Практическое руководство по клиническому психоанализу. С теоретическими пояснениями и клиническими примерами

Александр Витальевич Савченков

Практическое руководство, подготовленное на кафедре гипнопсихоанализа Ассоциации психоаналитиков и гипнологов «Психодинамическая школа клинического гипноза», разработано в соответствии с компетентностноориентированным подходом. Представленные темы обеспечивают возможность будущим психоаналитикам проводить эффективную психоаналитическую работу в традиционном психоаналитическом сеттинге.Разобрано применение психоаналитических приемов: анализ переноса, сопротивления, сновидческого материала и др.

Оглавление

2 Кто такой психоаналитик?

Знакомство с психоанализом я начал на философском факультете. Работы З. Фрейда относятся к философии жизни. Если честно, в то время у меня не было сведений о действующих психо — аналитических институтах. О Восточно-Европейском Институте психоанализа (далее — ВЕИП) я узнал несколько позже. Уже тогда я делал попытки применения психоанализа в исповедальной практике. Но поскольку представлениями о клиническом формате психоанализа я не обладал, то, глядя с высоты пройденных лет, мои потуги вызывают у меня улыбку. Позже, в поисках чего-то недостающего для полноценной практики, чего — я и сам не понимал, набрел в глобальной сети на сайт ВЕИП, где прошел два модуля из трех курса «Теория и клиника Фрейда и Лакана» (В. Мазин, А. Юран). На третий модуль не пошел. Причиной стало заявление секретаря ректора о том, что свидетельство мне не вы — дадут, так как нет профильного психологического образования. Но даже эти два раздела перевернули мой взгляд на психоанализ и позволили начать частную практику. Позже были различные обучалки от Европейской Конфедерации Психоаналитической Психотерапии (ЕКПП) и Уральского Психоаналитического Общества (УрПАО). И самым ценным в психоаналитическом образовании стало обучение у Владимира Медведева в Санкт — Петербургском психолого-аналитическом центре. По сей день считаю В. Медведева своим учителем, который открыл для меня психоанализ в новой оптике.

Два мнения о том, кто может называть себя психоаналитиком

Первое — любой человек, прочитавший фрейдовские «Введе — ние в психоанализ» и «Толкование сновидений» может прикрепить к двери своего кабинета табличку с надписью «психоаналитик». Второе — человек, получивший психоаналитическое образование и прошедший личный тренинг. На все про все по второму сцена — рию отводится не менее четырех лет.

Первый вариант очень заманчив. Меня он поначалу тоже прель — стил. Ведь особо трудиться не надо. Прочел пару книжек, арендовал кабинет, положил пациента на кушетку, сиди у изголовья, слушай и периодически угукай. Опять же, по неправильно истрактован — ному классическому сценарию психоаналитик молчит и слушает, а пациент говорит, что придет в голову и сам «дозревает». И это, на мой взгляд, есть большое заблуждение. Если мы посмотрим протоколы сессий З. Фрейда, то увидим, что сам он не молчал. К слову, из фрейдовских протоколов известны те, что опубликова — ны на русском языке под названием «Подлинные заметки о случае невроза навязчивости («Крыса»») «1.

Сейчас, по прошествии многих лет, когда освоены труды З. Фрейда, получено дополнительное психоаналитическое образование, пройден личный тренинг, за спиной многие часы практики, профессиональная идентификация по первому варианту кажется забавной. Для того чтобы сформировать психоаналитическое мышление или, как выражается В. Медведев, персональную психоаналитичность, требуется время: где-то больше, где-то меньше. У психоаналитика должна выработаться способность аппроксимировать друг с другом теоретические знания по психоанализу, вербально-аффективный материал пациента и материал самонаблюдения. Такая способность должна стать естественным, органическим состоянием. Можно сказать, что психоаналитик должен быть профдеформирован под психоанализ. Он должен непрерывно пребывать в состоянии подключения к учению З. Фрейда. Есть религиозная шутка, как нельзя лучше отражающая психоаналитическую идентичность: «Попа и в рогоже узнаешь по роже». Психоаналитик, как и священник, должен быть пропитан духом. В нашем случае, духом психоанализа. Мне в этом плане было проще. Восемь лет служения в церкви священником — отличный опыт, для перехода в служение психоаналитиком.

Только сейчас, когда через «мои руки» прошли подготовку в Челябинском институте психоанализа и Ассоциации психоаналитиков и гипнологов (АГИП) большое число студентов, пришло осмысление некогда проговоренного В. Медведевым о трех позициях (я бы назвал это природой), занимаемых психоаналитиками1. Эти позиции условные, не нужно давать им оценку — они просто есть.

1 URL: https://psychd.ru/316-podlinnye-zametki

Органичный психоаналитик

Тот, кто обладает психической организацией, в той или иной мере содержащей вытесненный материал, ради компенсации ко — торого создавался психоанализ. «Образно говоря, «органический психоаналитик» — это некая «реинкарнация» Зигмунда Фрейда, психика которого, само собой, была неповторима, но может быть воспроизведена в виде набора наиболее значимых качеств, необхо — димых и достаточных для формирования органичной «психоанали — тичности» как психической предрасположенности для вхождения в пространство психоанализа как нечто родное, как знакомое «до слез, до прожилок и детских припухлых желез…««2. В этом смысле есть интересный пример разговора Пауля Федерна с Зигмундом Фрейдом. П. Федерн, следуя установленной З. Фрейдом традиции проводить психоанализ начинающим коллегам, попросился к нему «на кушетку». «На что Фрейд с улыбкой ответил: «А нам это не нужно. Мы сами и есть психоанализ»«3.

Профессиональный психоаналитик

Данную позицию занимают люди, которые идут в психоанализ как в профессию. Профессиональный психоаналитик не является носителем «духа» Фрейда. Но прохождение через соответствующий тренинг уподобляет его органичным психоаналитикам. Он полу — чает теоретическую подготовку, осваивает навыки, чтобы сделать психоанализ источником доходов. Повторюсь, никакого желания лечить и причинять добро. Такие желания симптоматичны и лежат в основе компенсирующей рационализации. Психоаналитичность профессиональных психоаналитиков вытекает не из собственного инфантильного опыта, она опирается на «импланты», внедренные в процессе подготовки. В данном случае психоаналитичность — продукт тренинговой трансформации.

1 Медведев В. Психоанализ психоанализа. [Б. м.]: Издательские решения, 2018. С. 79.2 Там же. С. 80.3 Там же. С. 81.

Ложный психоаналитик

Данная группа специалистов «не в состоянии воспроизвести психоаналитическое «таинство»1. Процедура психоанализа пред — полагает активное личностное подключение, как бы вхождение в состояние. Психоаналитик должен быть затоплен психоаналити — ческим контекстом. А такое состояние невозможно сымитировать. Оно либо есть, либо его нет. «Ложный психоаналитик» удержива — ется на плаву за счет регулярной супервизии.

Понимаю, что формулировка «ложный психоаналитик» может звучать обидно. Но вслед за В. Медведевым отмечу: никаких не — гативных коннотаций она не подразумевает. Думаю, что этому со — путствует организационная проблема современных психоаналити — ческих сообществ. Тренинговая подготовка повсеместно опирается на формальные показатели. Достаточно полежать на кушетке уста — новленное количество часов, получить нужный объем супервизий и «дело в шляпе» — заветный сертификат специалиста в кармане. Но дело не только в этом. Зачастую особенности мышления, психическая и интеллектуальная организация человека препятству — ют тренинговой трансформации. В моей практике регулярно встре — чаются такие случаи. Допустим, человек освоил курс психоанализа в институте и вошел со мной в личный анализ. И вот уже подходит к концу второй год, как он лежит на кушетке. Но способность аппроксимировать полученные знания с теми процессами, которые раз за разом предъявляются им в анализе не сформировалась. Бо — лее того, отсутствует самонаблюдение. Бывает, приносит анализант материал и просит проинтерпретировать. И ты понимаешь, что все это интерпретировалось, прояснялось, конфронтировалось и т. п. уже не раз, а анализант этого не видит. Не видит того, что мы называем «аналитической ситуацией». Естественно, если такого специалиста выпустить в практику, то без супервизий его работа будет пустой. Скажу более, у большинства студентов, проходя — щих свой анализ со мной, уже к концу первого года формируется

1 Медведев В. Психоанализ психоанализа. С. 84.

психоаналитическая позиция (психоаналитическое мышление), и ты понимаешь, вот теперь, можно выпускать студента в практику.

Считаю, что подготовку психоаналитиков нужно проводить в формате закрытых мастерских (такого мнения придерживаюсь не только я), наподобие того, как это происходит в творческих учеб — ных учреждениях (театральных, музыкальных, художественных). Когда студент может «подключиться» к наставнику в камерном режиме воспроизводства персональной психоаналитичности. На такой формат мало кто из студентов соглашается. Как правило, по окончании нашего института, да и любого другого, большин — ство выпускников уходят в «свободное плавание», отказавшись от тренинга. Я же рад тем «полутора землекопам», которые вместе со мной идут в анализ и продолжают погружаться в профессию. Этот процесс похож на ритуал «рукоположение» в религии. Когда епи — скоп через обряд «возложения рук» сообщает обычному человеку благодать святого духа (ставленник как бы насыщается благодатью) и становится священником. Психоанализ — это знание, которое должно и может передаваться только от человека к человеку через такое вот символическое рукоположение.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я