Жизнь и судьба прапорщика русской армии

Александр Витальевич Лоза, 2023

Книга повествует о жизни и судьбе молодого человека Николая Игнатьевича Лозы, сначала рядового русской армии, затем прапорщика в войне с Турцией в 1915–1916 годах на Кавказском фронте; о кровавом революционном выборе 1917 года; о трагических событиях братоубийственной Гражданской войны в 1918 году.

Оглавление

Историческая справка

Автомобильные войска в Русской армии были созданы в феврале 1910 года в соответствии секретным Представлением №37. Этим Представлением «к железнодорожным батальонам Европейской России и Кавказа проектировано придать 5-е роты, наименованные автомобильными». Каждая автомобильная рота должна была комплектоваться 12 автомобилями, а всего при железнодорожных батальонах предполагалось содержать 108 машин «из коих 54 штабного типа и 54 грузовых». Определяя потребности армии в легковых автомобилях, исходили из того, что один «мотор» придется на каждый штаб округа (а их было 13) и один, на каждый штаб корпуса, которых было 37.

Для подготовки офицеров и нижних чинов автомобильных рот организовывали Учебную автомобильную роту.

16 мая 1910 года после Высочайшего утверждения Штата №5 началось формирование первой в России Учебной автомобильной роты.

В наше время этот день — день 16 мая (29 мая — по новому стилю) отмечается в Вооруженных силах страны как День автомобильных войск.

ПРИКАЗ

Министра обороны Российской Федерации

№100

24 февраля 2000 г., г. Москва

Об учреждении Дня военного автомобилиста.

29 мая 1910 года в Санкт-Петербурге была образована первая Учебная автомобильная рота, заложившая основы всего автомобильного дела в русской армии и явившаяся прообразом всей будущей организации автомобильной службы и системы автотехнического обеспечения Вооруженных сил Российской Федерации.

Учитывая исторические традиции и заслуги военных автомобилистов в мирное и военное время, их вклад в повышение боевого потенциала Вооруженных сил Российской Федерации,

ПРИКАЗЫВАЮ:

Учредить в Вооруженных силах РФ День военного автомобилиста, который отмечать ежегодно 29 мая.

Министр обороны РФ

Маршал РФ И. Сергеев

Учебная рота была создана на правах самостоятельной воинской части. По штатному расписанию на 1912 год в роте состояло офицеров — 11 человек, классных чиновников — 3, нижних чинов — 82. Кроме того, переменный состав насчитывал: офицеров — 15, нижних чинов — 90 человек. Командиром роты назначили энтузиаста автомобильного дела подполковника инженерных войск П. И. Секретева. После назначения подполковник Секретев переехал ближе к своему новому месту службы. Он снял квартиру по адресу: Семеновский плац, дом №4.

Офицерский, унтер-офицерский и личный состав Учебной автомобильной роты набирался из числа офицеров, унтер-офицеров и нижних чинов 1-й Железнодорожной бригады, расположенной в Боровичах. Бригада предоставила на первых порах и автомобильную технику: 45-сильную французскую машину фирмы «Шнейдер», 45-сильный немецкий «Бенц», 30-сильные «Адлер» и «Опель».

В октябре 1912 года Учебную автомобильную роту реорганизовали, выделив управление, офицерский класс, рассчитанный на 15 человек, школу военных шоферов, строевую роту, автомобильный гараж и учебные мастерские.

Приказом по Военному ведомству №588 от 26 октября 1912 года было определено, что «рота имеет предназначением»:

а) подготовлять офицеров и нижних чинов… для пополнения в военное время тех специальных обязанностей, где требуется знание двигателей внутреннего сгорания в применении к целям автомобилизма;

б) подготовлять сведущих руководителей из офицеров — для правильной постановки автомобильного дела в войсках и опытных шоферов и монтеров — инструкторов из нижних чинов — для автомобильных команд и парков;

в) изучать могущие иметь применение к военным потребностям открытия и изобретения по автомобильному делу…;

г) подробно изучать автомобили, находящиеся на службе в войсках Российской и иностранных армий, а равно обращающиеся в населении;

д) разрабатывать опытным путем все вопросы, касающиеся свойств и устройства автомобилей и двигателей для них; производить испытания с целью проектирования новых и изменения ныне существующих образцов…, а равно разнообразные данные по этому предмету, получаемые относительно постановки автомобильного дела в иностранных государствах».

По состоянию на 1 сентября 1913 года командный состав Учебной автомобильной роты составили следующие офицеры и военные чиновники:

Список офицеров и чиновников Учебной автомобильной роты на 1 сентября 1913 года:

Полковник Петр Иванович СЕКРЕТЕВ

Капитан Сергей Сергеевич ДЕДЮЛИН

Штабс-капитан Михаил Дмитриевич ТАПИЛИН

Капитан Василий Семенович МАТВЕЕВ

Штабс-капитан Вильгельм Вильгельмович ТРЕСТЕР

Штабс-капитан Федор Панфилович СИЛИНСКИЙ

Штабс-капитан Василий Альбертович ВРЕДЕН

Поручик Михаил Леонтьевич ЗАМАРАЕВ

Поручик Владимир Авелевич МГЕБРОВ

Поручик Сергей Эдуардович МАТТИССОН

Подпоручик Борис Николаевич КУЗНЕЦОВ

Поручик Николай Васильевич ХАЛЮТИН

Штабс-капитан Леонид Оттович МЕНЦЕНДОРФ

Коллежский асессор Сергей Михайлович АЛЕКСЕЕВ — делопроизводитель

Коллежский советник Евгений Фелицианович КЛИМОВИЧ — младший врач роты

Командир Учебной автомобильной роты полковник П. И. Секретев тщательно подбирал свои кадры. Помощником командира Учебной автороты по технической и учебной части был капитан С. С. Дедюлин. Заведовал гаражом и автомобильным парком Учебной автороты штабс-капитан В. А. Вреден. Должность старшего офицера Учебной роты выполнял штабс-капитан М. Д. Тапилин. Заведующим учебной частью офицерского класса был штабс-капитан В. В. Трестер.

Согласно документам Военного ведомства, в штате Учебной автороты состояли только офицеры, закончившие военно-инженерные, артиллерийские и военно-железнодорожные училища, из которых многие имели дополнительное высшее техническое образование.

Под стандартным строевым названием «рота» в России появился первый испытательный, исследовательский и учебный автомобильный центр, на который была возложена обязанность по организации и руководству автомобильным делом в Русской армии.

Современные исследователи авторы книги «Автомобили Русской Императорской армии: «Автомобильная академия генерала Секретева» С. В. Кирилец и Г. Г. Канинский пишут об этом следующее: «1-я Учебная автомобильная рота и ее преемница Военная автомобильная школа… являлись многопрофильной уникальной структурой, выполнявшей разнообразные задачи, главной целью которых была комплексная задача военной автомобилизации России.

Прежде всего, рота являлась общим руководящим центром, в котором вырабатывались все ключевые решения по вопросам организации автомобильного дела в Русской армии, а после их утверждения высшим военным руководством организовывалась их реализация в практику жизни войск. Эти структуры сыграли решающую роль в формировании всех механизированных частей Русской армии и являлись центром организации и формирования автомобильных частей и подразделений.

Рота и затем школа были также центром материально-технического обеспечения автомобильного дела во всей Русской армии.

1-я Учебная автомобильная рота явилась, кроме того, научно-исследовательским центром… где разрабатывалась и испытывалась новая техника, вырабатывались правила ее эксплуатации и ремонта. И наконец, рота являлась учебным центром, где обучались военно-автомобильные специалисты всех категорий, как нижние чины — водители и механики, так и офицеры — командиры автомобильных подразделений, инженеры-автомобилисты и руководители автомобильного дела в армии, вплоть до самого высшего звена».

По данным Советской военной энциклопедии 1976 года, к началу Первой мировой войны автомобильный парк Военного ведомства России насчитывал всего 711 штатных автомобилей.

Из них 259 легковых, 418 грузовиков и 34 специальных.

(Советская военная энциклопедия. Т. 1 М.: Воениздат, 1976)

Этого было совершенно недостаточно. В армии возникла острая потребность в автомобилях.

И если автомобили можно было быстро закупить за рубежом, то на подготовку военных автомобилистов требовалось время, поэтому с началом войны, с целью ускоренной подготовки военных шоферов и командного состава автомобильных подразделений, было увеличено количество временных шоферских и мотоциклетных классов в соответствии с распоряжением начальника Главного военно-технического управления №734/23648.

Начальник

Главного военно-технического управления

11 ноября 1914 г.

№734/23648

Петроград

Вр. Командующий Учебной автомобильной ротою, рапортом 9-го сего ноября №3266, доносит, что во исполнение предписанных ГУ ГШ и ГВТУ… Учебною Автомобильною ротою были сформированы временные шоферские и мотоциклетные школы в следующих составах: с 15 августа две школы шоферов с придачей каждой для обучения нижних чинов по 10 грузовых и 40 легковых автомобилей…

…Ввиду изложенного, командующий учебной ротой ходатайствует об утверждении состава временных подготовительных школ… на предмет получения для этих школ эксплуатируемых автомобилей…, средств на эксплуатационные расходы…

Испрашивается: Благоугоно-ли будет Вашему Высокопревосходительству приказать исполнить как предложено.

Генерал-лейтенант барон Ропп.

(РГВИА. Ф. 802. Оп. 4. Д. 1609. Л. 1, 1об.)

В связи с этим был расширен штат Учебной автомобильной роты, и число офицеров автороты существенно увеличилось.

Список офицеров и чиновников Учебной автомобильной роты на 1914 год:

СЕКРЕТЕВ Петр Иванович — полковник, командир роты.

ДЕДЮЛИН Сергей Сергеевич — подполковник (14.07.1914 назначен командиром 5-й автомобильной роты).

МАТВЕЕВ Василий Семенович — капитан (с 06.05.1914 подполковник, 26.08.1914 назначен командиром 7-й автомобильной роты).

ТАПИЛИН Михаил Дмитриевич — штабс-капитан (с 10.01.1914 капитан, 27.09.1914 назначен командиром 9-й автомобильной роты).

ТРЕСТЕР Вильгельм Вильгельмович — штабс-капитан (с 10.01.1914 капитан).

СИЛИНСКИЙ Федор Панфилович — штабс-капитан (10.08.1914 переведен в автомобильную команду штаба Верховного главнокомандующего).

ВРЕДЕН Василий Альбертович — штабс-капитан (12.08.1914 назначен начальником автомобильной команды штаба Верховного главнокомандующего).

ЗАМАРАЕВ Михаил Леонтьевич — штабс-капитан (26.08.1914 переведен в 7-ю автомобильную роту).

МАТТИССОН Сергей Эдуардович — поручик (04.09.1914 переведен в 6-ю автомобильную роту).

ХАЛЮТИН Николай Васильевич — поручик (03.09.1914 назначен командиром 1-й мотоциклетной ротой).

КУЗНЕЦОВ Борис Николаевич — подпоручик (10.10.1914назначен командиром 2-й мотоциклетной ротой).

МИКЛАШЕВСКИЙ Андрей Михайлович — штабс-капитан (26.08. переведен в 8-ю автомобильную роту).

ПОДГУРСКИЙ Борис Люцианович — штабс-капитан (30.09.1914 переведен в 1-ю автомобильную пулеметную роту).

КРИТ — капитан (определен в службу 16.08.1914).

БЕККЕЛЬ — прапорщик (определен в службу 26.08.1914)

ЯЗЫКОВ — поручик (определен в службу 27.08.1914)

ОРЛОВСКИЙ — прапорщик (определен в службу 27.08.1914).

ЯКОВЛЕВ — поручик (определен в службу 18.09.1914).

РОЩИН Иван Федорович — штабс-ротмистр (переведен 22.09.1914 из штаб-ротмистров 2-го гусарского Павлоградского полка).

КРЕСТИНСКИЙ Александр Ильич — поручик (переведен 22.09.1914 из 19-го саперного батальона).

ЛИНЕВИЧ Николай Николаевич — штабс-капитан (переведен 22.09.1914 из Осовецкой крепостной саперной роты).

МЕНЦЕНДОРФ — штабс-капитан (переведен 22.09.1914 из 8-го железнодорожного батальона).

ГАВРИЛОВ — прапорщик (с 24.09.1914 подпоручик, призван на службу в Учебную автомобильную роту из запаса армейской пехоты).

СТУПИН — штабс-капитан (определен в службу 17.10.1914 бывший отставной поручик гвардии).

ФРОНТАР — прапорщик (определен в службу 20.10.1914, французский подданный).

КЕГРЕСС Адольф — прапорщик (определен в службу 22.10.1914, вахмистр автомобильной части французской армии).

КАНИВАЛЬСКИЙ — штабс-капитан (определен в службу 10.11.1914, бывший отставной штабс-ротмистр).

КОТЕЛЬНИКОВ — поручик (определен в службу 03.12.1914, бывший отставной поручик).

ЭСПЕ — прапорщик (определен в службу 05.12.1914, французский подданный).

МОРИС-ДЮВЕРНО — прапорщик (определен в службу 05.12.1914, французский подданный).

ЛАВРОВСКИЙ — капитан (переведен 14.12.1914 из штабс-капитанов лейб-гвардии Мортирного артиллерийского дивизиона).

В этом списке офицеров и чинов Учебной автороты обращают на себя внимание французские фамилии: прапорщик Фронтар, прапорщик Эспе, прапорщик Морис-Дюверно и прапорщик Кегресс — французские подданные, принятые с началом войны на службу в русскую армию. Эти французы были отличными специалистами автомобильного дела.

Да, начальник Учебной автомобильной роты полковник Секретев умело подбирал себе кадры. Так, прапорщик Кегресс был талантливым инженером-механиком. Он изобрел оригинальный гусеничный движитель, устанавливаемый на колесные автомобили вместо снимавшихся задних колес — «подвески Кегресса», для улучшения проходимости автомобиля в зимнее время.

Адольф Кегресс родился 20 июня 1879 года во Франции в Эрикуре (департамент Верхняя Сона). С 1904 года работал в России техником в моторном отделе завода «Лесснер». В 1909 году, по рекомендации графа Орлова, А. Кегресс стал личным шофером царя Николая II и заведующим технической частью императорского гаража. Занимаясь проблемой улучшения проходимости автомобиля по снегу, заменил передние колеса на лыжи, а задние — на мягкие гусеницы из резинокорда, на тканевой оcнове. 31 марта 1914 года получил Привилегию №26751-а «Автомобильные сани, движущиеся посредством бесконечных ремней с нажимными роликами и снабженными поворотными полозьями на передней оси».

С 1914 года находился на военной службе в Учебной автомобильной роте в чине прапорщика, где работал над усовершенствованием своего изобретения. После Февральской революции 1917 года А. Кегресс с женой и тремя детьми уехал на автомобиле в Финляндию, а оттуда вернулся во Францию, где работал на фирме «Ситроен». Умер во Франции 9 февраля 1943 года в Круасси-сюр-Сен (департамент Ивелин).

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я