Самый подробный путеводитель по КБЖД: Иркутск, Листвянка, Слюдянка, Шелехов. Все достопримечательности с маршрутом передвижения, километражем и адресами

Александр Дмитриевич Каташевцев

Книга посвящена самой сложной стальной магистрали в России – Кругобайкальской железной дороге (КБЖД), которая была построена на крутых берегах озера Байкал ещё в начале XX века лучшими инженерами своей эпохи. Помимо основного маршрута КБЖД, я уделил внимание отдаленным районам города Иркутска, что по разным причинам не попали в мою первую книгу, а также излюбленным туристическим центрам Прибайкалья – Листвянке и Слюдянке.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Самый подробный путеводитель по КБЖД: Иркутск, Листвянка, Слюдянка, Шелехов. Все достопримечательности с маршрутом передвижения, километражем и адресами предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Микрорайон Глазково

С моста через Иркут мы въезжаем на Кайскую гору, которая прославила город на весь мир находкой Глазковского некрополя — самого большого древнего могильника на территории современного мегаполиса. На всей территории Восточной, Западной Сибири и Дальнего Востока вместе взятых было раскопано столько же захоронений каменного века, сколько и в районе стадиона «Локомотив», который находится выше железной дороги. Кроме того, это всего лишь 2% от общего числа находок, многие из которых являют собой ценнейшие артефакты, украшающие не одну коллекцию музеев Сибири и центральной России.

Глазковская культура

Мы продолжим движение по улице Боткина. Здесь на повороте дороги справа можно рассмотреть здание старинной больницы (ул. Боткина, 4В), которая единственная сохранилась от громадного комплекса переселенческого пункта Восточного района Сибирской железной дороги, возведённого в 1906 г. для нужд приезжающих из центральной России на жилье в Сибирь. В этом здании с 1912 г. главным врачом работал М. П. Герасимов, в семье которого родился знаменитый учёный М. М. Герасимов. Ещё в возрасте 9 лет маленький Миша насобирал в окрестностях своего дома странные камни и принёс их в краеведческий музей, где показал швейцарскому археологу Б. Э. Петри. В 2007 г. при строительстве новостройки (ул. Джамбула, 30) была вскрыта стоянка возрастом 36 тысяч лет, следы которой и находил в 1924 г. юный археолог. Обнаружены уникальные подвески из талька, изделия из костей носорога и мамонта, орудия труда — всего несколько тысяч предметов.

Археолог Б. Э. Петри

Карьеру профессионального археолога М. М. Герасимов начал в 1928 г., проведя раскопки прямо напротив своего дома, в парке «Циклодром», открытом в 1891 г. для первых велосипедных заездов в Иркутске. В наши дни эта территория носит имя Парижской коммуны, и часть её занимает стадион железнодорожников «Локомотив», построенный в 1954 г. Это безусловно знаковое место для Иркутска. С 1984 г. под специальными асфальтовыми колпаками тут сохраняются могильники для создания в 2023 г. первого в России музея истории человечества.

Археолог М. М. Герасимов

Напротив стадиона в пятиэтажном здании располагается Сибирский федеральный научный центр агробиотехнологий РАН, с 1979 г. ему подчиняются научно-исследовательские институты, селекционные и опытные станции, работающие на всей территории Сибири (ул. Боткина, 4). Её соседом является Иркутская межобластная ветеринарная лаборатория, которая работает тут с 2003 г. и обслуживает около 30% территории Российской Федерации (Республика Бурятия, Республика Саха, Забайкальский край, Иркутская область). Сегодня это создаёт научный базис для агропромышленности на огромной сибирской территории.

Сад Парижской Коммуны

На пересечении с улицей 2-я Железнодорожная по правой стороне трудно не заметить корпуса Дорожной клинической больницы ВСЖД (ул. Боткина, 10), построенные в 1965 г. для обслуживания железнодорожников и членов их семей. Прямо за ними в реликтовой сосновой роще располагается территория курорта «Ангара». Он построен на средства купца 1-й гильдии И. Л. Медведникова как больница для хронических больных в 1901 г. Старинное здание медицинского учреждения всё ещё можно увидеть, если спуститься вниз по улице к Иркуту (ул. 2-я Железнодорожная, 4). Проект постройки был создан знаменитым иркутским архитектором А. И. Кузнецовым.

Больница для хронических больных И. Л. Медведникова

Сегодня в стенах больницы располагается Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования, которая создана на базе физиотерапевтического института, открывшегося тут в 1932 г. В годы ВОВ здесь находился нейрохирургический офицерский эвакогоспиталь, а после победы в 1955 г. заработал санаторий с минеральными водами. Он действует и в наше время, проводятся научные исследования, внедряются новые методики лечения.

Курорт «Ангара»

Мы доезжаем до пересечения с улицей Касьянова. В прошлом этот район был преимущественно населён семьями железнодорожников, в силу близости вокзала. У перекрёстка с Островского (ул. Касьянова, 35) стоит одинокий деревянный дом, в котором с 1937 г. жил будущий знаменитый кинорежиссёр Л. И. Гайдай. Летом 1961 г. именно тут, будучи в гостях у своих родителей, он написал сценарий к фильму «Пёс Барбос и необычайный кросс». К 350-летнему юбилею Иркутска планировалось создание музея творчества режиссёра с киноаллеей. Однако планам не суждено было сбыться из-за пересудов между наследниками Л. И. Гайдая.

Памятник кинорежиссёру Л. И. Гайдаю в Иркутске

Давайте спустимся вниз по улице тем же маршрутом, что юный Лёня ходил в школу каждый день. У перекрёстка с улицей 2-я Железнодорожная нас встречает на первый взгляд совершенно обычный деревянный дом (ул. Касьянова, 17), где с 1900 г. жил знаменитый создатель издательства «Ирисы» М. Е. Стож. Он не только выпускал карманные справочники о Сибири и открытки с видами Иркутска, но и печатал таких эпатажных поэтов как А. С. Сорокин и Д. Д. Бурлюк. Рядом с ним расположен Центр культуры коренных народов Прибайкалья.

Продолжаем движение по Касьянова и у пересечения с Профсоюзной повернём налево. У перекрёстка, на так называемой Могилёвской площадке, можно увидеть мемориальный комплекс, установленный в 1967 г. на месте братской могилы 19 участников восстания против колчаковцев в Глазковском предместье в декабре 1919 г.

Мемориальный комплекс на месте братской могилы участников восстания против колчаковцев

Чуть поодаль видно старинное кирпичное здание, построенное в 1916 г. по проекту В. И. Коляновского для начального железнодорожного училища, которое впоследствии было преобразовано в школу №10 и затем №42 (ул. Профсоюзная, 3). Именно тут размещался штаб рабоче-крестьянских дружин в декабре 1917 г. Сюда до 1941 г. ходил учиться Л. И. Гайдай, который окончил школу за три дня до начала войны. Среди выпускников школы есть и другие знаменитые личности: писатель И. И. Молчанов-Сибирский, автор методики восстановления внешнего облика человека на основе скелетных останков М. М. Герасимов, первый директор иркутского Института земной коры Н. А. Флоренсов.

Лицей РЖД №36

В 2002 г. по плану архитектора С. А. Чумакова рядом появилось новое здание школы, которая спустя ещё два года была преобразована в лицей РЖД №36. Вплоть до середины ХХ в. на этом месте стояла очень живописная деревянная Иннокентьевская церковь, построенная в 1916 г. при богадель-не просветительского братства Святого Иннокентия.

Иннокентьевская церковь

Слева у перекрёстка с улицей Маяковского можно рассмотреть стелу, посвященную Свердловскому району Иркутска. Она стоит напротив великолепного деревянного доходного дома верхоленского купца А. Н. Абрамова (ул. Маяковского, 5). Отсюда мы спустимся вниз к улице Джамбула, что названа в честь известного казахского поэта и лауреата Сталинской премии. Но перед этим давайте задержимся на вершине Кайской горы и полюбуемся одной из лучших панорам города Иркутска.

На правый берег реки Ангары уходит Глазковский мост — старейший в Иркутске. И, хотя у него был предшественник — понтонный Николаевский мост, остатки которого все еще видны у самого берега вниз по течению (существовал с 1891 г.), — все же постоянная переправа появилась в Иркутске лишь в 1936 г. К моменту сдачи в эксплуатацию это был самый длиннопролётный в СССР железобетонный мост. Архитектором моста был автор проекта мавзолея В. И. Ленину и трибун на Красной площади в Москве И. А. Француз. А на предпоследней парапетной тумбе слева по направлению в город до сих пор можно увидеть табличку о том, что этот мост является «памятником В. И. Ленину».

Глазковский мост

А мы тем временем свернем направо и продолжим наше движение по улице Челнокова, названной в честь дважды героя Советского союза, генерала Н. В. Челнокова, который совершил более 270 боевых вылетов, неся смерть врагу в воздухе и на земле от Балтики до Черного моря. Как символично, что он родился в Иркутске 9 мая 1906 г. Памятник ему установлен здесь же на въездной группе в Свердловский район, в небольшом скверике у подножия Кайской горы. Однако сделано это было непростительно поздно: лишь 2 октября 2016 г. к 110-й годовщине со дня рождения генерала авиации.

Впереди показалось здание одного из самых красивых вокзалов на территории России — Иркутск-Пассажирский, построенного в 1907 г. по проекту архитектора В. И. Коляновского, и который в наше время переживает полную реконструкцию (ул. Челнокова, 1). Над станцией на крутом склоне замерла небольшая Николо-Иннокентьевская церковь. Она стала первым храмом, появившимся в Иркутске на левом берегу Ангары.

Иркутский вокзал

Прежде жители предместья Глазково были вынуждены совершать переправу через бурные воды реки, подчас рискуя своей жизнью, чтобы получить возможность помолиться в ближайшей Троицкой церкви. Поэтому в 1859 г. на средства купца 3-й гильдии Я. С. Малкова на левом берегу Ангары был возведён новый каменный храм в классическом стиле (ул. Профсоюзная, 45А).

Троицкий перевоз

С приходом железной дороги в Иркутск, население города удвоилось, и церковь стала мала для всех прихожан, но из-за недостатка средств и революции планам по расширению так и не суждено было сбыться. В 1934 г. аварийное здание закрыли и разместили в нём кинотеатр «Заря». Лишь в 2003 г. на средства ВСЖД храм был восстановлен и возвращён верующим.

Николо-Иннокентьевская церковь

У трамвайного кольца мы круто поворачиваем направо — на улицу, названную в честь первой в мире женщины-космонавта В. В. Терешковой. В прошлом эта улица называлась Кругобайкальской, и с 1801 г. отсюда начинался главный путь из Иркутска в Китай. Она начиналась прямо от Троицкого паромного перевоза на месте современного вокзала и шла вверх на Кайскую гору. С тех пор даже ширина улицы осталась прежней.

Вверх по улице по правой стороне дороги привлекает внимание последний деревянный дом, где с двухлетнего возраста и до переезда в центр города в 1951 г. жил знаменитый сибирский писатель И. И. Молчанов-Сибирский (ул. Терешковой, 20). Напротив, на повороте трамвайных рельс, когда-то произошла самая страшная катастрофа на общественном транспорте в истории Иркутска. 1 мая 1953 г. во время открытия ветки маршрута №1 до Студгородка у переполненного людьми трамвая отказали тормоза. На полном ходу на повороте он перевернулся и ударился о стену. Трагедия замалчивалась властями, и количество погибших неизвестно до сих пор. После этого события ветку пустили в 1961 г., и только когда уклон дороги был минимизирован.

Писатель И. И. Молчанов-Сибирский

У перекрёстка с улицей Гоголя ведётся стройка детской поликлиники №5, в 1971 г. на этом месте был построен кинотеатр «Чайка», названный по космическому позывному В. В. Терешковой. Напротив через дорогу небольшой Петропавловский храм, который появился на месте великолепной деревянной церкви, перенесённой сюда из посёлка Михалёво в 1918 г. Изначально она была построена в 1911 г. архитектором Ф. Ф. Коштялом в стиле модерн на территории Михалёвских военных лагерей в 26 км к югу от Иркутска, где проходила летние сборы 7-я Восточно-Сибирская стрелковая дивизия. Сегодня на их месте располагается Курминский залив — крупнейший на Иркутском водохранилище. В 1990 г. храм разобрали для реставрации, и он сгорел. Сегодня ведётся сбор средств на восстановление памятника (ул. Гоголя, 42).

Петропавловский храм

Мы сворачиваем направо и оказываемся на улице Гоголя. По правую руку обращает на себя внимание большой комплекс построек, который с 1935 по 2002 гг. принадлежал главной макаронной фабрике Иркутска. Ежедневно тут выпускали около 50 тонн продукции, работали почти 300 человек, сегодня судьба зданий решается (ул. Гоголя, 35).

Макаронная фабрика Иркутска

На другой стороне дороги ещё одна старинная торговая площадка Иркутска — Свердловский рынок или Глазковские торговые ряды, которые открылись на этом месте в 1903 г. Как и прежде, в более чем 200 павильонах можно купить любые продукты и товары (ул. Гоголя, 44).

За рынком справа можно заметить здание ещё одной старинной школы (ул. Гоголя 33), построенное в 1902 г. по проекту В. А. Рассушина для нужд Владимирского училища, которое до этого занимало помещение у железной дороги. Первоначально оно было основано на средства В. П. Сукачёва в 1888 г. в честь 900-летия крещения Руси. В наше время тут по-прежнему располагается образовательное учреждение — детская музыкальная школа №3.

Владимирское училище

На перекрёстке мы уходим налево на ул. Кайскую к пересечению со 2-й Железнодорожной, где можно увидеть один из самых красивых деревянных особняков в Глазково — дом Ф. С. Шачкова 1910 г. постройки (ул. Кайская, 24). Прямо напротив него, через дорогу вплоть до 2019 г. можно было увидеть дом Иркутской баптистской церкви, которая появилась здесь ещё в 1944 г., но только в начале XXI в. обрела рядом стоящее современное каменное здание (ул. Кайская, 5). Сегодня в городе действует уже четыре евангелистских храма.

Евангелистский храм

На этом месте мы свернём налево на улицу, названную в честь великого русского поэта М. Ю. Лермонтова. По правую руку обязательно посетим Иркутский нерпинарий (ул. 2-я Железнодорожная, 66), где с 2004 г. посетителям демонстрируют свои необынковенные способности байкальские тюлени. При этом стоимость билетов на представление ниже, чем в Листвянке.

Миновав ещё два перекрёстка, мы окажемся у дома культуры имени Горького (ул. Клары Цеткин, 13А). Он был построен в 1967 г. на месте старого Глазковского кладбища, которое ранее занимало территорию современной Грибоедовской рощи. За время его существования тут было похоронено около 10 тысяч иркутян, а также 25 чешских легионеров, преимущественно убитых во время боевых стычек с красноармейцами в мае 1918 г. Могильных памятников фактически не сохранилось, не считая редких обломков, которые можно найти по всей площади рощи. Вопреки всеобщему заблуждению, идущие за домом культуры студенческое общежитие, детская поликлиника и сад не «построены на костях».

Чехословацкие захоронения на Старо-Глазковском кладбище

Добравшись до трамвайных путей, мы свернём налево вниз по улице Шмидта к Ангаре. На спуске можно заметить множество великолепных деревянных домов. К сожалению, среди всей этой красоты лишь один дом Рублёва (ул. Шмидта, 9) признан памятником истории.

Миновав изолятор временного содержания (ул. Гоголя, 53Б), а также студенческое общежитие (ул. Пушкина, 62А), мы свернём на уже знакомую нам Профсоюзную улицу, в прошлом известную как Александровская, названную в честь убитого в 1881 г. императора Александра II. По этой улице в прошлом имели дачи многие знаменитости в Иркутске, такие как городские головы В. П. Сукачёв, В. В. Жарников и Б. П. Шостакович. На дачном участке последнего в 1910 г. было построено терапевтическое отделение железнодорожной больницы, которое является одной из самых ярких деревянных модернистских построек в городе. Оно вторым встречает нас по левой стороне дороги (ул. Профсоюзная, 87Д).

Терапевтическое отделение железнодорожной больницы

Мы упираемся в один из входов в рощу «Звёздочка». Своё название этот парк получил ещё в 1861 г. по «звёздочкам» фейерверков, которые были так любимы первым владельцем этого дачного участка генерал-губернатором Восточной Сибири М. С. Корсаковым. В 1925 г. при археологических раскопках на территории сада Л. Н. Иваньевым было обнаружено множество керамических украшений и посуды времён палеолита, а также бронзовые котлы, мечи и ножи.

Двигаясь вдоль рощи вверх по улице Звездинской, мы по правую руку проезжаем современную школу №80, проект которой, созданный в 2001 г. архитекторами Е. И. Григорьевой и С. В. Муллаяровым, получил множество золотых дипломов и несколько государственных премий (ул. Пушкина, 64). Ранее школа располагалась в соседнем здании музыкального отделения колледжа педагогического образования, построенном в 1936 г. Именно из этого учреждения за плохое поведение был исключён Л. И. Гайдай, а в годы ВОВ тут размещался эвакогоспиталь (ул. Звездинская, 12).

На противоположной стороне дороги за деревянной застройкой можно разглядеть старинное каменное здание, что было построено в 1916 г. по типовому проекту инженера К. В. Миталя для Ломоносовского училища (ул. Гоголя, 55). Оно до сих пор используется в образовательных целях: внутри располагается Иркутский региональный колледж педагогического образования. Он неоднократно удостаивался золотой медали «Европейское качество образования» и входит в список «100 лучших ссузов» России.

Ломоносовское училище и бюст К. К. Рокоссовскому

Напротив него можно увидеть бюст К. К. Рокоссовскому, который был установлен в 2015 г. на закрытой территории ИВВАИУ, а спустя три года перенесён сюда. Это отнюдь не случайно, ведь именно в этом здании в 1920 г. находился штаб 30-го кавалерийского полка 5-й Армии под командованием будущего маршала. С Иркутском К. К. Рокоссовского связывало многое. В этом городе он получил свою первую советскую награду — орден Красного Знамени, тут жила его первая настоящая любовь Я. С. Брыловская, которая родила ему сына Виктора.

Миновав стилизованный под старину гостевой дом на Звездинской, мы вернёмся на улицу Лермонтова и у дворца спорта «Изумруд» вновь свернём к Ангаре (ул. Чернышевского, 12). Последний находится под юрисдикцией Иркутского государственного университета путей сообщения (ИрГУПС), необычную архитектуру которого мы увидим чуть ниже по склону (ул. Чернышевского, 15). Это учебное заведение появилось в 1975 г. в связи с острой нехваткой инженеров при возобновлении строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ).

Иркутский государственный университет путей сообщения

У перекрёстка с улицей Белинского небольшой, но очень колоритный двухэтажный дом Сыскова (ул. Белинского, 1) построенный в конце XIX в. Далее у берега Ангары мы свернём направо вслед за рельсами Транссиба. Перед пересечением с улицей Жуковского два красивых деревянных дома 1915 г. постройки (ул. Герцена, 16 и 18). Первый принадлежал делопроизводителю службы движения управления Забайкальской железной дороги А. С. Дубеневичу, а второй — некой Вишняковой.

Дом А. С. Дубеневича

Доехав до конца улицы Герцена, мы окажемся у старинной границы Глазковского предместья. Со стороны реки Ангары, начиная с 1890 г., располагалось любимое место летнего отдыха иркутян в конце ХIХ века — сад «Царь Девица». Название он получил по исторической личности Марии Титовой, жившей в XIX в., которая, оставшись дома одна без отца, зарубила топором пятерых разбойников, что влезли к ней ночью в комнату. В парке работал ресторан с напитками, легкими закусками и кондитерскими изделиями, а также фотопавильон. Однако спустя несколько лет, когда вдоль парка прошла железная дорога, и дым от проходящих паровозов стал донимать гостей, место потеряло свою популярность, и в 1910 г. за долги оно было закрыто. В 1930 г. в саду появилась первая в Иркутске широковещательная радиостанция, которая находится там и поныне (ул. Радиостанция 5, 1).

Сад «Царь Девица»

Чуть выше по течению Ангары рядом с парком располагалась деревня Титово, о которой сегодня напоминает несколько деревянных домов у самого края железной дороги вдоль улицы Леси Украинки. О первом поселении на этом месте упоминал ещё посол в Китай Н. Г. Мелеску-Спафарий в 1675 г. Обитаемо оно было и в более ранние эпохи бронзы, железа, неолита, раннего металла и мезолита, о чём свидетельствует коллекция керамики и каменного инвентаря, собранная здесь.

Широковещательная радиостанция №5

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Самый подробный путеводитель по КБЖД: Иркутск, Листвянка, Слюдянка, Шелехов. Все достопримечательности с маршрутом передвижения, километражем и адресами предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я