Зеленая книга любви. История, психология, экология интимности

Александр Иванович Копытин, 2020

Любовь, интимность и сексуальность рассматриваются в книге на основе междисциплинарного подхода с привлечением исторических данных, сведений по психологии, философии, культурологии, экологии, что позволяет всесторонне исследовать эти явления и показать их связь с социальной и природной средой. Раскрыты основные исторические вехи формирования идеалов любви и интимности вплоть до настоящего времени, их культурно-историческая и психологическая обусловленность и роль. Читатели могут найти ответы на вопросы: что такое любовь, почему она возникает и умирает? чего она требует от личности? какие частные и общие задачи решает личность, вступая в любовные отношения? какие препятствия обычно возникают на пути развития любовных отношений, что необходимо, чтобы они принесли свои плоды? Книга поможет разобраться в феномене любви, более осознанно отнестись к нему в реальной жизни и в личных отношениях, и в социальной среде.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Зеленая книга любви. История, психология, экология интимности предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Введение

Любовь — сексуальная, эмоциональная, интеллектуальная и духовная близость, интимность, привязанность в отношениях мужчины и женщины[1], переживаемая ими как особо значимая, — часто доминирующая в многообразии их отношений с миром.

Понятие «романтическая любвь» связано с западной культурной традицией, трактовкой этой формы любви на основе культурно-исторического подхода, который позволил идентифицировать такие отношения как яркую черту эпохи романтизма, секуляризации, демократизации (в частности, свобод для женщин). В этот период идеал любви ярко оформился и стал ориентиром построения интимных и семейных отношений, вызвал к жизни роман как особый литературный жанр.

Такая трактовка феномена любви позволяет связать его с феноменом личности, показать, что в истории благодаря интимной близости мужчины и женщины происходило оформление и утверждение феномена личности как философской, психологической, этической, правовой категории, как совокупности отношений, в которых человек включается свободно как активный субъект. Предпосылки, разные компоненты любви, конечно, и до эпохи романтизма проявлялись в человеческой истории, однако именно развитие капитализма и демократии способствовало ее превращению в культурную норму, реальность, основу семейных отношений начиная с XVIII века.

В книге любовь рассматривается как один из центральных феноменов духовной культуры. Через феномен любви духовная культура как средоточие нематериальных элементов бытия человечества в разные исторические эпохи развивалась, аккумулируя в себе соответствующие смыслы, законы, духовные ценности, обычаи, символы, мифы, язык, знания и опыт. Поскольку романтические отношения, тесно связанные с сексуальностью, семьей, творческими проявлениями личности, относились в разные периоды истории к одним из центральных в системе отношений, духовная культура развивалась в значительной мере благодаря им.

Субъективные отношения выступают в роли своего рода основы субъективного мира личности — ее субъектности. Поэтому романтические, интимные отношения для самовосприятия многих мужчин и женщин приобретают особо значимый характер.

В «Зеленой книге любви» говорится о том, что было присуще любви во все времена, и раскрываются те новые смыслы, которые наполняют ее в настоящее время. Перед лицом вызовов времени любовь, интимность, сексуальность сейчас приобретают все более выраженную экологическую направленность, становятся одним из факторов соединения с миром природы, зачастую оказываются тесно связанными с экологической активностью.

В результате мировых кризисов экологического, экономического или геополитического характера, влияющих на культуру и психологию людей, романтические отношения, интимность, сексуальность получили новый импульс развития. Они стремятся вырваться за рамки увядающих либеральных постмодернистских трактовок реальности, характерных для периода «конца Истории» (Фрэнсис Фукуяма), включиться в новую «перспективную культурную парадигму» метамодернизма как эвристической метки современности (Dumitrescu, 2007). Для современной любви характерны поиски холизма и взаимосвязи, новой этической доминанты, связанной с подлинностью и определением корней бытия теми способами, которые позволяют фрагментированному Я интегрироваться в новые конфигурации смыслов.

В настоящее время идеал любви все более тесно связывается с поисками «новой искренности», новой структуры чувств, новой эстетики интимности, вдумчивости и надежды, новым видом романтизма в искусстве (Вермюлен, ван ден Аккер, 2010). Он также связан с освоением аффекта и глубины, эстетической ауры и атмосферы в отношениях, «эроса дистанции» (Людвиг Клагес), с новой философией тела (Герман Шмица), созданием нового дискурса интимности, наделяющего наш опыт значением. Он сочетает в себе «просвещенную наивность, прагматический идеализм и умеренный фанатизм, колеблясь при этом между иронией и искренностью, конструкцией и деконструкцией, апатией и влечением» (Turner, 2015).

Природа любви, интимности, раскрываясь и наполняясь множеством содержаний, веками остается недостаточно познанной. Многие воспринимают ее как «временное помешательство», проявление невроза. Она нередко эфемерна, приходит и уходит, не пуская своих корней в реальном мире и судьбах людей. Для многих она преимущественно связана с юностью или молодостью, началом отношений, которые со временем переживают эрозию и превращаются в прозу семейной жизни или сексуальную зависимость внебрачных отношений. Для значительного числа людей романтическая любовь маячит как некий идеал, к которому так и не удается приблизиться в течение всей жизни. И когда жизнь близится к закату, то оставляет ощущение нереализованности.

Многие люди на почве любви переживают настоящие драмы. Испытывая определенные ожидания по поводу интимных отношений, они могут сталкиваться с их несоответствием реальной жизни. Они недоумевают, почему их многообещающий контакт с другим человеком, казавшийся вначале столь внечатляющим, не получил продолжения. Нередко со временем они вовсе перестают надеяться на то, что какая-то красота и содержательность в интимных отношениях возможны. Острота переживания любых интимных отношений со временем может притупляться, заставляя задуматься о том, не являются ли любовные отношения фикцией, пережитком прошлого или отголоском юности.

Пытаясь защититься от боли и рисков утраты объекта любовной привязанности, многие предпочитают поверхностные контакты или вовсе отказываются от близости. Другие же демонстрируют циничное отношение к любви, считая, что она — не более чем красивое прикрытие для того, чтобы добиться сексуальной близости или иных выгод.

Психоаналитики предпочли отбросить этот идеал как вуалирующий подлинную основу психической деятельности и поступков человека — его либидо[2], сексуальность. Это ознаменовало существенные изменения в понимании природы человека, обнажив базовые мотивы разнообразных человеческих проявлений, связанных с сексуальностью, выявив разные стратегии удовлетворения этой потребности в условиях социума и культуры.

В то же время многие люди, несмотря на неудачи и разочарования в личных отношениях, продолжают стремиться к обретению подлинной интимности — сексуальной, эмоциональной, интеллектуальной и духовной близости, составляющей одну из главных задач всей жизни. И это вовсе не обязательно связано с продолжением рода. Многие в действительности ее обретают. Они переживают любовь как более или менее устойчивую и глубокую связь — интимную близость, сопричастность, привязанность, сотворчество.

Феномен любви выступает одним из центральных и наиболее загадочных проявлений природы человека. Не случайно, в книге «Психология романтической любви» Н. Бренден пишет: «Романтическая любовь — не плод фантазии или помешательство, но одна из величайших возможностей в жизни человека, одно из величайших приключений и испытаний… Переживание же любовного экстаза — необходимое и вполне нормальное проявление в эмоциональном развитии личности. Романтическая любовь является величайшим вызовом, побуждающим человека к развитию и достижению подлинной зрелости» (Branden, 1981, р. 3–4).

Идеал любви проявлялся в разные исторические эпохи и у разных народов. Он более характерен для тех культур и социальных групп, в которых становятся актуальны потребности более высокого порядка, чем первичные потребности в пище, продолжении рода и безопасности. Романтическая любовь и на данный момент признается как ценность далеко не во всех странах и культурах.

В настоящее время этот феномен составляет одну из ключевых ценностей и играет определяющую роль при создании семьи. Для современной культуры характерно то, что, начиная с подросткового и юношеского возраста, молодежь верит, что построение отношений с лицом другого (или своего) пола может происходить на основе свободного выбора партнера и что эти отношения могут быть счастливыми. Что стремление к переживанию счастья в личных отношениях вполне нормально и составляет одно из фундаментальных прав человека. Сейчас такие представления являются довольно распространенными и для большинства граждан развитых стран само собой разумеющимися. Тем не менее на протяжении большей части человеческой истории такие отношения не являлись нормой. Более того, они могли быть признаны «ненормальными» или «странными».

Идеал любви тесно связан с эволюцией общественных отношений, правами и свободами людей, их способностью осуществлять свободный выбор друг друга, поддерживать друг с другом тесную, интимную связь, находясь в браке или вне брака, на основе понимания своих потребностей. Романтическая любовь как основа для создания семьи исторически отражает либерализацию личной жизни, протекавшую параллельно с развитием демократии в широком социальном поле, эволюцией общества и его институтов, политической системы.

Как отмечает один из ведущих социологов современности, автор книги «Трансформация интимности. Сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах» Э. Гидденс, «существует симметрия между демократизацией личной жизни и демократическими возможностями в глобальном политическом порядке на самом обширном уровне» (Гидденс, 2004, с. 197). «Демократизация личной жизни — это менее видимый процесс, в частности, именно потому, что он не находит своего проявления на публичной арене, но он в то же время имеет более глубокий смысл» (там же, с. 191).

Формирование и историческое развитие идеала любви тесно связано с эволюцией субъективного мира личности, обретением ею достаточной психологической и социальной автономности и активности в отношениях с действительностью. Появление этого идеала исторически связано с развитием у людей способности рефлексировать и выражать свой опыт отношений, используя для этого особый язык, позволяющий передать связанные с ними чувства и смыслы. Это было бы невозможно себе представить без развития искусства.

Поразительная живучесть идеала любви заставляет задуматься о том, почему он существует и какие потребности людей он удовлетворяет. Наряду с психоаналитиками, исследованием природы и роли этого чувства в жизни человека и культуре на протяжении XX–XXI веков занимались представители иных направлений психологии и психотерапии.

Один из наиболее ярких психологов, мыслителей-гуманистов XX века Э. Фромм (2018) в своей работе «Искусство любить» утверждает, что вера в возможность любви — это рациональная вера, основанная на проникновении в глубинную сущность человека. Любовь является ответом личности на проблему человеческого существования, попыткой удовлетворить не только сексуальную потребность, но и потребность в преодолении своей отчужденности, одиночества.

Любовь обеспечивает межличностное соединение — слияние с другим человеком.

«Желание межличностного слияния — наиболее сильное из всех стремлений человека. Это самая фундаментальная страсть и та сила, что скрепляет человеческую расу, род, семью, общество… Слияние может быть достигнуто разными путями — и различия разных форм любви не менее важны, чем сходства между ними» (Фромм, 2018, с. 29).

Э. Фромм указывал на определенную деградацию любви в современном западном обществе: «Ни один объективный наблюдатель, глядя на наш западный образ жизни, не усомнится в том, что любовь — братская, материнская, эротическая — достаточно редкий феномен, ее место заняло множество форм псевдолюбия, являющихся в действительности формами распада и деградации любви» (там же, с. 145).

Правда, данная точка зрения была высказана Э. Фроммом в середине прошлого века. С тех пор западное общество, глобальная культура и человеческие отношения не стояли на месте. Мир пережил сексуальную революцию, серьезную социальную и культурную трансформацию. Эти изменения происходили в тесной связи с развитием разных сфер человеческих отношений, важнейшей из которых являются любовные, интимные отношения.

Какое значение идеалы любви и интимности имеют для дальнейшего развития человечества, российского общества? Какую роль этот идеал может сыграть в третьем тысячелетии с его вызовами — терроризма, геополитического противостояния, конфронтации либеральных и традиционных ценностей, развития общества в направлении более эффективной модели социальной организации и демократии, изменений климата и деградации экологической ситуации? Данная книга поможет найти ответы, по крайней мере, на некоторые из этих вопросов.

При этом будут рассмотрены закономерности возникновения и развития данного чувства. Будет показано, какие частные и общие задачи решает личность, вступая в эти отношения. Будет предпринята попытка ответить на такие вопросы, как: что такое любовь, почему она возникает и «умирает»? чего она требует от личности, чтобы возникнуть и развиваться? какие препятствия обычно возникают на пути развития романтических отношений и что необходимо, чтобы она принесла свои плоды? Книга поможет разобраться в этом феномене, более осознанно отнестись к нему в реальной жизни — как в личных отношениях, так и в общении с другими. Надеюсь, что она поддержит веру в то, что романтическая любовь как многогранная интимность в отношениях мужчины и женщины в разные периоды жизни возможна и необходима, причем не только для них.

Отличительной особенностью книги является то, что феномен романтической любви рассматривается на основе междисциплинарного подхода с привлечением исторических данных, представлений психологии, философии, социологии, культурологии, а также экологии, что позволяет всесторонне исследовать его сущность и показать его связь с социальной и природной средой. Книга помогает проследить основные исторические вехи формирования идеалов любви и интимности вплоть до настоящего времени, его культурно-историческую и психологическую обусловленность и роль.

Кроме того, автор использует средовый, экологический (экопсихологический) подход к рассмотрению феномена любви, связанный с преставлением о том, что интимные отношения складываются и реализуются во взаимодействии мужчины и женщины с окружающей их средой — природой, обществом и культурой.

Хотя «экологический», средовой компонент в какой-то мере свойствен романтическим отношениям в разные исторические периоды, он приобретает особое значение именно сейчас. Это связано с глобальной экологической ситуацией, а также развитием цивилизации, формированием нового — экологического — сознания и новых ценностей. Данные изменения не могут не влиять на развитие форм интимности, обогащая ее, внося в нее более выраженное природосообразное звучание.

Две фундаментальные ценности, подлинные сокровища нашей жизни — Природа и Любовь, — объединяясь, порождают экологическую интимность, любовный экопоэзис — особую позицию физической, эмоциональной, интеллектуальной и духовной близости мужчины и женщины друг с другом и средой обитания, Землей. Любовный экопоэзис затрагивает экологические и эстетические компоненты интимных отношений, проживаемые во взаимодействии с земными ландшафтами, миром природы.

Любовный экопоэзис — это новый стиль интимных отношений, придающий особое значение контакту и творческому взаимодействию партнеров с природной средой, причем с целью не только самовыражения и собственного благополучия, но и оптимизации экосистемного здоровья и благополучия среды обитания. Таким образом, экопоэзис любви позволяет не только удовлетворять личные потребности партнеров (физические, эмоциональные, интеллектуальные и духовные), но и связан с сохранением природной среды, экологического равновесия. Экопоэзис любви в настоящее время находится в периоде своего становления как особый феномен любовного, эротического, сексуального и творческого отношения интимных партнеров друг с другом и миром природы.

Партнеры интимных отношений зачастую раскрывают в себе дар особенной чувствительности к природной и культурной среде, ее натуральному и антропогенному ландшафту. Их отношения вырастают из этого ландшафта, противопоставляясь ему или «питаясь» им. Эти отношения также способны порождать новые ландшафты. Экопоэзис любви поддерживает в партнерах не только творческое самовыражение в привычном смысле этого слова, но и располагает людей к сотворчеству с природой.

Природный и культурный ландшафт также являются «ключами» к пониманию сущности интимных отношений. В книге любовь, интимность представлены и раскрываются через искусство, мировую художественную культуру, поскольку через них, как и через Природу, она генерирует себя, обретает и создает свои смыслы.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Зеленая книга любви. История, психология, экология интимности предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Хотя феномен любви исторически связан преимущественно с отношениями мужчины и женщины, он, по-видимому, может быть также отнесен к однополым отношениям.

2

Либидо — одно из основных понятий психоанализа, разработанных Фрейдом. Обозначает сексуальное влечение, половой инстинкт.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я