Книга посвящена самой сложной стальной магистрали в России – Кругобайкальской железной дороге (КБЖД), которая была построена на крутых берегах озера Байкал ещё в начале XX века лучшими инженерами своей эпохи. Помимо основного маршрута КБЖД, я уделил внимание отдаленным районам города Иркутска, что по разным причинам не попали в мою первую книгу, а также излюбленным туристическим центрам Прибайкалья – Листвянке и Слюдянке.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Самый подробный путеводитель по КБЖД: Иркутск, Листвянка, Слюдянка, Шелехов. Все достопримечательности с маршрутом передвижения, километражем и адресами предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Микрорайон Ново-Ленино
Признаться, я долго думал, как и где начать наше путешествие по старинной Кругобайкальской железной дороге (далее КБЖД). Мне бы хотелось максимально точно пройти по старинному маршруту Транссибирской магистрали, как она раньше проходила через Иркутск, чтобы во всей полноте отразить все её особенности и детали. Поэтому путь мы начнём со станции Иннокентьевская (ныне Иркутск-Сортировочный, ул. Вокзальная, 9А) в микрорайоне Ново-Ленино города Иркутска, откуда исторически ведётся отсчет километража КБЖД.
Встреча первого поезда
на станции Иннокентьевская
Первые рельсы пришли сюда ещё в 1896 г. и помогли появиться на этом месте новому рабочему посёлку на землях Вознесенского монастыря, того самого, что неразрывно связан с именем первого иркутского Святителя — Иннокентия Кульчицкого. Отсюда и пошло название этой начальной станции КБЖД. 27 июля 1898 г. тут встречали первый поезд в Иркутске. Лишь спустя три недели он доберётся до главной пассажирской станции города.
Станция Иннокентьевская
Население посёлка росло очень быстро, и уже через пять лет тут жили более тысячи человек. При этом сюда переезжали и совершенно не связанные с железной дорогой люди. Например, в 1905 г. здесь в землянках осела часть солдат, вернувшихся с русско-японской войны, которые тут же окрестили северную часть этого поселения «Портом Артур» в память о потерянной на Дальнем Востоке крепости. Городская управа долго боролась с самовольной застройкой, но в конце концов просто переименовала этот район в Ново-Иннокентьевскую слободу.
Путейцы на станции
Иннокентьевская
С 14 декабря 1917 по 9 июля 1918 г. на станции базировался Совет рабочих и солдатских депутатов, пока не был выбит силами чешских легионеров. 14 февраля 1920 г. это место стало ареной кровопролитных сражений с частями каппелевцев, отступающих от Иркутска к Байкалу. Спустя всего несколько месяцев, в апреле 1920 г., район получил своё современное название — Ново-Ленино.
28 марта 1932 г. напротив железнодорожных путей началось строительство крупнейшего в Восточной Сибири авиационного завода, который наладил выпуск нескольких десятков летных судов практически всех ведущих конструкторских бюро страны. В годы Великой Отечественной войны он передал фронту 2174 боевых самолёта. После ее окончания, уже в 1951 г. дал стране первые в мире бомбардировщики-торпедоносцы Ту-14 с тремя турбореактивными двигателями. А в 1973 г. первый приступил к сборке сверхзвукового истребителя-бомбардировщика МиГ-27 — первого в СССР носителя высокоточного оружия нового поколения. Это был единственный в стране завод, где конструкторское бюро А. И. Микояна, вопреки сложившейся практике, не стало создавать при заводе свой филиал. Сегодня в лучших традициях прошлого на заводе собирают Як-130, СУ-30СМ, а также долгожданное семейство среднемагистральных самолетов МС-21.
МС-21 на взлёте с аэропорта Иркутск-2
В районе современной станции сегодня располагается музей локомотивного депо, который занимает здание ещё царской постройки (ул. Образцова, 30). Вблизи вокзала расположился мемориал в память о погибших в Великой Отечественной войне и экспозиция железнодорожной техники. В послевоенные годы тут работал заведующим техническим кабинетом Герой Советского Союза Д. В. Жилкин. Рядом можно увидеть паровоз-памятник Л-3228, подобный тем, что сегодня водят туристические составы по КБЖД. Также здесь представлены путеизмерительная тележка, изолирующая съемная вышка, путевая машина МСШУ-5, однокрылый семафор и гидроколонка. Напротив, у железнодорожных путей, ещё несколько лет назад можно было найти старинную водонапорную башню и водоподъемное здание, однако в 2010 г. они были демонтированы.
Паровоз-памятник Л-3228
На другой стороне автодороги находится роща Молодежная, в которой скрываются постройки старинного лечебного городка, появившегося тут в 1908 г. Среди них наибольшее внимание привлекает здание железнодорожной больницы (ул. Образцова, 27 К1), возведённое по проекту И. П. Михайловского ещё в 1904 г.. Сегодня в этом парке можно увидеть множество скульптур, спортивную площадку для занятия волейболом и теннисом, и даже три детские игровые зоны. Здесь же можно увидеть недавно перенесенный сюда от локомотивного депо памятник машинисту и революционеру Е. К. Шпачеку, отдавшему жизнь за власть Советов. Будучи чехом по национальности, он был повешен своими же соплеменниками на одинокой сосне 19 июля 1918 г. при большом стечении народа на том месте, где сейчас стадион «Локомотив».
Памятник машинисту и революционеру Е. К. Шпачеку
Среди густой растительности со стороны улицы Розы Люксембург (ул. Академика Образцова, 27А) прячется один из самых забытых храмов Иркутска — часовня во имя Пантелеймона целителя. Она была построена в 1906 г. и изначально предназначалась для целей отпевания умерших лечебного городка. После революции ее переоборудовали в городской морг, в качестве которого она просуществовала до 1980 г., пока здесь не разместилась туберкулёзная лаборатория. Сегодня это один из самых динамично развивающихся духовных центров Иркутска. С 2010 г планируется строительство полноценной церкви.
Часовня во имя Пантелеймона целителя
Помимо больницы и церкви в этой роще ещё в 1900 г. на средства МПС открылось одноклассное училище. В 1935 году оно стало школой №38 Иркутска, а спустя ещё полвека получило современное здание и новый номер (ул. Образцова, 23). Именно здесь учителем русского языка в 1940-х гг. работал создатель романа «Далеко в стране Иркутской» А. В. Зверев.
Если пройтись по улице Вокзальной, то до сих пор можно увидеть немало жилых домов, построенных по типовым проектам в начале XX века. В одном из них в 1898 г в семье отставного офицера русской армии родился будущий писатель, морской офицер и член Президиума Верховного Совета СССР Л. С. Соболев. В 1906 г. среди этих домов появилась деревянная церковь святого Иннокентия Иркутского, которая была переделана из здания пожарного обоза по проекту П. Алканова. Планировалось строительство более солидного храма, но революция помешала планам, и в 1934 г. её закрыли. О её местонахождении и формах напоминает дом в стиле МПС (ул. Вокзальная, 9А).
Церковь святого Иннокентия Иркутского
Ну, а мы продолжим движение по улице названной в честь дважды лауреата Сталинской премии в области транспорта академика В. Н. Образцова. В её начале, в урочище Сарафановка, притаилась ещё одна удивительная церковь. Это самый старый из сохранившихся в Иркутске деревянных храмов — Михайло-Архангельский Жилкинский скит (ул. Образцова, 1), построенный в 1874 г. на том месте, где по пути в Малую Елань очень любил останавливаться первый иркутский епископ святитель Иннокентий. В его честь назван один из двух источников (второй в честь Святителя Софрония), которые со временем образовали здесь небольшое озеро. Кроме того, этот храм стал одним из первых после революции, открывшим свои двери для прихожан. Уже в июне 1945 г. тут стали проводить службы, а с 1987 г. при церкви действует старейшая в городе церковно-приходская школа во имя Святителя Софрония Иркутского с обширной библиотекой (более 30 тысяч изданий).
Михайло-Архангельский Жилкинский скит
При погосте Михайло-Архангельской церкви по легенде похоронены нетленные останки Праведного старца Герасима, Преподобного Синесия (Иванова) и пепел мощей Святого Софрония, перенесённые сюда во время разорения Вознесенского монастыря в марте 1932 г. На другой стороне озера видны остатки ещё одного старинного кладбища при Иннокентьевском ските. Оно было закрыто в 1937 г., но сегодня сохранилось около десятка надгробий и оградок. По одной из городских легенд именно здесь весной 1920 г. тайно было погребено тело Верховного правителя России А. В. Колчака и его друга Министра Внутренних дел В. Н. Пепеляева. Однако среди возможных мест погребения называют Усть-Куду, Мегет и даже Знаменский монастырь, и проверить достоверность этих версий фактически невозможно.
Старинное кладбище при Иннокентьевском ските
Неподалеку от кладбища, за улицей Розы Люксембург, на Ново-Иннокентьевском выселке разместился сад латышского селекционера А. К. Томсона (ул. Томсона, 3), который с 1914 г. начал снабжать весь Иркутск богатыми урожаями ранета. Благодаря этому талантливому ботанику к 1930-м гг. здесь произрастало 230 сортов яблонь, 77 видов плодово-ягодных растений, 47 видов декоративных деревьев (в частности, редкие для Сибири вяз, дуб, клен, липа и лещина). Сегодня на территории сада более 150 видов реликтовых растений, а с 1996 г. переулок Советский носит имя Томсона.
Сад селекционера А. К. Томсона
Прямо за его зелёными насаждениями высятся стены Иркутского керамического завода, который с 1929 г. является главным поставщиком кирпича в Иркутске. Интересно, что первое подобное предприятие появилось тут ещё в 1872 г.. Отсюда вдоль Транссиба тянутся Новоленинские болота, которые с 2010 г. включены в состав особой охраняемой зоны под названием «Птичья гавань». И это не удивительно, поскольку на этом озёрно-болотном комплексе, прямо в центре города, среди заводов и железной дороги, гнездятся более 200 видов птиц, среди которых встречаются и краснокнижные черный аист, кречет, сапсан, балобан и степной орел.
Новоленинские болота
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Самый подробный путеводитель по КБЖД: Иркутск, Листвянка, Слюдянка, Шелехов. Все достопримечательности с маршрутом передвижения, километражем и адресами предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других