Маркетинг для косметолога шаг за шагом

Александр Владиславович Бедрин, 2021

С помощью инструментов маркетинга из этой книги автор вывел свою косметологическую клинику на доход $1 500 000 в год.Вы можете перенять опыт – и избежать множества ошибок. Взять то, что действительно работает.Если эффективность вашей рекламы стремится к нулю, новых клиентов мало, эта книга станет для вас палочкой-выручалочкой.Из нее вы узнаете:• 3 кита успеха вашей маркетинговой стратегии• как получать "клиентов на всю жизнь"• старый-добрый ПМ (и это не про пистолет Макарова)• маркетинговый секрет капитана Врунгеля и 9 методов его использования от Александра Бедрина• 5 способов составить убойное УТП косметолога• топовые формулы рекламы, которые привлекают клиентов даже без навыков копирайтинга• модели поиска клиентов чужими руками• как создать автоматическую прогнозируемую систему привлечения клиентов 24/7• и другие практические инструменты, применив которые вы навсегда забудете о нехватке клиентовЧитайте, внедряйте и наблюдайте, как ваша прибыль растет от месяца к месяцу!

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Маркетинг для косметолога шаг за шагом предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Как составить портрет идеального клиента для косметолога

Многие владельцы косметологических клиник полагают, что изучать свою целевую аудиторию и делить ее на сегменты совсем не обязательно. Они считают, что рекламировать продукт нужно всем без исключения. Люди сами решат, подходит им это предложение или нет. Это самая деструктивная позиция, которая может быть в бизнесе.

Есть и более продуманные владельцы бизнеса, которые серьезнее относятся к маркетинговым исследованиям. Они понимают, что изучение целевой аудитории поможет сэкономить рекламный бюджет и донести смыслы продукта точно в цель. Обычно они прописывают стандартные социально-демографические характеристики своих клиентов. Получается обобщенная информация типа «Женщины 18-50 с достатком выше среднего». Такой подход лучше, чем ничего, но этих сведений все еще недостаточно для грамотного продвижения. Гораздо эффективнее продавать свой продукт, взяв за пример аватар клиента. То есть представляя конкретного человека.

Сейчас мы подробно рассмотрим, для чего и каким образом составить портрет идеального клиента косметолога, и как в будущем его использовать. Когда вы дочитаете этот материал, сможете все сделать самостоятельно без помощи маркетёра.

Для чего нужен аватар клиента

Что определяет успех в продажах? Всего несколько пунктов:

Знание своего клиента;

Правильный подход к общению с целевой аудиторией;

Умение предлагать свой продукт правильным людям в подходящее время.

Звучит несложно. Однако, на рынке куча стартапов, которые не знают, кому продавать свой продукт, и матерых бизнесменов, которые с трудом выходят из состояния бесконечных финансовых потерь. Такие сложности часто возникают из-за отсутствия понимания своей целевой аудитории. А ведь это самый важный момент в создании и развитии любого бизнеса.

Еще недавно о клиентах нужно было знать минимум информации, чтобы начать им продавать. Теперь же конкуренция сильно возросла, а Интернет проник во все сферы жизни, в том числе в бизнес. Эти факты внесли свои коррективы. Чтобы пробиться сквозь информационный шум, нужно полностью разгадать истинные желания, потребности и мечты покупателя. Для этого предлагаю вам составить портрет идеального клиента, который станет отправной точкой для всех маркетинговых активностей.

Портрет или аватар клиента — это собирательный образ, который характеризует определенную группу вашей целевой аудитории. Он дает ключ к написанию маркетинговой стратегии, УТП (уникального торгового предложения) или по-другому еще офферов и, так называемого, плана убеждения, который и ляжет в основу всей вашей маркетинговой стратегии.

План убеждения — это последовательность потребностей аудитории. Вы шаг за шагом моделируете эти потребности в своих маркетинговых материалах. Грамотная работа с ними формирует то самое сакральное желание клиентов принести вам свои деньги. Создание списка этих потребностей исходит из острых проблем клиентов, которые вы также пошагово должны разрешить с помощью своего продукта.

Проще говоря: портрет идеального клиента дает вам понимание, что из себя представляют ваши покупатели и почему они приобретают ваш продукт. Исходя из этой информации, вы делаете человеку коммерческое предложение, акцентируя внимание на тех выгодах, которые будут ему полезны в первую очередь. То есть все продвижение строится только вокруг заинтересованных в вашем продукте людей. Смысл в этом такой: проще продать сотне таких людей, чем тысяче незаинтересованных.

Чтобы понимать, на какие болевые точки и триггеры воздействовать, вам нужно знать, как минимум, 2-3 профиля идеального клиента. Если вы никогда не использовали их в бизнесе, то срочно займитесь этим. Причем начать работу над аватарами вы можете прямо в процессе чтения этой главы. Поверьте, в будущем это спасет ваш бизнес от многих неприятностей.

Как только вы создадите детальное описание вашего клиента, вы сможете без труда и позиционирование выбрать, и рекламные кампании настроить, и понять, как удержать клиента. К слову, все рекламные кабинеты построены именно на принципе сегментирования целевой аудитории. Так что стоит об этом деле позаботиться заранее, если вы собираетесь внедрять таргетированную рекламу.

Не путайте портрет клиента с целевой аудиторией

Целевая аудитория (далее ЦА) — это определенная группа людей, которая уже покупает или может быть заинтересована в покупке вашего продукта, а аватар — это некий образ одного человека из этой группы/подгруппы. К слову, подгрупп ЦА может быть много, и для каждой из них должно быть описано, как минимум, 2 портрета. Если вы считаете, что у вас всего одна категория покупателей, то вы 100% ошибаетесь. Можете даже не сомневаться.

Схематично отрисовка аватара будет выглядеть так: определяете общий круг ЦА, разбиваете его на несколько сегментов, и к каждому из них прописываете самого типичного представителя. Описание должно быть подробным и конкретным. Здесь можете включать стереотипы. Фантазируйте, прописывайте качества идеального клиента, только постарайтесь все же быть реалистами. Подумайте, каким должен быть тот самый человек, который самостоятельно хочет сделать у вас покупку. Вы должны написать имя, возраст, место работы, доход и прочие данные потенциального покупателя так, словно знаете его лично.

Что нужно знать о вашем идеальном клиенте?

Существует несколько типичных характеристик, которыми вы можете описать любого человека. В социологии они называются «социальными стратами» и условно подразделяются на 2 типа:

Статистические данные. Параметры, которым можно присвоить конкретный признак или число. К ним относятся место проживания, возраст, пол.

Эмпирические данные. Параметры, которые нельзя измерить. Их получают путем наблюдения и анкетирования. К таким данным относятся черты характера потенциального клиента, особенности его поведения.

Где искать информацию?

Статистику можете взять на сайтах государственных структур, институтов статистики или исследовательских центров. Если для сбора эмпирических данных не получится сформировать фокус-группу, можете смело углубляться в чтение форумов, чатов, групп в соцсетях, комментариев в тематических СМИ. Попробуйте анализировать самостоятельно, о чем люди пишут, что у них на уме, чего они вообще хотят, о чем переживают. Чем больше будет информации, тем точнее получится результат. Заранее подумайте, на каких же форумах и сайтах сидят ваши потенциальные клиенты.

Способы сбора информации об аудитории:

провести анкетирование фокус-группы через опрос;

заказать исследование у маркетингового агентства или фрилансера-маркетера;

проанализировать ответы людей на тематических сайтах и в соцсетях;

опросить текущих клиентов;

изучить рекламу конкурентов.

Поиск информации о клиентах упрощается, если вы используете CRM-систему. Эта программа представляет собой базу данных, где хранятся все сведения о ваших покупателях и взаимодействии с ними. Она берет часть работы на себя — формирует статистику. В ней вы можете увидеть, что объединяет ваших постоянных клиентов.

Чем более подробно ваш менеджер по продажам фиксирует информацию в системе, тем проще вам будет составить портрет клиента, основываясь на ней. К важным факторам относятся: запрос клиента, его сомнения и возражения, что повлияло на его решение о покупке и его средний чек. Самое время начать вносить эту информацию в свою CRM-систему, если вы еще этого не делаете.

Портрет идеального клиента: пошаговая инструкция

Итак, начнем практическую часть: идеальный покупатель — какой он? Пришло время поэтапно собрать информацию по каждому клиентскому параметру.

На выходе у вас должен получиться солидный документ с множеством данных, который вы можете потом отдавать маркетеру, директору, специалисту по настройке рекламы. Этот документ станет основополагающим для работы отдела маркетинга и построения будущих рекламных кампаний.

Рассмотрим подробнее параметры клиентов, которые нужно взять в работу над аватарами. Характеристики распределены от простых, которые легко вычислить, до менее очевидных, для поиска которых придется подключить креатив.

Среда обитания или география проживания

Идти будем от общего к частному. Обратите особое внимание на описание каждого параметра. Именно от этих особенностей зависит покупательское поведение. А значит, на них нужно акцентировать внимание при разработке стратегии продвижения:

страна — развитая или развивающаяся, кризисная, лидер и т.д.;

регион — столичный, пограничный, морской, депрессивный;

населенный пункт — столица, мегаполис, региональный центр, пгт, периферийный город, село;

район — центр города или окраина;

тип жилья — хрущевка, таунхаус, частный дом;

статус обитания — квартиросъемщик или собственник;

статус собственника — купил, взял в ипотеку или досталось по наследству

состояние жилья — новостройка, только заселился, после ремонта, планирует или нет делать ремонт;

с кем живет — с другими арендаторами, с родственниками, с домашним животным;

основной вид передвижения — пеший, на своей машине, общественный транспорт, какой-то конкретный вид — метро, троллейбус, велосипед, электросамокат.

Имейте в виду, что у каждой характеристики есть свои нюансы, поэтому не скупитесь на их подробное описание. Чем больше деталей вы придумаете, тем будет лучше. Они дадут понимание болевых точек, ценностей и мотивов клиента.

Социально-демографические характеристики клиента

Пол. Думаю, не нужно объяснять, что у мужчин и женщин разные ценности, потребности, проблемы, триггеры и чувствительность к восприятию информации. А уж особенно в косметологической сфере. Имейте в виду, что в современном обществе гендерные рамки очень размыты. Так что следите за трендами. Конечно, большинство ваших аватаров будут женского пола, но это не значит, что нужно совсем сбрасывать со счетов мужчин.

Возраст. Люди разных возрастных категорий также имеют разные потребности и особенности, разную покупательскую способность, болевые точки и ценности. Учтите, что чем шире возрастной разброс группы, тем слабее попадание в ЦА. Судите сами, кому проще сформировать точечное предложение по продаже своих услуг: сегменту «от 30 до 50 лет» или «от 45 до 50 лет»? Правильный ответ: второй вариант.

Национальность, расовая принадлежность. Даже у жителей одного региона, но принадлежащих к разным этническим группам, могут быть разные потребности. Если развиваете бизнес в своем регионе, то будет проще. Ведь вам уже знакомы национальные особенности, определенные традиции и привычки ваших потенциальных клиентов. Если нет, то придется пособирать информацию.

Вероисповедание. Вопросы религии редко встают в маркетинге. Однако иногда и этот параметр может пригодиться. Используйте его только в том случае, если уверены, что он как-то реально может повлиять на процесс принятия решения о сделке с вами.

Политические взгляды. Это очень серьезный фактор, который способен сильно повлиять на покупательскую способность аудитории. Политика, как и религия — дело очень тонкое. Использовать такие темы необходимо с осторожностью.

Семейное положение. Наличие или отсутствие жен, мужей, детей, разводов — все это играет важную роль. Кстати, второй половинке и детям нашего аватара мы также даем имя и указываем их возраст.

Служба в армии, военная служба. Довольно специфический фактор, который тоже может влиять на решение о покупке. В основном он важен для тех, кто работает преимущественно для мужской аудитории. Для любого другого бизнеса вопрос службы в армии актуален в период 23 февраля и других профессиональных праздников.

Образование. Среднее, неполное среднее, высшее, несколько высших, ученая степень и так далее.

Профессия. Сфера работы, должность, статус должности, квалификация.

Уровень дохода. Это один из ключевых факторов для бизнеса. В дальнейшем он поможет не только понять покупательскую способность, но и станет основой вашего ценообразования.

Состояние здоровья. Важный фактор для косметологии. Расписываем подробно все: насколько часто клиент ходит к врачу, болят ли у него зубы или суставы, волнует ли его состояние кожи и волос. Сюда же относятся сведения о том, какую косметику он выбирает и какие таблетки использует.

Психографические параметры аватара

Мы добрались до данных, которые невозможно измерить конкретными цифрами. Также их тяжелее достать по сравнению со стандартными социально-демографическими сведениями. К счастью, социальные сети сейчас дают возможность проследить за поведением покупателей. Ведь люди открыто делятся в них особенностями своего образа жизни. На что нужно обратить внимание при составлении портрета типичного представителя целевой аудитории:

Как проводит свободное время. Посещает бары, выставки, кинотеатры, сидит дома, читает, проводит время в интернете. Также следует узнать, каким в принципе клиент представляет свой идеальный отдых;

Предпочтения. Какие сайты любит, в каких соцсетях зарегистрирован, каких блогеров читает, какой вид спорта признает. Это очень объемный параметр. Выбирайте только те предпочтения, которые прямо или косвенно могут повлиять на решение о покупке.

Хобби и увлечения. Рыбалка, музыка, спорт, коллекционирование, а, может, и вовсе отсутствие увлечений как таковых. Вид любимого занятия может подсказать ключевой триггер принятия решения о покупке.

Стиль одежды. Классический, спортивный, деловой, кэжуал, бохо и так далее. Сюда же относится статус мест, где клиент обычно покупает одежду. Это может быть секонд хенд, брендовая одежда из бутиков или масс-маркет.

Характер, соционический тип, темперамент. Спокойный или вспыльчивый, интроверт или экстраверт, сангвиник, холерик, флегматик или меланхолик. Этот параметр показывает, каким образом с клиентом лучше выстраивать общение.

О чем мечтает? Завтра, через месяц, через год, по жизни в целом. Важный фактор, ради которого придется немного окунуться в психологию. О своих чаяниях вам клиент не расскажет. Однако при покупке даже самых простых продуктов, на подсознательном уровне у него теплится большая мечта. К примеру, записывается девушка на процедуру по увеличению губ, а в голове — фантазии о пышной свадьбе.

Прочие характеристики. Как уже указывалось в начале статьи, составление аватара клиента не обойдется без креатива. Выделите и опишите то, что прямо или косвенно может повлиять на принятие решения о покупке: режим сна, график работы или что-то еще. Особенно важно использовать здесь информацию, полученную от клиентов при общении с косметологами во время процедур.

Поведенческие факторы

Так как поведенческие параметры сложно описать заготовленными формулировками, проще составить список вопросов. Ответив на каждый из них более-менее развернуто, вы сможете сформировать целостную картину.

Какие сложности в жизни могут заставить клиента задуматься о приобретении ваших услуг?

Как формируется мысль: «Мне нужен этот продукт»?

Какую выгоду клиент хочет получить, покупая ваш продукт?

На что обращает внимание при покупке?

Что не важно при покупке?

Как часто клиент покупает ваши услуги?

Что должно произойти, чтобы клиент купил немедленно?

При каких условиях клиент ни за что на свете не купит у вас?

По какой причине он может уйти к конкурентам? Что может понравиться у них и не понравиться у вас?

Что еще может быть важным для клиента, чтобы он сделал выбор в вашу пользу?

Кто и почему принимает решение о покупке: сам клиент, семья, окружение?

Как долго и при каких условиях клиент принимает решение: быстро, долго, стихийно, на эмоциях, сравнивая с конкурентами, когда жизнь прижмет и прочее?

Описывая как можно более подробно поведенческие факторы вы со старта сразу убиваете минимум трех-четырех зайцев одним выстрелом: формируете и аватар, и план отработки возражений, и план убеждений, и элементы уникального торгового предложения, и базу для создания FAQ (часто задаваемых вопросов), и идеи для формирования лид-магнита (небольшой бесплатный продукт для поиска новых клиентов) вашей будущей автоматической системы привлечения клиентов.

Работа с желаниями и болями клиента

Мы подобрались к одному из самых важных моментов — к работе с желаниями и болями клиентов. Сами они не любят делиться такими подробностями, поэтому все данные мы будем брать, основываясь на составленном портрете идеального клиента. Имея в запасе ответы на все перечисленные выше вопросы, мы можете смело задать главные:

Что больше всего беспокоит клиента?

Как он преодолевает эту неудовлетворенность?

Как ваш продукт может закрыть эту боль?

Что клиент получит на выходе? Вот тут будьте внимательны. Помните основополагающее маркетинговое правило: при покупке ботулотоксина человек хочет получить спокойный лоб и межбровье, отсутствие мимических морщин, а не сам препарат.

Что будет с клиентом, если он ничего не купит у вас?

Как жизнь клиента улучшится, если он купит именно у вас?

Что станет с продуктом через месяц, год, 5 лет?

Что станет с клиентом через месяц, год, 5 лет?

Возникнут ли у клиента аналогичные или смежные запросы под ваш продукт?

Как это повлияет на жизнь клиента?

Почему важно совершить покупку именно сейчас, а не через неделю?

Какие сопутствующие продукты могут покупать вместе с вашим?

За что клиенты готовы купить ваш продукт, даже если у конкурентов дешевле?

Онлайн-инструменты для создания портрета клиентов

Вместо стандартного табличного документа в Excel, можете воспользоваться одним из специальных онлайн-сервисов для создания портрета клиента. Они специально заточены под эту миссию, поэтому работать с такими сайтами в разы проще и быстрее. Помимо функционала в числе плюсов можно выделить и приятный дизайн. Возможно, вы найдете в них для себя какую-то фишку.

Digital Marketer. Просто заполните нужные поля и получите готовый аватар;

Demand Metric. Готовый Excel-файл с вкладками для нескольких персонажей сразу;

Filestage. Очень удобный шаблон с тегами и дополнительными характеристиками аватара.

HubSpot. Несколько разделов в шаблоне с интуитивным интерфейсом для составления идеального портрета.

MakeMyPersona. Автоматический генератор аватаров.

Marketo. Бесплатный шаблон с возможностью расчета дорожной карты покупателя. Это путь, который проходит клиент от момента знакомства с компанией до совершения сделки.

Xtensio. Приложение, которое формирует портрет по массе параметров. Сюда входят дополнительные модули, облегчающие работу.

Buyer Persona Institute. Пожалуй, один из самых продуманных до мелочей шаблонов.

Socialbakers. Бесплатный и простой в использовании шаблон персоналий покупателя в формате PDF.

Salesfusion. Этот шаблон поможет синхронизировать работу между отделами.

Vendasta. Приятный глазу цветной шаблон аватара поможет быстро сформировать целевую группу.

Доступ ко всем перечисленным файлам возможен только после регистрации на сервисах. Почти все они на английском, но интуитивно понятны.

Полезные советы

Если ваш бизнес существует на рынке уже несколько лет, то вам будет проще разобраться с портретом идеального клиента. В вашем распоряжении больше статистических данных для составления или уточнения аватара. Но и у новичков в своей сфере все получится, если следовать следующим советам:

Не пытайтесь удержать в голове все вопросы, необходимые для описания аватара. Вы обязательно забудете, если не запишете хотя бы в блокнот. Не пренебрегайте этими мелочами.

При разработке аватара представьте, что вы пишете письма или звоните вашему клиенту. Это поможет вам предсказать типичные реакции и заранее отработать сценарий закрытия негатива. А еще лучше — пообщайтесь с наиболее яркими представителями целевой аудитории лично. Соцсети сейчас дают такую возможность. Можете устроить опрос или обсуждение интересующих вас вопросов в комментариях.

Обязательно структурируйте все данные. Информация должна быть четко разложена по полочкам. Не важно, хотите вы заносить сведения в таблицу в Excel, в форму специализированного сайта или в блокнот.

Будьте дотошными. Чем полнее выйдет портрет клиента, тем больше у вас или ваших сотрудников появится идей, как взаимодействовать с покупателями. Описание аватара в духе «Женщина, 30 лет, учительница» мало, о чем говорит с точки зрения маркетинга. Создайте самую настоящую анкету клиента. Дайте ему имя, подберите фото (лучше подыскать картинки на бесплатных стоковых сайтах). Изначально такой подход кажется странным, но в последствии он упрощает составление портрета и дальнейшую работу с ним.

Поосторожнее с креативом. Да, при разработке аватара клиента есть место для фантазии, но все же помните, что вы описываете реального человека. Причем не просто прохожего, а того, кто предположительно может заинтересоваться вашим продуктом.

Составьте, как минимум, 3 портрета и попробуйте мысленно примерить уже готовый образ к вашему продукту. Проведите человека за руку по всем этапам воронки продаж и прокрутите в голове весь этот путь. Какие неудобные вопросы может задать клиент? Какие возражения у него могут возникнуть?

Скорее всего при составлении портрета у вас пропадет уверенность в том, что вы знаете своих клиентов в лицо. Это обычная практика. Главное, не бросать работу после первой неудачной попытки.

Резюме

Описание портрета клиента — это один из важных этапов создания системности в вашем бизнесе. Проявите немного фантазии, и вы быстро поймете, какой он — ваш идеальный клиент. Задача составить портрет клиента хоть и кажется объемной, но доступна даже без знания социологии и маркетинга. Возьмите и проделайте эту работу один раз, дальше нужно будет лишь изредка дополнять информацию.

Задача сильно упрощается, если у вас уже есть постоянные клиенты. Ведь это реальные люди, которые глубоко заинтересованы в ваших услугах. Просто возьмите и опишите их портреты по фото в прямом смысле слова. Придумайте пару деталей. И когда вы уже на этапе продаж будете сталкиваться с какими-то подводными камнями, вы всегда можете сами себе задать вопрос: а что об этом подумал бы мой идеальный клиент?

Документ, который вы получите на выходе, можете смело передавать косметологам, чтобы они могли сформировать в голове все психологические триггеры, которыми будут оперировать при личном контакте с клиентами.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Маркетинг для косметолога шаг за шагом предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я