Самый подробный путеводитель по КБЖД: Иркутск, Листвянка, Слюдянка, Шелехов. Все достопримечательности с маршрутом передвижения, километражем и адресами

Александр Дмитриевич Каташевцев

Книга посвящена самой сложной стальной магистрали в России – Кругобайкальской железной дороге (КБЖД), которая была построена на крутых берегах озера Байкал ещё в начале XX века лучшими инженерами своей эпохи. Помимо основного маршрута КБЖД, я уделил внимание отдаленным районам города Иркутска, что по разным причинам не попали в мою первую книгу, а также излюбленным туристическим центрам Прибайкалья – Листвянке и Слюдянке.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Самый подробный путеводитель по КБЖД: Иркутск, Листвянка, Слюдянка, Шелехов. Все достопримечательности с маршрутом передвижения, километражем и адресами предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Микрорайон Иркутск II

Далее мы отправимся по объездной дороге Ново-Ленино до узловой развязки, вблизи которой с 1980-х гг. действует завод железобетонных конструкций Восточно-Сибирской железной дороги (ВСЖД). Здесь повернём по развязке под мост, налево, в сторону района Иркутск II на Ленинский тракт, который появился в качестве постоянного сообщения с центром города только в 1935 г.

Проехав уличный продуктовый рынок «Парус», а также торговые центры «Базар» и «Прибой» (ул. Трактовая, 35) мы увидим по правую руку за забором дальний приводной радиомаяк аэродрома «Иркутск II». За ним нам предстоит преодолеть три железнодорожных переезда, ведущие последовательно: первый — на Иркутскую мельницу, мясокомбинат и деревообрабатывающие предприятия; второй — в филиал Бурятской мясоперерабатывающей компании, склады Росрезерва и Иркутскую овощебазу; третий — на заготовительно-штамповочное производство Иркутского авиазавода. Последнее в трёх цехах производит до 70% деталей будущих самолётов. Кадры завода куются здесь же с 1934 г. в техникуме авиастроения и металлообработки (ул. Мира, 14). Именно тут в 1939—1940 гг. проходил обучение Герой Советского Союза А. Д. Евстигнеев.

Герой Советского Союза А. Д. Евстигнеев

С улицы Мира (бывшая Монастырская) мы свернём направо на Марии Ульяновой (прежде переулок Детской Радости и Крестовский), огибая территорию заготовительно-штамповочного завода, проедем до Сибирских Партизан (в прошлом Девятая или Тверская). Последняя названа в память об освобождении Иркутска от колчаковцев в феврале 1920 г. Когда-то это была самая окраина Иннокентьевской слободы, но, начиная с 1930-х годов, она стала главной магистралью этого района.

Пожарное депо

Первым внимание привлекает стоящее справа от дороги красивое здание с башенкой (ул. Сибирских Партизан, 2) — это пожарное депо, построенное в 1936 г. по проекту архитектора Б. М. Кербеля. Напротив него раскинулся парк имени М. Горького, который в 2018 г. получил название «Сквер Мира». Символично, что в самом конце этой территории установлен памятник «Женщина с ребенком» — в память о смелой жительнице района, спасшей в 1935 г. из пожара малыша. Сейчас скульптура отреставрирована, а в 2000 г. участники Великой Отечественной войны посадили здесь «Аллею Ветеранов». И это не случайно, поскольку вдоль парка проходит улица, названная в память Героя Советского Союза В. Ф. Жукова, работавшего в леспромхозе Иркутска и погибшего в 1944 г. при освобождении Севастополя. Его портрет можно увидеть в виде монументального панно (художник Ю. Н. Квасова) на одном из домов (ул. Мира, 62).

Герой Советского Союза В. Ф. Жуков

Прямо за перекрёстком высятся стены самого старого на улице Сибирских Партизан жилого здания, построенного ещё в 1939 г. архитектором В. Н. Волковым (ул. Сибирских Партизан, 4). С момента сдачи дома и до самой смерти в 1997 г. тут жил Герой Социалистического Труда и почетный гражданин города фрезеровщик авиазавода М. Д. Пархоменко. На другой стороне улицы, за типовой застройкой, прячется кирпичный дом №3 А, в котором с 1963 по 1996 гг. жил писатель и художник В. П. Стародумов.

Писатель и художник В. П. Стародумов

Продолжим наш путь до улицы Муравьева, прежде известной как переулок Управский, названного в честь располагавшейся тут поселковой администрации. Некогда эта улицы прямиком вела на станцию Иннокентьевскую, откуда и началось формирование этого района. У перекрёстка по правой стороне стоят два жилых дома (ул. Сибирских Партизан, 16 и 18), в которых жили режиссер документальных фильмов Б. П. Ракин и поэтесса Н. К. Сидорова.

В общем дворе этих зданий вплоть до 1955 г. находилось старое татарское кладбище. К нему со стороны квартала, ограниченного улицами Просвещения (прежде переулок Базарный), Авиастроителей (Жданова), Жукова и Сибирских Партизан, примыкал Иннокентьевский погост. Сегодня на месте этих кладбищ расположилось множество социальных объектов, таких как родильный дом и медсанчасть Иркутского авиазавода, школа №12 и детский сад №34. В ходе их постройки находили множество останков, которые сжигали тут же на месте.

Поликлиника авиазавода

Тем временем мы свернем направо на улицу Муравьева. Здесь перед нами предстаёт район из двухэтажных уютных домиков, которые строились в начале 1950-х годов для заводской элиты. В одном из таких (ул. Украинская, 13) в 1958—1963 гг. жил один из самых прославленных Героев Советского Союза в Иркутске — лётчик-ас И. В. Кузнецов. Он совершил более 350 боевых вылетов, лично сбил 9 самолётов и дважды совершил воздушный таран. Несмотря на это, он был удостоен Звезды Героя только в 1991 г., незадолго до кончины.

Герой Советского Союза лётчик-ас И. В. Кузнецов

Улица заканчивается у стадиона «Иркут-Зенит», построенного в августе 1945 г., где до апреля 2021 г. существовал одноименный заводской футбольный клуб. А ведь эту площадку некогда называли в числе претендентов на чемпионат мира по хоккею с мячом. Мы же дважды свернём налево и проедем вдоль территории Комсомольского парка, который появился благодаря молодежи авиазавода, что возвела чудесное место для отдыха своими руками в ходе трудовых воскресников в 1948 г. на месте болотистой и непригодной для строительства местности.

В 2010 г. из его южной части по непонятным причинам были вывезены выставленные здесь ещё в 1984 г. самолет Ту-124 и вертолет Ми-4. На их место из центра Иркутска в 2016 г. перенесли детский городок «Чиполлино», который почти тут же прекратил свое существование. Сегодня судьба единственного обустроенного парка в этой части города решается.

Комсомольский парк

Двигаясь далее по Пулковскому переулку (ранее Поповский), мы поворачиваем направо и вновь оказываемся на улице Сибирских Партизан. Справа высятся стены здания, где с 1958 г. находится старейшая в районе библиотека №5 (ул. Сибирских Партизан, 22), при которой действует музей истории и культуры Ленинского округа. В сборе коллекции и информации оказывали помощь писатели В. М. Рудых, В. В. Гинкулов, Л. И. Сухаревская, Д. М. Цветков, С. В. Корбут и многие другие.

Библиотека №5

На другой стороне дороги расположилось первое авиазаводское среднее образовательное учреждение — школа №37 (ул. Сибирских Партизан, 19). Первых учеников она приняла ещё в 1932 г., но в это здание перебралась уже в послевоенное время. Субботним днём 6 декабря 1997 г. прямо за школой произошла самая страшная авиакатастрофа в истории Иркутска. В 14:42 при взлёте с аэродрома авиазавода из-за отказа трёх двигателей рухнул на жилой дом №45 по улице Гражданской самолёт Ан-124-100 «Руслан», задев здание детского дома №1 и привалившись хвостом к дому №120. На борту погибли восемь членов экипажа и 15 пассажиров, а также 49 человек на земле, в том числе 14 детей, более 70 семей остались без жилья.

Хвост самолёта Ан-124-100 «Руслан» у дома №120

В 1999 г. на месте разрушенного дома появилась церковь во имя Рождества Христова, установлен мемориал памяти с 72 хромированными подсвечниками, по числу жертв. Также был восстановлен детский дом и отремонтирована часть дома по улице Мира, куда ударил хвост самолёта.

Церковь во имя Рождества Христова

Отдав дань памяти погибшим в страшной катастрофе, мы продолжим путь по улице Сибирских Партизан, где в доме №30 в 1969—1979 гг. жила О. И. Лапа — первый Герой Социалистического Труда Иркутского авиационного завода. Улица заканчивается у проходной Иркутского авиационного завода, где величественно взмыл в небо первый в СССР крупносерийный сверхзвуковой бомбардировщик Як-28 — тот самый самолёт, что вывел предприятие в число лидеров отрасли и принес ему заслуженную славу.

Як-28 у проходной Иркутского авиационного завода

Перед машиной, в том же сквере, установленный в 1968 г. мемориал с 338 фамилиями работников авиазавода, что не вернулись с фронта. Среди прославленных тружеников предприятия четверо Героев Советского Союза. С февраля по июнь 1942 г., перед отправкой на фронт в числе отряда «флотских двадцатипятитысячниц», тут работала М. Н. Цуканова — единственная женщина, получившая это высокое звание во время советско-японской войны. А в 1934—1936 гг. на строительстве завода работал уже знакомый нам В. Ф. Жуков. В 1936—1939 гг. газо-сварщиком здесь трудился капитан пехоты Н. К. Романенков, отличившийся в боях на территории Польши, но убитый под Берлином. Многие годы жизни отдал предприятию знаменитый лётчик-ас И. В. Кузнецов, проработавший тут в 1934—1938, 1946—1951 и 1954—1963 гг., но впоследствии перебравшийся с семьей в Ейск, а затем и в Геленджик, где он похоронен.

Герой Советского Союза М. Н. Цуканова

Свернём направо на улицу Макаренко. Первый дом по правой стороне — особенный (ул. Сибирских Партизан, 32), и не только потому что тут в 1985—2008 гг. жил Герой Социалистического Труда слесарь авиазавода А. И. Темников. Вечером 20 июня 1976 г. с балкона этого дома дал импровизированный концерт В. С. Высоцкий, исполнив семь песен для случайных прохожих. На следующий день он уехал из Иркутска и больше не возвращался. Целью его визита стала работа над книгой «Черная свеча», которую он писал в соавторстве с писателем Л. В. Мончинским, к которому бард и приезжал в гости. За неделю они посетили Листвянку, Бодайбо, Хомолхо, Апрельск, Нижнеудинск, Зиму, Моты и Чистые Ключи.

В. С. Высоцкий с писателем Л. В. Мончинским

Вслед за домом прячется здание школы-эвакогоспиталя №34, которая с 2012 г. носит имя М. Н. Цукановой. Здесь в 1952—1955 гг. учился будущий вице-адмирал Черноморского флота В. Н. Сергеев — один из тринадцати человек, награждённых орденом «За службу Родине в ВС СССР» I степени — самой редкой наградой СССР. Рядом со школой расположилась одна из самых красивых построек в Иркутске II — Дворец культуры имени Ю. А. Гагарина (ул. Макаренко, 6), созданный в 1936 г. по проекту инженера-строителя иркутского авиазавода Н. А. Четверикова. Под его прямым руководством построены все основные современные здания предприятия.

Дворец культуры имени Ю. А. Гагарина

У остановки «Баня» мы сворачиваем налево на улицу Авиастроителей. Перед нами один из старейших районов в этой части города, он был застроен в конце 1930-х гг. В советское время тут действительно была главная баня в районе (ул. Авиастроителей, 24), построенная по проекту Б. М. Кербеля ещё в 1935 г. В доме №28 жил поэт и лауреат многих государственных премий В. Д. Федоров, который работал в 1938—1940 гг. мастером цеха на авиазаводе. Далее по улице здание школы №43, которая сегодня носит имя самого молодого маршала в истории СССР — А. Е. Голованова, работавшего в Иркутске в 1935—1937 гг. Именно в его эпоху появилось это образовательное учреждение.

Маршал А. Е. Голованов

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Самый подробный путеводитель по КБЖД: Иркутск, Листвянка, Слюдянка, Шелехов. Все достопримечательности с маршрутом передвижения, километражем и адресами предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я