В работе представлены учебно-методические материалы по МДК 05.01 Теория и практика лабораторных гистологических исследований, включающие краткий теоретический курс на II курсе. Данные методические рекомендации разработаны в соответствии с ФГОС СПО по специальности 31.02.03 «Лабораторная диагностика» для профессионального модуля ПМ.05 «Проведение лабораторных гистологических исследований».
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория и практика лабораторных гистологических исследований. Методические рекомендации для преподавателя по организации теоретических занятий предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Теоретическое занятие 7. Морфофункциональная характеристика тканей
Технологическая карта теоретического занятия по МДК (ТЗ) №7
Технологическая карта теоретического занятия по МДК (ТЗ) №7
1. Учение о тканях: определение понятия «ткань», классификация и особенности развития тканей
Ткань — это возникшая в развитии система клеток и их производных, характеризующихся общими морфофизиологическими свойствами. Ткань состоит из клеток и межклеточного вещества.
С позиции филогенеза предполагается, что в процессе эволюции организмов образуются 4 тканевых системы, обеспечивающие основные функции организма:
1. Эпителии (покровные, отграничивающие от внешней среды).
2. Соединительные (опорно-трофические).
3. Мышечные (отвечающие за движение).
4. Нервные.
Эту классификацию 1857 г. Лейдига, подтвердили исследования Мечникова И. И. и позднейших авторов. А. А. Заварзин и Н. Г. Хлопин, которые заложили основы учения об эволюционной и онтогенетической детерминации тканей, также выдвигали положение о том, что ткани образуются в связи с основными функциями, обеспечивающими существование организма во внешней среде. Поэтому изменения тканей в эволюции идут параллельными путями (теория параллелизмов А. А. Заварзина). Однако дивергентный путь эволюции организмов (в каждой из четырех тканевых систем в конечном итоге привела к большому разнообразию видов тканей, которые гистологи в последующем стали объединять в системы или группы тканей) ведет к возникновению все большего разнообразия тканей (теория дивергентной эволюции тканей Н. Г. Хлопина). Из этого следует, что ткани в филогенезе развиваются и параллельными рядами, и дивергентно.
Развитие тканей в эмбриогенезе происходит в результате дифференцировки клеток. Под дифференцировкой понимают изменения в структуре клеток в результате их функциональной специализации, обусловленные активностью их генетического аппарата. Различают четыре основных периода дифференцировки клеток зародыша — оотипическую, бластомерную, зачатковую и тканевую дифференцировку. Проходя через эти периоды клетки зародыша образуют ткани (гистогенез).
В результате эмбрионального развития возникает зародыш, в котором различают несколько зародышевых листков.
Поверхностный наружный листок называется — эктодерма, внутренний — эндодерма, образует кишечную трубку зародыша. На спинной стороне зародыша располагается нервная трубка, а под ней плотный тяж называемый хорда. По сторонам располагается средний зародышевый листок — мезодерма. Все пространство между листками заполнено отросчатыми клетками, которые в результате развития, образуются из мезодермы и получили название мезенхима. В процессе развития зародышевых листков образуются различные ткани, из которых построены органы человека и животного.
Каждая ткань образуется из определенного зародышевого листка. При изменении условий существования организма меняется функция и строение ткани. При заболеваниях происходят различные изменения в тканях. Все ткани организма классифицируются в 4 группы:
1. Эпителиальная.
2. Соединительная.
3. Мышечная.
4. Нервная.
К тканям внутренней среды относятся соединительные ткани, кровь и лимфа.
При повреждении ткани они могут восстанавливаться. Процесс восстановления ткани называется репаративная регенерация. Хорошо регенерируется эпителиальная ткань, кровь и лимфа, соединительная ткань. В мышечной, нервной тканях процесс регенерации идет медленно и не полностью.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория и практика лабораторных гистологических исследований. Методические рекомендации для преподавателя по организации теоретических занятий предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других