Мать и дитя

Александр Георгиевский

Книга посвящена вечной теме органического единства матери и ребенка. Начинается взаимное общение в материнской утробе и продолжается на протяжении всей жизни. Материнство поднимает женщину на самый высокий пьедестал общественного признания. Нет другой такой области сближения тела и души, как святой союз матери и дитя, с удивительной силой воспетый в лирическом искусстве.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мать и дитя предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Исторический очерк

Во все времена отношение к материнству и детству в обществе и семье было принципиально одинаковым, потомство воспринималось как смена поколений, а потому было объектом любви и заботы. Однако, в разные исторические эпохи юридический статус матери и ребенка был различен. В эпоху первобытного строя женщины и дети считались полноправными членами общины, женщины продолжали смену поколений, а дети уже могли вносить посильный вклад в жизнь племени. С классовым разделением положение детей кардинально изменяется в обеспеченных и бедных семьях. В первых детство приобретает привилегированный статус, во вторых оно обречено на жизненные лишения, в крайней форме на нищенское существование. Определенное выравнивание приходит с развитием социально-экономического положения в ряде стран, но и здесь обстоит не все благополучно.

Первобытные племена

В историко-научных исследованиях применяется уже упоминавшийся принцип актуализма, согласно которому знание настоящего есть ключ к познанию прошлого. У современных аборигенов Африки, Австралии, Южной Америки сохранился почти не тронутый временем образ жизни далеких предков, поэтому его исследование может подсказать многое об их прошлой этнографии.

В начальные времена племя состояло из нескольких десятков человек, связанных близким родством, все дети воспитывались сообща. В так называемом «первобытном коммунизме» члены общины пользовались относительным равноправием и взаимопомощью на охоте и в отражении врагов. Дети перенимали от взрослых полезные для всех навыки и приемы и тем самым создавали более приспособленные к суровым условиям коллективы. Это не значило, что они находились в полной изоляции от старших. Наставничество в примитивной форме было обязательной школой воспитания и обучения.

Обучение простому ремеслу

Беспорядочные сексуальные отношения (промискуитет) были существенным препятствием для создания организованной семьи. На первых порах оно частично устранялось матриархатом, когда главенствующее положение в жизни племени занимает женщина, играющая ведущую роль в организации семейных отношений. Матриархат позволял одной женщине иметь несколько мужей. Многомужество сохранилось до сих пор в некоторых племенах, в цивилизованных странах имеет характер скрытого сексуального общения.

Замкнутость и малочисленность первобытных коллективов огранивало разнообразие их генофонда. Существует мнение, что близкородственные половые отношения (инбридинг) отрицательно влияют на жизнеспособности микропопуляций аборигенов в силу бесконтрольного накопления гомозиготных мутаций. Исследования африканских готтентотов и населения горных аулов Кавказа с их долгожителями не зарегистрировали никаких серьезных нарушений здоровья. По аналогии можно предположить, что и в далеком прошлом не было серьезных генетических нарушений от инбридинга.

Тем не менее, жизненный опыт подсказывал, что близкородственные браки не лучшим образом отражаются на жизнеспособности потомства, поэтому они все менее поощрялись и вытеснялись межплеменным сексуальным общением. Женихи и невесты предпочтительнее избираются не из соседних поселений, а по преимуществу из дальних. Обратная традиция все же устойчиво сохраняется в династических браках со всеми отягчающими последствиями. Обычай отдавать невест за выкуп (калым), несомненно, имеет давнюю историю, он существует и поныне, но не способствует близкородственным бракам, как и не препятствует им.

Участие женщины в хозяйственном производстве эпохи патриархата было менее значительным, чем роль мужчины. В тяжелые годы жизни бедные общины продавали своих мужчин, как правило, мальчиков, которые еще не проявили себя ценными тружениками. Структура племени изменялась в сторону преобладания представителей одного или другого пола, в зависимости от коэффициента смертности, но оставалась в относительном равновесии. Многое определялось числом женщин, способных к рождению и воспитанию потомства.

Государства древнего мира

В государствах древних веков сформировался общественный строй, основанный на производственной деятельности свободных граждан и принудительном труде рабов, получил не совсем полностью адекватное название рабовладельческого строя. Географическими центрами его были в западном полушарии Египет, Карфаген, Греция, Рим. Государства эти вели непрестанные захватнические войны с целью пополнения армии рабов из соседних провинций. Число рабов доходило порой до половины населения государства. Рабская сила использовалась на самых тяжелых работах по строительству каналов, крепостей, гигантских пирамид. Часть наиболее физически сильных мужчин использовалась для гладиаторских боев на потеху публики, женщины-рабыни трудились в домашнем хозяйстве, участвовали в воспитании господских детей, использовались в качестве наложниц.

Рабы не имели никаких гражданских прав, подвергались истязаниям, могли быть убитыми по ничтожному поводу и без всякой причины. Бесчеловечное отношение встречало вооруженное сопротивление, как это произошло в восстании Спартака, показавшем всю ненависть униженной до предела массы рабов. Однако организация рабовладельческих государств, поддерживаемая мощью военной силы, позволила просуществовать им не одно столетие и рухнуть под тяжестью своих преступлений и ударов соседних варварских народов.

Свободные от насилия женщины пользовались уважением как продолжательницы рода, но не имели никаких гражданских прав в политической жизни. Не могло идти и речи об участии женщин в управлении древнегреческими полисами или заседании в римском сенате. Они могли быть владелицами солидного имущества, экономически независимыми от мужской половины, воспитывать детей без принуждения со стороны отцов. Наравне с мужчинами прекрасный пол принимал участие в городских «майданах», на театральных зрелищах, причем и в роли актеров, равноправных посиделок на пирушках. Понравившихся гладиаторов не возбранялось брать в супруги.

Материнство и детство в классово разделенных античных государствах было принципиально различным в богатых и бедных семьях. В состоятельных семьях мать и дети пользовались всеми благами соответственно социальному положению. Экономическая зависимость от супруга и отца не ограничивала свободу женщин в общении с другими гражданами, дети обучались и воспитывались в специализированных школах и пансионатах. Дети бедных сословий такой привилегии не имели, их «университетами» было участие в общих с родителями хозяйственных делах и общении с такими же неимущими сверстниками.

Обучение детей в Древней Греции

В отличие от предыдущего родового строя, отдельная семья основную часть произведенного продукта оставляла себе, и поэтому проявляла больше хозяйственной инициативы, чем многосемейный клан. Но родовые порядки переносились в семью: она была миниатюрной самоуправляющейся во внутренних делах общиной, где отец имел почти неограниченную власть над остальными ее членами.

В древних государствах особенно распространяется торговля детьми. Все рекорды по ней принадлежали обществу Древнего Рима. Благосостояние римских горожан было относительно высоким, детей рождалось много, но всех кормить и воспитывать было сложным делом. Зажиточные бездетные семьи могли купить ребенка у более бедных семей. В античных государствах законы особого внимания детям не уделяли, которые полностью находились под личной властью отца или хозяина. В городах имелись школы для детей, где им давали хорошее общее образование, обучали не только чтению и письму, но и логике, истории, риторике, гимнастическим упражнениям. Многопрофильное образование детей в одной школе ведет начало с античных времен.

Средневековый период

Временные границы Средневековья в Европе датируются от падения Римской империи в середине V века до эпохи Возрождения и Нового времени в XVI—XVII веках. Тысячелетний отрезок истории не отмечен существенным научно-техническим прогрессом и демократизацией общественного сознания. Эти особенности столь длительного периода «летаргического сна» вызывают удивление и до сих пор не разгаданы до конца, отчасти объясняются слабым развитием производительных сил и производственных отношений, прессингом религиозного мировоззрения в угоду господству феодального строя. Соответственно этот тормоз сказался на материнстве и детстве, на их экономическом и социально-политическом положении.

Относительно низкий уровень развития промышленности и сельского хозяйства не способствовал улучшению жизни женщин-матерей и потомства. Продолжали сохраняться экономическая зависимость от мужской половины, определяющая роль в воспитании детей наставников от религии. Экономическая свобода женщин ограничивалась домашним хозяйством и получением незначительной прибавочной стоимости от товарного производства. Образование детям дошкольного возраста давалось в семье, к обучению в школах и университетах допускались исключительно мальчики и взрослые юноши. Школы были в основном не государственные, а общинные (церковно-приходские, монастырские).

В учебном заведении средневековья

Мировоззрение людей всех возрастов определялось религиозными догмами безропотного послушания и покорности. Христианство и ислам были едины в политике умиротворения народных масс для сохранения своего паразитического образа жизни, иудаизм и буддизм были более благосклонны к верующим, вместе с тем сильная патриархальная власть над женщинами и детьми везде сохранялась. Государственные законы в период средневековья уделяли мало внимания подрастающему поколению, а то и вообще устранялись от него.

Общество капитала

С окончанием Средневековья начинается бурное развитие капитализма, основанное на товарно-денежных отношениях (отсюда и название от слова «капитал»), государство активнее контролирует общественную жизнь. На смену замкнутому цеховому производству развивается промышленность, в ряде стран городское население начинает по численности и образованности превосходить сельское. Местное самоуправление все более вытесняется государственным законодательством. Как и при феодализме, общество мало занимается обучением и воспитанием детей, перекладывая эти функции на плечи родителей, частных и общинных учебных заведений. В результате вырастает поколение молодежи с ограниченным кругозором, не соответствующим новым запросам времени. Развитие техники требует квалифицированных специалистов. Учебные заведения среднего и высшего звена ориентированы в основном на гуманитарное и религиозное образование, время технического обучения не пришло в такой мере, чтобы удовлетворять нужды производства.

В капиталистическом обществе происходит дальнейшее расслоение классовой структуры на богатых и бедных, что отражается и на отношении к материнству и детству. Женщины-матери в привилегированных социальных группах пользуются благами цивилизации: от доступности качественной пищи до высококвалифицированной медицинской помощи. Потомство обучается в элитных заведениях и у частных наставников. Дети неимущих слоев посещают церковно-приходские школы или вообще лишены обучения, старших возрастов принимаются учениками и подмастерьями. На картине В.Е.Маковского показано посещение сына матерью, с грустью смотрящей на его изголодавшийся вид.

Свидание. В.Е.Маковский. 1883

Согласно научной политэкономии, производительные силы вступают в объективное противоречие с производственными отношениями, на смену стихийным бунтам феодального крестьянства приходят организованные революционные выступления пролетариата. Старый капиталистический строй продолжает существовать, но все более рушатся его прежние социальные устои, по всем направлениям усиливается демократизация общества. Научно-технический прогресс затрагивает преобразование всей системы обучения и воспитания детей. В государственных учреждениях готовятся квалифицированные педагогические кадры. Развитие медицины позволяет на новый уровень поднять заботу о здоровье материнства и детства. Если раньше уход из жизни женщин при родах и детская смертность достигали невообразимо высоких показателей, теперь они сводятся до минимума.

О материнстве и детстве в России

Сложилось традиционное представление, что в своем развитии Россия перешагнула рабовладельческую стадию и от первобытного строя сразу оказалась в феодализме. При этом забывается, что на протяжении нескольких веков она переживала тяготы крепостнического уклада жизни, который по существу не многим отличался от рабовладения.

По законам того времени помещик имел неограниченную власть над своими крепостными, наказывал за малейшую провинность, вплоть до убийства, отдавал в солдаты, беззастенчиво пользовался позорным правом «первой ночи». Столь же беззащитными были крестьянские дети, эксплуатируемые на тяжелых работах, без возможности обучения оставались неграмотными. Настолько одиозным по отношению к дворовым людям было поведение помещицы под названием «дело Салтычихи», что его разбирательством занималась Екатерина II, приказавшая лишить барыню всех привилегий и отправить в бессрочную ссылку. Подобные эпизодические акты устрашения имели политическое значение для демонстрации заботы о народе, в правление этой императрицы крепостнический строй достиг своего наивысшего «расцвета». Позорным было то, что просуществовал он до реформы 1861 года, по словам Александра II, отменить его все-таки следовало сверху, пока не произошло это снизу.

Особенно тяжелым и порой беспросветным было положение крепостных женщин — матерей многодетных семей. Для «оравы» голодных ртов требовался огромный труд по уборке урожая на себя и помещика, содержанию скотины, бесконечной занятости домашним хозяйством. Маленьких детей приходилось брать с собой на сельскохозяйственные работы в поле, кормить и присматривать за ними.

Жница. К.Е.Маковский. 1871

На картине великого русского художника К.Е.Маковского «Жница», создавшего много полотен о жизни простых крестьянок-тружениц, изображена женщина, в момент отдыха кормящая младенца. Рядом маленькая дочка с грустным и каким-то отрешенным недетским выражением лица, вместо игрушки держит в руке хозяйственный тазик. Время обеда, но никакой пищи не видно, кроме кувшина с водой, в лучшем случае с кислым квасом. Нет главы семьи, что напоминает безотцовщину из недалекого прошлого.

В органическом и внутренне спаянном единстве материнство и детство были репродуктивной, хозяйственной, воспитательной основой семьи, называемой «ячейкой» общества. Социологи давно образно отождествляют человечество с живым организмом, в котором клетка составляет элементарную основу жизни, что вполне может быть основанием для включения семьи в такое сравнение.

За последнее время заметно изменилось отношение женщины к своему традиционному общественному положению. Почти исчезло стремление быть матерью многодетной семьи, иметь даже трех детей, а то и вообще не создавать семейную жизнь. Наблюдается статистически подтверждаемое ухудшение здоровья женщин, в частности, возросла заболеваемость органов размножения и бесплодие. Содержание и воспитание потомства в условиях подорожания жизни, неудовлетворительного обеспечения дошкольными учреждениями, роста детской преступности создают все более трудно решаемые проблемы. К ним добавляется увеличение позорной безотцовщины, негативные последствия которой приходится героически преодолевать одинокой женщине-матери.

Благосостояние семьи, прочность семейных отношений являются показателями здорового общества, с оптимистическими перспективами развития, в первую очередь, поддержания численности населения. В современной России наблюдается тенденция снижения численности населения и рост разводов. Что ждет дальше, как говорится, поживем — увидим.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мать и дитя предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я