Жизнь и судьба прапорщика русской армии

Александр Витальевич Лоза, 2023

Книга повествует о жизни и судьбе молодого человека Николая Игнатьевича Лозы, сначала рядового русской армии, затем прапорщика в войне с Турцией в 1915–1916 годах на Кавказском фронте; о кровавом революционном выборе 1917 года; о трагических событиях братоубийственной Гражданской войны в 1918 году.

Оглавление

Историческая справка

В 1913 году А. Кегресс установил свое приспособление в виде гусениц в царском гараже на автомобиль.

Об испытании автомобиля с «подвеской Кегресса» Николай II записал в своем дневнике:

«22 февраля 1915 года. Солнечный морозный день. В 2 часа отправился с Алексеем на испытание автомобиля на полозьях системы самого Кегресса. Сели и поехали кататься по полю и льду через канавы и сугробы. Он проходил всюду хорошо».

(«Дневник императора Николая II» М., 1991)

В октябре 1915 года Кегресс обратился в Технический комитет Главного военно-технического управления с предложением применить разработанное им шасси для нужд армии.

Проект был одобрен, и высказано мнение, что «крайне желательно испытать приспособление Кегресса на автомобилях разных систем, а особенно рассмотреть возможность его применения для броневых автомобилей».

Проходя службу в Учебной автороте, Адольф Кегресс много занимался исследовательской работой по улучшению устойчивости и проходимости автомобилей в зимнее время. В августе 1916 предъявил полугусеничный бронеавтомобиль к испытаниям. Испытания длились два месяца. Их результаты превзошли все ожидания:

«Автомобиль свернул с дороги на целину, переехал придорожную канаву, затем пошел со значительной скоростью по мягкому травянистому грунту, свободно и плавно преодолевая различные неровности. Поднялся на Пулковскую гору напрямик по склону, по влажному растительному грунту. При подъеме шофер имел возможность местами ставить вторую скорость. Перегревания мотора замечено не было. Наконец, автомобиль без особых усилий перешел небольшое кочковатое болото, где местами вода сплошь покрывала почву. Никаких поломок замечено не было, за исключением погнутых левых направляющих дуг».

По результатам испытаний, было решено ставить гусеничный движитель Кегресса на российские бронеавтомобили, в том числе марки «Остин», получивших название «Остин — Кегресс», собиравшиеся на Путиловском заводе на базе английских автомобилей, которые покрывались российской броней и имели выгодное для ведения стрельбы диагональное расположение башен. Это был первый в мире полугусеничный бронеавтомобиль.

В связи с острой нехваткой военных автомобилистов в январе 1915 года Учебную автомобильную роту увеличили численно, преобразовав в Военную автомобильную школу, непосредственно подчиненную начальнику Главного военно-технического управления.

По временному штату, утвержденному в декабре 1914 года, Военная автомобильная школа и формируемая при ней Запасная автомобильная рота состояли из управления (офицеров — 7, военных чиновников — 6, священник — 1, нижних чинов — 56); офицерского класса (офицеров постоянного состава — 3, обучающихся офицеров — 120, нижних чинов — 8); школы шоферов (обучающихся нижних чинов — 200 человек); испытательной станции (офицеров — 1, инженер-механик — 1, нижних чинов — 14); электрической станции (офицеров — 1, нижних чинов — 15).

Строевой состав школы включал в себя строевую роту (офицеров — 9, нижних чинов — 160) и техническую роту (офицеров — 9, нижних чинов — 253, по вольному найму — 6).

В Военной автошколе по временному штату насчитывалось 870 человек. Кроме того, при школе состояла нестроевая команда, имелась химическая и электротехническая лаборатории, микро-спектро-фотографический кабинет, библиотека, церковь, музей, свой духовой оркестр и автомобильный парк запаса военного времени.

Задачи и функции Военной автошколы заключались в подготовке командных и технических кадров и формировании для фронта маршевых автомобильных подразделений. При школе находились склады, мастерские и 1-я Запасная автомобильная рота.

В состав 1-й Запасной автомобильной роты входили школа военных шоферов, школа военных мотоциклистов и офицерский класс.

В соответствии с документом «Организация учебной части школ военных шоферов»:

«Школы военных шоферов имеют своей целью подготовлять кадры нижних чинов, практически знакомых с устройством, работой, ремонтом автомобиля и с управлением им.

Срок обучения в школах принимается в 4 месяца. В школах занятия ведутся по строго определенной программе. Во главе учебной части школы стоит Заведующий учебной частью школы, на обязанности которого лежит общее руководство занятиями…

В помощь заведующему назначаются по 2 старших инструктора. Для непосредственного обучения шоферов школы выделяется соответствующее число инструкторов, по расчету 1 инструктора на 8–10 человек. Инструктора выбираются из числа прошедших соответствующие инструкторские курсы.»

(РГВИА. Ф. 802. Оп. 4. Д. 1609. Л. 22–24)

Так, Военная автомобильная школа стала центром подготовки военных водителей и автомехаников Русской армии. Руководил Военной автомобильной школой ставший к этому времени уже генерал-майором П. И Секретев.

Петр Иванович Секретев родился 25 февраля 1877 года в Одессе, в семье казака Всевеликого войска Донского. Родители определили сына в Донской императора Александра III кадетский корпус в Новочеркасске. Окончив кадетского корпуса (первым в списке), Петр Секретев поступил в Николаевское инженерное училище в Санкт-Петербурге. В 1897 году окончил училище (по 1-му разряду) и в чине подпоручика служил в 15-м саперном батальоне в Варшаве. В 1901 году ему присваивается чин поручика, а в 1904 — штабс-капитана. В 1904 году П. И. Секретев с разрешения командования поступил в Варшавский политехнический институт, но из-за начала русско-японской войны вынужден был прервать обучение. В феврале 1905 года был направлен в Приморье, где до ноября 1905 года занимался подготовкой к обороне побережья в составе Корейского отряда генерала Анисимова.

После окончания русско-японской войны, временно выйдя в отставку, окончил курс Киевского политехнического института, получив высшее техническое образование со званием инженера-технолога. После чего в октябре 1908 года был снова принят на военную службу в чине капитана командиром роты железнодорожного батальона. В 1910 году технически грамотный, энергичный и прогрессивно мыслящий подполковник П. И. Секретев назначается командиром Учебной автомобильной роты. В 1911 году ему присвоили звание полковника.

П. И. Секретев награжден орденом Святого Станислава 3-й степени, орденом Святого Станислава 2-й степени и другими наградами.

В Российском Государственном военно-историческом архиве сохранился список офицеров и чинов на 1915 год, служивших в Учебной автомобильной роте, когда она была развернута в Военную автомобильную школу:

Список офицеров и чиновников Учебной автомобильной школы на 1915 год.

СЕКРЕТЕВ Петр Иванович — полковник, начальник Военной автомобильной школы (с 15.01.1915).

ТРЕСТЕР Вильгельм Вильгельмович — капитан (переведен 10.02.1915 в Военную автомобильную школу).

МГЕБРОВ Владимир Авелевич — штабс-капитан (переведен 12.03.1915 в Запасную автомобильную роту).

МЕНЦЕНДОРФ — штабс-капитан (переведен 12.03.1915 в Запасную автомобильную роту).

РОЩИН Иван Федорович — штабс-капитан (переведен 10.02.1915 в Военную автомобильную школу).

СТУПИН — штабс-капитан (назначен 20.02.1915 командиром 2-го санитарного автомобильного транспорта).

КРАСАВИН Владимир Николаевич — поручик (переведен 15.01.1915 в Запасную автомобильную роту).

СУВОРИН — прапорщик (произведен 15.01.1915 из охотников унтер-офицерского звания той же роты).

ВОНЛЯРОВСКИЙ — прапорщик (произведен 15.01.1915 из охотников унтер-офицерского звания той же роты).

ГЕССЕ — прапорщик (определен в службу 20.01.1914, французский подданный).

КАРАУЛОВ Владимир Александрович — штабс-капитан переведен 23.01.1915 в Запасную автомобильную роту).

КРИТ — капитан (с 05.03.1915 поименован как служащий ВАШ).

КАНИВАЛЬСКИЙ — штабс-капитан (с 25.02.1915 поименован как служащий ВАШ).

КОТЕЛЬНИКОВ — поручик (с 25.02.1915 поименован как служащий ВАШ).

ЯЗЫКОВ — поручик (с 25.02.1915 поименован как служащий ВАШ).

ЯКОВЛЕВ — поручик (с 25.02.1915 поименован как служащий ВАШ).

В марте 1915 года начальнику Военной автомобильной школы полковнику П. И. Секретеву было присвоено звание генерал-майора. Петр Иванович Секретев стал первым автомобилистом Русской армии, получившим генеральский чин.

В апреле 1915 года приказом Главнокомандующего была установлена система управления автомобильными частями и введены должности заведующих автомобильной частью фронта и армии, и сформированы соответствующие управления. На начальника Военной автомобильной школы генерал-майора П. И. Секретева были (фактически) возложены функции начальника автомобильных частей.

Сентябрь 1915 году выдался в Петрограде особенно теплым. На деревьях буйствовала вся палитра осенних красок, в каналах кружились по воде опавшие листья… Стояла чудесная пора именуемая в народе «бабье лето»…

Служба молодому солдату Николаю Лозе нравилась. Он легко вставал в пять часов утра, быстро привык в полчаса убрать постель, умыться, напиться чаю.

Досвита занимались словесностью. На «словесности» новобранцам разъясняли и вдалбливали понятия о знамени, о воинском долге, о дисциплине. Затем начиналась гимнастика, до полудня шло строевое учение на плацу, где новобранцы отрабатывали элементы строевой подготовки — одиночной и в строю.

Фельдфебель зычно командовал:

«Ша-гом… Арш!»

«Выше, выше ногу!» — гремел его голос.

Пот заливал глаза, но новобранцу Николаю Лозе строевые занятия не казались тяжелыми. В страдную пору на хуторе Базилевщина ему приходилось куда тяжелее.

Нравились Николаю и занятия в гимнастическом зале автороты. Там были установлены брусья, турник, «конь» и прикрепленная к стене лестница, которая называлась «шведская стенка».

После обеда, а кормили нижних чинов добротно, пища готовилась на кухне пищеблока, оборудованного плитами, пищеварочными котлами, где была даже своя пекарня, с электрическим тестомесом и жарочным шкафом, отдыхали до двух часов. Потом до шести шли занятия в роте или в техническом классе. В техническом классе стояли токарные и сверлильные станки, на которых нижние чины обучались слесарному делу, в ремонтной зоне учились ремонтировать (запаивать) автомобильные радиаторы и проводить другие ремонтные работы.

После ужина строились на общую поверку и молитву. Затем немного личного времени и «отбой».

При автомобильной школе была своя церковь Филиппа Апостола. Николай Лоза был верующим, ибо православие впитал с молоком матери, и сейчас, находясь за тысячи верст от родного дома, с удовольствием посещал в короткие воскресные часы отдыха церковь автошколы. Перед иконами он молился о здравии своем и родителей, братьев, сестер, о победе над врагом и просил прощения за свои, в общем-то, мелкие грехи солдата-новобранца.

…В 1-й Запасной автомобильной роте шли занятия с молодыми солдатами по изучению табельного оружия — трехлинейной винтовки.

«Старший офицер роты!» — крикнул дневальный.

Дежурный по роте молодцеватый унтер-офицер начал рапортовать: «В первой запасной автороте… больных нет, в нарядах 12 человек… за время моего дежурства никаких происшествий не случилось».

Старший офицер роты капитан Караулов выслушал рапорт унтера, спокойно и деловито сказал: «Здравствуйте».

Получив в ответ короткое и четкое: «Здравия желаю, Ваше благородие!», — капитан Караулов пошел по коридору роты. За ним последовал, придерживая у бедра штык, дежурный по роте.

«Смирно!» — скомандовал прапорщик Плетнев, заведующий в роте оружием и проводящий занятия с новобранцами, встречая старшего офицера роты, и доложил, что новобранцы изучают устройство и правила обращения с трехлинейной винтовкой образца 1891 года.

Молодой солдат Николай Лоза уже научился разбирать и собирать трехлинейную винтовку. Сейчас он отрабатывал приведение ее в боевое положение. Для этого нужно повернуть влево рукоять затвора, отвести затвор до отказа назад, вставить обойму в пазы ствольной коробки, дослать затвор вперед и повернуть его рукоятку вправо. Все, оружие к бою готово. Николаю нравилась простота в обращении с винтовкой, при этом — прицельная дальность стрельбы почти два километра, вес — 4,5 килограмма, а длина без штыка — 1,3 метра.

Николай Лоза заучивал наизусть ее устройство и основные части, чтобы уметь собирать и разбирать трехлинейную винтовку, как говорится, «с закрытыми глазами»:

«Ствольная коробка с дулом, ложа, цевье, наконечник ложи, магазин с предохранительной скобой спускового крючка, винт упора, затыльник приклада, мушка, прицел, предохранитель, подаватель магазина, спусковой крючок, затвор, шомпол, ремень», — повторял про себя Лоза, разбирая винтовку и раскладывая на столе ее части.

«Трехлинейной» винтовка называлась потому, что ее патрон был калибром «три русские линии» — как тогда называли калибр 7,62 миллиметра.

«Отличная винтовка, с хорошей баллистикой, высокой мощностью патрона, надежная. Да, скорее бы начиналась стрелковая подготовка на стрельбище Офицерской стрелковой школы в Ораниенбауме», — не терпелось Николаю.

Капитан Караулов понаблюдал за действиями новобранцев и ничего не говоря перешел в спальное помещение роты. Отвернув одеяла на нескольких койках и убедившись, что они содержатся в чистоте, прошел в ротную канцелярию.

В канцелярии он сел за стол, просмотрел расходные ведомости и наряды, выслушал каптенармуса, стоявшего рядом на вытяжку, выветрена ли обмундировка и сколько какого «срока» в цейхгаузе, сделал распоряжения и закурил…

«Обычная, ежедневная, рутинная офицерская обязанность», — выдыхая папиросный дым, подумал капитан и захлопнул портсигар.

Молодой солдат Николай Лоза в первую очередь старался запомнить фамилии офицеров своей роты. Обязанности командира 1-й Запасной автомобильной роты временно исполнял капитан Надчавариани, обязанности старшего офицера и наблюдающего за временным офицерским классом, школой военных шоферов и школой мотоциклистов — капитан Караулов.

Старшим офицером роты и одновременно заведующим мастерскими был штабс-капитан Мгебров. Механической и сборочной мастерской заведовал штабс-ротмистр Дензовский. Адъютантом роты был поручик Ожаровский. Мастерской тепловой и медницкой заведовал поручик Красавин, корпусной и шинной мастерской — поручик Моллериус. Младший офицер роты — подпоручик фон Плотто. Начальник нестроевой команды и заведующий оружием — прапорщик Плетнев. Заведующий технической и материальной отчетностью был зауряд-военный чиновник Головин. Делопроизводитель по хозяйственной части — Вернер. Старший врач роты статский советник Лыжин, младший врач — Попов.

В соответствии с телеграммой Верховного главнокомандующего №1160 от 13 августа 1914 года «…о снабжении войсковых частей газетами патриотической направленности и бюллетенями о событиях на всех театрах военных действий, дабы быть осведомленными об общем положении дел», в Военную автошколу бесплатно поступали газеты «Армейский вестник», «Альбом героев войны», «Война и герои» и другие издания, которые нижние чины с интересом читали.

Среди солдат давно ходили слухи о забастовках рабочих на оборонных заводах. Хотя в это верилось с трудом, ведь шла война, но сейчас рядовой Николай Лоза собственными глазами читал об этом в газете:

«С глубоким сожалением… приходится отметить, что в такие дни, когда дорог каждый час работы для нашей чудесной армии, геройские подвиги которой превосходят самое смелое воображение, в такие великие дни нашлись люди, которые решились подстроить забастовки даже на некоторых фабриках и заводах, изготавливающих предметы государственной обороны и обслуживающих нужды нашей родной армии.

Правда, это прервалось быстро; и дело не в этом, что стыдно становится за тех, кто поддается этой преступной агитации в тягчайшие, может быть минуты боевой страды, наших героев в борьбе с сильным врагом.

…Какими предателями надо считать тех, которые задумали такое кошмарное преступление? Несомненно, что немцы приложили все свои гнусные усилия для того, чтобы распространить у нас такую агитацию. Но как у нас поддались на это? Как никто не спохватился вовремя взять подстрекателей и предложить им Щедринский вопрос: «Ты скажи мне гадина, сколько тебе дадено?»

«Какие сволочи, — негодовал Николай Лоза, — бастовать во время войны, да еще за деньги!»

Далее газета писала: «Приходится отметить в этом преступлении и то, что в чудовищном для настоящего времени баламутстве некоторой части рабочих виноват не один немец. Сознательно — почва для смущения умов, подготовилась несдержанными речами, которые разносились с Думской трибуны на всю страну, речами противоправительственными».

В связи с этим, слышал Лоза, император Николай II временно приостановил работу Государственной Думы. Хотя было непонятно, как на самой вершине власти в Государственной Думе могли звучать такие «провокационные» речи?

Все это оставляло в его душе неприятное, гадкое чувство…

Учеба и служба в школе шоферов шли своим чередом… Нужно сказать, что в соответствии с требованиями П. И. Секретева, главным в автошколе было изучение техники, а не солдатская муштра. Программа обучения нижних чинов включала теоретические и практические занятия.

«Программа школы шоферов при Запасной автороте» состояла из следующих предметов:

1. Лекции по механике — 8 часов,

2. Практические занятия по механике — 8 часов,

3. Лекции по электротехнике — 12 часов,

4. Практические занятия по электротехнике — 14 часов,

5. Лекции по автомобильным двигателям — 12 часов,

6. Практические занятия по автомобильным двигателям — 36 часов,

7. Лекции по шасси — 12 часов,

8. Практические занятия по шасси — 36 часов,

9. Неисправности работы двигателя — 20 часов,

10. Езда на автомобилях — 130 часов.

Для слушания лекций учащиеся распределяются на 2 группы по 50–60 человек каждая, причем, каждой группе лекции читаются независимо отдельными преподавателями.

Для работ по практическим занятиям и по неисправностям работы двигателя учащиеся распределяются по группам в 15–20 человек каждая, причем занятия в каждой группе ведутся независимо, отдельными инструкторами под непосредственным руководством преподавателей.

Для обучения езды на машинах учащиеся распределяются на группы по 5 человек на одну машину, что составляет 13 часов на каждого шофера.

(РГВИА. Ф. 802. Оп. 4. Д. 1609. Л. 2)

Теоретическими предметами были: арифметика, начальная геометрия, электротехника, общие сведения о тепловых двигателях, механика.

Например, «Программа занятий по механике» включала лекции:

1. Понятия по энергии. Энергия кинетическая и потенциальная.

2. Закон сохранения энергии.

3. Сила, масса, плотность и вес тела и единицы их измерений.

4. Центробежная сила.

5. Центростремительная сила.

6. Работа и мощность.

7. Движение прямолинейное, равномерное.

8. Понятие о скорости.

9. Движение под влиянием силы тяжести (падение тела), инерция, трение. Движение по наклонной плоскости, превращение прямолинейного движения в криволинейное. Способы передачи движения. Шестерни и шкивы. Рычаг 1-го и 2-го рода. Винт нормальный и бесконечный.

10. Понятие о воздухе и газах. Сжатие и расширение газов.

11. Закон Бойля и Мариотта.

12. Воздушные насосы: нагнетательный и всасывающий.

13. Манометры. Атмосферное давление и упругость газов.

(РГВИА. Ф. 802. Оп. 4. Д. 1609. Л. 3)

Основным учебником по автомобильному делу, получивший премию Военного министерства, как «самое толковое пособие по автомобилизму», был «Курс автомобилизма» Н. Г. Кузнецова. При подготовке нижних чинов использовалась книга инженера П. К. Энгельмейера «Катехизис шофера». Она была рассчитана на слабоподготовленных в техническом отношении шоферов. В ней в форме вопросов и ответов излагались элементарные знания по автоделу, и прежде всего как обнаружить и устранить неисправность в автомобиле, внезапно вставшем посреди дороги.

На практических занятиях в учебно-испытательных мастерских технической роты будущие военные шоферы познавали устройство автомобиля, учились слесарничать и обращаться с точными измерительными инструментами, а также осваивали ацетилено-кислородную сварку.

В учебно-испытательных мастерских проходили службу специалисты, по два-три человека, многих профессий: сварщики, фрезеровщики, литейщики, строгальщики, меднолитейщики, сверлильщики, формовщики, маляры, электротехники, шлифовщики, калильщики, лакировщики, рессорщики, инструментальщики, модельщики, кузнецы, молотобойцы, медники, жестянщики, радиаторщики, никелировщики, монтеры, слесари, корпусники, столяры, краснодеревщики, обойщики и вулканизаторщики.

Молодой солдат Лоза упорно, с интересом изучал теорию и устройство агрегатов и узлов автомобиля. Николай собственноручно составлял конспект по устройству автомобиля, где записывал и зарисовывал то, о чем говорили преподаватели, и постоянно повторял по этому конспекту пройденный материал. Так гораздо лучше запоминалось.

То, что Николай Лоза вел конспект, подтверждается воспоминаниями его младшего брата Карпа:

«…у Николая была попытка поступить в Землемерное училище в городе Курске, но экзаменационных испытаний не выдержал. Его не покидала надежда поступить в Землемерное училище, потому что на учительские курсы он идти не хотел, как не хотел и в медицинское училище, поэтому готовился усиленно, занимаясь самостоятельно».

Известно, что готовясь самостоятельно к экзаменам, нужно обязательно вести конспект. Не выписывая главного, без педагога не подготовиться… Да и почерк у Николая, судя по написанным его рукой строчкам в Послужном списке, был четким, аккуратным, разборчивым, что тоже способствовало написанию конспекта. Не многим солдатам-сослуживцам Николая, было привычно, в отличие от него, вести конспект лекций по теории автодела.

В техническом классе по стенам висели отличные наглядные пособия по устройству автомобиля. Эти чертежи и плакаты рисовались в чертежной самой автошколы.

Будущим военным шоферам на занятиях объясняли конструкцию автомобиля и его главных частей: шасси, мотора, кузова. Начали они изучение автомобиля с самой сложной его части — с мотора. В соответствии с «Программой школы шоферов» на изучение автомобильного двигателя отводилось 4 лекции по 3 часа и 10 часов практических занятий. На лекциях давались:

1. Принцип работы четырехтактного двигателя.

2. Схема 4 — и 6-цилиндрового двигателя.

3. Основные органы движения: цилиндр, поршень, рубашка, шатун, вал, клапана и т. п.

4. Распределение: шпинделя, толкателя. Распределительный вал, передача к нему.

5. Порядок вспышек в цилиндре.

6. Карбюрация: цели и назначение карбюратора, принцип работы карбюратора, устройство карбюратора, работа карбюратора на переменном режиме. Необходимость регулировки состава смеси и ее выполнение, подогрев карбюратора и его значение.

7. Зажигание: схема простого зажигания, схема двойного зажигания, свечи, число оборотов якоря и зависимость от числа цилиндров двигателя, влияние опережения и запаздывания зажигания.

8. Охлаждение: необходимость охлаждения двигателя, охлаждение термосифоном, устройство водяных насосов, устройство радиатора, кипение и замерзание воды и меры против этого.

9. Смазка: необходимость смазки, выбор сорта масла, смазка без давления, смазка под давлением. Масляные насосы.

10. Пуск и ход: пуск в ход ручкой, установка карбюрации и зажигания перед пуском. Пуск стартером.

11. Глушители: назначение, устройство.

12. Управление автомобилем: установка карбюрации, установка зажигания, установка охлаждения, установка смазки, регулировка хода мотора.

(РГВИА. Ф. 802. Оп. 4. Д. 1609. Л. 3, 3об., 4)

«Автомобильный мотор, — разбирался в схеме мотора Лоза, изучая плакат, изображавший мотор в разрезе, — состоит из следующих главных частей: чугунного цилиндра, отлитого вместе с рубашкой охлаждения, поршня, шатуна, коленчатого вала, железного маховика, верхней и нижней частей картера, впускных и выпускных клапанов и одного или двух распределительных валов. Впускные клапана впускают в цилиндры взрывчатую смесь, а выпускные — выпускают отработанные газы. К верхней части картера крепятся цилиндры, а нижняя часть служит для помещения в ней смазки, которая предохраняет трущиеся части от поломки и загрязнения. Картер отливался из алюминия. Между стенками цилиндра в рубашке охлаждения беспрерывно циркулирует вода, которая охлаждается в радиаторе. Радиатор крепится на шасси автомобиля и состоит из множества мелких трубочек. Воздух, проходя в отверстия между трубок, охлаждает проходящую по ним воду».

«Да, техника очень сложная, — понимал Николай, — придется серьезно напрягаться, чтобы разобраться в ней и запомнить». Каждый из узлов мотора будущие военные шоферы изучали и по схемам, и в натуре в гараже, что называется на железе.

Они изучали устройство четырехтактного мотора, который назывался так, потому что свою работу совершал в четыре такта, то есть в четыре хода поршня, для получения одного рабочего цикла.

Николай Лоза уже знал, что тактом — называется ход поршня от верхней мертвой точки до нижней, и наоборот. Первый тактом — всасывание. Поршень идет от верхней мертвой точки к нижней, при этом впускной клапан, приведенный в действие кулачком распределительного вала открыт.

Второй такт — сжатие. Поршень идет от нижней точки к верхней и оба клапана закрыты.

Третий — взрыв рабочей смеси и рабочий ход, когда поршень идет сверху вниз и оба клапана закрыты.

Четвертый — выталкивание отработанных газов. Поршень идет снизу вверх, выпускной клапан открыт, а впускной закрыт. Через выпускной клапан выходят отработанные газы и поступают в особый аппарат, называемый глушителем. Массивный маховик служит для преодоления мертвых точек и разгона силы инерции.

Общий принцип действия автомобильного мотора постепенно укладывался в памяти Николая Лозы, и приходило понимание тех физических процессов, которые происходят при этом. Но требовалось подробно разобраться в конструкции элементов и частей мотора.

«Вот поршень, — рассматривал Николай чертеж мотора, — который служит для передачи работы газов на коленчатый вал, посредством шатуна».

«Главное — понимал Лоза, — главное условие поршня — его герметичность, которая достигается при помощи особых чугунных колец, которых бывает от 2 до 6 штук. Кольца эти надеваются на выточенные в теле поршня желобки. При помощи стального пальца поршень соединяется с верхней головкой шатуна. Палец закрепляется в свою очередь при помощи одного или двух болтов, в теле поршня. Нижняя головка шатуна состоит из двух половин, которые стягиваются двумя болтами».

«Поршневые кольца служат для получения более сильной компрессии и для протаскивания смазки на стенки цилиндра», — это надо запомнить, делал пометки в конспекте Лоза.

День за днем на занятиях в техническом классе и в гараже будущие шоферы все глубже разбирались в устройстве частей автомобиля. Но до полного понимания было еще очень и очень далеко…

…В то небольшое свободное время, которое оставалось у рядового Николая Лозы, он знакомился с помещениями автошколы, оборудованными по последнему слову техники, с гаражом и подземным хранилищем бензина.

Широкий двор автороты был покрыт новым по тому времени материалом — асфальтом. Слева тянулось длинное здание гаража, в котором помещались 30 автомобилей, по два в отделении. Отделения были изолированы друг от друга на случай пожара. Гараж отапливался паровым отоплением и освещался электричеством. За гаражом размещались мастерские — сборная, слесарная, кузнечная, кислородно-ацетиленовой пайки, испытания моторов, каретная, для вулканизации шин, литейная и по зарядке аккумуляторов.

Николай Лоза понимал, что это целая автомобильная фабрика, где может ремонтироваться весь автомобиль. Через широкие двери автомобиль при необходимости мог передаваться из одной мастерской в другую. В помещениях мастерских было много воздуха и света.

Начальник Военной автошколы П. И. Секретев придавал особое значение мастерским школы: «…задача мастерских, являющихся центральными для всей Российской империи, преследующих цели учебные и помимо ремонтных работ, производящие работы показательные, а подчас даже и конструктивного характера…»

В конце двора располагался каменный павильон, стоящий над подземным погребом для топлива. Подземное хранилище вмещало несколько сотен литров бензина. Николай знал, что топливный резервуар безопасный от взрыва был немецкой системы «Гюнеке и Мартине» и что подземный погреб локализует взрыв. Офицеры говорили, что такая система впервые использовалась в нашей стране.

Особенно Николая заинтересовало то, что подача горючего на поверхность, происходила за счет нагнетания в цистерну углекислого газа под давлением, при этом расход бензина контролировался автоматически счетчиком.

Вообще, Николая интересовало все, что связано с техникой. Его образование, опыт поступления в училища Санкт-Петербурга и Курска, двухлетняя самостоятельная подготовительная учеба выделяли его среди новобранцев роты.

Все небольшое свободное время, которое было у молодого солдата, Николай Лоза проводил в гараже. Там было тепло, поэтому изучать автомобиль можно было и холодными осенними вечерами…

Интересовал Николая Лозу и испытательная станция. На испытательной станции Военной автомобильной школы проходили соответствующие испытания все автомобили, поступающие на снабжение русской армии. На каждой машине выдержавшей испытание выставляли особый знак. Одновременно заполнялось свидетельство об испытаниях, которое подписывалось начальником школы, заведующим испытательной станцией и инженером-механиком. Свидетельство скреплялось печатью. Подлинник свидетельства пересылался в ту часть, куда направлялась машина, а копия хранилась в делах школы. Такое свидетельство имел каждый автомобиль.

Военная автошкола была центром автотехнического обеспечения русской армии. Она осуществляла не только подготовку специалистов по автоделу, но формировала автомобильные роты и санитарные отряды, осуществляла снабжение материалами, запасными частями и автомобилями подразделения и части, проводила закупку автомобилей для нужд армии за границей, выполняла ремонт.

Война продолжалась, поэтому обучение будущих военных шоферов велось очень интенсивно. Программы были разнообразны и насыщены. Так, например, «Программа по курсу электрического зажигания моторов» включала в себя следующие лекции:

I. «Магнетизм»

1. Магниты естественные и искусственные.

2. Полюсы магнитов и их взаимодействие.

3. Диамагнетизм.

4. Система магнитов.

5. Магнитное поле и линии сил.

6. Земной магнетизм.

7. Намагничивание магнитов.

II. «Электричество»

1. Опыты Гальвани и Вольта.

2. Элементы Леканшо и Даниэля.

3. Понятия о токе, его направлении и замкнутой цепи.

4. Электродвижущая сила.

5. Направление, сопротивление и сила тока.

6. Закон Ома.

7. Единицы измерения.

8. Соединение элементов: последовательное, параллельное, смешанное.

9. Аккумуляторы и их свойства.

10. Емкость и мощность аккумуляторов.

11. Лампы накаливания.

12. Провода и их изоляция. Непроводники электричества.

III. «Электромагнетизм»

1. Действие тока на магнитную стрелку.

2. Гальваноскоп.

3. Магнитное поле тока.

4. Взаимодействие между токами и магнитами.

5. Соленоиды.

6. Намагничивание посредством токов..

7. Электромагнит.

8. Остаточный магнетизм.

9. Индукция вольтаическая и магнетическая.

10. Закон Ленца.

11. Самоиндукция, экстратоки замыкания и размыкания.

12. Вольтметры и амперметры.

13. Электрические звонки.

14. Конденсаторы.

15. Катушка Румкорфа, переменные и постоянные токи, выпрямители тока.

16. Прерыватели.

17. Динамо-машина и магнето, Электромотор.

IV. «Зажигание на автомобильных моторах»

1. Распределители, магнето низкого напряжения, магнето высокого напряжения.

2. Магнето Боша, Симса, Эйзельмана.

3.Свечи. Бобины.

4. Зажигание бобинами с аккумуляторами.

5. Зажигание искрой отрыва: механизмы отрыва и пробки.

6. Зажигание магнето высокого напряжения.

7. Зажигание двойное.

8. Освещение аккумуляторами.

9. Гудок.

(РГВИА. Ф. 802. Оп. 4. Д. 1609. Л. 2об.)

Особенно трудно давалось Николаю Лозе изучение устройства и принципа действия электрического оборудования — магнето и электрических элементов. Он чувствовал, что для более глубокого понимания электрических процессов у него не хватает училищных знаний физики и химии, и Николай дотошно спрашивал у преподавателей и рылся в библиотеке автошколы, ища ответы на эти вопросы.

На автомобилях электрический ток вырабатывался собранными в блок первичными элементами — батареей.

«В батарее тело, которое не поддается разъеданию серной кислоты, называется положительным и отмечается знаком «плюс», — разбирался Николай, — а тело, которое поддается — отрицательным и отмечается знаком «минус». Тело, не пропускающее электричества, называется изоляцией».

«Стремление тока по проводу — называют напряжением и измеряют вольтметром», — запоминал Николай. «За единицу взят 1 вольт. Энергия, или количество вырабатываемого от батареи тока, есть сила тока. Измеряется она амперметром, и за единицу принят 1 ампер», — записывал в конспект Лоза.

С пониманием природы электрического тока у Николая Лозы были сложности, но на этом этапе он запомнил главное: «Ток вырабатывается батареей и нужен для того, чтобы создавать искру, поджигающую горючую смесь в цилиндрах моторов».

«Магнето, — заучивал Николай, — прибор вырабатывающий электричество нужного напряжения для зажигания взрывчатой смеси в цилиндрах мотора. Магнето низкого напряжения вырабатывает электрический ток от 50 до 150 вольт напряжения. Магнето высокого напряжения — служит для зажигания смеси в цилиндре при помощи особо устроенных свеч. Магнето это вырабатывает ток, сравнительно небольшой силы, но высокого напряжения. Зарождается ток на первичной обмотке от вращения якоря — сердечника вместе с обмоткой у магнитных полюсов, в магнитном потоке. Высокое напряжение достигается от прохода тока через вторичную обмотку, которая служит продолжением первой. Вторичная обмотка состоит из медной изолированной проволоки толщиною около 0,15 миллиметра и длиною около 1000 метров. Конец ее присоединен к свободному концу первичной обмотки, а второй конец, будучи изолированным, припаян к медному коллекторному кольцу, также изолированному от массы якоря, и вращается вместе с ним. Зародившийся в первичной обмотке ток называется первичным, а во вторичной — индуктированным вторичным током».

«Следовательно, — понимал Николай Лоза, — вторичная обмотка служит для преобразования электрического тока, большой силы, но малого напряжения в ток малой силы, но большого напряжения. Полученный таким образом ток высокого напряжения до 15 000 вольт со вторичной обмотки попадает на коллекторное кольцо. К коллекторному кольцу спиральной пружиной прикреплялся уголек, который называется коллектором или собирателем. Уголек и пружинка заключены в особый патрончик из изоляции. Уголек прижимается к коллекторному кольцу собирает электрический ток и при помощи мостика передает на другую сторону магнето — в распределитель. Распределитель состоит из фибровой доски с 4 медными борнами. По доске и борнам движется уголек-распределитель. Уголек, проходя через борн, оставляет ток. Каждый борн имеет свой провод, ведущий к свече в цилиндре. Когда ток в свече перескакивает с одного на другой электрод, получается искра и зажигает взрывчатую смесь, а так как тело свечи соединено с массой мотора, то электрический ток попадает на массу мотора, а оттуда на магнето».

Николай смахивал со лба пот, выступавший при напряжении мыслей, как после тяжелой физической работы в поле, и продолжал разбираться. Парень он был упорный, не отступал и не пасовал перед трудностями…

На одном из практических занятий по курсу электрического зажигания мотора преподаватель показал им запальную свечу. Николай Лоза держал в руках автомобильную запальную свечу, которая состояла из металлического стержня, изолированного от тела свечи фарфором. Тело свечи имело вид медного патрона с винтовой нарезкой, при помощи которой свеча навинчивается в верхнюю часть цилиндра. Места, где проскакивает электрический ток со стержня свечи на тело свечи, назывались электродами свечи. Расстояние между электродами должно быть не более 0,8 миллиметра и не менее 0,5 миллиметра. Эти цифры Николай записал в свой конспект и запомнил главное: «При загрязнении электродов электрический ток не может пойти на массу, и свеча не даст искры и зажигания смеси не произойдет. Свечи надо постоянно содержать в чистоте».

Жили молодые солдаты, будущие военные шоферы в казарме, в этом же здании.

Николаю все было по душе. И учеба, к которой он всегда стремился, и техника, и форма. Он с гордостью носил погоны с эмблемой автомобильных войск, представляющей колесную пару с рулем и двумя крыльями, символизирующими скорость и свободу перемещения автомобилей. Эмблему, как говорили старослужащие, придумал сам начальник Военной автошколы Петр Иванович Секретев.

… В те годы автомобилисты эту эмблему в шутку называли «бабочкой» и острили: «Улетел бы, да «колеса» мешают!»

Еще в мае 1911 года приказом Военного ведомства №228 для Учебной автомобильной роты были установлены погоны и спецзнак. Этот спецзнак до настоящего времени служит эмблемой автомобильных войск. Погоны общеинженерные, вместо шифровки — вновь введенный спецзнак. Приказом по Военному ведомству №510 от 1914 года этот спецзнак распространили на все автомобильные части. Шифровки на погонах офицеров — автомобилистов были те же, что и у нижних чинов, но серебряные, накладные.

На погонах 1-й Запасной автомобильной роты имелась шифровка — цифра «1» — обозначающая «первая» рота и литера «З» (буква «З») — обозначавшая «запасная» рота. Вместе они означали: 1-я Запасная автомобильная рота.

Некоторые современные историки путают литеру «З» с цифрой «три», которая по приказу №228 от 1911 года, писалась с горизонтальной чертой в верхней части цифры, в отличие от круглой верхней части буквы «З», поэтому читают шифровку на погоне как «13 автомобильная рота», что неверно и может привести к историческим ошибкам.

Наступил октябрь. В окна казармы часто стучал дождь… Стволы и голые ветви деревьев почернели. Небо стало низким и серым…

Изучение устройства автомобиля продолжалось. Конспект Николая Лозы становился все объемнее: появились схемы работы клапанов, карбюратора, редукционного клапана, систем охлаждения мотора, глушителя…

При изучении работы клапанов системы впуска и выпуска смеси как взрывающегося, так и отходящего газа, — главное, на что обращал внимание Николай Лоза, — это признаки, свидетельствующие об отсутствии герметичности клапанов, что приводит к неправильной работе мотора. Клапана могут пропускать от появившихся на них раковин, от лопнувшего клапана, от нагара на гнезде клапана и на самом клапане.

Как рассказывали опытные шоферы, от пропуска впускных клапанов начинает стрелять в карбюратор и даже может взорвать его. От пропуска выпускных клапанов будет стрелять в глушитель. Пропуск клапанов вредно отражается на компрессии, а следовательно, и на работе мотора, не позволяя ему развивать большую мощность.

Не просто пришло понимание работы карбюратора, служащего для приготовления взрывчатой смеси и состоявшего из двух частей: поплавковой камеры и камеры смеси.

В поплавковой камере имеется пустотелый латунный поплавок. Николаю было понятно, что поплавок служит для удержания бензина в поплавковой камере на известном уровне. Через середину поплавка была пропущена игла, которая задерживает ход бензина из резервуара в поплавковую камеру. Поплавковая камера соединяется с камерой смеси посредством тоненькой трубочки, которая называется жиклером или форсункой и служит для распыления бензина. Воздух, стремясь в цилиндр и проходя мимо жиклера, высасывает из него бензин, и последний ударяется о конус и разбивается в пыль. Пыль эта смешивается с воздухом и, подхваченная им, имеет вид пара или тумана. Приготовленная смесь идет в цилиндр. Подача смеси регулируется особым клапаном — акселератором.

Читая описание работы карбюратора, Николаю думал, что все понятно, но как только он пытался это осмыслить, начинались сложности….

В октябре рядовой Лоза заболел и пропустил несколько занятий. Он простудился в сыром и холодном петроградском климате. Пришлось потом догонять, занимаясь вечерами самостоятельно.

«Водяное охлаждение двигателя автомобиля, — записывал Николай Лоза в конспект, — имеет рубашку охлаждения отлитую вместе с ним. Вода для охлаждения вливается в радиатор. При водяном насосном охлаждении вода циркулирует от действия центробежного насоса. Крыльчатка насоса приводится в действие шестеренкой от распределительного вала. Впереди радиатора помещается вентилятор, который приводится в действие при помощи ремня от коленчатого вала».

Конспект его постепенно превратился в толстый, сшитый из нескольких тетрадей, том. Часто у него просили этот конспект друзья-сослуживцы, чтобы сделать выписки, особенно те, кто по причине службы или нарядов пропустили занятия, и Николай всегда делился с товарищами.

Но не только служба и изучение материальной части автомобиля занимали умы молодых солдат в Военной автошколе. Война продолжалась, и рядовой Николай Лоза, как и другие его сослуживцы, с волнением следили за событиями на фронте, узнавая о боях на фронтах из «Армейского вестника», выходящего три раза в неделю, где давался обзор боевых действий:

«5 октября 1915 года продолжались упорные бои на Западном фронте в районе Митавского шоссе в окрестностях Олая. Наши «Ильи Муромцы» произвели набег на станцию Фридрихсхоф, юго-западнее Митавы, сбросив на станционные здания и в подвижной состав бомбы».

«Австрийцы и германцы продолжают применять в боях на левом берегу реки Стыри, почти исключительно разрывные пули».

«Над Ригой появился «Цепеллин», сбросивший бомбы над городом. Военным интересам ущерба им не нанесено».

В начале октября произошло событие, поразившее многих православных, в том числе и рядового русской армии Лозу. 6 октября 1915 года славянская Болгария вступила в войну с Россией на стороне Германии, Австро-Венгрии и Турции.

— Да, да… болгарские «братушки», которых русские солдаты, проливая свою кровь на Шипке, с боями освобождали от османо-турецкого ига, оказались изменниками и воевали сейчас против России вместе со своими исконными поработителями — Турцией и Германией, — этого Николай ни как не мог понять.

Журнал «Летопись войны» с горечью писал:

«Единоверная нам Болгария, освобожденная от турецкого рабства любовью и кровью русского народа, открыто стала на сторону врагов Христовой веры, славянства, России. Это невероятное отступничество наложило на Болгарию позорнейшее клеймо Каина и этим клеймом на вечные времена опозорен болгарский народ».

В этот же день был опубликован Высочайший Манифест о предательстве Болгарии:

Божиею милостию,

МЫ НИКОЛАЙ ВТОРОЙ,

Император и Самодержец Всероссийский,

Царь Польский, Великий Князь Финляндский, и Прочая, и Прочая, и Прочая.

Объявляем всем верным Нашим подданным: Коварно подготовляемая с самого начала войны и всем казавшаяся невозможною измена Болгарии славянскому делу свершилась: болгарские войска напали на истекающую кровью в борьбе с сильнейшим врагом, верную союзницу Нашу Сербию.

Россия и союзные Нам великие державы предостерегали правительство Фердинанда Кобургского от этого рокового шага…

С горечью встретил русский народ предательство столь близкой ему до последних дней Болгарии и с тяжелым сердцем обнажает против нее меч, предоставляя судьбу изменников славянства справедливо каре Божией.

«НИКОЛАЙ»

Вот тебе и «братушки»! Что удивляться, всего через 30 лет после Первой мировой войны Болгария станет союзницей нацистской Германии в войне против СССР. Да и теперь, в начале XXI века, Болгария демонстрирует не самое дружественное отношение к России.

Большую легенду, большой миф о «вечной дружбе» Болгарии и России, о «славянском братстве» развеяла сама история…

Напряженная учеба продолжалась. В связи с укороченным сроком обучения военных шоферов, на теоретических занятиях их нагружали информацией сверх меры. Некоторые начинали уже терять интерес к учебе, но Николай Лоза себе этого позволить не мог.

Тем более что им читали лекции по шасси автомобиля: сцепление, коробку скоростей, фрикцион, дифференциал, систему рулевого управления и систему тормозов. Слова эти звучали для Николая как музыка: «сцепление», «фрикцион», «дифференциал»…

На лекции по шасси автомобиля отводилось 12 часов. Лекции включали:

1. Общая схема шасси.

2. Сцепление: необходимость и назначение органов сцепления конусом и устройство его. Прямой и обратный конус. Сцепление дисками. Условия правильной работы органов сцепления.

3. Коробка скоростей: необходимость коробки скоростей, назначение. Устройство коробки с 3 скоростями и с 4 скоростями. Прямое соединение. Перевод скорости.

4. Передача на задние колеса: передача карданом, шарниры и соединения, карданный вал, передача цепями.

5. Дифференциал: назначение дифференциала, необходимость, устройство дифференциала с коническими шестернями и с цилиндрическими, сателлиты, расположение дифференциала при карданной передаче и при цепной. Работа дифференциала на ровном пути и на поворотах.

(РГВИА. Ф. 802. Оп. 4. Д. 1609. Л. 5, 5об.)

«Коробка скоростей обеспечивает получение различной скорости движения и заднего хода, — разбирался Николай. Она делается из чугуна. В ней помещаются различного диаметра шестерни. В коробку скоростей входят конусный и карданный валы и еще установлены добавочные валы. На одном из валов помещается на квадрате двигающаяся шестерная муфта, состоящая из двух шестеренок. Подвигая и сцепляя эти шестеренки с шестеренками дополнительного вала в зависимости от их диаметра, получаем желаемую скорость. В коробке скоростей всегда должна находиться густая смазка «Тавот». В конспекте он отметил: «Контроль смазки в коробке скоростей».

Благодаря дифференциалу происходит независимое вращение задних колес, Он состоит из набора конических шестерен заключенных в картере. При цепной передаче дифференциал находится в коробке скоростей.

Фрикцион служит для соединения и разделения задних колес с мотором. Фрикционы бывают кожаные, дисковые и цилиндрические. Кожаные фрикционы разделяются на прямые и обратные. Прямой кожаный фрикцион состоит из железного диска с конической поверхностью. На поверхность конуса наклепывается кожа для лучшего сцепления. Своей конической поверхностью конус входит в выточку маховика, куда прижимается сильной спиральной пружиной. Конус всегда находится в сцепленном состоянии и выключается ножной педалью. Выключать конус необходимо при переходе с одной скорости на другую, при торможении».

Особо Николай Лоза отметил в своем конспекте советы бывалых шоферов по работе с фрикционом: «При трогании с места нужно конус выключить плавно и при включении нужно давать газу, а во время езды при перемене скоростей включать более энергично».

Прошел, пролетел месяц службы новобранца Николай Лозы в автошколе, когда в октябре 1915 года другой новобранец Владимир Маяковский переступил порог Военной автомобильной школы. В письме родным Маяковский писал: «…я призван и взят в Петроградскую автомобильную школу, где меня определили в чертежную, как умелого и опытного чертежника». В то время начальником чертежной был штабс-капитан Лилиенфельд.

Рядовые Николай Лоза и Владимир Маяковский служили в автошколе в одно время, маршировали на одном плацу, ходили одними коридорами…

Существует версия, что Маяковский определился в тыловую часть с помощью друзей — пролетарского писателя М. Горького и художника А. Радакова. По официальным документам Маяковский значился «прикомандированным к технической части управления Военной автомобильной школы».

В чертежной, куда Николай заходил за автомобильными чертежами, он часто видел высокого, губастого, с крупным мясистым носом и темными волосами чертежника, рядового Володю Маяковского, о котором солдаты говорили, что он водился с «футуристами» — теми, которые клеят коробки из-под пудры и собачьи хвосты на холсты и называют это новым искусством. Маяковский сам писал об этом в автобиографии: «Выставки «Бубновый валет». Диспуты, разъяренные речи… Газеты стали заполняться футуризмом. Тон не очень вежливый. Так меня просто называли «сукиным сыном».

Действительно, перед войной Маяковский сблизился с модернистской группировкой кубофутуристов, которые отличались резко выраженным бунтарским характером в эстетике.

Как писал исследователь творчества Маяковского А. Метченко: «Сам Маяковский искренне считал, что его участие в эстетическом бунте футуристов было продолжением борьбы другими средствами. Ему казалось, что вместе с ним бунтуют люди, не связывающие себя с одряхлевшим строем помещичье-буржуазной России, такие как Хлебников, Каменский и футуристический иезуит слова — Крученых».

Начавшаяся война, по признанию самого Маяковского, отодвинула в сторону споры об искусстве. Принцип «самовитого» слова «вне быта и жизненных польз» стал бесполезным в военную годину. Во время службы солдатам запрещалось печататься в газетах за гонорар. Маяковский с сарказмом вспоминал: «Забрили. Теперь на фронт не хочу. Притворился чертежником. Ночью учусь у какого-то инженера чертить авто» и дальше: «Солдатчина. Паршивейшее время. Рисую (изворачиваюсь) начальниковы портреты… С печатанием еще хуже. Солдатам запрещают». Но он все-таки пописывал патриотические стишки, где высмеивал противника:

«Обвалилось у Вильгельма

Штыковое рыжеусие,

Как узнал лукавый шельма

О боях в Восточной Пруссии».

Пренебрежение и манкирование службой Маяковский не скрывал. Позже он описывал это словами: «На военщину нагло не показываюсь».

Николай Лоза не понимал такого «спустя рукава» отношения к военной службе. Но когда от солдат узнал, что чертежник Маяковский находится под надзором Охранного отделения полиции за нелегальную деятельность, Николаю многое стало понятно. Одним словом — неблагонадежный.

Забегая вперед, хочу сказать, что именно этот самый чертежник В. Маяковский, отсидевшийся в тылу, в ночь со 2 на 3 марта 1917 года арестует начальника автошколы генерала Секретева.

Да, именно так. Отрядом солдат из семи человек, которые арестовывали П. И. Секретева, руководил ратник 2-го разряда В. Маяковский, служивший чертежником в автошколе и незадолго до этого, в январе 1917 года, получивший из рук генерала серебряную медаль «За усердие».

Генерала Секретева заключили в одиночную камеру №54 Трубецкого бастиона Петропавловской крепости. Он отсидел в тюрьме 8 месяцев до 31 октября 1917 года, после чего перебрался на Дон, в Донскую армию белых. В 1919 году П. И. Секретева командировали во Францию для организации поставок бронеавтомобилей в белую армию. Секретев вынужден был остаться во Франции. Умер в Париже 28 октября 1935 года.

Интересна судьба медали «За усердие», которую получил Маяковский. Она связана с питерским кафе «Бродячая собака», что располагалось на Итальянской улице, недалеко от цирка Чинизелли, где собиралась богемная публика. Среди завсегдатаев бывала шумная компания футуристов — Давид Бурлюк, Василий Каменский, Велимир Хлебников и, конечно, Маяковский. Как-то в конце 1917 года Маяковский проигрался в карты, но денег у него не было. «Кто выручит надежду русской поэзии?» — обратился Маяковский, держа в руках медаль, к сидящим в кафе. Так медаль «За усердие» была Маяковским продана…

Первоначально автомобилисты были редкими специалистами и ценились наравне с летчиками. Престижу новой армейской профессии способствовал ореол романтики, связанный с укрощением «железных коней», как летчики покоряли «железных птиц». Это прослеживалось и по униформе военных автомобилистов, которым по Приказу №526 от 1911 года были положены кожаные «шведские» куртки, как у летчиков, кожаные шаровары, кожаные краги, сапоги и, в соответствии с Приказом №131 от 1911 года, полушубок в зимнее время, кроме того, чинам автомобильных подразделений были положены автомобильные очки. Эти очки были предметом особой гордости всех без исключения военных автомобилистов и носились на фуражке с особым шиком не только «при несении автомобильной службы», но и при всяком удобном случае. Для автомобильных частей позднее были введены особые фуражки, по типу английских. Они имели длинный прямой козырек и были удобны для ношения автомобильных очков. Эти фуражки с мягкой тульей положили начало новой моде.

Зачастую нижние чины носили элементы офицерского обмундирования и снаряжения, а сами автомобилисты предпочитали носить летные шлемы пилотов.

В 1913 году было создано Главное военно-техническое управление (ГВТУ). С началом войны в 1914 году ГВТУ состояло из двух комитетов и четырех отделов. Четвертый — Технический отдел включал: отделение воздухоплавательное, отделение автомобильное, отделение железнодорожное и отделение саперное.

Особенностью автомобильных частей Русской армии являлось то, что с самого начала их создания в них служило большое число добровольцев, причем не только офицеров, но и унтер-офицеров, среди которых было много сверхсрочнослужащих и вольноопределяющихся из числа высококвалифицированных рабочих-слесарей и механиков. В подавляющем большинстве служившие в автомобильных частях люди были образованными, технически грамотными, быстро осваивающими новую технику, использование которой требовало инженерной подготовки и инициативы. Среди офицеров автомобильных войск были прапорщики военного времени, имевшие высшее техническое образование и работавшие до войны инженерами.

Все это послужило тому, что автомобильные части очень скоро стали своего рода армейской элитой.

В 1914 году Приказом по Военному ведомству №510 автомобильным частям было присвоено обмундирование образца железнодорожных частей инженерных войск, как форма военного времени, которая делилась на парадную, служебную и повседневную.

Офицеры автомобильных войск к парадной и повседневной форме имели серебряные эполеты, поле и подбой алые, на которых шифровка золотистого металла в виде номера роты со специальною эмблемой желтого металла.

Гимнастерки рядового состава автомобильных войск были хлопчатобумажными, пехотного образца. Цвет формы темно-зеленый. Тулья фуражки темно-зеленая, околыш черного бархата. Шаровары укороченные, темно-зеленые, с нашивкой алого сутажного шнура. Шинель пехотного образца. Сапоги пехотные, перчатки коричневые — летние и зимние, ремень кавалерийского образца.

Николай Лоза с гордостью носил форму рядового автомобильных войск. На нем, новобранце, она сидела как влитая.

Трудами начальника Военной автомобильной школы Петра Ивановича Секретева обучение солдат теории и практике автомобильного дела велось по специально разработанным программам, со сдачей экзаменов по окончанию курса военных шоферов и получением шоферской книжки.

Еще более серьезно и фундаментально было поставлено обучение в офицерском классе.

Офицерский класс размещался в отдельном здании роты — его называли «автомобильная академия». Она состояла из аудитории, библиотеки и двух лабораторий: электротехнической и по технологии нефти.

Для обучения в офицерском классе из войск набирались желающие офицеры. Кандидаты должны были прослужить в строю не менее одного года и иметь чин не выше штабс-капитана. Желающие обучаться офицеры подавали соответствующее прошение по команде. К прошению прилагалась последняя аттестация, копия послужного списка и медицинское свидетельство о пригодности службы на автомобилях. В медицинском свидетельстве отмечалось: «…острота слуха и зрения, правильное отправление деятельности сердца и прочее…»

Сведения об офицерах докладывались начальнику Отдела военных сообщений Главного управления Генерального штаба. Начальник отдела ВОСО определял число отобранных офицеров и делал распоряжение о направлении офицеров на учебу.

Офицеры, отобранные для приема в офицерский класс, зачислялись в переменный состав роты приказом начальника Генерального штаба по военным сообщениям и считались в местах своей основной службы во временной командировке. Командированные офицеры при отправлении в роту на учебу получали прогонные деньги, а во время пребывания в офицерском классе — усиленный оклад жалованья и квартирные деньги. С ними же отправлялись и их денщики. Обучающиеся офицеры жили на вольнонаемных квартирах. Они были обязаны в дни и часы, назначенные для теоретических и практических занятий, являться в класс и выполнять все служебные поручения по нарядам и указания командира роты.

Офицерский курс подготовки включал 12 предметов: автомобильное дело, двигатели внутреннего сгорания, теория автомобильного двигателя (динамическая и термическая), учение о прочности частей автомобиля (основы статики и сопротивления материалов), оборудование гаража и мастерских, организация военно-автомобильного дела и отчетность, а также математика, теория и детали машин и механизмов (прикладная механика), технология и обработка металлов, технология жидких топлив и смазочных масел, основы электротехники, тактика и администрация.

Офицеры получали не только сведения о машинах и принципах командования автомобильными частями, но и приобретали водительские навыки, становились специалистами-механиками и на практических занятиях осваивали, например, опыт вулканизации автомобильных шин.

Помимо этого им читался общий курс технических дисциплин, математики, физики, химии и ряда других наук, для чего приглашались профессора из Петроградских институтов и университета. Так, курс физики, электротехники и теорию тепловых двигателей читал известный ученый, экстраординарный профессор Николаевской инженерной академии полковник С. Ф. Балдин.

В стенах Военной автомобильной школы выступал создатель теории и основ боевого использования автомобилей профессор Николаевской академии Генерального Штаба В. Г. Болдырев, автор работы «Автомобиль и его тактическое применение»; капитан В. О. Каппель, внесший важнейший вклад в становление военного автомобильного дела, написавший «Служба автомобиля в армии. Главнейшие основания организации автомобильных войск»; полковник академии Генерального Штаба В. А. Златолинский — автор фундаментального труда «Автомобиль и прочие виды механической тяги в применении к военным целям». Столь серьезная теоретическая подготовка позволяла Военной автомобильной школе готовить офицеров-автомобилистов с высшим образованием.

Практические занятия с офицерами проводились в гараже, в мастерских, иногда совместно с нижними чинами, и непосредственно на автомобилях.

По окончанию курса обучения офицеры сдавали экзамены экзаменационной комиссии, которая назначалась распоряжением начальника отдела ВОСО. Оценка знаний офицеров производилась по 12-балльной системе. Офицеры, окончившие полный курс, делились на два разряда: к 1-му разряду относились офицеры, получившие в среднем не менее 10 баллов и по каждому отдельному предмету не менее 8 баллов. Ко 2-му разряду относились все остальные офицеры, имевшие в среднем не менее 8 баллов.

Конец ознакомительного фрагмента.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я