Рациональное общество. Том 3 (избранные статьи): очерки «философии движения»

Александр Васильев

Данный сборник статей представляет многолетние исследования автора «от естествознания к обществознанию». Они отличаются эволюционно-системным подходом, который обеспечил раскрытие базисных системных закономерностей, в том числе закономерностей системной организации движений в качестве целесообразных действий и деятельностей в экономическом и прочем развитии общества.Сборник может быть особо полезным для ученых-исследователей в области социальной и экономической теории.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Рациональное общество. Том 3 (избранные статьи): очерки «философии движения» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

2. Стационарность, устойчивость и стабильность «предписаны» человеческому обществу эволюционно объективно

Предписаны они от самых истоков социогенеза, всей эволюцией «живых организаций» (организмов) биосферы. Однако человечество все еще не может вырваться из власти систем, образованных на основе инстинктов и архаичных свойств человека предобщественного, на основе эгоцентричных устремлений иметь и наращивать наибольший запас средств жизнеобеспечения, подчинять слабых и властвовать, поднимаясь тем самым на более высокий уровень комфорта. Все современные рыночные механизмы, — так называемая рыночная экономика, на взгляд обывателя, кажутся совершенными, тем более что они представлены литературой как достижения многовековых усилий ученых-экономистов и практиков, а потому бесспорно верны и незаменимы. Но, если исследовать всю историю человечества, его мышление по организации общественного воспроизводства и развития, научно беспристрастно, «сверху», вооружившись современным системным анализом и рефлексией, то сразу же станет видно, что всё общественное, экономическое и политическое развитие детерминировалось «низменными», с точки зрения высших общественных целей, интересами властителей, торговцев, ростовщиков и прочих деятелей экономики. Научный анализ приведет к выводу, что совершенство современной рыночной экономики является лишь техническим, украшенным высокохудожественной рекламой и прочей атрибутикой.

Давайте же смотреть на Землю, на человечество и на родную страну, общество, «сверху», а не из сферы личных интересов, или под удобным углом зрения, или вынужденным взглядом, находясь «в плену» той или иной системы деятельности. Чтобы видеть научно объективно, не иллюзорно, надо, конечно же, обогатить свое сознание и мыслительный аппарат многими выверенными знаниями и научной методологией мышления, прежде всего естественнонаучными и научно-историческими знаниями, и, как уже говорилось, системным мышлением и анализом. Здесь я предлагаю «посмотреть» на фундаментальные процессы реализации «высших эволюционных предписаний», в части понятий стационарности, устойчивости и стабильности (далее СУС), — в ходе земной эволюции и человеческой самоорганизации, посмотреть на ключевые процессы, научное отражение которых совершенно необходимо для объективного самопознания, для совершенствования общественного развития.

Показательным для современного состояния мышления «о главном» является то, что современные словари «общественных наук» и философские словари не рассматривают понятия СУС применительно к обществу. В теоретической социологии есть много работ, — в т. ч. всемирно известных ученых, анализирующих процессы, связанные с СУС, однако, как и в отношении других научных понятий, анализ осуществляется применительно к существующему обществу, к сложившимся процессам, обусловленным господствующей политэкономической концепцией (моделью) организации всей общественной жизнедеятельности. Проблема возвышения «общественных наук» на основе естествознания и «скелетных» системных обобщений, — от начал социогенеза, выработанных и выверенных учеными, практикой создания и эксплуатации сложных технических и производственных систем, является актуальнейшей задачей не только для российской академии, но и для всей интеллектуальной элиты общества.

Здесь я ограничусь наиболее кратким толкованием СУС, необходимым для понимания дальнейших рассуждений. Стационарность есть интегральная, качественная характеристика объектов и процессов, отличающихся неизменностью (с допустимой флуктуацией) основных, существенных для исследователя параметров за рассматриваемый период времени. В обществе и применительно к его деятельной живой Единице научно оправдано рассматривать не только механическую стационарность (согласно Физике), но и функциональную, системную стационарность. Её значение становится хорошо понятным при рассмотрении функциональных систем человека (П. К. Анохин). В обществе, ввиду их пространственного распределения и дискретности функционирования, они видимы и становятся доступными для совершенствования лишь посредством системного мышления и анализа.

Устойчивость есть главная характеристика системы, представляющая её динамические свойства, реакции на внутренние и внешние возмущения, процессы отработки рассогласований и управляющих воздействий (для систем управления). Надо понимать, что общественные системы отличаются распределенностью в геопространстве, дискретностью, существенной длительностью процессов (относительно человеческой жизнедеятельности), чрезвычайным разнообразием носителей информации и прочими особенностями, сильно затрудняющими их «видение» и научно-объективное отражение, а стало быть, и совершенствование.

Стабильность есть основная характеристика объектов и процессов, физических сред, полей, структур, материалов, материальных и технических объектов. Она отражает степень изменчивости, показатели сохранения основных параметров рассматриваемого предмета за определенный период времени. Это понятие часто используют также для объектов (устройств), осуществляющих (генерирующих) те или иные процессы, в т. ч. производственные (говорят: стабильное производство, стабильная торговля и пр.).

Свойства СУС рождены, как известно, первородными вселенскими процессами образования вещества, вещественных структур, организаций, то есть образования материи, — как принято выражать всё многообразие нашего вещественного мира. Я предпочитаю и рекомендую использовать (в исследованиях Оснований) сугубо научные понятия и термины, убирающие «матерчатые» и прочие «покрывала» (удобные для многих философов и ученых, не желающих осваивать естествознание). В этом плане я следую А. Богданову, поскольку Вещество нашего мира действительно организовано и свойства СУС обусловлены именно процессами организации, дезорганизации (распада) и новой организации. Есть вещественные организации (тела, атомы и пр.) и есть поля (вакуум-смещения), волновые процессы, есть прочие организации и процессы в вакуумном пространстве вселенной, и потому действительно научный анализ не нуждается в «материи». Здесь приходиться опустить интереснейший анализ «массы» и многих закономерностей, связанных с этим свойством вещества, в т. ч. энергии как потенциала действия, и перейти к наиболее актуальной сфере, к рассмотрению свойств СУС живых организаций (организмов), человека и общества. Поскольку изложение необходимо строить предельно кратко, то начну с общих замечаний и выводов, облегчающих понимание последующих рассуждений. Обращаю внимание всех исследователей Оснований общественного развития, а также специалистов, вырабатывающих политэкономические и прочие судьбоносные Решения, и особенно экспертов на то, что, прежде всего, необходимо полностью усвоить и научно осознать все ключевые выводы и системные обобщения Естествознания, — особенно теоретической биологии, и других наук, составляющих понятийные основания для объективного отражения фундаментальных Оснований общества как такового, общественного воспроизводства и развития.

Жизнь основана и покоится на привычной, «само собой разумеющейся», — для большинства людей, но потрясающей (для вдумчивых ученых) стационарности процессов, составляющих всю иерархию живых организаций, — процессов, определяющих стабильность веществ и материалов в структурах, телах и сооружениях биосферы, — процессов, определяющих, среди прочего, устойчивость систем, обеспечивающих надежность и совершенство самодвижения, — гомеостаз, адаптацию и программируемое развитие (см., напр., книгу: А. Баблоянц, — школа Ильи Пригожина). Свойства СУС организмов обеспечиваются, кроме прочего, обменными процессами с окружающей средой, то есть открытостью живых систем. Но, здесь надо указать на важнейшее их свойство — все организмы предельно закрыты для вредных веществ и воздействий и это их фундаментальное свойство обеспечивает предельную надежность в изменяющихся условиях окружающего мира (потому они и сохранились в результате эволюции).

Если в вещественном мире свойства СУС обеспечиваются вакуумно-полевыми процессами, то в живом мире они дополняются ещё и специфическими информационными процессами, которые сохраняются и развиваются, однако, опять же на основе СУС носителей информации и всевозможных органов (устройств), реализующих эти процессы. Современному образованному человеку достаточно легко осознать источники и значение СУС для объектов окружающего мира и остается сделать как минимум два шага, — шаг в самопознании, в осмыслении собственных процессов гомеостаза, самодвижения и шаг в осмыслении человеческой истории, социогенеза и общественной (социальной) самоорганизации, — от истоков до современности, предварительно научившись мыслить системно. Высшее образование обязательно должно включать системные обобщения Естествознания, Человекознания и научного обществознания, — для всех специализаций, лишь тогда общество будет иметь необходимые интеллектуальные ресурсы для эффективного самосовершенствования.

Научный анализ самодвижения человека и самоорганизации общества, от истоков, после осознания СУС вещественного мира, позволяет понять, кроме прочего, сущность «времени». Станет понятно, что «время» эмпирически (эволюционно) и осознанно выработано, распространено и технически развито человечеством как инструментальное и функциональное информационное средство для организации жизнедеятельности, самоорганизации и управления жизнедеятельностью, специализированными деятельностями во взаимодействиях с окружающим миром. В таком же качестве было начато и продолжается использование его наукой для соизмерения движений и математического отображения реальности в движении, для моделирования всевозможных процессов, систем и организаций, с масштабом времени, удобным для исследователя. Ученые-физики, исследующие «природу времени», в действительности исследуют стационарность.

Реализация и развитие средств обеспечения СУС в обществе детерминированы всеобщими системными закономерностями жизни как таковой и различных ее форм, — живых организаций (организмов), вплоть до высшего общественного уровня. Это закономерности, системно обобщенные понятиями гомеостаза, адаптации, самоуправления и саморазвития. СУС вещественных, материально-технических и энергетических общественных средств, историю развития которых и общественное значение легко проследить, нет смысла здесь пояснять. Гораздо сложнее понимание информационных средств, особенно составляющих множества и комплексы, именуемые культурой. Как известно, объективно необходимая устойчивость жизнедеятельности, а стало быть, надежность существования, кроме стабилизации ее вещественно-энергетических составляющих, уже от истоков социогенеза дополнительно обеспечивалась такими информационными средствами как «запреты» (табу), нормы поведения и соподчинения, правила коллективной деятельности по всем специализированным направлениям. Сохранение опыта и предельно-адекватное, организованное мышление «о главном» (о существовании и развитии) обеспечивалось вождями и старейшинами, другими адекватными мыслителями. Тема государственного управления процессами и системами сохранения устойчивости общественного воспроизводства и развития достаточно раскрыта в других моих работах, поэтому здесь я не буду на ней останавливаться. Однако нельзя не повторить один существенный момент. Можно проследить повсеместный переход от власти знаний (по сущности управления) к власти денег и политически активных групп, усиленных опять же деньгами. Здесь надо вспомнить историю развития денег и понять, что в сущности это искусственный потенциал потребления (присоединения, поглощения), обеспечивающий потребление людьми продуктов и услуг, предлагаемых рынком (другими людьми) при общественно необходимой специализации деятельностей. Поэтому при всевозможных реализациях он выполнял и продолжает выполнять эту главную функцию. Современные технические средства позволяют перейти на общественно полезные формы его реализации, как для граждан, так и для всего общественного производства. Страна, которая сделает это первой, на предельно научном и общественно целесообразном уровне, получит существенное ускорение в социально-экономическом развитии (при прочих условиях) относительно стран, скованных архаичными финансовыми путами и кризисами.

Но, вернемся к культуре. Здесь представляется возможным указать лишь на главное, существенное. Все могут отметить, что большинство национальных культур имеют то или иное религиозное основание и предельно насыщены обрядной и предметной атрибутикой, согласно религиям и национальным особенностям. Надо понимать, что появились, закрепились и развились, накопились они (неважно как) в качестве действенных (в соответствующие периоды развития) средств обеспечения социальной устойчивости, управляемости со стороны властей и религиозных служащих (как правило, служивших власти). В те периоды, да и во многих современных странах не было и нет других средств (исключая государственные). В современный период надо понимать, что глубокие научные знания о природе, человеке и обществе, великий опыт использования научных знаний, особенно в медицине, в создании автоматизированных производств и в прочих сферах, при массовом их распространении через системы образования и популяризацию, обеспечивают общественно благоприятный переход от архаичных культурных ценностей к интеллектуально-этическим ценностям, обеспечивающим не только устойчивость, но и общественный прогресс. Хорошо известно, что терроризм, агрессия, всевозможная преступность, проистекают от невежества и религиозного фанатизма, от архаичных свойств и устремлений человека. Общество лишь тогда сможет предельно уменьшить антиобщественные деяния, когда организует воспитание и образование человека общественно разумного, когда объединит всех граждан едиными высшими знаниями о природе, человеке и обществе, едиными целями общественного развития, интеллектуально-этическими ценностями общежития и равными возможностями предельной реализации способностей в нормированных и творческих видах специализированной деятельности по целям общественного развития. Норберт Винер говорил, что информация «цементирует» общество. Однако он почему-то не предостерег человечество указанием на то, что информация же может и раздробить общество на конкурирующие и враждующие организации и группы, вплоть до индивидуумов, может направить на взаимоистребление и истребление общих ресурсов. А наши «доблестные» социалистические ученые не вразумили властвующую партию объяснением необходимости надежной защиты от проникновения жизненно опасной информации, не подали аварийный голос при внедрении рыночных идей, — системно подобно бдительному «антивирусу», защищающему рабочую систему. Таким образом, всегда актуальная, «дежурная» сверхзадача академиков понятна, но они её не выполнят, если будут продолжать служить главным образом партии власти и собственной карьере. Служба ученых обществу в целом, общественному прогрессу, это не работа на некую оппозицию власти, это служение Науке, величайшему Делу, обеспечивающему информационный «фундамент», проекты и технологии строительства всё более совершенного общества. Она обеспечивает, кроме прочего, наиболее полное и счастливое осуществление жизни каждого человека, и является объективным предназначением каждого ученого-обществоведа и других ученых (которые обретают свои качества и развивают их за счет общих ресурсов). К сожалению, многие ведущие ученые продолжают грешить не только ошибочным служением, но и спекуляциями, — путем выгодного использования достижений прошлого, в том числе ошибочных, лишь для своего карьерного роста и, что особенно прискорбно, в учебной деятельности, в массовых изданиях. Не звучит и вразумляющий глас академиков, научной общественности, о необходимости интеллектуально-этической цензуры всех изданий, программ и продукции массового назначения, — с наложением соответствующей ответственности на редакторов.

Любое общество, а стало быть, и современное государство, должно исходить в своей самоорганизации, в организации общественного производства и распределения, из единого и важнейшего принципа всех живых организаций — принципа иерархического соподчинения целей всех внутренних жизнедеятельностей высшим целям живой организации, обеспечивающим её устойчивое существование и благоприятное развитие в окружающем мире. История человечества демонстрирует яркие и убедительные примеры эффективности этого принципа. Она же показывает и важнейший для понимания современных проблем «целевой разлад», начатый распространением товарно-денежных отношений и соответствующих устремлений к богатству как потенциалу потребления и потенциалу власти. Этот целевой разлад, усиленный обогащением одних и обеднением других, то есть объективными потребностями стран (обществ) в целом и субъективными потребностями, потребностями собственников и агентов рынка, прочими факторами, будоражит страны и народы уже многие века. В результате научных исследований этого плана появились широко представленные теперь понятия социоцентризма и эгоцентризма. Надо понять, что эгоцентризм далекого прошлого, вознесенный известными процессами обогащения до властных высот, как раз и привел к государственно-монополистическому капитализму, к господству рыночных отношений. Любое общество, всегда и везде вынуждено было обеспечивать стационарность, устойчивость и стабильность определенных процессов, систем и объектов, но лишь теми ресурсами, которые удавалось высвобождать из рыночных механизмов. Поэтому достижение высших целей общественного развития всё ещё остается подчиненным «бюджету». Качество государственного управления снижено до управления по предельным отклонениям (катастрофическим, пожарным, демографическим и прочим).

Конкуренция производителей-поставщиков в рыночной экономике, конечно же, заставляет стремительно развивать технику и технологии, но какой ценой для общества в целом? Гораздо эффективнее для общества развивать их научно организованно, на основе спектра и объемов общественно полезного потребления, на основе программ и планов создания крупных и сложных общественно полезных объектов, систем и сооружений. Строительство и развитие рыночных «конкурентно способных» производств, организация «бизнеса» (частного дела), — по денежным целям собственников и государства (потребляющего из собственного бюджета), без научного анализа общественной полезности (вредности) потребления продукции и услуг приводит к современным проблемам здоровья населения, особенно детей и молодежи, к транспортным проблемам, а главное, к чрезвычайно нецелесообразному, бездумному использованию ценнейших человеческих, информационных, природных, материально-технических и производственных ресурсов. Яркие примеры нашей действительности заставляют серьезно задуматься, но суть-то в том, что думать надо не «в плоскости», не под удобным, или вынужденным углом зрения (как отмечено в начале статьи), а предельно научно и организованно, начиная с переосмысления Оснований, с системно-рефлексивного анализа происхождения и развития человеческого общества, — как учили познанию сущности выдающиеся мыслители древности — Гераклит, Аристотель и другие.

Рекомендуемая литература

1. А. Баблоянц. Молекулы, динамика и жизнь. Введение в самоорганизацию материи. Перевод с англ. Л. Н. Моисеевой. М.: Мир, 1990. 375 с. URL: https://www.twirpx.com/file/1472552/

2. Основы общей биологии / под ред. Э. Либберта. М.: Мир, 1982. 440 с. URL: https://www.twirpx.com/file/1816477/

3. Гуц А. К., Паутова Л. А. Глобальная этносоциология. M.: URSS, 2019. 248 c. URL: https://urss.ru/cgi-bin/db.pl?page=Search

…………………………………………………………………………………………..

Первая публикация: «Академия Тринитаризма», М., Эл №77—6567, публ.15359, 23.06.2009

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Рациональное общество. Том 3 (избранные статьи): очерки «философии движения» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я