Теория и практика лабораторных гистологических исследований. Методические рекомендации для преподавателя по организации теоретических занятий

Александр Николаевич Афонин

В работе представлены учебно-методические материалы по МДК 05.01 Теория и практика лабораторных гистологических исследований, включающие краткий теоретический курс на II курсе. Данные методические рекомендации разработаны в соответствии с ФГОС СПО по специальности 31.02.03 «Лабораторная диагностика» для профессионального модуля ПМ.05 «Проведение лабораторных гистологических исследований».

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория и практика лабораторных гистологических исследований. Методические рекомендации для преподавателя по организации теоретических занятий предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Теоретическое занятие 3. Строение клетки

Технологическая карта теоретического занятия по МДК (ТЗ) №3

Технологическая карта теоретического занятия по МДК (ТЗ) №3

1. Учение о клетке

Клетки — это функциональные и структурные единицы живых организмов.

Организм человека насчитывает приблизительно 1014 клеток. К клеткам живых организмов предъявляется много требований. Пример: клетки должны быть маленькими по размеру (от 6 до 100 мкм). Для того чтобы скорость проходящих импульсов не имитировалась скоростью диффузий реагирующих веществ. Для клеток ткани характерен единый: обмен веществ; особенность строения; определенные функции.

Каждая клетка многоклеточного организма связана с другими клетками. Клетка способна поглощать энергию, осуществлять синтез, воспроизводиться, сокращаться, раздражаться и т. д. Между клеткой и окружающей ее средой происходит постоянный обмен веществ.

Оболочка клетки имеет 2 слоя:

1. Внешний слой, состоящий из полисахаридов, у растений он толстый и называется клеточная стенка; у животных это слой тонкий и называется гликокаликс.

2. Это плазматическая мембрана. Имеет мозаичное строение, состоит из двух слоев фосфолипидов, между которыми, мозаично располагаются белки. Белки часто подвижны, а фосфолипиды имеют 2 части: внешняя часть — гидрофобная, а внутренняя — гидрофильная.

Специальные органеллы.

Обеспечивают специфичность функций клетки. В мышечных клетках это миофибриллы (от лат. mio — мышца, fibrila — спец. органелла), за счет которой мышечная клетка сокращается. В нервных клетках нейрофибрилла, которая обеспечивает чувствительность цитоплазмы. В эпителиальных клетках — тонофибриллы, обеспечивает прочность клетки.

2. Клеточная теория

Ядро растительной клетки наблюдал также английский ботаник Роберт Броун (1773—1858) в 1831 г. Он же открыл «броуновское движение». Ядро — nucleus (лат.), karyon (греч. — ядро ореха). Эти работы послужили основой для создания клеточной теории. Ее сформулировали в 1838—1839 гг. немецкие ученые ботаник Матиас Шлейден (1804—1881) и физиолог, гистолог Теодор Шванн (1810—1882).

Основные положения ее:

1. Все организмы — и растительные, и животные — состоят из клеток; клетка — главная структурная единица живых организмов.

2. В основе роста живых организмов лежат размножение и рост клеток.

3. Шлейден и Шванн считали, что клетки возникают из первичного неструктурированного внеклеточного вещества. Это положение опроверг в 1859 г. немецкий врач Рудольф Вирхов (1821—1902). Он существенно дополнил клеточную теорию положением о том, что клетка происходит только из предсуществующей клетки путем деления («cellulaex cellula»). Клеточная теория обеспечила прорыв в познании структуры и функции живого. Основные ее положения сохраняют свое значение и сегодня.

Основные положения клеточной теории (в современной трактовке).

1. Клетка — элементарная живая система, единица строения, жизнедеятельности, размножения и развития. Вне клетки жизни нет.

2. Новые клетки возникают только путем деления ранее существовавших клеток.

3. Клетки всех организмов сходны по строению; в их состав входят мембраны, цитоплазма и ядро или нуклеоид.

4. Рост и развитие многоклеточного организма — следствие роста и размножения одной или нескольких исходных клеток.

5. Клеточное строение организмов — свидетельство того, что все живое имеет единое происхождение.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория и практика лабораторных гистологических исследований. Методические рекомендации для преподавателя по организации теоретических занятий предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я