В работе представлены учебно-методические материалы по МДК 05.01 Теория и практика лабораторных гистологических исследований, включающие краткий теоретический курс на II курсе. Данные методические рекомендации разработаны в соответствии с ФГОС СПО по специальности 31.02.03 «Лабораторная диагностика» для профессионального модуля ПМ.05 «Проведение лабораторных гистологических исследований».
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория и практика лабораторных гистологических исследований. Методические рекомендации для преподавателя по организации теоретических занятий предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Теоретическое занятие 3. Строение клетки
Технологическая карта теоретического занятия по МДК (ТЗ) №3
Технологическая карта теоретического занятия по МДК (ТЗ) №3
1. Учение о клетке
Клетки — это функциональные и структурные единицы живых организмов.
Организм человека насчитывает приблизительно 1014 клеток. К клеткам живых организмов предъявляется много требований. Пример: клетки должны быть маленькими по размеру (от 6 до 100 мкм). Для того чтобы скорость проходящих импульсов не имитировалась скоростью диффузий реагирующих веществ. Для клеток ткани характерен единый: обмен веществ; особенность строения; определенные функции.
Каждая клетка многоклеточного организма связана с другими клетками. Клетка способна поглощать энергию, осуществлять синтез, воспроизводиться, сокращаться, раздражаться и т. д. Между клеткой и окружающей ее средой происходит постоянный обмен веществ.
Оболочка клетки имеет 2 слоя:
1. Внешний слой, состоящий из полисахаридов, у растений он толстый и называется клеточная стенка; у животных это слой тонкий и называется гликокаликс.
2. Это плазматическая мембрана. Имеет мозаичное строение, состоит из двух слоев фосфолипидов, между которыми, мозаично располагаются белки. Белки часто подвижны, а фосфолипиды имеют 2 части: внешняя часть — гидрофобная, а внутренняя — гидрофильная.
Специальные органеллы.
Обеспечивают специфичность функций клетки. В мышечных клетках это миофибриллы (от лат. mio — мышца, fibrila — спец. органелла), за счет которой мышечная клетка сокращается. В нервных клетках нейрофибрилла, которая обеспечивает чувствительность цитоплазмы. В эпителиальных клетках — тонофибриллы, обеспечивает прочность клетки.
2. Клеточная теория
Ядро растительной клетки наблюдал также английский ботаник Роберт Броун (1773—1858) в 1831 г. Он же открыл «броуновское движение». Ядро — nucleus (лат.), karyon (греч. — ядро ореха). Эти работы послужили основой для создания клеточной теории. Ее сформулировали в 1838—1839 гг. немецкие ученые ботаник Матиас Шлейден (1804—1881) и физиолог, гистолог Теодор Шванн (1810—1882).
Основные положения ее:
1. Все организмы — и растительные, и животные — состоят из клеток; клетка — главная структурная единица живых организмов.
2. В основе роста живых организмов лежат размножение и рост клеток.
3. Шлейден и Шванн считали, что клетки возникают из первичного неструктурированного внеклеточного вещества. Это положение опроверг в 1859 г. немецкий врач Рудольф Вирхов (1821—1902). Он существенно дополнил клеточную теорию положением о том, что клетка происходит только из предсуществующей клетки путем деления («cellulaex cellula»). Клеточная теория обеспечила прорыв в познании структуры и функции живого. Основные ее положения сохраняют свое значение и сегодня.
Основные положения клеточной теории (в современной трактовке).
1. Клетка — элементарная живая система, единица строения, жизнедеятельности, размножения и развития. Вне клетки жизни нет.
2. Новые клетки возникают только путем деления ранее существовавших клеток.
3. Клетки всех организмов сходны по строению; в их состав входят мембраны, цитоплазма и ядро или нуклеоид.
4. Рост и развитие многоклеточного организма — следствие роста и размножения одной или нескольких исходных клеток.
5. Клеточное строение организмов — свидетельство того, что все живое имеет единое происхождение.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория и практика лабораторных гистологических исследований. Методические рекомендации для преподавателя по организации теоретических занятий предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других