в данном случае может быть как один объект, так и группа объектов. Имея один объект ритм не сделать, два одинаковых объекта — это еще не ритм, но как только мы добавляем третий такой же объект, возникает ритм. Он может быть разным и использоваться для достижения разных целей. Рассмотрим виды ритма.

Линейный ритм. Возникает линейный ритм, когда совершенно идентичные объекты повторяются через равные расстояния. Линия, вдоль которой расположены объекты, может быть прямой, изогнутой или даже ломаной. Хорошо подходит линейный ритм для размещения объектов вдоль недлинных дорожек (до 10 м). Это могут быть, например, садовые фонари, низкие кустарники или камни. Дорожка с ритмом всегда интереснее, чем без него.

Рис. 2.2. Пример размещения садовых фонарей по прямой и изогнутой линии.

Прогрессирующий ритм. Для создания прогрессирующего ритма необходимо неоднократное повторение элемента с изменением одного или нескольких параметров. Изменяться может расстояние между объектами, размер объекта, количество объектов, насыщенность цвета объекта и т.п. Главное, чтобы изменение было последовательным. Возможно использование как одного приема, так и нескольких одновременно. Прогрессирующий ритм лучше применять на больших расстояниях. Он очень удобен для выделения главной зоны на участке: где больше концентрация (объектов, размера, цвета), там и важное. Таким образом мы можем подвести усиление ритма ко входу в дом, показав, что дом для нас важнее. Можем подвести концентрацию к беседке или зоне отдыха, демонстрируя большую важность отдыха. Удачным решением может быть посадка растений, имеющих разнообразие окрасок при цветении. Например, астильба. Войдя на участок, мы встретим цветущую белым астильбу Арендса «Bumalda», ближе к дому бледно-розовую астильбу японскую «Mainz», подходя ко входу в дом — насыщенно-розовую астильбу «Younique Pink» и вдруг обнаружим, что дом — не конечная цель нашего пути, нас манит дальше в сад красная астильба японская «Montgomery», а за ней темно-красная «Fanal».

Рис. 2.3. Пример прогрессирующего ритма.

Волнообразный ритм. Создается волнообразный ритм за счет продолжения прогрессирующего в обратном порядке. Повторение может быть неоднократным. Простая волна — от минимального значения к максимальному, затем от максимального к минимальному и т.д. Составная волна — от минимального значения к одной из стадий, не достигая максимума, затем обратно к минимальному, потом подъем от минимального до максимума и опять спуск к минимальному, затем подъем к той же стадии, не достигая максимума, и спуск к минимальному. С помощью волнообразного ритма можно добиться очень интересных комбинаций и эффектов.

Рис. 2.4. Некоторые варианты волнообразного ритма.

Любой из рассмотренных ритмов можно расположить по окружности или по спирали. Особенно интересны цветники, созданные по спирали. Растения размещаются исходя из двух подходов — увеличение количества растений параллельно с уменьшением их размеров: в центре спирали самое высокое — 1 шт., далее по спирали — растение ниже — 2 шт., и т.д. до почвопокровных и отсыпки.

Принцип 4. Масштаб.

В основе принципа масштаба лежит относительность всех объектов. Рядом с большим объектом лучше поместить объект немного меньшего размера, а уже потом маленький. Например, чтобы сделать дом менее «чужим» в окружении растений, к нему можно посадить более высокое дерево, затем ниже дома и затем низкие кустарники и камни. Так дом станет одной из «ступенек» в череде размеров. Одинаково неуютно смотрятся как слишком большие объекты, так и слишком маленькие. От большого к маленькому идем не сразу, а «ступеньками».

Рис. 2.5. Примеры размещения объектов у дома.

Исправить недостатки масштаба на участке достаточно просто. Необходимо либо убрать немасштабные объекты, либо добавить промежуточных «ступенек», связав большое с малым.

Принцип 5. Эмфаза.

Эмфаза выражает доминирование одного объекта над другими. Объекты, имеющие слабую эмфазу, подчиняются объекту с сильной эмфазой. Для каждой части сада, для каждой видовой точки, должен быть свой и только один доминирующий объект. Нельзя допускать двух сильных в одном месте, но и отсутствие такого объекта делает место пустым. Как только мы теряем из вида предыдущий доминирующий объект, необходимо встретить новый. К тому же для одной и той же видовой точки объект может меняться в зависимости от сезона.

Эмфаза тем больше, чем сильнее объект обращает на себя внимание, выделяется в пространстве. Эмфазу можно повысить, увеличив размер объекта, интенсивность окраски, сделав его контрастным к окружению, добавив к объекту аксессуаров, подсветку.

Доминирующим объектом может быть постройка (беседка, например, или даже дом), малая архитектурная форма (фонтан, статуя), растение (декоративнолистное или цветущее), автомобиль на парковке…

Добиться четко выстроенной эмфазы в процессе создания проекта непросто. Тем не менее, это очень важный принцип, необходимый для создания удачного сада, комфортного для восприятия.

Принцип 6. Контраст и нюанс.

Соседство двух противоположных объектов дает контраст. Объекты могут быть контрастны по форме, размеру, цвету, интенсивности (темное-светлое). Контраст подразумевает наличие только одного противоположного объекта.

Соседство двух и более похожих объектов дает нюанс. Объекты немного отличаются, но в основном похожи. Это могут быть разные хвойные, имеющие похожую форму, но отличающиеся оттенками хвои. Могут быть разные сорта, отличающиеся оттенками цветков. Могут быть растения с одинаковым цветением, но немного разной высоты. Нюансных объектов может быть несколько.

Идеальным считается сочетание нюанса и контраста. Например, на цветнике преобладают растения, цветущие желтым, оранжевым, красным, а на контрасте к ним один вид с синими цветками. Или создаем композицию из различных хвойных растений, имеющих разные оттенки хвои и дополняем их в качестве контраста розами с яркими красными цветами.

Принцип 7. Виды и висты.

Вид — это картина, которую мы видим, глядя на сад с определенной видовой точки. В любом саду можно выделить такие точки. С них удобнее всего смотреть на сад, а значит отсюда и должен открываться красивый вид. Пока мы идем по дорожке, картина в движении, мы сами смотрим больше на путь, чем вокруг. Но как только мы дошли до скамьи и присели на нее, мы должны увидеть красивый вид сада. Так и образуются видовые точки и виды для них.

Желательно, чтобы для каждой точки обзора выстраивался трехуровневый вид: передний план — объекты, находящиеся в непосредственной близости, рядом; средний план — объекты, расположенные на расстоянии от нас — наиболее декоративная часть вида, главные герои; задний план — объекты, создающие фон, задник декораций.

Виста — это вид внутри рамы. В качестве рамы может выступать аллея, арка, живая изгородь, пергола, окно дома или беседки. Увидеть висту можно только правильно выбрав расположение наблюдателя. Как правило, таким образом обращается внимание на какой-то объект, композицию, фрагмент сада. По краям висты идут малозаметные объекты, служащие кулисами для главного героя. Открывшийся вид должен продемонстрировать нам во всей красе главного героя.

Объединив все принципы и использовав их при разработке проекта, можно добиться очень хороших результатов, сделать прекрасный проект и наполнить его конкретикой (материалами, ассортиментом растений). Но! Правила созданы для того, чтобы их нарушать. Выполнив все принципы, мы получим идеальный участок. Для того, чтобы человек чувствовал себя комфортно в таком саду, он сам должен быть идеальным. К тому же, идеальный проект легко испортить. Не постриженная вовремя живая изгородь, нескошенный вовремя газон, не срезанные старые цветоносы — и все пропало! Хозяева становятся заложниками своего участка.

Когда мы делаем проект для живых людей, у них есть маленькие слабости, недостатки, незначительные минусы. Вот и проект должен иметь свой изъян, пусть небольшое, умышленно нами созданное, но все же отклонение от эталона. Людям будет на таком участке комфортнее.

2.3. Колористика, особенности восприятия цвета

Учитывая имеющиеся на участке цвета, необходимость создания цветовых нюансов и контрастов, мы переходим к составлению колористической схемы участка.

Цвета принято делить на теплые и холодные. К теплым относятся: желтый, оранжевый, красный, фиолетовый; к холодным: зеленый, сине-зеленый, синий, сиреневый. Теплые цвета приближают объект, увеличивают его размер, усиливают чувства (обостряют обоняние, слух, вкусовые ощущения). Холодные цвета удаляют объекты, уменьшают их, подавляют чувства. В саду, где выращиваются растения с приятным ароматом, лучше посадить растения теплых цветов. Если участок находится рядом с шумной дорогой — холодных. В зоне отдыха, рядом с беседкой, там, где люди будут потреблять пищу, можно использовать теплые цвета — это увеличит аппетит, усилит вкус и аромат блюд, а можно использовать холодные цвета — это поможет людям, стремящимся похудеть.

Используя разные сочетания цветов, можно создавать разные эффекты. Например, придавать цветникам дополнительный выпуклый или вогнутый эффект (рис. 2.6-2.7). Для цветника, расположенного в углу, больше подойдет вогнутая форма.

Рис. 2.6. Различные эффекты при использовании разных цветов.

Рис. 2.7. Сочетание цветов на цветниках у дома.

Единая цветовая схема для всего участка — хорошее решение. Цвет помогает достичь единства, сделать пребывание на участке более комфортным. Цвет помогает для поддержки выбранного стиля и формы, связывает все элементы между собой.

Интересного эффекта можно добиться, создав цветовую схему, меняющуюся в течение года. Зимнюю черно-белую орнаментальность сменяют свежие краски весны. Сгладить этот переход помогают ранние весенние растения, цветущие белыми, бледно-желтыми и голубыми цветами. Поздней весной участок вспыхивает пестрыми яркими красками тюльпанов. Весной хочется тепла — поэтому теплые насыщенные оттенки предпочтительны. В середине лета солнце согревает все вокруг и люди стремятся к прохладе. В это время предпочтение стоит отдавать холодным цветам. Осенью созревают плоды, листья меняют цвет. В это время лучше смотрятся темные, насыщенные цвета: оранжевый, фиолетовый, малиновый.

Подбирая цвета для растений в разных уголках сада необходимо учитывать также пространственную перспективу: удаленные объекты будут смотреться иначе, чем вблизи. Холодные цвета с увеличением расстояния практически не меняют оттенок — могут казаться чуть темнее и насыщеннее, а теплые становятся невыразительными, «грязными». Это связано с тем, что воздух преломляет свет и добавляет сине-голубых тонов и тем больше, чем дальше объект от видовой точки.

Каждый цвет по-своему влияет на человека. Есть много исследований подтверждающих психологический и физиологический эффект. Желательно учитывать это и при выборе цветов для участка.

2.4. Последовательность создания проекта (элементы ландшафтного дизайна)

Элементы мы рассмотрим в той последовательности, как они появляются в проекте. Полезно научить себя не спешить и последовательно проходить все этапы проектирования. Необходимо начинать с общего, а уже потом прорабатывать частности и детали.

Элемент 1. Пространство

Форма участка во многом определяет его содержимое. Бывают чрезмерно вытянутые участки, Г-образной формы, искривленные, сужающиеся и т.д. Пространство такого участка негармонично. В таком случае нам придется исправлять пространство участка. Для этого у нас есть два простых приема: зонировать или использовать прием заимствования пространства.

В случае зонирования мы разделяем участок на более гармоничные части с помощью дорожек, террасирования, подпорными стенками, живой изгородью, строениями и т.п. Древние Греки считали наиболее гармоничными соотношения сторон 2:3 и 3:4, 5:8. Мы добавляем к этим соотношениям дополнительно 1:1 — правильный квадрат. Так, если ширина участка, например, 20 м, его длина будет гармоничной при 30 м.

Рис. 2.8. Пример зонирования участка.

В случае заимствования пространства, мы визуально расширяем участок в нужную сторону за счет открытия вида. Важно, чтобы открывшийся вид был привлекательным. Для гармонизации узких участков лучше закрыть глухим забором или растениями короткие стороны участка, а вдоль длинный по возможности использовать низкий штакетник, низкие живые изгороди или сетку рабицу. Отсутствие значимой преграды визуально расширит пространство.

Когда пространство организовали, можно переходить к следующему шагу — выбору линий и форм.

Элемент 2. Линия

Линия может быть прямая, ломаная и изогнутая; цельная или прерывистая. Для каждого стиля характерны свои особенности использования линий. В минимализме, чем меньше разных линий — тем лучше. В регулярном стиле желательно использовать прямые линии, прямые углы, реже диагонали. В модерне — все линии плавные, перетекающие, с завитками во всех возможных сочетаниях.

Из линий строится форма. Прямыми линиями удобно рисовать прямоугольники, ломаными — треугольники, изогнутыми — круги.

Элемент 3-4. Форма и цвет

В качестве основных мы используем три геометрические формы: квадрат (куб, параллелепипед), треугольник (конус, пирамида), круг (шар, эллипс). На данной стадии разработки проекта необходимо отрисовать три эскиза в каждой геометрической форме.

Каждой форме соответствует свой цвет (рис. 2.9). Квадрат — красный, треугольник — желтый, круг — синий. Правильное сочетание форм и цветов помогает усилить восприятие и впечатление от сада. Так, например, куст красной розы будет смотреться еще более насыщенным и ярким в прямоугольном цветнике, а рядом с конусами туй будет актуальнее посадить желтоцетущую лапчатку. Но и наоборот, если мы хотим сгладить углы, избегаем красного цвета, отдавая предпочтение сине-голубым тонам.

Рис. 2.9. Соответствие цвета и формы.

Форма: квадрат. Цвет: красный. Постройки как правило уже имеют прямые линии и углы, оконные и дверные проемы, заборы — обилие прямых линий подталкивает к созданию именно такого эскиза. Идеально подходит дом из красного кирпича. При выборе квадрата в качестве ведущей формы мы усиливаем прямые линии, акцентируем на них внимание — можно добавить контрастные наличники на окна и двери, выделить углы построек, сделать прямые ступени на входной группе. Планировочно отдаем предпочтение прямым дорожкам, прямоугольной парковке, террасе, декингу, беседке. Добавляем прямоугольные шпалеры под вьющиеся, перголы… Материалы используем соответственно форме и цвету: красный и коричневый кирпич, коричневую брусчатку, тротуарную плитку, коричневое дерево. Растения подойдут сюда в виде стриженных живых изгородей, баскеты, бордюры, растения с красной, бордовой листвой, обладающие красными лепестками при цветении, с красными или бордовыми плодами, растения в прямоугольных контейнерах.

Форма: треугольник. Цвет: желтый. Делаем акцент у построек на крышах, добавляем к ним декор, чтобы привлечь внимание. Можно добавить конусовидные опоры для вьющихся растений, шпалеры с диагональной обрешеткой. При планировке участка пробуем расположить дорожки под наклоном, наискосок. Так же планируем и цветники. Материалы: плитняк на парковке, дорожках, в отделке цоколей и подпорных стенок, пошаговые дорожки. Если используется для мощения тротуарная плитка или брусчатка, ее можно положить по диагонали или с рисунком. На отсыпках хорошо будет смотреться колотые крошки (мрамор, фельзит, златолит). Растения: хвойные с пирамидальной формой кроны, с желтой хвоей, декоративнолистные кустарники и травянистые многолетники с желтыми или пестро-желтыми листьями (включая те, у которых желтая окраска приобретается осенью), растения с желтыми цветами и/или плодами.

Форма: круг. Цвет: синий. Сложнее всего привести постройки к круглой форме, т.к. изначально постройки практически не имеют скругленных элементов. Мы можем добавить французские балкончики, полукруглые ступени и свод навеса на входе, балясины, колонны. По участку добавляем арки, галереи, вазоны, бочки. При планировке участка стараемся сглажывать углы, рисуем плавные дорожки, округлые цветники, ручьи, водоемы… В качестве подходящих для круга материалов можем взять брусчатку с неправильной формой или со скругленными краями, галтованный плитняк. В оформлении использовать округлые валуны, отсыпки из речной и морской гальки. Растения: все шаровидные формы, включая штамбовые, лиственные деревья и кустарники (особенно с широкими листовыми пластинками), растения с сизыми, голубоватыми листьями, с лепестками при цветении голубого, синего, фиолетового цвета.

Каждую форму пытаемся применить к планируемому участку. Рисуем минимум три эскиза (может быть больше, если получится нарисовать несколько вариантов для каждой формы). Бывает, что неожиданно хорошо подходит форма, которая изначально не рассматривалась. Реже всего используется треугольник, но бывают участки, на которые такая планировка ложится идеально. После создания эскизов, выбираем из них два лучших (с разной геометрической формой). Один из них берем в качестве основного (доминирующий), второй в качестве дополнительного (подчиняющийся) и объединяем их на одном эскизе.

Идеальным сочетанием компонентов по наполнению считается соотношение: 8:5:3. Из них 8 частей — это ведущая форма, цвет, планировка, материалы, растения; 5 частей — дополнительная; 3 части — прочие элементы. Это соотношение не должно использоваться в качестве строгой математической формулы для расчета площадей, метража, количества штук и т.п. — это скорее на уровне ощущений от заполнения участка элементами. Ведущей группы должно быть больше, ярче, крупнее, она должна доминировать на участке, подавляя и подчиняя все остальные элементы.

В случае, если элементов из «другой» группы слишком много, их необходимо постараться убрать или спрятать. Как же быть, если мы выбрали круг, а строения на участке прямоугольные? Во-первых, необходимо сделать строения менее заметными. Этого можно добиться за счет цвета (перекрасив строение или изменив отделочный материал). Бледные, сливающиеся с окружением, одинаковые отделочные материалы помогут уменьшить эмфазу строений. Во-вторых, необходимо дополнить строения «неквадратными» элементами, постараться убрать прямые углы (рис. 2.10).

Рис. 2.10. Пример оформления дома.

После объединения эскизов с геометрическими формами мы получили общий сборный эскиз, который послужит нам основой для создания Генерального плана проекта.

Элемент 5. Свет

Свет принято делить на естественный (свет солнца и луны) и искусственный (свет от источников освещения). С вопросом света связаны несколько важных аспектов. Первостепенная задача: решить, где на участке окажутся хорошо освещенные дневным светом области, частично затеняемые и теневые. Солнце встает утром на востоке, проходит через юг и садиться на западе. Наибольшее затенение испытывают фрагменты участка, расположенные с северной стороны от строений. Это необходимо учитывать при выборе мест для цветников и огорода. Есть достаточный ассортимент растений, переносящих затенение в разной степени. Глухие заборы также, как и здания затеняют участок.

Искусственная подсветка может быть функциональной (используется для освещения площадок, дорожек, зоны отдыха, беседки) и декоративной (подсветка растений, водоемов, фонтанов, водопадов и т.п.). Декоративную подсветку нередко делают цветной, тем самым добавляя оттенков объекту освещения. Важно знать тип лампы, используемой в освещении. Лампы накаливания и светодиодные лампы теплого света дают желтоватый теплый свет. Такое освещение добавляет насыщенности теплым цветам, делает их более глубокими, но затемняет холодные цвета, загрязняет их. Наоборот, лампы дневного света, энергосберегающие и светодиодные холодного света усиливают холодные цвета, насыщают их, но затемняют теплые, делают их безликими.

Холодную гладь воды, искрящиеся брызги фонтана, цветник в голубых тонах лучше осветить холодным светом. Терракотовую дорожку, беседку темного дерева и цветник в желто-красных тонах — теплым светом.

Прокладку проводки и подключение системы освещения доверьте профессиональному электрику.

Элемент 6. Аромат, звук, декор.

Ландшафтный дизайн нужен в первую очередь для того, чтобы получать эстетическое наслаждение от сада. Но это не только визуальная картинка, мы можем воздействовать на комплекс чувств. Мы уже использовали в саду различные геометрические формы, цвета, растения с разными фактурами хвои и листвы, добавили освещение. Пришло время финальной стадии разработки проекта. Наполняем его ароматами, звуками и декором.

Аромат. Может быть добавлен за счет использования пряно-ароматических растений (тимьян, лаванда, котовник, мята, мелисса), растений, имеющих сильный аромат в период цветения (гиацинт, рябчик, барбарис, чубушник, роза), растений, вид которых наводит на воспоминание об их аромате (тюльпан, роза).

Звук. Как правило, наиболее приятными звуками во время отдыха на участке являются звуки природы: плеск воды, журчание ручья, пение птиц. Этого несложно добиться, устроив водоем с фонтанчиком или ручьем, разместив кормушки и поилки для птиц. К тому же, птицы, живущие на участке или регулярно его посещающие, очень помогают бороться с широким спектром насекомых-вредителей.

Декор. Чтобы участок приобрел свою индивидуальность его нужно дополнить элементами декоративного оформления. Это могут быть малые архитектурные формы (статуи, вазоны, фонтаны), заборчики, перголы, шпалеры, арт-объекты… Ими украшаем сад, равномерно распределяя по всей площади либо создавая акцентированные группы в местах наиболее длительного пребывания, ориентируя на них видовые точки. Такой сад запомнится гостям и будет радовать хозяев. Подбор декора зависит от стилистики сада, пожеланий заказчиков и собственного видения дизайнера. Здесь в полной мере проявляется понимание уместности и красоты от ландшафтного дизайнера. Эмоции, впечатления, эстетическое наслаждение — важный составляющий компонент хорошего дизайна.

После объединения нескольких эскизов и отрисовки компилированного варианта его необходимо согласовать с заказчиками. Для наглядности и лучшего понимания дизайнерских замыслов можно использовать наглядные примеры отдельных фрагментов сада в виде фотографий (собственные с ранее реализованных объектов или скопированные с интернета) или в виде эскизных набросков в карандаше. На этой стадии работы заказчики вносят изменения, корректировки, высказывают дополнительные пожелания по планировочным решениям, наполнению зон, подбору материалов и растений. Доработанный эскиз ложится в основу создания проектной документации. Если эскизы обычно создаются от руки в карандаше, то последующие этапы работы выполняются уже в компьютерных программах.

2.5. Подготовка проектной документации

Следующим этапом разработки проекта является подготовка проектной документации. Все самые лучшие идеи, возникшие в голове у дизайнера, необходимо изложить в виде листов проекта. Оформление листов должно быть понятно и заказчикам, и подрядчикам, выполняющим работы. Хорошо выполненный проект может быть реализован без привлечения дизайнера на этапе выполнения работ. Но, исходя из практического опыта, заказчики предпочитают, чтобы ландшафтный дизайнер, автор проекта, либо самостоятельно с привлечением собственных рабочих, подрядных и субподрядных организаций занимался реализацией проекта либо осуществлял авторский надзор.

Проект сдается заказчикам в распечатанном и прошитом виде. Весь проект можно разделить на несколько блоков, наполнение которых мы рассмотрим ниже. Нумерация листов в проекте сквозная. Первые листы не нумеруются, поэтому в таблице не имеют значения номера. Номер со знаком «+» обозначает, что таких листов может быть несколько. В этом случае каждый из них получит свой номер.

Проектная документация.

Раздел 1. Вводная часть проекта

Титульный лист. А3. На титульном листе помещаем название проекта, его номер, город и год. Желательно украсить эскизным наброском участка.

Содержание. А4. Полноценный проект может насчитывать от 30 до 100 листов. Для облегчения поиска нужного листа можно сделать содержание с указанием всех листов.

Бриф (Пояснительная записка). А4. Описание исходных условий. В основном сюда входят результаты опроса и наблюдения на месте. Их можно дополнить собственными наблюдениями, комментариями, идеями по оформлению участка.

Геосъемка, ситуационный план, кадастровый план, снимок со спутника. А4. Ксерокопия имеющихся планов участка.

Раздел 2. Эскизная часть

Обмерный план. А4. План участка по собственным замерам с обозначением всех значимых объектов и размеров. Наносим стационарные постройки на фундаментах, скважины, колодцы, септики, существующие подземные коммуникации, взрослые деревья и кустарники, отмечаем направление на север.

Дендроплан. А4. При большом количестве имеющихся деревьев и кустарников выносим их с Обмерного плана на отдельный лист.

Концептуальный план. А4-А3. Отражает общий замысел. Не обязательно соблюдение масштаба, не обязательно прорисовывать все объекты. Это скорее задумка, чем чертеж. Удобно сделать несколько копий Обмерного плана и рисовать на них.

Зонирование. А4-А3. Областями разного цвета отмечаем основные зоны, их взаимное расположение и связи.

Эскизный план. А4-А3. План участка, выполненный в масштабе. Основные размеры и площади соответствуют проекту. Не прорабатывается выбор материалов, не подбирается ассортимент растений. Эскиз — общая планировка. На первых стадиях разработки проекта выполняются эскизы в трех геометрических формах, затем объединяются в общий эскиз. Можно выполнить 2-4 варианта такого эскиза с разной планировкой для согласования с заказчиками.

Эскизы. А4. Трехмерные наброски участка целиком и его отдельных зон. Помогает визуальному восприятию эскизного плана. Эскизы можно дополнить фотографиями отдельных элементов и их комбинаций.

Раздел 3. Основная часть

Генеральный план. А3-А0. Главный план проекта. Изображается в масштабе (идеально в М1:100). Первый лист чистый (без обозначений), цветной — позволяет оценить общую планировку. Второй-третий с обозначениями (подписи всех элементов и объектов цифрами), размерами (наносятся важные значения: размеры парковки, ширина дорожек, расстояние между деревьями и т.п.), площадями (для представления о масштабах газонов, зон отдыха, объеме необходимых материалов). Мелкие объекты, такие как травянистые растения, камни, декор, на ген.план не наносятся, они будут отражены на листах Детализации.

Детализация. А4-А3. Зоны, имеющие мелкие детали, плохо различимые на ген.плане, выносятся более крупно на отдельные листы (обычно в М1:50 или 1:25). Цветники также по одному на лист или сгруппированы на листах по 2-3. Нумерация на листах детализации: «№ на ген.плане.№ на детализации».

Экспликация. А4. Расшифровка обозначений на Ген.плане и Детализациях. Удобно разделять Экспликацию на две части: Объекты и материалы и Ассортиментный перечень. В первую часть попадают дорожки, беседки, водоемы, ручьи, мостики и т.п. Во вторую — растения.

Разрезы. А4. Когда в проекте запланировано изменение рельефа участка, создание подпорных стенок, водоемов и т.п., необходимо показать такие элементы в разрезе, где можно отметить высоты, показать более детально необходимые подробности, технологические особенности.

Иллюстрации. А4-А3. Примеры материалов, объектов, растений, технологий реализации, заложенных в проекте.

Визуализация (3D-виды). А4. Трехмерные изображения всего участка и отдельных фрагментов, зон, цветников. Желательно выполнять дневную и ночную визуализацию.

Раздел 4. Дополнительная часть (выполняется по согласованию с аказчиком)

Коммуникации. А4-А3. К дополнительным чертежам коммуникаций может относиться: Схема дренажной и ливневой системы, Планировка системы автоматического полива, Разводка воды, Схема системы освещения и др.

Спецификация. А4. Подробная информация к экспликации. Указано какие материалы используются в каждом конкретном месте участка, расчет объемов, количества материала, какие дополнительные сопутствующие материалы потребуются и в каких объемах. Расписана подробно технология создания каждого элемента. Имея Спецификацию, легко закупить материалы для реализации проекта и проследить за ходом выполнения работ.

Схемы декоративности. А4. Для каждого цветника схема по месяцам. Отмечается декоративность растений (цветение, плодоношение, декоративная листва или хвоя), считается на каждый месяц индекс декоративности, стоится график.

План ухода. А4. На каждый месяц приводится список мероприятий по уходу за оборудованием и растениями.

Маршруты перемещения. А4. Указывается траектория заезда на участок автомобилей, маршруты основных перемещений (вход-дом, парковка-дом, дом-баня, дом-беседка и т.п.), дублирующих и второстепенных маршрутов (баня-дровник, беседка-компост и т.п.). Можно указать маршрут газонокосилки с места хранения к газонам и компосту, снегоуборочной машины с направлением чистки снега.

Разбивка по размерам. А4-А3. Привязка элементов неправильной геометрической формы по размерам. Плавно изгибающаяся дорожка, подпорная стенка, водоем…

Нетиповая деталь. А4-А3. Разработанный дизайнером элемент оформления участка. Рисунок кованого забора, ворот, калитки, нестандартная беседка, забор, граффити на стену и т.д.

Дополнительная визуализация (3D-виды). А4. Дополнительные виды участка, каждая зона отдельно. При необходимости с демонстрацией вариантов заполнения. Демонстрация участка в разное время суток: утро на рассвете, летний день, вечер на закате, ночь (демонстрация нескольких режимов освещения участка). Дополнительно можно проиллюстрировать сезонными изменениями: весна, осень, зима.

Смета на реализацию. А4. Зная объемы работ и необходимые материалы можно приблизительно рассчитать стоимость реализации проекта (расценки на работы и стоимость материалов меняются не только год от года, но даже в течение одного сезона). Более точная смета может быть составлена только непосредственно перед началом работ.

В начале работы после первого выезда на место составляется Обмерный план. На его основе готовятся 2-4 Концептуальных плана, желательно в разных стилях. Даже если создан план, который кажется самым лучшим, единственно правильным, неповторимым и оригинальным, все равно необходимо заставить себя подготовить альтернативный. У заказчика должно быть право выбора.

К планам подбирается серия иллюстраций. Если предлагается подпорная стенка, нужна фотография подпорной стенки. Хотим дорожку из плитняка — фотография плитняка. Иллюстрации помогут достичь взаимопонимания с заказчиком. При встрече будет возможность показать подготовленные планы и дополнить их фотографиями. Определяется, какой элемент или планировочное решение, считает удачным, подходящим к участку и желаниям заказчика.

После этой встречи можно переходить к подготовке Эскизного плана, который объединит в себе все удачные идеи и находки с концептуальных планов, выполняется в масштабе. Эскизный план вновь обсуждается с заказчиком и вносятся коррективы.

Только после утверждения эскизного плана можно переходить к созданию Основной части проекта.

Бывает, что после сдачи проекта заказчик отказывается от реализации, или обращается к своим подрядчикам. Это нормально. Но чаще всего приходится начинать воплощение проекта еще до его сдачи. Такой вариант развития событий не освобождает дизайнера от добросовестного исполнения всех обязательств по подготовке проекта.

Проект — отдельный этап работы ландшафтного дизайнера. Это большая и сложная работа, требующая знаний и опыта, занимающая много времени. На создание полноценного проекта даже у профессионального дизайнера с большим опытом работы уходит около 3-4 месяцев. Если заниматься ежедневно только одним проектом, можно сделать его и за месяц. Но как правило, при ускорении работы начинает страдать качество. Каждому ландшафтному дизайнеру необходимо объяснить заказчику, что хороший проект — результат вашего совместного длительного труда.

Проработанный проект в значительной степени позволит избежать ошибок при его реализации и безусловно воплотится в прекрасный сад, от которого хозяева будут получать удовольствие на протяжении десятков лет.

Особенности создания некоторых листов проекта стоит рассмотреть подробнее.

2.6. Условные обозначения на плане

Для того, чтобы проект был понятен и информативен, необходимо при создании планов использовать стандартные условные обозначения. Это поможет, кроме всего прочего, легче достичь взаимопонимания с подрядчиками, исполнителями работ, которые чаще сталкиваются со строительными чертежами, чем с рисунками дизайнера.

Данные условные обозначения используются на планах, которые по сути являются видом сверху на участок. Символы изображаются в соответствие с масштабом. Т.е. объект, имеющий размер в реальной жизни 2х0,8 м, при использовании масштаба 1:100 изображается на листе в размере 2х0,8 см.

Мощение. Жесткое мощение (бетон, плитка, брусчатка, плитняк и т.п.) изображается в виде замкнутого контура и отмечается внутри контура по противоположным углам (в случае парковок или площадок) либо в начале и в конце (в случае дорожек) фрагментом штриховки. Деревянный декинг или деревянные дорожки изображаются в виде фрагментов отдельных досок. Штриховка не отражает масштаб конкретного материала, размеры элементов мощения можно указать в экспликации и/или спецификации. Примеры штриховки приведены на рис. 2.11.

Рис. 2.11. Жесткое мощение: а — тротуарная плитка, б — плитняк, в — деревянный настил.

Пошаговые дорожки. Это случай, когда между отдельными фрагментами дорожки расположена отсыпка или газон, расстояние между фрагментами дорожки соответствует шагу, стандартное расстояние 600-700 мм. Фрагменты изображаются отдельно в виде замкнутого контура без штриховки (рис. 2.12).

Рис. 2.12. Пошаговая дорожка: а — бетонные площадки в стиле хай-тек, б — дорожка из плитняка.

Камни, отсыпки. Отдельные валуны (подразумеваются не плоские, а объемные камни) изображаются замкнутым контуром со штриховкой с одной стороны, изображающей область затенения. Отсыпки принято изображать в виде области, заполненной специальными символами (рис. 2.13). Отсыпки растительного происхождения (щепа, кора, скорлупа орешков) имеют свое обозначение.

Рис. 2.13. Камни и отсыпки: а — валуны, б — гравий, галька, мраморная крошка и т.п., в — щепа, кора, скорлупа орешков.

Водоемы. Разные варианты сооружений с водой (ручьи, каскады, водопады, фонтаны, пруды, купели) могут быть отмечены замкнутой областью со штриховкой одним из способов: либо пунктиром, повторяющим форму водоема внутри по контуру, либо волнистыми линиями, заполняющими форму (рис. 2.14).

Рис. 2.14. Водоем.

Газон. Луговой газон, мавританский газон и другие типы травостоя, редко подлежащие стрижке заполняются штриховкой в виде галочек (нескошенная трава). Партерные, спортивные и садово-парковые газоны заполняются сдвоенными вертикальными линиями (стриженная трава). Расстояние между символами (рис. 2.15) подбирается исходя из размеров газона, но желательно соблюдать выбранное расстояние в рамках одного чертежа.

Рис. 2.15. Газон.

Растения. Деревья обозначаются на плане в виде окружностей, соответственно масштабу (т.е. диаметр кроны как у взрослого растения). Лиственные деревья имеют округлый край символа, хвойные — зубчатый. О том, что это дерево говорит нам то, что в центре ставится единичный знак, символизирующий ствол. Рядом с обозначенным деревом может быть числовое дробное значение: числитель — общая высота дерева во взрослом состоянии, знаменатель — высота ствола (от земли до начала кроны). Есть возможность обозначить по-разному существующие деревья, планируемые и деревья, подлежащие удалению (рис. 2.16). Ко многим хвойным понятия дерево/куст применимо весьма относительно, поэтому принято хвойники с вертикальной формой роста обозначать как деревья, а шаровидные и стелящиеся формы — как кустарники.

Рис. 2.16. Деревья.

Кустарники обозначаются по тому же принципу, что и деревья. В центре ставится тройной знак, символизирующий множественность стволов кустарника. Числовое значение рядом с обозначенным кустарником обозначает его высоту.

Живые изгороди разделяют на лиственные либо хвойные, на стриженные либо не стриженные. Для каждого варианта используется свое обозначение (рис. 2.17). Внутри области живой изгороди проставляются точки.

Рис. 2.17. Живые изгороди.

Травянистые многолетники, образующие куртину, либо растущие компактно, обозначаются окружностью без символов внутри. Ползучие травянистые, луковичные и почвопокровные растения обозначаются областью. Возможна совместная посадка нескольких растений в одной области, например, хосты вместе с тюльпанами. В таких случаях область совместной посадки подписывается в виде «растение 1 + растение 2».

Рис. 2.18. Травянистые многолетники.

Обозначения растений могут быть различными: 1) специальный символ для каждого вида и сорта (не очень удобно в силу нерационального расширения объема экспликации и возможных неточностей в интерпретации символов), 2) буквами (я — яблоня, г — груша, к — клен), 3) цифрами (наиболее удобный вариант, исключающий путаницу и сокращающий объем экспликации).

Прочие элементы на участке обозначаются так, как они выглядят при взгляде сверху.

2.7. Рисунок эскизов от руки

Каждый ландшафтный дизайнер должен овладеть навыком создания рисунков в карандаше. Для этого не требуется художественного образования. Переходить к созданию проекта в программе лучше на стадии, когда уже нарисован в карандаше основной эскиз и общая планировка утверждена с заказчиками. В процессе создания Концептуального плана, эскизов и трехмерных эскизных набросков рисунок от руки в карандаше очень важен.

Если соблюдать последовательность шагов, то создание рисунка не представляет собой сложности. В первую очередь, рисуем план на листе в масштабе: это может быть участок целиком или отдельная зона. Удобно рисовать чертеж по сетке 1х1 м также в масштабе (рис. 2.19).

Рис. 2.19. Создание схемы посадки на цветнике.

Рис. 2.20. Перенесение формы цветника и положения растений в аксонометрию.

Следующим этапом делаем заготовку в виде сетки с таким же количеством линий, только наклонив вертикальные линии под углом. Используются варианты наклона в 30, 45 и 60 гр. Чаще всего применяют наклон в 45 гр. горизонтальные линии остаются горизонтальными.

Отмечаем на плане точки пересечения контуров изображенных фигур с линиями сетки и переносим эти точки на рисунок с наклоненной сеткой. Затем соединяем точки, тем самым получаем ту же фигуру, только в 3d. Тем же способом отмечаем положение объектов и их размеры. Рисунок, который мы создаем будет в аксонометрии, поэтому искажения размеров не происходит (рис. 2.20). Следующим этапом работы над рисунком будет добавление высот — то, чего невозможно было отразить на плане. От полученных на предыдущем этапе точек поднимаем высоты вертикально. После этого определяем контуры объектов и рисуем их форму (рис. 2.21).

Рис. 2.21. Объемное изображение цветника

Когда объекты превратились в объемные фигуры, ластиком убираем линии, которые не должны быть видны (линии сетки, элементы заднего плана, скрытые расположенными впереди объектами и т.п.). Получив такую картину (рис. 2.22), можно ее доработать. Художественного эффекта можно достичь, добавив тени с северной стороны на самих объектах и тени, которые объекты отбрасывают. При желании, объекты можно раскрасить, что позволит оценить колористическое решение (рис. 2.23).

Рис. 2.22. Рисунок после удаления лишних линий.

Рис. 2.23. Цветник в цвете

Рисунки в перспективе требуют более сложных техник и в рамках создания рабочих эскизов не рациональны в силу трудоемкости.

2.8. Подготовка спецификаций и сметной документации

Для подготовки Спецификации к проекту необходимо обладать знаниями по технологиям устройства всех элементов ландшафтного дизайна. Если в Экспликации к проекту можно указать просто «парковка», «газон» или «цветник», то спецификация подразумевает указание конкретных применяемых материалов и полный расчет всех площадей и объемов, а также подбор технических решений для воплощения. Рассмотрим на примере парковки для двух автомобилей.

Парковка. Размер 6х8 м. Площадь 48 кв.м.

Последовательность работ:

Выемка грунта на глубину 250 мм. Объем: 12 куб.м.

Утрамбовка грунта в основании парковки виброплитой.

Выстилание грунта геотекстилем.

Засыпка гравия фракции 5-20 или 20-40 слоем 15 см.

Утрамбовка виброплитой.

Укладка армирующей сетки на подставки с нахлестом не менее 5 см.

Монтаж опалубки.

Заливка бетона слоем 50 мм.

Застывание бетона в течение 5 дней.

Снятие опалубки.

Укладка тротуарной плитки серой толщиной 30 мм на плиточный клей для внешних работ.

Просыпание швов сухим плиточным клеем.

Материалы:

Геотекстиль: 50 кв.м. Гравий 5-20 или 20-40: 7,2 куб.м. Армирующая сетка: 50 кв.м. Доска для опалубки «дюймовка»: 40 п.м. Саморезы 4,5 см: 100 шт. Бетон М300: 2,5 куб.м. Плиточный клей для внешних работ: 1 куб.м. Тротуарная плитка толщиной 30 мм: 53 кв.м. (с учетом +10%).

Инструмент:

Виброплита, углошлифовальная машина (болгарка), диск для УШМ по металлу и бетону, киянка, уровень, пила по дереву (или лобзик), шуруповерт, правило, метла, лопаты, грабли, ведра, тачка.

Открытая спецификация позволяет вносить изменения в материалы. Закрытая — точное соблюдение указанных материалов.

На основе спецификации исполнение проекта и расчет смет сильно упрощаются.

Смета может быть рассчитана только на текущий момент. Цены, взятые за основу в смете, меняются в течение сезона и год от года. Особенно сложно составить точную смету на растения. Это связано с тем, что цена на один и тот же вид или сорт зависит от множества факторов: место приобретения, возраст растения, открытая (ОКС) или закрытая (ЗКС) корневая система, кондиция растения, скидки и акции. Но заказчики, тем не менее, обычно просят составить смету для понимания порядка цен и общей суммы.

Проектные работы (оплата за подготовку проекта) — первый этап работы. Рассчитываются от количества соток проектируемой площади (за вычетом из общей площади участка площади построек). Далее смета составляется по этапам реализации проекта, которые будут рассмотрены нами в следующем разделе этой главы.

Каждый этап разделяют на «Материалы» и «Работа»: в первый блок входят все необходимые материалы, во второй расценки на проведение работ, включая работу техники. На материалы насчитываются Накладные расходы в размере 10-13%, которые идут на амортизацию оборудования и закупку расходных материалов: тачки, лопаты, грабли, перчатки, мешки для мусора и т.п. Доставка материалов прописывается отдельной строкой и во многом зависит от расстояния до объекта. Предоплата на материалы составляет 100%.

Производство работ считаем исходя из объемов или продолжительности. Есть виды работ, которые имеют стандартную оплату (например, стоимость укладки 1 кв.м плитки), а есть те, которые высчитываются по времени (например, выезд на питомник с индивидуальным подбором растений или консультация по уходу за садом считается в чел./часах). От стоимости работ рассчитываем транспортные расходы в размере 10-15% от стоимости работ. Если работы производятся бригадой заказчика, ландшафтный дизайнер получает 10% от стоимости работ в качестве авторского надзора. Предоплата за работу составляет обычно от 30 до 50%.

К смете могут применяться как понижающие, так и повышающие коэффициенты. Уменьшить итоговую сумму могут скидки и акции от ландшафтного дизайнера, а увеличить сложность реализации или срочность.

Удобно составлять сметы поэтапно. Соответственно за каждый этап можно брать предоплату. Расчет заказчиков по смете в этом случае производится так же поэтапно.

2.9. Этапы реализации проекта

Каждый этап реализации проекта требует своего набора материалов, техники, инструментов и специалистов. В идеале они осуществляются постепенно, переходя от предыдущего к последующему. Но на практике бывает, что приходится осуществлять работы параллельно. Организовать работу на объекте — одна из важнейших обязанностей ландшафтного дизайнера.

1 этап. Подготовительные работы

1.1. Демонтаж нежелательных строений

1.2. Удаление нежелательных деревьев и кустарников, санитарная обрезка.

1.3. Уничтожение сорняков: выкапывание, протравка.

1.4. Обработка от болезней и вредителей

1.5. Устройство места хранения инструмента и расходных материалов, места бытовых нужд рабочих.

1.6. Устройство мест выгрузки и хранения строительных материалов и мусора.

2 этап. Инженерно-строительные работы

2.1. Геопластика участка — создание рельефа укрупненно.

2.2. Разметка.

2.3. Прокладка коммуникаций: дренаж, ливневая система, полив, электрика.

2.4. Заливка фундаментов, подпорных стен, монтаж свайных опор.

2.5. Посадка крупномеров, раскладка крупных камней.

3 этап. Ландшафтно-строительные работы

3.1. Оформление берегов водоемов, ручьев, каскадов.

3.2. Мощение парковок, дорожек, площадок.

3.3. Облицовка цоколей, фундаментов, подпорных стен.

3.4. Строительство террас, беседок, хоз.построек, заборов, пергол, шпалер, устройство настилов.

3.5. Установка теплиц, грядок, компостной кучи.

3.6. Монтаж МАФ.

3.7. Демонтаж временных сооружений, мест хранения.

3.8. Вывоз мусора.

4 этап. Ландшафтные работы

4.1. Устройство цветников.

4.2. Оформление растениями береговых линий водоемов.

4.3. Посадка растений.

4.4. Устройство газонов.

4.5. Оформление цветников аксессуарами.

4.6. Установка осветительных приборов.

5 этап. Подготовка технической документации

5.1. Схемы посадки по факту.

5.2. План ухода за растениями и оборудованием.

6 этап. Уход, обслуживание и оценка после вселения (ОПВ)

6.1. Осенняя подготовка участка к зиме.

6.2. Весенний выход участка после зимы.

6.3. Уход за участком, обслуживание (при необходимости).

6.4. Визит через год после завершения работ для анализа состояния участка.

Грамотно организованная работа позволяет избежать путаницы, несогласованности и простоев в работе. Соблюдение порядка и чистоты организует самих рабочих и при визите заказчиков демонстрирует отношение к работе дизайнера. Конечно, в реальной жизни бывают непредвиденные ситуации, но если это исключения из общего правила, а не стиль работы, заказчики всегда отнесутся с пониманием. В конечном итоге все заинтересованы в качественном конечном результате.

Итоги главы

В этой главе мы рассмотрели порядок взаимодействия с заказчиками от первой встречи до реализации проекта. Начав со знакомства с людьми и участком, на основе полученных данных создавали эскизы, используя принципы ландшафтного дизайна, последовательно добавляли элементы проекта в эскиз. Полученный эскиз после согласования с заказчиками и внесения корректив дорабатывали до Генерального плана, используя стандартные и специальные условные обозначения, дополняли план эскизами и иллюстрациями. На основании планировке разрабатывали спецификацию и считали смету. Закончив проектные работы, подготовили план реализации проекта. В итоге заказчики получили на руки готовый проект и ждут начала работ. Все готово к тому, чтобы начать закупать необходимые материалы.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ландшафтный дизайн глазами ботаника предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я