Весёлые мудрецы

Александр Зиборов, 2021

Анекдоты – самая народная часть народного творчества и самая любимая всеми народами и людьми…

Оглавление

Предтечи Ходжи Насреддина

Конечно, Ходжа Насреддин — собирательный образ, в создание которого внесли свой вклад множество народов. Он имел как вымышленных, так и реальных прототипов.

Первоначально персонажами анекдотов были исторические личности. Скажем, в арабских поэтических антологиях сохранились весёлые истории о доисламских поэтах Имру уль-Кайсе и Тааббата Шаране. Немалая часть анекдотов связана с именем юродивого Бухлула. Прикидываясь умалишённым, он высказывал нередко такие смелые мысли, за которые другого человека могли даже казнить. Жил упомянутый Бахлул во времена халифа Гаруна аль-Рашида. Как и другой остроумец — поэт Абу-Новас, жизнерадостный весельчак, скорый на шутку и острое словцо. Кстати, он фигурирует в ряде персонажей сказок очень известной и популярной поныне сказочной эпопее «Тысяча и одна ночь».

Немалой известностью в своё время пользовался Джуха — персонаж арабского фольклора, которого многие специалисты называют предтечей Ходжи Насреддина. Автор энциклопедического словаря «Китаб аль-Фихрист» литератор Ибн Ан-Надим (умер в 995 г.) издал «Китаб навадир Джуха» («Книга анекдотов о Джухе»). Есть упоминания о Джухе в персидской литературе — скажем, у поэтов ибн Каума Манучехри Дамгани (умер в 1040-41 г.) и Авхада ад-Дин Али ибн Махмуда Анвари (умер в 1100 г.).

Кроме названных, можно упомянуть и более поздних прототипов, оказавших заметное влияние на развитие образа Ходжи Насреддина. Это знаменитейший на Востоке ал-Харири (1054-1122 гг.), который утвердил форму макам — цикл юмористических новелл, написанных рифмованной прозой, щедро пересыпанных остротами, прибаутками. Данная форма творчества послужила образцом для целых поколений писателей разных восточных стран.

Уроженец Бухары Садид ад-Дин Ауфи в 13-м веке составил книгу «Джавами ал-хикайат ва лавами ар-ривайат» («Собрание преданий и лучи повествований») из двух тысяч сюжетов. Материалы из неё многажды заимствовали более поздние авторы.

А веком спустя весёлую славу завоевали язвительные стихи, миниатюры и высказывания персидского поэта Убайда Закани (1270 — 1370 гг.). Он составил сатирический словарь-энциклопедию «Определение» и сборник весёлых историй-анекдотов «Радующая сердце книга», написал саркастический трактат «Этика аристократии» и пародийный трактат «Сто советов» (1349 г.).

В Турции существует цикл анекдотов, связанных с именем беззаботного гуляки, выпивохи и острослова Бекри Мустафы, жившего в XVII веке. В фольклоре его имя связано с султаном Мурадом IV.

Турецкий историк Микаил Байрам провёл усердные поиски реального прототипа Насреддина, и заявил, что таковым является Насир уд-дин Махмуд аль-Хойи, который родился в городе Хой иранской провинции Западный Азербайджан Образование он получил в Хорасане, был учеником знаменитого исламского деятеля Фахра ад-дина ар-Рази. Являлся приближённым багдадского калифа. Служил в качестве исламского судьи (кади) в Кайсери, а затем стал визирем при дворе султана Кей-Кавуса II в Конье. Насир уд-дин Махмуд аль-Хойи славился редкой находчивостью и остроумием.

В Азербайджане среди специалистов есть мнение, что прообразом Насреддина послужил известный местный учёный-математик Насир ад-Дин Туси, который жил в XIII веке. В одном историческом документе он назван Насиреддином Туси. Немало историй о нём совпадает с теми, какие рассказывают о Ходже Насреддине.

С указанными и десятками иных имён, связано множество забавных и поучительных историй, которые именуются «бродячими», ибо имеются у самых разных народов, дополняя и взаимно обогащая их фольклоры. И неизвестно, кто у кого и что позаимствовал. Многие такие истории получил в «наследство» Ходже Насреддину, вобрав в себя черты многих весёлых героев различных времён и разных восточных народов, так мелкие реки присоединяются к большим, их количество перешло в качество, в результате его образ стал поистине монументальным. Именно вокруг этого имени по непостижимым законам происходила, и происходит в настоящее время, циклизация юмороносных жанров.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я