Золотой век русского искусства – от Ивана Грозного до Петра Великого. В поисках русской идентичности

Александр Никитич Севастьянов

«Золотым веком» русской культуры у историков и обществоведов принято называть XIX столетие, когда русские литераторы, художники и музыканты создали произведения, обогатившие духовный мир всей антропосферы. От Пушкина, Лермонтова и Гоголя до Толстого, Тургенева и Достоевского в литературе; от Брюллова, Иванова и Айвазовского до передвижников в живописи; от Бортнянского и Глинки до Чайковского и «Могучей кучки» в музыке.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Золотой век русского искусства – от Ивана Грозного до Петра Великого. В поисках русской идентичности предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ВВЕДЕНИЕ. РУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР И ИСКУССТВО

Что такое русский «Золотой век»

Отступление первое: о методе

Отступление второе: кто такие русские

Отступление третье: о русской нации

Исторический контекст

О русском национальном характере: к постановке вопроса

I. ПРОЛОГ

ОРДЫНСКОЕ ИГО, ПАДЕНИЕ ВИЗАНТИИ

И ПЕРЕМЕНЫ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ

ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ

Был ли исток общим?

Изоляция — зло или благо?

«Русь Ордынская». Диалектика татарского ига

Человеческие потери, жертвы

Утрата городов, изменение их облика

Материальные потери — денежные, ценностные. Упадок экономики

Духовные потери — церковное, монастырское, княжеское, боярское и т. д. имущество, сокровища сел и городов

Книги

Утрата положения в мире. Догоняющий путь развития

В чем выразилась изоляция Руси

Факторы становления русской нации — нового исторического феномена

ИСКУССТВО В ИСТОРИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ

Отход от византийских традиций

Андрей Рублев и Дионисий — предтечи русского национального искусства

РЕЗЮМЕ

ПРЕДПОСЫЛКИ НАЦИОНАЛИЗАЦИИ РУССКОГО ИСКУССТВА

II

МЕЖДУ ВОСТОКОМ И ЗАПАДОМ

1. ВЕЯНИЯ ВОСТОКА И ПРАЗДНИК РУССКОЙ ДУШИ

ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ

Отношения России с Крымом и Турцией

Турция между Европой и Персией

Россия между Турцией, Персией и Европой

Почему все же Турция?

ИСКУССТВО В ИСТОРИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ

Иконография руских людей. Текстиль и одежда

Оружие

Быт

Архитектура

Апофеоз Востока в Москве

РЕЗЮМЕ:

ВОСТОЧНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ — ВАЖНАЯ ДОМИНАНТА «ЗОЛОТОГО ВЕКА»

2. ВЕЯНИЯ ЗАПАДА И КОНФЛИКТ МЕНТАЛИТЕТОВ

ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ

Отношения России с Польшей и Литвой

Русь и Литва в X—XIV вв.

Окатоличенье Литвы

Православие в Литве: от равноправия к уничтожению

Ополяченье Литвы

Литва, Польша и татары

Русь, Литва и Польша в XV—XVI вв.

Ливонская война как зеркало русской экзистенции

Русско-польские войны XVII в.

Итоги века. Путь на Запад

По пути на Запад

Чего русские хотели от Европы

Поучительная история Ганса Шлитте

Смута — первый натиск вестернизации

Колония европейцев при первых Романовых

О Немецкой слободе

Без корней

ИСКУССТВО В ИСТОРИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ

Алексей Михайлович — любитель европейских чудес

Элита и Запад. Вестернизация быта высших классов

Быт

Костюм

Армия, гражданские специалисты и купечество

Отношение русских к вестернизации

Роль Церкви в сопротивлении вестернизации

Архитектура

Резьба по камню и дереву

Патриарх Никон — между Западом, Византией и Русью

Живопись и гравюра

Оружие

Ювелирное дело

РЕЗЮМЕ

ПУТЬ НА ЗАПАД ЧЕРЕЗ ПРИТЯЖЕНИЕ И ОТТАЛКИВАНИЕ

III.

САМОБЫТНОЕ РУССКОЕ ИСКУССТВО

И ЕГО ЗОЛОТОЙ ВЕК

1. АРХИТЕКТУРА

Архитектура. Первый период

Cодержание и форма

Церковь Вознесения Господня в Коломенском

Проблема происхождения шатра

Позиция Баталова и Беляева

Петрок Малой — итальянец в России

Проблема авторства

Проблема заказчика

Проблема интерпретации

Храм Василия Блаженного

Архитектура. Второй период

Московские монастыри

Развитие каменного строительства и стиль «русского узорочья»

Изразец

Истоки русского изразечного дела

Изразечное «Берендеево царство»

Значение «эпохи изразца» в истории русского искусства

Новый Иерусалим — второй межевой столб русского зодчества

Судьба шатра в русском зодчестве

Деревянная архитектура

Архитектура. Третий период

2. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Иконопись. Шестнадцатый век

Периодизация.

Первый период. Наследие Дионисия и подъем местных школ иконописи. Новгородские мастерские архиепископа Макария.

Второй период. Деятельность митрополита Макария в Москве, Стоглавый собор и дело дьяка Висковатова.

Третий период. Иконопись после смерти Макария и до конца жизни Ивана Грозного.

Четвертый период. Развитие русской иконописи XVI века в связи с деятельностью Годуновых и Строгановых.

Стенопись.

Иконопись. Семнадцатый век

Подальше от Византии

Проблема влияния Запада и «русская фрязь»

Технологии фрязи

Рождение теории искусства в трудах иконописцев

Симон Ушаков — титан Золотого века

«Спас на престоле» — главный шедевр Золотого века русской живописи

Восхождение великого художника

Вокруг Ушакова

О предшественниках Ушакова

Сумма, но не сплав

Сподвижники и последователи

Троянские кони Запада в русской живописи XVII века

Инородцы на русской службе

Иван Безмин и Карп Золотарев

Ярославская альтернатива

Гурий Никитин

Семен Спиридонов

Парсуна, шитье, книги, лубок и пр.

Парсунная живопись

Лицевое и золотое шитье

Пермская деревянная скульптура

Печатная графика и лубок

3. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

Оружие

Художественный металл и ювелирное дело

Стекло

Резьба по кости

Костюм, ткани

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

РУССКИЙ МАНЬЕРИЗМ И РУССКИЙ ХАРАКТЕР

Ведущий стиль Золотого века русского искусства

«Победная поступь народного художественного вкуса»

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Золотой век русского искусства – от Ивана Грозного до Петра Великого. В поисках русской идентичности предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я