Настоящее издание представляет собой свод наиболее распространенных суеверий, предрассудков и примет, которые касаются всех сфер человеческой жизни: рождение, брак, смерть, а также погодные и природные условия. Кроме этого, в данное издание включена информация о нечистой силе, являющейся одним из наиболее сильных проявлений суеверий русского народа. Наибольший интерес представляет рассказ о символике растений и гороскоп друидов. Помимо примет и суеверий в издании приведены широко известные гадания, заговоры, обереги.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Книга примет предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
I
ПРИМЕТЫ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ
Если кто-то за обедом, не доев своего ломтя хлеба, возьмется за другой или отломит кусок от другого, то кто-нибудь из близких оголодает или будет терпеть нужду. Это как поверье глупо, но как правило житейское — хорошо и полезно.
Не класть испеченный, особенно горячий хлеб на горбушку, потому что она тогда легко отстает и хлеб в промежутке этом легко плесневеет; кто ест хлеб с плесенью, будет хорошо плавать; другими словами: не прихотничайте, дети, ешьте сподряд хлеб, каков ни есть.
Кто, не разбирая постов, ест скоромное, у того будет рябая невеста; почитая большим грехом не соблюдать постов, старики выдумали острастку для легкомысленных ребят.
Есть и читать в одно и то же время не годится; память проглотишь; и врачи наши дают наставление, только подкрепляя его более реальными доводами.
Свистеть в комнатах почитается или грехом, или предзнаменованием; вероятно, потому, что в жилом покое, где есть люди, не всякому приятен свист шалуна, который этим многим досаждает; чтобы застращать его, говорят, что от этого дом пустеет.
Через порог не здороваться — поссоришься либо дети немые будут. Невежливость здорованья через порог, не дав гостю войти, противна русскому хлебосольству; почему и придумали острастку.
Нехорошо возвращаться, идучи от людей из дому, когда уже совсем собрался, оделся, простился и ушел, потому что это по-пустому тревожить хозяев; а если что забудешь и воротишься, то значит скоро опять свидеться.
Не заставляй пришивать пуговицы на себе или зашивать платье, которое надето; пришьют тебе память. Это явно выдумка наших хозяек, которым весьма неловко чинить платье на нетерпеливом супруге, если он не хочет раздеться и еще торопит.
Ребенка до шести недель никому не показывать, т. е. не раскрывать и не выносить; ребенка до году не стричь, и притом стричь в великий четверток, раз в год! И многие врачи советуют то же, полагая, что стричь ребенка должно только на весну, а не когда попало.
Кто, выстригшись, кинет куда-нибудь волоса, у того голова будет болеть; должно собрать их в кучу, свертеть и заткнуть под стреху или в тын, подальше: это, при неопрятности крестьян наших, недурное правило; иначе, может быть, по всей избе и по двору валялись бы кучи обстриженных волос.
Разбить посуду, стекло во время какого-нибудь пира или празднества, свадьбы, крестин и пр. хорошая примета. Без сомнения, это хорошее поверье сочинено для того, чтобы разбитая рюмка или стакан не нарушили спокойствия и удовольствия хозяйки, а с тем вместе не лишили бы гостей веселого расположения.
В этих поверьях обычай, приличие, взаимные правила житейской вежливости соединяются в суеверии; оно заставляет народ исполнять то, что другими способами трудно было бы завести.
Существуют поверья, основанные на опыте, на замечаниях, которые при всем том к каждому частному случаю применены быть не могут, потому что в них есть только общий смысл.
Если прядь волос остается непричесанной, это означает предстоящую дорогу.
Если в голове или бороде появится первый раз седой волос, то не вырывай его — это твое счастье.
Перчатку потерять — к несчастью. Зеркало разбить — к худу.
Переворачивать буханку «кверху дном» в России считалось большим грехом, т. к. хлеб — это дар Божий и подобное неуважительное отношение к нему могло повлечь за собой соответствующее наказание Всевышнего. Считается также, что у хлеба есть «голова» — верхняя корочка, поэтому переворачивание его «вниз головой» воспринималось как грубая непристойность.
С разрезанием хлеба связана следующая примета. Так, если человек режет хлеб неровно (один кусок получается местами тонким, а местами утолщениями), жизнь его будет такой же неровной и трудной. И, наоборот, если отрезанный кусок ровен, то жизнь такого человека будет гладкой и спокойной.
Поколе хлеб в печи, не садись на печь, испортится.
Когда солнышко закатилось, новой ковриги не починают, нищета одолеет.
Против сердца две иглы накрест спасают от порчи.
Хмель в сапоге спасает от порчи.
Коса в пороге охраняет от злых людей.
Заставляя (закладывая) избу, кладут под угол деньги для богатства, шерсть для тепла, ладан — для святости.
Не плюй направо — там ангел-хранитель, плюй налево — там диавол.
Если найденная булавка лежит к тебе головой — вспомнил приятель; если острием к тебе — замышляет враг.
Булавку на себя концом не подымай.
Одежда наизнанку — либо пьян, либо бит будешь.
Подол загнулся — к корысти.
Обувать прежде правую ногу — зубы будут болеть.
Левый глаз к слезам свербит, правый — на любого глядеть.
Ресница выпадет — к подарку.
Ладонь горит — кого-нибудь бить.
Правая ладонь чешется к прибыли, левая — к убытку.
Сам себя оплюешь — обнова будет.
Шея чешется либо к пирушке, либо к побоям.
Затылок чешется к печали.
Переносье чешется к покойнику, ноздря — к крестинам, сбоку — к вестям, кончик носа — к вину.
Уши свербят — к новорожденному у знакомых людей.
Лоб свербит — челом бить; с правой стороны — мужчине, с левой — женщине.
Правая бровь чешется — к свиданию с другом, левая — с лицемером.
Правая бровь свербит — будут хвалить, левая — бранить.
Щеки чешутся и горят — к слезам.
Чихнешь в понедельник натощак — к подарку, во вторник — к приезжим, в среду — к вестям, в четверг — к похвале, в пятницу — к свиданию, в субботу — к исполнению желаний, в воскресенье — к гостям.
В правом ухе звенит — к добрым вестям, в левом — к худым.
У кого ухо горит, про того говорят: правое — правду, левое — ложь.
Усы чешутся — к свиданию, к целованию, к гостинцам, к лакомству.
Губы зудят — к поцелуям.
Споткнуться — кто-то бранью помянул.
Подошвы чешутся — к дороге.
Руки, ноги, голова ломят, пальцы горят, мозоли болят — к ненастью.
Хлеб или ложка за обедом выпадет из рук — гость спешит.
Поперхнулось за обедом — гость спешит.
Если, выходя из дому, зацепишься — скоро опять там быть.
В чужом доме поперхнешься — через год опять там будешь.
В понедельник чихнешь — подарок на неделе.
Язык прикусить — кто-то бранит.
На закате солнца хлебом и деньгами не ссужают.
На закате солнца денег не считать, расчетов не сводить.
В понедельник деньги выдавать — всю неделю расходы.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Книга примет предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других