Ужас празднует юбилей. Магия чисел пугает… Перед вами – ДЕСЯТАЯ ежегодная антология «Самая страшная книга» – «Самая страшная книга 2023». В нее вошли ДВАДЦАТЬ ТРИ истории от ДВАДЦАТИ ТРЕХ авторов. Как обычно, эти истории отбирали сами читатели – их было ДЕВЯНОСТО. Больше, чем когда-либо. Общий тираж наших книг составляет порядка ДВУХСОТ ТЫСЯЧ экземпляров. Аудиоверсии наших рассказов на YouTube-канале «ССК (САМАЯ СТРАШНАЯ КНИГА)» за год прослушали более ТРЕХ МИЛЛИОНОВ раз. Читайте и бойтесь вместе с нами! Страшитесь таинственных «гостей», обитающих в пыльных шкафах и заброшенных зданиях. Остерегайтесь чудовищ из городских легенд и народных поверий. Дрожите перед мертвецами со старых фотографий и перед живыми людьми, воплощающими в себе жестокость и злобу. Оглядывайтесь с опаской – не следует ли за вами нечто «с той стороны», не тянет ли к вам «красные нити» некто, умеющий подчинять себе реальность. И не меняется ли сама эта реальность, пока вы листаете страницы этой книги?.. Бойтесь вместе с нами – и празднуйте с нами. Приветствуйте Святую Смерть и поклонитесь Богам Падших. Испейте ваш страх до дна и загляните в бездну, скрытую в вас самих. Это – САМАЯ СТРАШНАЯ КНИГА. Лучшее в русском хорроре!
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Самая страшная книга 2023 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Максим Кабир. Ползать в стенах
Ползать в стенах Хану научил Марко. Шел девяносто восьмой год, и им обоим было по двенадцать лет. Что-то непонятное творилось в стране, в телевизорах, в семьях, родители запрещали без нужды выходить за порог. Тогда Марко Крстович придумал ползать.
В первый раз Хана продвинулась на несколько метров. Струсила, запаниковала, вообразила волосатых пауков. Во второй раз было попроще, они добрались из ванной Марко в ванную Ханы. Квартиры Крстовичей и Максимовичей располагались рядом.
Хана изумленно рассматривала свою ванную сквозь прутья. С высоты почти трех метров полотенца, этажерка, корзина для белья казались чужими.
— Ты что, подглядываешь, как я купаюсь?
— Н-нет. Я же не извращенец.
— Еще какой извращенец.
Потом, намыливаясь, Хана косилась на металлическую решетку под потолком. От мысли, что приятель может наблюдать за ней, тряслись поджилки, но Хана почему-то не задергивала душевую шторку.
Марко называл это «делать Брюса Уиллиса». Он ненавидел американцев, но обожал американские боевики, особенно «Крепкий орешек».
Они жили в огромном некрасивом доме с видом на пустырь. В подъездах смердело мочой. Дворы оккупировали подростки с агрессивными псами на поводках, хлеставшие ракию и подначивавшие собак устраивать бои.
— Что вы здесь торчите? — спросил их папа вчера. Хана пугливо пряталась за отцовскую спину. Подростки вальяжно расположились на ступеньках. Бетон перед ними был захаркан. Из магнитофона пел Курт Кобейн. Лифт все никак не спускался.
— А тебе какое дело? — чавкнул жвачкой блондин с вытатуированным на запястье кондором. Он обнимал прыщавую девушку и презрительно ухмылялся. Кондор парил у передавленной лифчиком груди.
«Только не спрашивай: „что?“» — взмолилась про себя Хана.
— Что? — спросил папа, клонясь к подросткам левым ухом.
— Ты тугой?
— Вали своей дорогой!
— Забери этого глухаря, малая!
Подростки расхохотались. Папа плохо слышал, его контузило на войне. Хана стеснялась папы.
— Что они сказали? — допытывался папа в лифте. Потолок кабины украшали сожженные спички. Кнопки расплавились. «Убей янки!» — взывало граффити.
— Они не тебе, — врала Хана в папино ухо.
Марко сказал, труба ведет аж до мавзолея Тито.
— Глупости! — усомнилась Хана. — Это же не подземелье! Мы на одиннадцатом этаже. Закончится дом, закончится и труба.
— А т-ты включи фантазию.
Она включила.
— Прямо к мавзолею?
— П-прямо в с-саркофаг!
Ночью родители Ханы ссорились. Мама говорила полушепотом: «Я скоро сойду с ума». «Что?» — спрашивал папа. Хана жмурилась и грызла уголок наволочки.
Марко заявился днем. Была суббота.
— Т-ты одна? Отлично!
Без приглашения прошел в ванную. Вынул из курточки отвертку.
— Ты плакала?
— Нет. У меня аллергия.
— Это с-смертельно?
— Не знаю, — Хана улыбнулась. Сложно было не улыбаться, глядя на нескладного, рыжего, с утиным носом Марко Крстовича. — Ты что удумал?
— Откупориваю п-портал. — Приятель взобрался на полку этажерки.
— Сдурел? Ну-ка слезай немедленно!
— Не волнуйся. — Он отвинчивал и прятал в карман болты железной решетки. Квадратная в сечении кишка из бетона пролегала над ванной, раковиной и унитазом.
— А от тебя ползти нельзя?
— У меня б-батя з-запил. Теперь неделю будет дома к-куковать.
Папа Марко был коммунистом и писал статьи для «Борбы». Отец Ханы работал на литейном заводе. Коммунистов и лично товарища Крстовича обзывал предателями.
— Чтоб назад вставил, понял?
— Готово! — Марко осклабился. — Вашу ручку, красавица.
Вентиляционная шахта пронзала здание насквозь. Пятнадцать подъездов, — посчитала Хана, — тридцать квартир, по две на этаже с этой стороны. Марко помог, и она протиснулась в нору.
— Брюс идет! — Марко, извиваясь, присоединился к Хане. Высунувшись в ванную, снял с полки решетку и поместил ее обратно в нишу. Решетка держалась и без болтов.
В вентиляции было пыльно. Мягкие катышки под ладонями напоминали тополиный пух. Хана подумала о книжках, которые зачитала до дыр: «Хроники Нарнии» Клайва Льюиса. Она мечтала о платяном шкафе профессора Керка, через который можно попасть в мир льва Аслана, фавнов и говорящих бобров. Выяснилось, что у нее под носом есть такой шкаф. Туннель в неведомое, будоражащий и манящий.
Марко щелкнул фонариком и подкрутил ребристый корпус, чтобы свет стал совсем тусклым. В высоту, как и в ширину, шахта достигала сантиметров пятидесяти. По ней легко было перемещаться на четвереньках.
— П-ползем на с-север? — предложил Марко.
— А где тут север?
— Сзади тебя.
— Ну нет. Ты первый ползи.
— Т-тогда юг!
Поползли. Бетон был шероховатым. Пыль изгваздала джинсы. Бледно-желтый отсвет двигался впереди, скользя по стенам цвета мокрого асфальта. Хана опасливо выискивала насекомых, но ничего такого в туннеле не было. Уж насколько грязным казался подъезд, но тараканы в доме не водились.
Путь в вымышленную Нарнию представлял собой в основном задницу и истертые подошвы Марко.
Через пять метров ребята напоролись на две одинаковые скважины внизу и вверху, толщиной с бедро Ханы. Они соединяли шахту одиннадцатого этажа с вентиляционной системой всего здания.
— С-смотри. — Марко направил фонарик на стену, и луч прошил бетон. Потому что в нем было зарешеченное отверстие, такое же, как то, через которое Хана и Марко проникли в вентиляцию. Хана догадалась, и волнующее тепло разлилось по телу: за решеткой — чья-то ванная. Луч елозил по змеевику и отражался в кафеле. Если хозяин квартиры сейчас откроет дверь, то обнаружит рассеянный свет, стекающий из-под потолка.
— Ты тут уже был? — спросила Хана.
— Ага. З-здесь живет одна блондинка. У н-нее д-д-дойки, как у П-Памелы А-Андерсон. И н-н-нет волос на п-п-письке.
— Извращенец, — прошипела Хана.
Марко извернулся и продолжил ползти. Хана не отставала. Сразу за ванной оказалась кухня, ярко озаренная солнцем.
В груди у Ханы приятно защекотало.
«Как же круто! — подумала она. — Мы как невидимки из фильма!»
Решетку декорировала паутина, но чужая обитель просматривалась отлично. Заграничный холодильник, календарь с гоночным автомобилем, ваза с конфетами на столе.
Жаль, внизу никого не было, и кухня быстро наскучила путешественникам.
— Т-ты не устала?
— Еще чего.
Они двинулись к следующей квартире. Хана, повинуясь внезапному порыву, сказала:
— У меня нет аллергии. Я плакала.
— П-почему?
— Мы уезжаем. Насовсем.
Марко застыл, и Хана едва не впечаталась в его зад.
— Переезжаете в другой дом?
— В другую страну. В Россию.
Марко пополз, не отреагировав. Хана сказала:
— Моя мама русская. В Ростове живет тетя, я ее никогда не видела.
— Ч-чем твой папа б-будет заниматься в э-этом Р-Ростове?
— Папа с нами не поедет, — тихо сказала Хана.
— А з-знаешь, — резко и излишне громко выпалил Марко, — я т-тоже уеду. Т-только не в-в-в Россию, а в-в С-С-ША.
— Ты же не любишь американцев.
— Я б-буду шпионом.
Хана хмыкнула. Марко погасил фонарик. Из зарешеченного квадрата в туннель проникал электрический свет. Журчала вода. Ребята сгруппировались у отверстия. Хана бегло оглядела сосредоточенного Марко и перевела взор на решетку.
В ванной кто-то был. Хана не видела человека, но отчетливо слышала, как он кряхтит. Сердце забилось сильнее. А раскатистый, басовитый звук испускаемых газов и последовавшее сопение заставили подавиться слюной. Прямо под ними мужчина тужился на унитазе!
Хана пальцами прищепила нос. Марко выпучил глаза, гримасничая. Хана пихнула его плечом: пошли отсюда! Он повиновался. Мелькнуло оконце на кухню. Заструились шершавые стены. Отойдя на приличное расстояние от «газовой камеры», Марко прокомментировал:
— В-вот это канонада!
— Как тромбон! — подтвердила Хана.
Хотелось, чтобы приключение не кончалось. Чтоб они выбрались из потайного лаза в Доме цветов или даже во чреве станции «Вуков споменик» и пошли есть мороженое. А завтра снова вернулись в шахту следить за блондинкой с дойками и пердящим дядькой.
— Х-Х-Хана, — прошептал Марко изменившимся голосом, — б-без тебя у м-меня не б-будет друзей.
— Ты дружишь с Младеном и Вуком, — возразила Хана.
— Они придурки.
— Ты тоже придурок, — Хана улыбнулась.
— З-знаешь…
Но она не узнала. Так и не узнала, что он пытался сказать этим своим странно взрослым голосом во мраке.
Перебивая на полуслове, залаяла собака. Не сговариваясь, Хана и Марко проползли мимо чьей-то темной ванной к чьей-то светлой кухне и, сгрудившись, увидели источник тявканья. Йоркширский терьер нарезал круги по линолеуму, истерично лая на вентиляцию.
— Он нас учуял! — шепнула Хана. — Хороший песик.
Терьер оскалился.
— Ты чего? — Женщина в махровом халате, с обмотанной полотенцем головой, вошла на кухню — Хана отпрянула. — Проголодался?
Терьер запрыгал, отрывисто гавкая, указывая кормилице на незваных гостей.
«Интересно, — подумала Хана восхищенно, — подними она голову, заметит нас за решеткой? А если заметит — завизжит? Потеряет сознание?».
Женщина насыпала в миску собачий корм.
Марко потормошил зазевавшуюся Хану. Стараясь не шуметь, они поползли по трубе.
— Я тут еще не б-был. В шестом п-подъезде.
Хана поразилась, как далеко они забрались.
— Ого! — сказал Марко.
Оконце, к которому они приблизились, было неярко освещено. Решетка отсутствовала. Сообразив, как сильно они рискуют, Хана прикусила язык и импульсивно дернула приятеля за рукав. Он просигналил глазами: все в порядке! Прополз на метр, позволяя Хане заглянуть в проем.
Дверь была отворена, и солнечный свет падал в коридор из кухни. Дно ванны покрывал слой чего-то черного. Веяло затхлостью, засорившейся канализацией, гниющими овощами. Приставив палец к губам, Марко включил фонарик и поводил лучом по ванне. В ней будто мылся нефтяник. Вязкая субстанция измарала эмалированную поверхность, на бортиках темнели потеки цвета смолы. Луч зацепил кафель, жирный, в отпечатках рук.
Марко деловито уполз к следующему световому квадрату. Хана, поглазев на лужу, отправилась за ним.
Решетки не было и здесь. Не было стола и холодильника, календарей, комнатных растений — всего того, чем люди украшают квартиры, чтобы отвлечься от угрюмых подростков во дворах и зловонных луж в подъезде. Осторожно высунув голову, Хана разглядела под собой мойку и газовую печь в саже.
— Тут никто не ж-живет, — констатировал Марко.
Обычная история. Счастливчики съезжали. Желающих приобрести жилье в неблагополучном районе становилось все меньше. Неблагополучным называла их район мама.
Марко сел, спустив ноги из шахтного отверстия в квартиру.
— Погоди! — воскликнула Хана. — А вдруг живут? Алкоголики или наркоманы…
— Да т-ты оглядись.
Она огляделась. Шторка издырявленной тряпкой стекала с карниза заодно с гирляндами паутины. Линолеум и подоконник припорошила пыль. На кухню явно месяцами никто не входил.
— Айда? — предложил Марко.
Хана сглотнула.
— Айда.
Это было круче, чем шпионить за соседями. Каждая клеточка Ханы трепетала от страха и наслаждения. Адреналин выпрыскивался в кровь, опьяняя, как вишни из наливки бабушки Сары, которые Хана съела тайком на Рождество. Марко катапультировался практически бесшумно. Подал Хане руку. Она оперлась кедом о мойку и приземлилась на пол. Хана и Марко стояли посреди чужой кухни, зачарованно озираясь.
Здесь царило запустение. Пыль напоминала пепел сотен выкуренных сигарет. Оконное стекло никогда не протирали. Между мойкой и печью валялось мусорное ведро с прилипшим к пластмассе картофельным очистком, а в паучьем коконе притулился взлохмаченный веник.
— П-приберемся, и можно жить. Обустроим штаб!
Хана вообразила, как они с Марко чаевничают, утомившись от генеральной уборки. А чтобы было интереснее и страшнее, вообразила, что в квартиру нежданно врывается риелтор в сопровождении потенциальных покупателей.
Из ванной тянуло гнилостным запашком. Обои отклеились, обнажилась белесая шпаклевка. Коридор, в точности как у Максимовичей, изгибался буквой «г». С потолка свисал огрызок провода.
— Мог бы найти штаб получше.
— И найду, — заверил Марко. — Это на п-п-первое в-в-в…
Он замолчал. Хана посмотрела на него, замершего столбом, а потом переместила взгляд туда, куда Марко таращился. В проем межкомнатных дверей.
Единственным предметом мебели в гостиной был стул. И на стуле, лицом к подросткам, сидел человек. Мужчина в серых штанах, сером пиджаке, с большими серыми руками, сложенными на серых коленях, с серыми волосами, торчащими над лобастой серой головой.
Хана ахнула.
Мужчина не шевельнулся. Его веки были опущены, а рот приоткрыт, и Хана видела ряд серых зубов. Одутловатое лицо будто припудрили цементной крошкой.
«Это пыль!» — поняла Хана. Мужчина порос пылью.
— Он ч-что? — от страха Хана стала заикаться, точно передразнивала приятеля. — Он не ж-живой?
Произнести «мертвый» не повернулся язык. Мужчина сидел, как примерный ученик на уроке, колено к колену, стопа к стопе. Ноги босые, серые, с омерзительно длинными ногтями. Хана подумала, эти ногти цокали бы об пол при ходьбе.
— Д-да, — выговорил Марко завороженно. — У-у-умер, и н-н-никто не з-з-знает.
— Надо сказать родителям.
— Н-нет. С-с-сделаем а-анонимный звонок.
Хана кивнула. Она не хотела смотреть на труп, но смотрела. Прежде она видела мертвых людей лишь вскользь: в гробах, выставленных у подъездов, окруженных старухами в траурной одежде.
Казалось, мужчина спит. Сколько ему? Моложе папы. Лет сорок пять.
Как-то Хана подслушала разговор взрослых. Папа рассказывал дяде Гордану про войну, про то, как в Банской краине его отряд проник в дом сепаратистов и нашел повесившегося македонца. «Никогда не забуду, как от него воняло и сколько там было мух», — сказал папа.
Хана втянула ноздрями воздух, но почувствовала только запах застоявшейся воды из ванной. И мухи не роились, как в ночных кошмарах, мучавших Хану после подслушанного папиного откровения.
Будто прочитав ее мысли, Марко спросил:
— П-почему он н-не разложился?
— Давай скорее уйдем, — сказала Хана.
Но еще минуту оба пялились на труп. И, наверное, оба думали о гипотетическом убийце — хотя на теле мужчины не было ран и это походило на естественную смерть — об убийце, который прячется где-то в недрах выморочной квартиры.
Не сговариваясь, они решили воспользоваться нормальным выходом, их поманила дерматиновая обшивка двери. Хана дернула щеколду, та поддалась, оставляя на пальцах маслянистую влагу. Заскрипели петли, и в унисон заскрипели голосовые связки за спиной.
Хана обернулась.
Хозяин квартиры покинул стул. Он возвышался позади Марко, ошеломительно высокий, не изменившийся в лице, большеголовый, как монстр Франкенштейна из старого фильма. Закрытые глаза и открытый рот, серый язык за серыми зубами. Лицо под пудрой пыли не могло принадлежать живому человеку, но он двигался.
Хана завизжала.
Серые руки приняли Марко в свои объятия. Обхватили грудину и запечатали ладонью крик. Оторвали от пола. Марко брыкнул ногами, отчаянно сопротивляясь. В его выпученных глазах застыл ужас. Отвертка выпала из кармана, стукнувшись об пол.
Вот что Хана запомнила. Чудовище Франкенштейна держит извивающегося Марко, словно не позволяя натворить глупостей, а вокруг сгущаются сумерки.
Хана рванула дверь и помчалась прочь. По ступенькам вниз, на улицу, мимо парней, разразившихся хохотом, в свой подъезд, в свою квартиру.
Папа сгорбился у телевизора и не слышал, как она влетела, как бабахнула дверями спальни.
Лежа в постели, дрожа и источая холодный пот, Хана думала о Марко и молилась богу, мечтала вырубиться и осознать, проснувшись, что это был сон, и они не ползали в стенах, и нет никакого серого человека с кожей, покрытой пылью, с ногтями, способными вспарывать животы.
Отец Марко позвонил вечером, узнать, куда запропастился его сын.
Аня не представляла масштабов катастрофы, пока на канале Собчак не вышло это чертово видео. Хватило полчаса, чтобы понять: это конец. Конец ее репутации и карьере. Она не очистится: проще сменить имя, внешность и пол, и сферу деятельности, конечно. Ни один продюсер не даст ей денег. Ни один уважающий себя актер не согласится у нее сниматься.
Отныне она персона нон грата в любом приличном месте.
Телефон булькал, принимая сообщения. Аня зашвырнула его в ящик стола. На мониторе Ксения Анатольевна с нескрываемым удовольствием пинала труп.
— Вы говорили, что бросили пить.
— Двести пятьдесят шесть дней назад.
— В сторис вы писали «двести семьдесят дней»… В понедельник.
— Разве? У меня плохо с цифрами.
— Аня, мы же взрослые люди.
— И что? Я перепутала.
— Аня, вы сейчас выпившая?
— Нет!
— От вас пахнет алкоголем.
— Это такие духи.
— Очень интересно. Скажете потом, что за духи, я тоже буду пользоваться. Клянусь, мы не готовились, но случайно у нас есть с собой алкотестер…
Аня застонала у ноутбука. Количество дизлайков, простыни издевательств в комментариях, само название ролика: «Максимович: перверсии, скандалы и алкоголь» красноречиво говорили о ситуации.
— А детектор лжи вы не захватили? Я вам не подопытная свинка, Ксюша! И мы не на допросе!
Аня наивно полагала, что предстанет перед зрителями радикальным творцом, анфан террибль русского кинематографа, но вместо террибля в ролике два часа запиналась и завиралась пьяная косноязычная идиотка. Как в меме «ожидание и реальность», где слева — Ларс фон Триер, а справа — Максимович, в какой-то момент облившая себя кофе.
— Наркотики тоже в прошлом? Как и алкоголь? Или прямо в прошлом?
Начав с комплиментов, с вопросов о сербском менталитете и эмиграции, Собчак усыпила бдительность Ани. И ударила исподтишка.
Википедия сообщала, что Аня Максимович родилась в восемьдесят шестом году в Белграде. Спасаясь от бомбардировок, переехала с мамой в Ростов, позже — в Москву. Три года училась во ВГИКе на факультете режиссуры у Абдрашитова, была исключена за прогулы. Неоднократно заявляла, что жизнь в общежитии дала ей больше, чем учеба. В две тысячи пятнадцатом выступила режиссером, продюсером и сценаристом психологически-остросоциального веб-сериала «Муравейник». Сериал, снятый в жанре мокьюментари якобы скрытыми камерами, установленными в квартирах героев — обыкновенных москвичей, — получил миллионы просмотров и хорошие отклики в прессе. В восемнадцатом году Аня Максимович поставила первый полнометражный фильм, откровенную драму «Чужаки».
На «Вике» разделы «Чужаки», «Скандал» и «Алкогольная зависимость» были втрое больше биографической справки.
Иногда Аня думала, что маме повезло: инфаркт убил ее раньше, чем дочь вляпалась во все это дерьмо.
«В „Чужаках“, — писал популярный обозреватель, — тридцатидвухлетняя Максимович повторяет сериальный трюк со скрытыми камерами, отстраненно наблюдая за жизнью героев, или за тем, что в ее представлении является жизнью: бесконечными скандалами, пьяным сексом и бытовым насилием».
«Максимович препарирует мелкое, укоренившееся в рутину зло, — писал кинокритик. — Ее фильм — о рукоприкладстве, абьюзе и шейминге — надо распространять как учебное пособие».
«Они там, простите, гадят и совокупляются на камеру! — потрясал кулаком депутат Государственной думы. — Там в сортирах камеры — они на нас, россиян, гадят! Кому мы премии даем? Извращенцам? Порнографам?»
Собчак спросила в лоб, не хочет ли Аня поменяться местами с объектом наблюдения и обижает ли ее прозвище «королева визионизма», ведь визионизм, по сути, то же самое, что и вуайеризм — сексуальная девиация, побуждающая подсматривать за ничего не подозревающими людьми в замочную скважину.
Аня догадалась, к чему ведет Собчак.
— Они — актеры! Они знали о камерах, это прописано в сценарии, в договоре!
— Олег Давыденко… Вы не так давно расстались, верно? Он был вашим партнером и играл главную роль в «Чужаках». Олег Давыденко заявляет, что его шокировал фильм, потому что речь об откровенных сценах не шла…
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Самая страшная книга 2023 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других