Самый подробный путеводитель по КБЖД: Иркутск, Листвянка, Слюдянка, Шелехов. Все достопримечательности с маршрутом передвижения, километражем и адресами

Александр Дмитриевич Каташевцев

Книга посвящена самой сложной стальной магистрали в России – Кругобайкальской железной дороге (КБЖД), которая была построена на крутых берегах озера Байкал ещё в начале XX века лучшими инженерами своей эпохи. Помимо основного маршрута КБЖД, я уделил внимание отдаленным районам города Иркутска, что по разным причинам не попали в мою первую книгу, а также излюбленным туристическим центрам Прибайкалья – Листвянке и Слюдянке.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Самый подробный путеводитель по КБЖД: Иркутск, Листвянка, Слюдянка, Шелехов. Все достопримечательности с маршрутом передвижения, километражем и адресами предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Микрорайон Жилкино

На этом мы заканчиваем наше знакомство с районом Иркутск II и сворачиваем направо на улицу Новаторов в сторону посёлка Боково. Этот проезд появился в 1896 г., когда здесь проложили водопровод от протоки Ангары до станции Иннокентьевская. Здесь у границы авиазавода, на Боковском кладбище, по легенде весной 1920 г. был похоронен А. В. Колчак. Погост окончательно был уничтожен в 1937 г. при строительстве авиаслужбы предприятия.

Сама деревня появилась в 1710 г., когда вкладчик Вознесенского монастыря Савва Боков построил тут свой дом. 13 июня 1925 г. на окраине села возник первый в истории Иркутска аэропорт, который представлял собой просто ровную площадку длиной 600 м. Уже 24 июня того же года тут совершили посадку шесть самолётов, выполнявших первый великий перелёт советской авиации по маршруту Москва — Улан-Батор — Пекин — Токио. Среди лётчиков был будущий генерал авиации и Герой Советского Союза М. М. Громов. Однако в июле 1933 г. взлётную площадку перенесли в другую часть города, и дальнейшего развития посёлок уже не получил.

Участники перелёта Москва — Улан-Батор — Пекин — Токио в Иркутске

Добравшись до конца улицы Новаторов, свернём направо на улицу Полярную, которая представляет собой остатки старинного Московского тракта. Несмотря на то, что указ о строительстве этой самой длинной сухопутной дороги (5672 км) вышел ещё в 1689 г., до Иркутска его дотянули только в 1749 г. До этого, как отмечал первый историограф Восточной Сибири А. И. Лосев: «…обыкновенный путь был летним временем водою по Ангаре на судах, и зимою по Ангаре ездили на санях». Кстати, в Боково, начиная с конца XIX в., действовал паром на другой берег реки. Его остатки всё ещё можно увидеть вблизи современной трассы для автокросса, равно как и старую лесополосу из бальзамического тополя вдоль Московского тракта.

Лесополоса вдоль Московского тракта

Первые люди в этой части Ангары поселились ещё с основания Иркутска, а в 1669 г., после создания небольшой церковной пустыни на землях крестьянина Жилкина, за местностью закрепилось её современное название — Жилкино. Миновав нефетебазу, движемся по улице Полярной к открытому в 1937 г. Иркутскому мясокомбинату (ул. Полярная, 97). Чуть дальше, за автомобильным кольцом, расположилась мельница-элеватор Иркутского хлебозавода (ул. Полярная, 77). С 2018 г. оба эти предприятия уже не работают, а ведь именно они когда-то стали причиной исчезновения старейшего в Иркутске монастыря во имя Вознесения Господня, основанного Праведным старцем Герасимом ещё в 1672 г.. Не сохранилась и самая старая в Восточной Сибири школа, основанная в 1725 г. архимандритом Антонием (Платковским). Она сгорела в 1876 г., а на ее месте в 1936 г. появился обычный деревянный дом (ныне ул. Полярная, 74).

Монастырь во имя Вознесения Господня

К сожалению, от крупнейшей обители Иркутска также почти ничего не осталось. Из собственно церковных построек сохранилась лишь Успенская церковь (ул. Полярная, 98), освященная в 1783 г. лично Преподобным Синесием Иркутским. Когда-то она представляла собой редкий пример храма, встроенного в монастырскую ограду не над вратами, а как продолжение крепостных стен. К тому же с уникальной для каменного зодчества Восточной Сибири двухалтарной композицией. Интересно и то, что в 1863—1872 гг., во время строительства нового Вознесенского собора, в Успенской церкви покоились мощи первого иркутского епископа. В 1836 г. с северной стороны входа была пристроена часовня со Святым источником, который по преданию был извлечен самим Святителем Иннокентием. К несчастью, в советское время в ней разместили туалет, и о её воссоздании не могло быть речи.

Успенская церковь

Давайте попробуем мысленно воссоздать образ монастыря, двигаясь по часовой стрелке и взяв за отчетную точку сохранившийся храм. В направлении улицы Полярной (бывший Московский тракт) некогда аккурат напротив Успенского храма высились стены самой старой деревянной церкви Иркутска, освященной ещё в 1692 г. во имя Тихвинской иконы Божией Матери. В её подполье в 1731 г. был погребен Иннокентий Кульчицкий. Она стала единственной уцелевшей постройкой после разрушительного пожара 1783 г. Однако огня советской эпохи ей пережить не удалось, и в марте 1932 г. она была уничтожена для зачистки территории под будущий Иркутский мясокомбинат, равно как и большинство монастырских построек. Сегодня на ее месте создан крестообразный сквер и святые врата, установлен памятный знак и звонница.

Тихвинская церковь

Далее к улице Полярной стоят два братских корпуса (ул. Полярная, 78 и 80), построенные в 1898 и 1836 гг. соответственно. Оба они находились в пределах монастырских стен, а между ними с 1881 г. высилась колокольня, возведенная по проекту лучшего иркутского архитектора барона Г. В. Розена и на средства знаменитого купца-мецената И. И. Базанова, который впоследствии был похоронен на территории обители. Со стороны московского тракта сохранилась гостиница для странников (ул. Полярная, 83), над входом в которую всё ещё можно увидеть дату строительства — 1903. Кстати, первое подворье возникло тут ещё в 1866 г. благодаря купцу П. О. Катышевцеву. Оно стало третьим подобным местом в Иркутске.

Монастырь во имя Вознесения Господня

А вот главного храма монастыря — Вознесенского собора, к которому вела центральная аллея от колокольни, до наших дней не сохранилось. Недаром место под его строительство ещё в 1738 г. второй епископ иркутский Иннокентий (Нерунович) посчитал неудачным. Изначально собор был исполнен в стиле сибирского барокко в 1767 г., но уже спустя век из-за ветхости он был разобран, а на его месте в 1872 г. возведен величественный храм в русско-византийском стиле архитектором В. А. Кудельским. В память о церкви в 2009 г. на местоположении главного придела установлена часовня во имя Вознесения Господня (ул. Полярная, 98А).

Вознесенский собор

Рядом с ней сохранилось здание кухни и ризницы 1907 г. постройки (ул. Полярная, 94), но церковь во имя Смоленской иконы Божией Матери, которая стояла впритык к собору, не уцелела. Она была освящена ещё в 1795 г. и значительно перестроена в 1841 г. На месте храма в 1975 г. был построен типовой пятиэтажный жилой дом (ул. Полярная, 80А), который поставил крест на восстановлении всей обители. Во время его строительства было найдено множество останков, вывозились самосвалы земли с костями, всё это сваливали в болото по улице Генерала Доватора и присыпали битым стеклом.

Церковь во имя Смоленской иконы Божией Матери

Прямо от братского корпуса монастырская стена вела к старым настоятельским кельям 1804 г. постройки с требным амбаром. При них же с 1876 г. находилось приходское училище с братской кухней (ул. Полярная, 88), которое просуществовало здесь вплоть до 1984 г. в качестве начальной школы №35. Рядом сохранилось здание каменно-деревянных служб (ул. Полярная, 86).

Вид с воздуха на Вознесенский монастырь, 1907 г.

Отсюда линия монастырской стены поворачивала под крутым углом к Ангаре, где у современной железнодорожной ветки, идущей на Иркутскдревоснаб (у современного дома по ул. Берег Ангары, 46), она возвращалась к Успенской церкви. В этой части обители находилось приходское кладбище и пещера, выкопанная в берегу реки.

Это углубление для себя выкопал основатель монастыря Праведный старец Герасим, здесь же очень любил молиться впоследствии Святитель Иннокентий. Во время обустройства новой каменной ограды в 1802 г. было обнаружено нетленное тело старца, его гроб, посох и могильный камень. В память об этом прямо в стене возведена двухэтажная часовня, где помимо названых святынь находился монастырский архив.

Часовня на мощах Праведного старца Герасима

С этой точки по линии к абсиде Вознесенского собора находилась ещё одна часовенка, установленная в 1865 г. на месте упокоения мощей первого архимандрита обители — Праведного Синесия (Иванова). Нужно отметить, что на приходском кладбище были похоронены многие известные иркутяне из рода Трапезниковых, Мыльниковых и Базановых. В 1939 г. на его месте был построен ныне заброшенный детский сад с прачечной и овощехранилищем (ул. Полярная, 96).

Часовня Праведного Синесия (Иванова)

Познакомившись с монастырем, мы достигли Иннокентьевского моста, построенного в 1978 г. и названного в честь первого иркутского святого — Святителя Иннокентия. Наименование не случайно, ведь рядом с 8 декабря 1731 и до 11 января 1921 г. находились его мощи. Отсюда мы двинемся по рёлке (продолговатое возвышенное сухое место в сыром лесу или болоте) дальше вдоль берега Ангары к устью реки Иркут. Изначально здесь находились монастырские покосы, по которым среди полей петлял Московский тракт (ныне улица Полярная), выходя на плашкоут на острове Любви (сегодня Комсомольский). Начиная с 1857 и вплоть до 1891 г. это был единственный способ попасть в город. Учитывая бурный нрав Ангары, которая любила замерзать под Рождество в лютые морозы и вскрываться только в апреле, это создавало массу трудностей для путешественников (с 1952 г. река в городской черте не замерзает). На паром образовывались очереди длиной до версты. Окончательно проблему удалось решить только с созданием железобетонных мостов через Ангару (1936) и Иркут (1961).

Московский тракт на подъезде к Иркутску

В этой болотистой местности летом 1905 г. состоялась закладка 22 сводных госпиталей для лечения больных и раненых нижних чинов, прибывавших с полей сражений русско-японской войны. Вскоре возникший здесь военный городок начал обрастать домами железнодорожников, а в 1907 г. по велению генерал-губернатора И. П. Моллериуса было создано новое предместье под названием «Вознесенское».

Заиркутный военный городок

Вскоре на его базе создается Заиркутный военный городок, который, начиная с осени 1914 г., становится прибежищем для сотен австрийских, словацких, итальянских и венгерских военнопленных. От многочисленных построек остались только 170-й сводный госпиталь (ул. Трактовая, 14Б), несколько бараков (ул. Камская, 8—14), а также мелиоративные каналы, что предназначались для стока наземных и грунтовых вод. После революции посёлок был назван именем Г. В. Зиновьева, а в 1935 г. получил своё современное наименование — С. М. Кирова.

Госпиталь в Заиркутном военном городке

Нам же предстоит пересечь реку по Иркутному мосту. С него по правой стороне хорошо виден железнодорожный мост 1907 г. постройки, а также развалины опор старого деревянного гужевого моста, возведенного в паре с понтонной переправой в 1891 г. По левую руку мы видим испещренное островами русло Иркута. Посреди одного из них высится белый крест. Согласно легенде, именно здесь через год после основания Енисейска, в 1620 г. пятидесятником Березовским и сыном боярским Петрушкой Тальшиным было основано первое Иркутское зимовье. Впоследствии оно воссоздавалось в 1652 и 1656 гг.

Крест на острове Дьячий

Однако постоянные разливы Иркута вкупе с болотами рёлки и прижимом Кайской горы вынудили казаков перенести поселение на правый берег реки Ангары. 16 июля 1661 г. сын боярскй Я. И. Похабов по просьбе местного яндашского князя Заянды Дороги основал там острог, с которого и началось уверенное развитие Иркутска. Вплоть до наводнения 1971 г. на острове были видны остатки окладных бревен, глубокие каналы и метровые пни, сохранившиеся со времён первых казаков.

Иркутский острог в 1692 г.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Самый подробный путеводитель по КБЖД: Иркутск, Листвянка, Слюдянка, Шелехов. Все достопримечательности с маршрутом передвижения, километражем и адресами предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я