Ландшафтный дизайн глазами ботаника

Александр Николаевич Лебедев, 2022

Книга, основанная на богатом практическом опыте автора, кандидата биологических наук Александра Лебедева, подробно описывает каждый шаг в подготовке и реализации проектов ландшафтного дизайна. Здесь вы найдете информацию о современных стилях ландшафтного дизайна, описание необходимых в работе материалов, инструкцию по подбору и правильной посадке растений, комбинированию растений в цветниках, уходу за садом. Книга будет полезна как новичкам, так и опытным ландшафтным дизайнерам. Осторожно! Эта книга может навсегда изменить вашу жизнь!

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ландшафтный дизайн глазами ботаника предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1. Взгляд на современные стили ландшафтного дизайна

Первые достоверные сведения о создании декоративных садов и парков относятся к периоду Ассирии и Вавилона. В те времена озеленяли улицы городов и стены зиккуратов. Имелись незначительные частные сады. Незначительное развитие озеленения городов и придомовых территорий произошло в Древнем Египте. Использовались рядовые посадки, четко соблюдали принцип симметрии. Стремительное развитие садово-паркового искусства произошло в период Древней Греции и Древнего Рима. Формируются новые типы садов, принципы планировки, формирования посадок, обогащается ассортимент растений. Специфические сады развиваются в арабской Испании. В период Средневековья ведущую роль берут на себя монастырские сады. Они оказали большое влияние на последующие периоды развития садово-паркового искусства Европы. В Эпоху Ренессанса ведущую роль в развитии садов берет на себя Италия. Появляются многочисленные виллы, где тесно переплетаются архитектурные элементы и фрагменты природы. Особые оригинальные стили складываются во Франции и Англии. Русские сады во многом обязаны своим появлением и особенностями бурной деятельности Петра I. В основу садово-парковых комплексов положены традиции Франции, Англии и Италии. Параллельно с развитием садов Европы в Китае и Японии формируются свои аутентичные традиции построения садов. В основе таких садов лежит любование природой, явлениями, происходящими в ней.

Воссоздавать исторические стили в наши дни непросто. В основном они были сформированы исходя из климатических особенностей и рельефа данной местности. Так, например, английский сад прекрасно смотрится в Англии, но почти недостижим в России. Итальянские виллы поражают посетителей по сей день, но создание такой виллы у нас сейчас требует слишком больших затрат. К настоящему времени оформилось несколько стилей ландшафтного дизайна, которые можно использовать как основу для проектирования участков.

1.1. Регулярный сад

Сад такого типа легко создавать, но он требует тщательного ухода и обслуживания. Хозяевам сада надо готовиться к тому, что поддержание регулярного сада потребует массу времени и сил. Для сада большой площади, возможно, придется нанять садовника. Подойдут участки правильной геометрической формы площадью не менее 12 соток. На маленьких участках регулярный стиль не смотрится, теряет всю свою красоту и упорядоченность. Могут подойти участки сильно вытянутые в длину.

Такой сад подойдет людям, любящим порядок, приверженцам традиций, классической музыки и литературы. Вечера хозяева дома предпочитают проводить дома у камина или в беседке, укрывшись теплым пледом. С приехавшими в гости друзьями они скорее неспешно прогуляются по дорожкам сада, чем устроят активный пикник с баней и шашлыками.

Регулярный сад воспринял все традиции древнегреческих и древнеримских традиций, классики Франции, Англии и Италии. Ландшафтному дизайнеру относительно просто создать проект такого сада.

Планировка.

Планировка сада имеет четко выраженную симметрию. Желательно создать широкую центральную аллею. Она может иметь по сторонам симметрично расположенные посадки деревьев и кустарников или арочные проходы. На центральной аллее может быть размещена площадь с фонтаном. Боковые дорожки отходят от центральной под прямым углом или лучами. Ритм используем линейный или круговой. Обязательно присутствие газона правильной формы. Цветники в виде рабаток у дома, бордюрных посадок вдоль дорожек, солитерных посадок, тщательно продуманных миксбордеров.

Материалы.

Преимущество в мощении отдаем тротуарной плитке с простым геометрическим рисунком. Возможно использование природного камня. В большей или меньшей степени может быть представлена ковка. Удачно смотрятся состаренные поверхности. На клумбах возможны разные варианты отсыпок. Дом может быть кирпичным любого цвета, оштукатуренным и окрашенным.

Цветовое решение.

В качестве ведущего компонента пастельная гамма.

Растения.

Дуб, липа, тополь, вяз, ель колючая и голубая, туи, можжевельники, кипарисовики. Бирючина, самшит. Стриженные живые изгороди и кустарники, выстриженные правильными геометрическими формами. Чубушник (жасмин), сирень, миндаль, барбарис, спирея. Розы разные, особенно миниатюрные. Клематисы, виноград на опорах, оградах, на стенах построек и по забору. Гипсофила, флоксы, лаванда. Плодовые деревья в виде отдельно расположенного сада. Возможно наличие маленького огородика.

Аксессуары стиля.

Каменные стены, невысокие подпорные стенки и стены, разделяющие газон. Архитектурные композиции с ярко выраженным налетом времени. Малые архитектурные формы в виде вазонов, статуй, каменных скамей. Арки, перголы, беседки. На цветниках поилки и кормушки для птиц.

1.2. Кантри. Прованс. Деревенский, этнические направления

Очень разнообразный стиль, имеющий массу нюансов. В каждой стране есть свои особенности его понимания. Для России это деревенский стиль с его телегами, бочками, пнями и плетеными корзинами. Для Украины характерны плетень с крынками, подсолнечник и соломенные крыши тихого хутора. В США это кантри с элементами ковбойской фермы: деревянными изгородями, текстилем в клетку, цветником на входе с керамическими фигурками, черепами домашнего скота и надписями, вырезанными на деревянных табличках. Во Франции это прованс с его обилием пряно-ароматических трав, керамическими горшками с растениями всюду рядом с домом, цветными ставнями окон, мягкой пастельной гаммой красок, расписными лейками. Особенности везде свои, но подход к созданию такого сада имеет много общего.

Участок может быть любой формы, но лучше, если он будет широким и не очень вытянутым. Площадь от 6 до 20 соток. Дом из бревен или бруса, может быть оштукатуренный и выкрашенный в неяркий цвет. Сад в стиле кантри легко создавать, он очень понятен и нагляден, за ним просто ухаживать. Если у владельцев участка уже имеется обширный огород и сад, есть желание заниматься сельским хозяйством, тогда стиль кантри будет уместен.

Планировка.

Свободная планировка участка — основной вариант. Прокладываем дорожки так, как удобнее всего ходить. Рациональность должна быть на первом месте. В первую очередь находим оптимальное место для огорода и плодового сада, а уже потом для всего остального. При необходимости делается технический заезд на участок. Водоем в виде естественного прудика, заросшего по берегам травой.

Материалы.

Дорожки могут быть в виде обычных тропинок, не укрепленных твердыми покрытиями; могут иметь покрытие в виде разнородной тротуарной плитки, бетонных плит, мощением природным камнем, уложенные деревянным настилом или спилами. Все постройки из натурального дерева с выявлением фактуры, бревенчатые, обшитые блокхаусом или дощатые. По возможности необходимо избегать современных материалов и технологий.

Цветовое решение.

Обилие красок, пестрые сочетания. Цветники как бабушкино лоскутное одеяло. Для прованса — пастельные тона.

Растения.

Плодовые деревья и кустарники. Липа, боярышник, рябина. Сирень, чубушник (жасмин), шиповник. Огород, в том числе и декоративный. Использование овощных культур в цветниках. Подсолнечник, кукуруза, тыква. Флоксы, пионы, ромашки, бархатцы, календула, колокольчики, астры, лен. Небольшое количество сорняков только украсят сад.

Аксессуары стиля.

Атрибуты сельской жизни. Телеги, деревянные колеса, простые керамические горшки. Колодец (настоящий или декоративный). Плетень, плетеные корзины, мельницы. Низкий белый штакетник. Скворечники и кормушки для птиц.

1.3. Японский сад

Японский сад один из самых сложный в разработке проекта. Необходимо учитывать массу особенностей, воспринимать естественный ландшафт и учитывать особенности места. Такой сад требует тщательного регулярного ухода. В России он очень популярен.

Площадь сада может быть от нескольких квадратных сантиметров до нескольких гектар. Подойдет любая форма. Желательно, чтобы участок имел рельеф, водоем, ручей, заболоченные участки и т.п.

Существует три формы японского сада: син — полная форма, содержащая все элементы сада; со — полусокращенная форма, часть элементов может отсутствовать; гё — сокращенная форма, состоящая из одного-двух элементов. Примерами сада формы гё может быть сад камней, миниатюрный сад на столе или бансай.

Планировка.

В течение многих веков сформировались традиции создания японских садов. Мы рассмотрим полную форму сада, наиболее подходящую для создания в условиях России.

На входе установлены бамбуковые ворота, или деревянные, если нет возможности сделать бамбуковые. Ворота обычно остаются закрыты, а хозяева и гости ходят через небольшую калитку, скрытую за большим кустом. Сразу после входа нас встречает гостевая группа. Это может быть пара камней, цветник, скамья, водопад. Какие бы элементы входной группы мы не применили, полностью или частично они должны повториться перед входом в чайный дом.

Дорожки извилистой формы должны ветвиться, образуя варианты путей. Все они приведут нас к чайному дому, но разными маршрутами. Хозяин перекрывает пути, кладя на дорожку небольшой камень. Гость идет по той дорожке, которая камнем не перекрыта. Таким образом, хозяин направляет гостя тем путем, который в этот период года наиболее декоративен. В саду имеется пруд, желательно с рыбами. Часть берега вдается в пруд, образуя полуостров.

Особое место в японском саду отводится фонарям. Желательно предусмотреть в саду наличие как минимум двух фонарей — «фонаря для любования первым снегом» и «фонаря для омовения рук».

Материалы.

Дерево, вода, камень, металл. Гармоничное вплетение рукотворных объектов в живую природу. Гармоничное сочетание всех элементов.

Цветовое решение.

Белый, бежевый, коричневый, разные оттенки зеленого. Цвета меняются со временем. Весной на первое место выходят белый и розовый — это время цветения плодовых. Летом ярких красок добавляют пионы, ирисы, рододендроны. Осень — время кленов, их меняющейся окраски листвы.

Растения.

Сакура (это может быть вишня, слива, яблоня, черемуха, но чаще всего Слива Саржента). Много различных хвойных: ели, сосны, можжевельники, кипарисовики, туи. Клен (разные виды и сорта), липа, лещина. Рододендрон, азалия, вереск, эрика, спиреи, айва. Папоротники. В газоне могут присутствовать цветущие растения, например вероника нитевидная или маргаритки. Хосты, ирисы, лилейники, хризантемы, декоративные луки. Уместен будет и небольшой огород.

Аксессуары стиля.

Японские фонари. Пагода. Чайный домик. Бамбуковые ворота, изгороди, подпорки. Каменные фигуры диких животных — черепаха, аист.

1.4. Восточный (арабский) стиль

Красочный, яркий, жизнерадостный сад полный впечатлений. Но каждодневное пребывание в нем может утомить. Богат деталями, акцентами. Состоит из двух зон: придомовой дворик (0,5-3 сотки) и плодового сада (любой площади). Участок должен быть солнечный. Сад минимального ухода.

Такой сад больше располагает к уединенному отдыху, чем к семейному времяпрепровождению или вечеринкам с друзьями. Восточный сад интересно посещать, он не оставит равнодушным никого.

Планировка.

Участок на выходе из дома огораживается стенами, подпорными стенками или живой изгородью, благодаря чему организуется уютное замкнутое пространство. Коммуникация с другими зонами осуществляется через арочные проходы, галереи, калитки и т.п. Поверхность земли, за исключением нескольких плодовых деревьев, мостим плиткой, кирпичом, брусчаткой, бетонными плитами, мозаикой, отсыпаем мраморной крошкой, гравием. Материал, который используем на «полу» может заходить на стены, закрываю цоколь здания. Центральное место занимает водоем с каскадным водопадом или без него. Обязательно наличие удобного места отдыха — скамья с подушками, кресло, мягкий диванчик… Для защиты от палящих лучей солнца и осадков над местом отдыха делают навес или перголу, овитую вьющимися растениями. Рядом с местом отдыха можно расположить столик, на котором впоследствии будут располагаться фрукты, напитки и прочее, необходимое для отдыха.

По все площади дворика располагаются растения в горшках, кадках и вазонах. Их можно переставлять, выдвигая на передней план более красивые, или просто меняя надоевший вид. Стены можно оформить подвесными кашпо, расписными блюдами, бронзовыми тарелками.

Материалы.

Тротуарная плитка, отсыпки, керамика, бетон. Мозаика (она может быть на мощении площадки, в отделке водоема, на стенах, на горшках и контейнерах), в мозаику желательно внедрить кусочки зеркал, что наполнит дворик яркими теплыми бликами солнца днем и разноцветным блеском бриллиантов от декоративной подсветки вечером. Черный кованный металл, медь, патина.

Цветовое решение.

Пестрая мозаика цветов должна быть очень хорошо продумана. Выполнив оформление в общей цветовой гамме, необходимо добавить контрастных цветов. Желательно, чтобы было очень четко понятно, что за цвет фоновый, а какой контрастный, что сейчас доминирует, как все изменится при включении подсветки.

Растения.

Несколько плодовых деревьев (лучше слива или айва обыкновенная). Розы, айва японская, спирея, чубушник, сирень, виноград. Красивоцветущие многолетники и однолетники для посадки в контейнеры. Пряно-ароматические травы.

Аксессуары стиля.

Горшки с восточным орнаментом. Бронзовые подставки, блюда. Кормушки и поилки для птиц. Во внутреннем дворике должна быть подсветка: функциональная и декоративная.

1.5. Романтический сад

Мягкий, плавный, нежный сад, располагающий к неспешным прогулкам. Желательно, чтобы на участке имелись старовозрастные деревья и пруд. Такой сад требует периодического ухода, но не слишком сложного. Подойдет участок от 6 до 30 соток. Сад в романтическом стиле предпочитают люди, желающие тихого отдыха, без спортивных игр, пикников и вечеринок.

Планировка.

Дорожка извиваясь проходит от дома через сад и возвращается обратно другим путем. Дальнейший путь по дорожке скрываем посадками кустарников. Проходя по дорожке мы должны постоянно открывать для себя что-то новое, находить лавочки, окруженные ароматно цветущими растениями, беседку, прудик с полянкой для отдыха, мостик, цветник, романтические скульптурки среди цветов. В некоторых местах дорожка может проходить под ветвями старовозрастных деревьев, под арками, перголами, аллеями, овитыми растениями.

Центральная дорожка достаточной ширины для прогулки рядом двух человек, около 1,2-1,5 м. Поверхность необходимо сделать максимально ровной, без ступеней, перепадов.

Вдоль дорожки высаживаем только растения с мягкой листвой, чтобы случайно задев, не испытывать дискомфорт.

Материалы.

В мощении можно использовать тротуарную плитку, лучше с рисунком, орнаментом, с цветными вставками. Может подойти для мощения и плитняк, как светлых, так и темных тонов. Лавочки деревянные белые или с кованым основанием и деревянными сидениями. Беседка белая или из светлого дерева.

Цветовое решение.

Предпочтение отдаем белому и розовому цветам. Возможны точечные акценты более насыщенных цветов.

Растения.

Крупные деревья: дуб, тополь белый, липа, каштан, яблоня. Рябина, вишня, лещина, дерен белый, чубушник, гортензия, спиреи. Розы, но не рядом с дорожкой. Вьющиеся растения: виноград, клематисы, розы, хмель, жимолость каприфоль. Хризантемы, астильбы, хосты, ирисы, лилейники, лилии, лаванда, тимьян, душица. Луковичные.

Аксессуары стиля.

Скворечники, кормушки и поилки для птиц наполнят сад пением и щебетанием. Некрупные белые скульптуры романтического плана (ангелочки, голуби и т.п.). Подпорки для растений. Домашняя утварь в оформлении сада: керамические или медные чайники, чашки, блюдца, статуэтки. Вечерняя мягкая подсветка вдоль всей дорожки.

1.6. Экзотика

Один из самых интересных стилей. Выразительный и яркий, интересный для посещения сад. Он сложен в процессе создания и непрост в уходе, требует работ на участке. Основная задача: создать иллюзию чужеродных далеких стран, необитаемого острова, джунглей, пустыни… Самый простой и эффектный вариант — представить себя мореплавателем, потерпевшим крушение, и выброшенным вместе с фрагментами корабля на неизвестном острове. Из этого легко вытекает выбор материалов, элементов и аксессуаров.

Подойдет участок от 12 до 40 соток, хорошо освещенный, можно со старовозрастными деревьями. Дом может быть деревянный или оштукатуренный.

Планировка.

Прокладываем извилистую дорожку через участок. Посадки делаем вокруг дорожки ярусами: ближе сажаем низкие почвопокровные растения, потом средней высоты, далее повыше и так далее вплоть до высокорослых деревьев. При этом создается впечатление, что там начинаются совсем непроходимые джунгли. По ходу дорожки нам открываются интересные виды и объекты: ручьи, родники, заводи, болотца, песчаные отсыпи, интересные валуны, необычные растения. Вдоль дорожки хорошо будет смотреться ограждение, сделанное из вбитых в землю кольев и натянутого каната. Канатом модно овить деревья, беседку, использовать их как опору для вьющихся растений. Необходимо наличие резких контрастов: как в цвете, так и в форме объектов, их размере и расположении.

Материалы.

Природные и то, что могло остаться от корабля. Дорожку можно сделать в виде дощатого настила, из спилов, замостить природным камнем или просто протоптать. Садовая мебель из ротанга, деревянная или любая, покрытая бежевой тканью (осталась от паруса). Беседка из темного дерева, простой формы, с соломенной крышей.

Цветовое решение.

Любые цвета. Для дерева лучше использовать темные тона, для ткани — светлые. В этом стиле уместны как участки с нюансными сочетаниями, так и участки с резко контрастными, и даже с обилием разноплановых цветов.

Растения.

При выборе растений главным критерием является их внешний вид. Как следует из названия стиля, растения должны быть экзотическими. Но не обязательно останавливаться только на экзотах, многие местные виды при правильном композиционном решении будет смотреться оригинально.

Деревья: каштан, клены (мелколистный, зеленокорый, Гиннала, приречный, различные краснолистные сорта), черемуха Маака, орех серый и манчжурский. Кустарники: чубушник, лещина с зелеными и с пурпурными листьями, акация, ракитник, форзиция, разные виды и сорта барбарисов, дерен белый, черноплодная рябина. Лианы: виноград, хмель, клематисы, фасоль, жимолость каприфоль. Многолетние травянистые: астильбы, волжанка, хосты, папоротники, медуница, коровяк, черемица, тимьян, камнеломки, очитки, молодило. Однолетники: бархатцы, клещевина, плодовые и декоративные овощные культуры в цветниках. Луковичне.

Аксессуары стиля.

Изваяния и фигуры идолов. Различная корабельная утварь. Камни, коряги. Хорошим дополнением сада могут стать домашние растения, вынесенные на лето. Гамаки, натянутые между деревьями.

1.7. Хай-тек

Современный стиль. Высокие технологии — основа стиля, но не главное его наполнение. Техника, технологии, явно рукотворные элементы и рядом с ними в тесном соседстве живые растения. Контрастное сочетание живого и искусственного — обязательное условие. Стиль прост и понятен, очень наглядно показывает отношение индустриального общества и дикой природы. Прост в создании и уходе. Подойдет участок любой формы и любого размера.

Планировка.

Асимметрия и симметрия переплетаются в произвольном порядке. Ритм линейный и прогрессирующий. Дорожки в основном прямые или плавно изгибающиеся. Материал мощения может быть разный: бетон, тротуарная плитка, природный камень, деревянный настил, террасная доска, металл. Желательно сделать разделение частей сада по вертикали, приподнять площадки, сделать перепад высот и лестницу. При возможности, делаем водоем правильной геометрической формы и «хай-тековский» водопад.

Материалы.

Природные материалы: дерево с выявлением текстуры, природный камень, гравий, щепа. Современные материалы: хромированный или ржавый металл, пластик, стекло.

Цветовое решение.

Основные цвета: белый, серый, голубой. Акценты ярко красным, оранжевым, желтым.

Растения.

Любые с интересной формой роста, пестролистные, с необычным цветением.

Аксессуары стиля.

Любые детали машин: двигатели, шестеренки, цепи, колеса, даже покрышки! Ни в одном другом стиле их использовать нельзя. Подойдут и металлические фрагменты орудий труда, старые тачки, трубы, краны, ванны, велосипед и т.п. Особое место занимает освещение. Важна и подсветка, и сам осветительный прибор — он самостоятельный арт-объект.

1.8. Модерн

Один из самых сложных стилей, как в процессе создания, так и в обслуживании. Можно реализовать на участке от 12 соток, лучше неправильной формы. Участок должен быть хорошо увлажненным, с небольшим рельефом. Модерн наполнен материалами, фактурами, необычными сочетаниями, разнообразными контрастами, оттенками, объектами. Этот стиль подходит людям, состоявшимся в жизни, тем, кто понимает нюансы жизни, накопил опыт. Он не ветреный и не легкомысленный, он богат нюансами. Модерн рассчитан на изменения в природе, он меняется и развивается в течение года и год от года. Модерн живет как большой сложный организм, преображаясь и открывая все новые особенности.

Планировка.

В основе планировки лежит линия. Линия — основа модерна. Все линии идут плавно, изгибаясь, струясь, завиваясь. Необходимо избегать прямых углов, окончания линии. Только плавное перетекание линий, их соединение и разветвление. Используются растительные мотивы.

Зонирование участка осуществляется за счет подпорных стенок или живых изгородей из лиственных или хвойных пород, плотных посадок кустарников или с помощью опор, оплетенных вьющимися растениями. Возможно создание арок, галерей, пергол и трельяжей.

Дорожки достаточной ширины, чтобы комфортно идти вдвоем. От основной дорожки, при необходимости, могут отходить боковые, в том числе и пошаговые. В местах ветвления дорожек желательно разместить небольшие цветники или малые архитектурные формы. Рельеф участка разделяется подпорными стенками, что заставляет делать ступени.

Необходимо найти место для газона партерного, садово-паркового или мавританского типа.

Желательно обустройство водоема, имеющего глубину достаточную для зимовки рыб и водных растений. Водоем окружается цветником, декорируется камнями. По возможности водоем продолжается ручьем, имеющим заводи, каскады, водопады. Через ручей перекидывается мостик с коваными перилами.

Цветники в виде миксбордеров, солитерных и групповых посадок на отсыпках. Любой цветник обязан быть декоративен в течении всего года.

В оформление участка добавляются скворечники, кормушки и поилки для птиц. Это поможет добавить приятное щебетание и пение птиц, а также снизить вероятность повреждения растений гусеницами и жуками. В качестве декоративных элементов можно использовать статуи.

Необходима установка осветительных приборов. Как правило, это классические фонари: подвесные на стенах, невысокие садовые и более высокие парковые.

Материалы.

Предпочтение отдаем натуральным природным материалам. Природный камень: булыжники, валуны, плитняк. Для мощения дорожек и отделки цоколя строений отлично подходит плитняк. Его же можно использовать для создания или отделки подпорных стенок.

Используются разные виды отсыпок: мраморная крошка, гравий, галька, кора и щепа деревьев, скорлупа орехов. С помощью отсыпок декорируют берега прудов и ручьев, края цветников, создают орнамент при солитерной и групповой посадке.

Деревянные элементы должны быть темного цвета с выраженной фактурой. Возможны деревянные настилы, дорожки, мостики, беседки, лавочки, перголы.

Садовая мебель, лавочки, элементы забора, калитки, опоры для растений, арки и галереи из металла. Осветительные приборы и скульптуры тоже металлические. Во всех случаях металл черный кованый или медь.

Цветовое решение и растения.

Цвета используются разные, как в разных частях сода, так и в разное время года. Для каждой визуально отделенной зоны подбирается свое цветовое сочетание. Где-то доминирует теплая цветовая гамма с контрастом холодного цвета, в другой части сада — наоборот. Главный миксбордер развивается в течение года и меняет свою цветовую гамму. Ранней весной преобладают свежие цвета: белый и желтый за счет цветения нарциссов и примул, крокусы дополняя желтым, добавляют голубых и синих оттенков, сине-голубые оттенки поддерживают сциллы, гиацинты, мускари, печеночница, иридодиктиум. Любых красок можно добавить за счет тюльпанов. В начале лета, пока еще не так тепло, основу должны составить теплые цвета: красный, оранжевый, желтый. Это могут быть: айва японская, алиссум, анемона, бадан, барбарис, форзиция, гравилат, камнеломки, купальница, магония, очиток едкий, рододендроны и азалии, рябчики. В середине лета, во время жарких солнечных дней, теплые цвета только добавят температуры, поэтому приятнее будет смотреть на цветник с преобладанием холодных оттенков: голубого, синего, фиолетового, сиреневого. Можно использовать, например: аквилегию (водосбор), барвинок, василисник, вероники, волжанку, герань, гортензия, дельфиниум, ирисы, клематисы, колокольчики, лаванда, луки, пионы, синюха голубая, спиреи, тимьян, флоксы, хосты, хризантемы, гладиолусы, любые растения с белыми цветами, пестролистные травянистые и кустарниковые культуры. К осени все цвета становятся насыщенными, созревшими. Предпочтения отдаем темным оттенкам: малиновый, оранжевый, фиолетовый и т.п. Подойдут такие растения как: астры, барбарисы, бересклет, вереск, гейхеры, клематисы, коровяк, лапчатки, лилии, очиток видный, посконник, пузыреплодник, розы, рудбекия, традесканция, флоксы, хризантемы. Хорошей идеей может стать добавление в цветник овощных культур. Например, моркови, тыквы, кабачки, цукини, подсолнечник, кукуруза, фасоль, виноград и др. Зимой миксбордер декоративен за счет хвойных культур и обнаженной графичности ветвей лиственных деревьев и кустарников.

На участке в стиле модерн будет много различных растений. Необходимо создать композиции из хвойных пород, различных по форме и окраске хвои. Присутствуют высокие, средней высоты и низкорослые деревья, лиственные кустарники: цветущие, декоративнолистные и плодовые. Наличие растений с приятным ароматом, пряные травы дополнит сад.

Аксессуары стиля.

Скворечники, кормушки и поилки для птиц. Бронзовые фигурки в цветниках и рядом с водоемами. Кованые фонари (или имитирующие кованые). Контейнерная культура на площадках, террасах, ступенях. Хорошо смотрится сезонное оформление парковки, входной группы и зоны отдыха. Так, например, весной можно выставить контейнеры и горшки с тюльпанами и гиацинтами, пророщенными злаковыми культурами. Летом украсить снопами сена, колосьями злаков, корзиной с яблоками, контейнерами, горшками и кашпо с однолетниками или овощными культурами. Осень колорита добавят разложенные тыквы, декоративные кабачки, корзины с виноградом, косички из лука, пучки моркови, мешочек с картофелем, гроздья рябины. Зимой им на смену может прийти снеговик, кормушка для птиц, рождественский декор.

1.9. Альпийский сад

Можно сказать, что именно с этого стиля начался ландшафтный дизайн в России. В силу ограниченности площади и средств, Альпы воссоздавались в миниатюре — в виде альпийских горок. Тем не менее, смысл совершенно верен — необходимо сымитировать рельеф и флору Альпийских гор. Участок соответственно должен быть на склоне с хорошим перепадом высот. Площадь от 0,1 до 20 соток.

Планировка.

На склоне выделяем несколько террас — делаем их горизонтальными площадками, расположенными на разной высоте. Площадки связаны между собой тропинками, дорожками, лестницами, мостиками. Жилой дом располагается на самой вершине склона. На других площадках: баня, зона отдыха, обзорная площадка, беседки, перголы, огород. Обязательно делаем горный ручей (или сухой ручей). Ручей, сбегая по склону, имеет участки с бурным потоком, более спокойные заводи, каскады и водопады. Вся поверхность склона — цветник. Освещение минимальное, только на площадках.

Если мы все же хотим сделать Альпы в миниатюре, начать необходимо с формирования «основы горки». Сделать ее можно с помощью строительных блоков, кирпича, камней, фрагментов бетона и т.п. Сначала выкладывает горку из этих «несыпучих» материалов, формируя рельеф бедующей горки. Затем поверх основания засыпаем плодородную землю толщиной не менее 20 см и утрамбовываем ее. Поверх земли укладываем геотекстиль. На него раскладываем камни. Это процесс творческий и занимает порой не один день. Помимо камней можно использовать и гравий, создавая отсыпи. В промежутках между камнями разрезаем геотекстиль и высаживаем растения. По возможности добавляем к горке ручей и водоем.

Материалы.

Камни! Много камней: крупные валуны, дикий камень, плитняк, крошка, галька, песок — весь склон занят камнями, между которыми бежит ручей и растут альпийские растения. Каменные подпорные стенки и мощеные камнем дорожки. Площадки могут быть и деревянные, как правило, светлого дерева. Перила и ограды могут быть как деревянными, так и кованными. На перилах возможно размещение опор для кашпо и контейнеров. На площадках — контейнеры и вазоны из глины для растений.

Цветовое решение.

Пестрая гамма пятнами. Цветовое решение определяется в первую очередь цветением растений.

Растения.

Низкорослые хвойные, в том числе: сосна горная и ее сорта, ель форм «гнездовидная» и «коника», можжевельники разных видов и сортов. Ивы стелющиеся или под регулярную стрижку. Смородина красная, черная и т.п. Барбарисы, преимущественно сорта барбариса Тумберга. Сирень, чубушник, айва японская, спиреи, верески и эрики, тимьян, девичий виноград. Виноград и клематис высаживаются, как правило, в основании склона без опор, им позволяют ползти по склону вверх. На вершине высаживают дикую землянику и позволяют ей усами свободно спускаться по склону вниз. В промежутки между камнями набиваем плодородной земли и высаживаем группы многолетников: злаки и осоки, очитки, камнеломки, молодило, живучка, хохлатка, незабудки, флокс шиловидный, гвоздика травянка, астра альпийская, полынь, маргаритки, анютины глазки, маки, колокольчик карпатский, астильбы, цинии.

Когда посаженные растения немного разрастутся, они займут всю доступную землю, не занятую камнями. Сорнякам просто не останется места. Уход за таким садом станет минимальным.

Аксессуары стиля.

Подвесные кашпо, контейнеры, глиняные горшки и вазоны. Лучшее украшение альпийского сада — красивый камень.

1.10. Лесной сад

Сложно назвать это полноценным стилем. В России пока достаточно лесов, куда можно доехать и погулять там. Делать фрагмент леса у себя на участке при этом видится занятием странным и неадекватным. Тем не менее, скажем пару слов. Основная идея — максимально сохранить имеющийся на участке фрагмент леса. Планировка естественная: дорожки в виде тропинок или мощеная спилами. Есть ручей — хорошо, через него перекинем деревянный мостик. Чем меньше рукотворных объектов — тем лучше. Дом в виде бревенчатой избы. Остальные постройки так же бревенчатые или дощатые. Никаких специальных декоративных растений, в основном представители местной флоры. Зона отдыха — кострище, обложенное камнями, и скамьи из веток или в виде половин бревна.

1.11. Минимализм

Очень понятный и актуальный стиль. Может быть реализован относительно быстро и дешево. При этом результат очевиден. Подходит для людей всех возрастов. Участок может быть от 1 кв.м до 30 соток. при этом особых требований к рельефу, увлажнению и освещению нет. Минимализм незаменим в случае, когда постройки оставляют от участка или его части небольшие фрагменты.

Планировка.

Простые геометрические формы. Линия дорожек прямая или плавно изогнутая (только один изгиб!). Водоемы правильной геометрической формы: круг, овал, квадрат, прямоугольник. Зоны разделены очень условно. Единство цветового решения, планировки, комбинационных приемов, материалов. В минимализме особое внимание уделяется эмфазе. Важно не что сделано, а как!

В минимализме есть прием, названный «чистая форма». При этом выбирают для участка одну геометрическую форму и все приводят к ней. Например, выбор квадрата позволяет удачно вписать в ландшафт постройки, беседки тоже будет прямоугольной формы. Стриженные живые изгороди и формованные кустарники. В мощении квадратная тротуарная плитка.

Материалы.

В минимализме более важно не то, какой материал, а его разнообразие. Так вот разнообразия быть не должно. Если выбрана тротуарная плитка для парковки, то такой же плиткой выкладывает все дорожки в саду. Если выбран плитняк, значит везде плитняк. В одной части сада появилась темная древесине, значит везде, где используется древесина — она темная. Дом обшит розовым сайдингом — не беда. Точно так же обшиваем сарай и компостную кучу. Минимализм позволяет использовать как природные материалы, так и любые искусственные, в том числе и современные. Дорожка может быть выполнена в виде прямоугольных плит.

Цветовое решение.

Фоновые цвета: зеленый, белый серый, черный — их можно использовать без ограничений. Для каждого фрагмента сада можно добавить один цвет. В идеале — один цвет для всего сада. Например, во всем саду растения только ярко-красного цвета. Одно встречает нас на входе, другое спряталось за домом, третье — украшает зону отдыха.

Есть прием «чистый цвет», когда на участке высаживаются только цветущие белым растения. Но на мой взгляд, яркие цветовые точечные акценты — более выигрышный вариант.

Растения.

Растений не много, в основном для зелени. Хвойные или невыразительно цветущие лиственные, почвопокровные. Высаживаем по возможности одни и те же виды, не стремясь к разнообразию. Если выбрана какая-то комбинация растений, стараемся не придумывать новую, а использовать имеющуюся. В каждой части сада в каждое время года — одно декоративное растение. Они могут сменять одно другое, но не два одновременно.

Аксессуары стиля.

В качестве контрастного доминирующего объекта в любой части сада может быть использовано не растение, а объект. Им может стать авангардная статуя с ночной подсветкой, большой круглый стеклянный шар, даже автомобиль владельцев участка.

1.12. Китч

Стиль, находящий свое применение в основном на фестивалях, конкурсах, в городских парках и т.п. Основная цель — удивить и поразить. Элементы такого сада могут выделяться размером, цветом, формой, неожиданным сочетанием несочетаемых объектов, цветов, размеров, форм. Часто в китче появляются обычные элементы дизайна, но выполненные из необычного материала или выкрашенные в необычный цвет. Деревья с красными стволами, стеклянные колонны, кресло в 7 м высотой — все это подходит для стиля китч. К сожалению, как бы ни было оно оригинально и поразительно, жить в этом психически здоровым людям сложно.

1.13. Эклектика

В данном случае мы говорим не о каком-то отдельном стиле. Эклектика — это грамотное сочетание нескольких стилей. Вполне нормально смотрится, если мы делаем партерную часть до входа в дом в минимализме — он здесь, как правило, очень уместен. Затем пройдя за дом попадаем в совсем другую историю — хай-тек, регулярный сад, прованс или модерн. В таком случае важно связать разные стили между собой. Вот тут и образуется эклектика. Связь может быть за счет единства материалов отделки, например. Можем использовать одинаковые осветительные приборы, единые принципы группировки растений, один и тот же цвет для акцента. Использование одного из этих приемов или всех сразу поможет связать разные стили, объединить их, сделать весь участок гармоничным.

Итоги главы

Мы рассмотрели современные стили ландшафтного дизайна, узнали как спланировать, какие материалы можно применить, в каких цветах оформить участок и какие растения на нем посадить. Выбор стиля часто продиктован самим участком, его рельефом, формой, окружением, постройками на участке и имеющимися посадками. Стиль диктует определенные правила планировки и подбора растений. Но это еще не все. Участок, выполненный в полном соответствии со стилем, часто получается скучным и не выразительным, без души. К стилю необходимо добавить еще и тему проекта. Персонализировать стиль очень важно. При этом мы конкретный выбранный стиль уточняем историей, наполняем тонкими штрихами жизни. Как это сделать? С одной стороны сложно, с другой — как только находишь тему, все встает на свои места, все становится простым и понятным. Надо решить, где мы — конкретное место на карте мира, страна, город или деревушка, берег моря или глубина континента, горная деревня или уютный пригород. У людей, живущих рядом с городом, одна история, рядом с морем — другая, в горах — третья. Чем конкретнее мы найдем место, тем проще. А дальше изучаем всю доступную информацию: климат, рельеф, речки, чем интересен край, какие магазинчики на улицах, что в них продают, какого цвета скатерть на столах местной кафешки, в которой любят по утрам пить кофе с булочкой местные жители, какие растения там растут, какие обычаи есть, как отмечают праздники, что делают в выходные — стараемся узнать все! Теперь решаем кто мы. Крестьянин, фермер, рабочий на фабрике, директор фабрики, местный мелкий помещик, глава международной корпорации, император? Необходимо найти своего героя, того, кто живет в этом месте. Как только мы реши все эти вопросы, у нас в руках есть все, что нужно. Теперь можем создавать проект, наполняя его содержимым, вдыхая в проект душу.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ландшафтный дизайн глазами ботаника предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я