Суровый Синус Финикус. Очерки аварий и катастроф в восточной части Финского залива и акватории Невы

Александр Волков, 2023

Настоящая книга начинает серию "Суровый sinus finicus" ("Суровый Синус Финикус": Очерки аварий и катастроф в восточной части Финского залива и акватории Невы).Надеемся, что читателей заинтересует тема, связанная как с историей края, так и с историей отечественного мореплавания. Страницы этой истории хранят память о драматических, и, несчастью, подчас трагических событий.Кто Вы Суровый Sinus Finikus?

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Суровый Синус Финикус. Очерки аварий и катастроф в восточной части Финского залива и акватории Невы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Шторм в Ревеле

1716, 10 (21) ноября — Во время шторма в Ревеле погибли корабли «Антоний Падуанский» и «Фортуна».

Гибель корабля — печальное событие, особенно если корабль, предназначенный для боя, гибнет в результате действия стихии, из-за навигационных ошибок или по другим «не боевым» причинам. За время царствования Петра в молодом российском флоте погибли или потерпели аварию тринадцать парусных кораблей, среди которых девять линейных (одни восстановлен), один фрегат, две шнявы и яхта. Из 53 линейных кораблей Балтийского флота, построенных в царствование Петра, погибло 8, то есть почти каждый седьмой. А из 111 кораблей разных классов, среди которых были жертвы катастроф, погиб каждый восьмой. В то же время флот от боевых действий потерял только один линейный корабль — «Булинбрук», который был куплен в Англии, однако в 1713 году захвачен шведами при переходе на Балтику, и один фрегат — «Эндрахт», также захваченный шведами в 1720 году на пути из Голландии.

Осенью 1716 года в историю российского военно-морского флота были вписаны драматические страницы, связанные с гибелью нескольких кораблей.

20 октября шнява «Лизет» (командир — капитан-поручик И.К. Муханов) в южной части Балтийского моря у берегов Дании «разбилась во время жесточайшего шторма, при чем однакоже экипаж был весь спасен»37.

23 ноября другую шняву, — «Принцессу» (командир — капитан 3-го ранга П.П. Бредаль), на Догер-банке захватил страшный юго-западный шторм, продолжавшийся несколько дней. На мели близ острова Рема «шняву окончательно разбило, а людей всех удалось спасти»38.

«Очерк русской морской истории» (СПб, 1875) отмечает:

«Но несравненно более бед наделали осенние бури в Ревеле, там 10-го ноября северо-западным штормом разрушило непрочно построенную стоянку новой гавани, разбило стоявшие в ней два корабля: Фортуну и Антоний и повредило несколько других судов…»

Сильнейшим штормом в районе Ревеля (Таллин) были вынесены из гавани и разбились два крупных корабля Балтийской эскадры — «Антоний Падуанский» и «Фортуна», 6 кораблей и сама гавань сильно пострадали.

«Святой Антоний» (он же «Святой Антоний Падуанский», «Антоний Падуанский», до покупки «Дон Антонио да Падуа») — парусный 50-пушечный линейный корабль Балтийского флота. Длина судна по сведениям из различных источников составляла от 34,6 до 39,3 метра, ширина от 11,1 до 13,38 метра, а осадка от 4,4 до 4,7 метров. Вооружение судна составляли 50 орудий, а экипаж состоял из 323-х человек.

Корабль «Дон Антонио да Падуа» был куплен в 1711 году в Гамбурге и под именем «Святой Антоний» вошёл в состав Балтийского флота России. C 1713 по 1715 годы выходил в крейсерские плавания в Финский залив в составе эскадр и отрядов.

Корабль «прославился» в кампанию 1713 года. 10 (21) июля в составе эскадры вице-адмирала К.И. Крюйса начал преследование обнаруженных у острова Гогланд шведских судов, при этом шёл третьим в линии. На следующий день сел на мель у банки Кальбодагрунд, но повреждений не получил и был удачно снят с мели. А командир корабля только по счастливой случайности смог избежать гнева Петра, смертную казнь ему заменили на ссылку в Сибирь.

В 1716 году корабль был переоборудован в транспортное судно. 10 (20) ноября того же года находился в Ревеле, налетевшим штормом был сорван с якорей и выброшен на мель, а на следующий день разбит о мель волнами.

Аналогичная участь постигла и линейный корабль «Фортуна». Длина судна по килю составляла 32 мерта, длина по верхней палубе 38,4 метра, ширина по сведениям из различных источников от 9,45 до 9,5 метра, а осадка — 4,1 метра. Вооружение судна составляли 50 орудий, а экипаж состоял из 350-и человек.

Корабль был куплен в 1713 году в Англии. Принимал участие в Северной войне. В 1714-1715 годах и с апреля по июль 1716 года выходил в крейсерские плавания в Финский залив в составе эскадр. 19 (30) июля 1716 года пришел в Копенгаген в составе эскадры капитан-командора П.И. Сиверса. С 5 (16) по 14 (25) августа находясь в составе четырех объединенных флотов России, Дании, Голландии и Англии выходил на поиски шведского флота к острову Борнхольм в Балтийском море, а 22 октября (2 ноября) с другими судами русской эскадры вернулся в Ревель.

Светлейший князь Александр Меньшиков, докладывая государю об этом пришествии, попытался его успокоить, сославшись на слова испанского короля, который, получив известия о гибели во время шторма части Великой Армады, сказал:

«Я-де отправил оный флот против неприятеля, а не против Бога…».

Ответ Петра был следующим:

«Храни Боже! все наши дела ниспровергнутся, ежели флот истратится. А что пишете слово пример Короля Гишпанского, только вы забыли написать конец его речи, что имею еще другой флот в сундуках»39.

Понятна досада и огорчение царя, поскольку в сундуках российского государства денег было не густо. Только за покупку в Англии десяти линейных кораблей, включая «Фортуну», и двух фрегатов пришлось выложить огромную сумму в 409 тысяч рублей. Для сравнения, в 1710 году государственные доходы составили 3 миллиона 134 тысяч рублей.

О числе погибших на кораблях сведений нет.

Были ли наказаны (или, наоборот, поощрены за спасение экипажей) командиры кораблей неизвестно. Имя командира «Антония Падуанского» на момент катастрофы забыто. Известно, что к командиру «Фортуны» никаких санкций применено не было. Капитан 1 ранга Гендрих Вессель в следующем 1717 году принял под свое командование корабль «Шлиссельбург» (затем — «Леферм»). Служил в русском флоте до 1724 года. Кстати, командиры шняв «Лизет» и «Принцесса» — Ипат Муханов и Петр Вильбоа, также не пострадали и со временем выросли до адмиралов.

А за починку ревелькой гавани принялись незамедлительно…

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Суровый Синус Финикус. Очерки аварий и катастроф в восточной части Финского залива и акватории Невы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

37

Очерк русской морской истории. Часть 1. — Санкт-Петербург, 1875, с.292.

38

Там же, с.293.

39

Очерк русской морской истории. Часть 1. — Санкт-Петербург, 1875, с.294.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я