Античные Герои на службе Российского флота

Александр Василега

«Античные Герои на службе Российского флота» – документальное произведение об истории создания и развития СДВ связи в стране. В книге подробно описаны этапы строительства СДВ радиостанций, наиболее значимые эпизоды их боевого применения в системе связи ВМФ СССР и РФ.В книге использованы фотоматериалы из личного архива автора.

Оглавление

Зарождение СДВ связи в Военно-Морском Флоте СССР

Перед Великой Отечественной войной в стране была принята программа строительства большого морского и океанского флота СССР. Но начавшаяся война вынудила свернуть эту программу. Вскоре, после окончания войны, с учетом военного опыта и изменившейся международной обстановки, в СССР была принята новая десятилетняя программа проектирования и строительства Военно-морского флота.

Значение связи для Военно-Морского Флота невозможно ни уменьшить, ни переоценить. И надводный корабль, и подводная лодка без надежной связи не смогут выполнить поставленной перед ними боевой задачи и имеют минимум шансов для собственного выживания.

По этой причине военный трофей — германская СДВ радиостанция «Goliath», оказался очень кстати, для будущего океанского Военно-Морского Флота СССР. Ещё шли из Германии в Выборг эшелоны с демонтированным оборудованием радиостанции, а с решением дальнейшей судьбы этого оборудования уже были связаны многоплановые события. Первое слово сказали представители науки.

Сразу же, после информации об обнаружении столь необычной германской радиостанции, ею заинтересовалась советская наука. В составе группы советских представителей, опробовавших в Германии СДВ радиостанцию «Goliath», были и научные сотрудники НИИ связи ВМС СССР.

Трофей хранился на складах связи под Ленинградом, пока в тысяча девятьсот сорок девятом году не было принято решение о восстановлении радиостанции на территории Горьковской области.

Решение о строительстве радиостанции в указанном месте было принято Постановлением Совета Министров СССР №2680—1080сс от 25.06.1949 г. Место для строительства выбрано не случайно по двум причинам: из-за схожести местных почв, с теми, где станция стояла изначально (качество работы радиопередатчика зависит от характеристик заземления), и из-за достаточной удалённости от государственной границы. Этим требованиям в наибольшей степени соответствовал земельный участок в пойме реки Кудьма у села Ближнее Борисово, Кстовского района.

Проектирование будущей СДВ радиостанции было поручено Проектному институту связи Министерства связи СССР, которым были выполнены все проектные работы по радиотехнической части, проект по установке антенно-мачтовых сооружений осуществлял проектный институт «Проектстальконструкция», а электрическую часть проекта разрабатывал проектный институт «Электромонтаж».

Строительство советского «Голиафа»

Руководство строительством возложили на Управление связи Главного штаба ВМС СССР. Во главе строительства стал начальник монтажно-строительного управления связи ВМС инженер-капитан 1 ранга Белкин Тимофей Алексеевич.

Тимофей Алексеевич родился в 1906 году в Орловской области, окончил Московский энергетический институт, факультет связи Военно-морской академии имени Ворошилова. Участник Великой Отечественной войны, награждён Орденом Красного Знамени, Орденом Красной Звезды, Орденом Отечественной войны 1 степени, Медалью «За боевые заслуги».

Вся служба Тимофея Алексеевича была связана со строительством. Являясь начальником отдела капитального строительства, заместителем начальника связи ВМФ по строительству, начальником монтажно-строительного управления, он руководил строительством всех крупных объектов связи ВМФ, в том числе и следующих за «Голиафом» СДВ-радиостанций ВМФ СССР.

В его непосредственном подчинении находился районный инженер связи Гольдфельд Матвей Маркович, который участвовал в демонтаже этой радиостанции в Германии и руководил её установкой на новом месте в СССР.

Участник строительства радиостанции «Голиаф», Ветеран Великой Отечественной войны, Член Президиума Совета ветеранов Службы связи ВМФ Городилин Валентин Михайлович вспоминает: «Начальник СМУ инженер-капитан 1 ранга Белкин возложил общее руководство по строительству СДВ радиостанции — на районного инженера-полковника М. М. Гольдфельда. В части технических средств ответственными были назначены: за радиотехническую часть — инженеры-специалисты Н. М. Рахманов и В. М. Городилин, за дизельное и электротехническое оборудование — Ю. П. Щёголев и С. А. Баутин, за антенные сооружения — В. К. Адамский и Ю. Б. Тисов».

Генеральным подрядчиком строительства было Военно-строительное управление (ОСУ-636 ВСУ) города Москвы под руководством начальника управления инженер-полковника Иоппе И. Б. и главного инженера — подполковника Гридасова П. И. В состав ОСУ — 636 ВСУ входили: Управление строительством, два строительных батальона и спецподразделения.

Субподрядными организациями выступали:

— Горьковское управление «Стальконструкция» — начальник управления Гуськов Иван Артемович.

— Горьковское управление Центроэлектромонтаж, управляющий — Гутин Семен Владимирович.

— Спецучасток №3 СМУ-305 Министерства связи СССР — главный инженер Пахомов Валентин.

Строительство объекта под кодовым названием «349-ДМ» началось в 1949 году со строительства складских помещений для хранения аппаратуры СДВ радиостанции «Goliath» и железнодорожной ветки от ж/д станции Кудьма до складских помещений. Для приема оборудования из города Ульяновска в район железнодорожной станции Кудьма был переведен 2023 склад вооружения связи ВМС.

В марте 1948 года его командира, подполковника Водовозова Георгия Степановича, назначили начальником склада связи Управления связи ВМС СССР в городе Выборге. Его задачей был приём поступающего из ленинградского порта трофейного оборудования и отправка его на хранение в Выборг. Начальником 2023 склада вооружения связи ВМС СССР, после Водовозова Г. С., стал его заместитель, подполковник Капитонов Петр Николаевич.

В Ульяновске разобрали и погрузили в вагоны всё, даже все служебные строения и казарму. Приехали на ровное место. За десять дней из разобранных остатков ульяновских строений сделали казарму, типа сарая. В ней все и жили, там же было и управление воинской части. Офицерский состав и сверхсрочников по прибытию разместили по окрестным деревням.

Выполнив задачу по приему из Германии оборудования в Выборге и отправке его на станцию Кудьма Горьковской железной дороги, в район строительства прибыл, уже полковник, Водовозов Г. С. Он был назначен начальником вновь строящегося объекта 349-ДМ.

Прибыли два батальона строителей и авторота. Для их размещения были построены два одноэтажных дома барачного типа, три деревянных одноэтажных домика (потом эти дома стали называть финскими), в которых размещалось Управление строительством и ИТР, офицерский состав, столовая для личного состава и рабочих.

Строили всё сразу: ставили антенно-мачтовую систему, возводили фундаменты и стены технического здания, антенных павильонов, караульного помещения, складских помещений для 2023 склада вооружения связи ВМС, дома для офицерского состава и сверхсрочнослужащих. Строили всё в большой спешке и напряжении.

Требования к хранению привезенного имущества, строительным работам и монтажу всего оборудования на всех уровнях руководства были жесткими. Основными критериями требовательности были высокое качество выполняемых работ и сжатые сроки их исполнения.

На военном складе 2023 оборудование не только хранилось, трофейное оборудование выдавалось под монтаж только после тщательной проверки его в лабораторных условиях.

Некоторые виды оборудования не выдерживали длительного срока хранения, как, например, мощные радиолампы Г-431 и Г-433. Они хранились около пяти лет и приходили в негодность при первом же их включении в радиосхему.

Если на монтаже обнаруживались детали и изделия ненадлежащего качества, то немедленно заменялись не только данные детали и изделия, а проверялась и заменялась вся партия таких деталей и изделий. В поставке недостающего оборудования участвовало большинство заводов оборонной промышленности города Горького.

Особое внимание уделялось монтажу антенно-мачтовой системы (далее-АМС). В середине января 1952 года был закончен монтаж первого зенита. Работы такого масштаба, с установкой мачтовой системы высотой более двухсот метров, были произведены в СССР впервые. Поэтому случались накладки и непредвиденные обстоятельства.

Срочность и важность работ по установке АМС зачастую требовала от руководителей работ принимать быстрые решения и брать на себя ответственность за эти решения. Гольдфельд М. М. и Кругляк Г. С., хорошо знали друг друга, свое дело и понимали друг друга с полуслова. Этот тандем сложился еще во время демонтажа радиостанции в Германии. Дружеские отношения сложились у Гольдфельда М. М. и с первым командиром электромеханической группы Веселовским Н. Я.

Электроснабжение строящегося объекта 349 ДМ осуществлялось от Свердловской электрораспределительной станции города Горького. Для того, чтобы запитать будущую СДВ радиостанцию необходимо было построить высоковольтные воздушные и кабельные линии электропередач. Кроме того, требовалось строительство второй ЛЭП от другого независимого источника электропитания питания.

Подобных объектов в регионе не строилось никогда, опыта такого масштабного строительства у подрядных организаций не было, да и их производственные мощности были недостаточными, и-за чего они часто срывали график работ. Полковник Гольдфельд М. М., когда не справлялся с ними собственными силами, устраивал встречи с руководством этих организаций в обкоме КПСС. Когда и это не давало нужных результатов, устраивались встречи на уровне Министерств. Летом тысяча девятьсот пятьдесят второго года в порядке контроля и помощи приезжал на объект и начальник связи ВМС вице-адмирал Цветков Николай Иванович.

За три года были построены все наземные объекты радиостанции: аппаратный павильон для размещения оборудования, мощная дизельная электроподстанция, антенные павильоны, внутри покрытые медью для размещения антенных катушек из литцендрата.

Катушки антенных контуров для сверхдлинных волн из-за больших мощностей имели размеры двух-трёхэтажного дома. Антенное полотно станции состояло из восемнадцати трёхсотметровых мачт, монтаж которых выполняли верхолазы треста «Стальконструкция». При монтаже радиостанции отсутствовало много узлов и блоков аппаратуры. Некоторые приборы были разбиты или утеряны. Отсутствовала необходимая документация. Многие материалы, такие как литцендрат для больших мощностей, в СССР не производились. Офицерам и служащим МСУ пришлось проявить большую изобретательность, чтобы собрать станцию».

Все системы радиостанции были восстановлены за три года. В декабре тысяча девятьсот пятьдесят второго года состоялось первое пробное включение с выходом в эфир заново построенного «Голиафа» (так было решено назвать новую радиостанцию).

Вот как в последствие вспоминал об этом событии его непосредственный участник — первый командир радиотехнической группы Кузьмин Валериан Константинович: «В декабре 1952 года монтажные работы радиотехнического, электромеханического, трюмно-котельного оборудования и антенно-мачтовых сооружений подходили к концу (хотя недоделок было еще очень много), что дало возможность перейти к пуско-наладочным работам в комплексе всего оборудования. Руководил всем комплексом пуско-наладочных работ радиопередатчика главный инженер спецучастка №3 СМУ-305 Министерства связи СССР Пахомов В.

Личный состав радиостанции: офицеры, старшины, матросы принимали непосредственное участие в пуско-наладочных работах, совместно с работниками монтажных организаций. В конце рабочего дня в середине декабря главный инженер Пахомов В. предложил провести пробный выход в эфир с нагрузкой на реальную антенну. До этого настройку передатчика вели на эквивалент антенны. По окончании рабочего дня и ухода монтажников с объекта, главный инженер Пахомов В. и командир радиотехнической группы Кузьмин В. К. с дежурной сменой настроили радиопередатчик на реальную антенну, и вышли в эфир на частоте 30 кГц в режиме несущей частоты.

В этом режиме передатчик проработал несколько минут, после чего был отключен. Выход в эфир прошел успешно, вся аппаратура работала нормально. Главный инженер В. Пахомов доложил о результате выхода в эфир начальнику СМУ-305.

Утром следующего дня из Москвы пришла телеграмма от командования с поздравлением по поводу успешного выхода радиостанции в эфир. А через несколько дней на объект прибыла Государственная комиссия для приема объекта в эксплуатацию».

Государственная комиссия закончила приемку объекта двадцать седьмого декабря 1952 года. К Акту приемки был приложен довольно большой перечень недоделок по строительству объекта с указанием сроков их выполнения.

Вот с какими техническими характеристиками радиостанция «Голиаф» была введена в строй:

— рабочий диапазон частот — от 15 до 60 кГц

— мощность радиопередатчика — до 1000 кВт

— КПД антенны — около 90%

— ёмкость антенны — 0,11 мкФ

— сопротивление потерь приблизительно 0,03 Ом

— ширина полосы пропускания 20 — 50 Гц

— общий КПД радиопередатчика — около 50%.

Антенна радиостанции представляла собой вариант антенны типа Александерсена — несимметричную реализацию вертикального шлейф-вибратора с тремя вертикальными элементами-шлейфами (центральными мачтами), соединенными между собой электрически многопроводной квазигоризонтальной частью («полотном»). Полотно также выполняло функции ёмкостной нагрузки, а его снижение, выполненное из трех групп проводников в центре конструкции, являлось активным элементом: снижение подходило к точке возбуждения, располагавшейся в центральном антенном павильоне. Излучение антенны создавалось, прежде всего, центральными мачтами и снижением.

Центральные мачты были установлены на изоляторах, их основания соединены с развитой системой заземления через удлинительные индуктивные катушки. Катушки, высотой пять метров и диаметром более трёх метров, выполнены из литцендрата, намотанного пятью параллельно идущими проводниками диаметром десять миллиметров каждый. Расположены они в антенных павильонах у основания центральных мачт. Заземление выполнено из оцинкованных стальных лент, радиально расходящихся вокруг каждой из центральных мачт и вокруг центрального павильона. Заземление на антенном поле выполнено из медной проволоки диаметром четыре миллиметра, общая длина уложенного в землю провода составляет более трёхсот пятидесяти километров.

Для каждой из трёх центральных мачт полотно состояло из шести групп проводников, образующих по форме шесть правильных треугольников с длиной стороны четыреста метров. Конструктивно полотно представляло собой систему стальных тросов в подвижной алюминиевой оболочке, соединённых между собой муфтами. Полотно поддерживалось в натяжении противовесами массой около семи тонн. Центральные мачты представляли собой стальные трубы высотой двести десять метров, углы полотна закреплялись на решётчатых мачтах высотой сто семьдесят метров, расположенных в вершинах правильных шестиугольников.

Проводники полотна совместно с поддерживающими их центральными мачтами напоминали три гигантских зонта диаметром около одного километра каждый. Подобную конструкцию иногда называют зонтичной антенной.

Кадровый состав первой советской СДВ радиостанции

Штат Кадра Передающего Радиоцентра №1 Узла Связи Морского Генерального Штаба (ПДРЦ №1 — официальное название нового объекта) с подчинением отделу строительства Управления связи ВМС был создан двадцать шестого сентября тысяча девятьсот пятидесятого года. В штат вошли должности офицеров:

— командир части (штатная категория капитан 1 ранга — контр-адмирал)

— главный инженер

— командир радиотехнической группы

— командир антенно-мачтовой группы

— командир электромеханической группы

— командир трюмно-котельной группы.

Будущий кадровый состав первой советской СДВ радиостанции формировался из офицеров, ранее проходивших действительную военную службу на фронтах Великой Отечественной войны.

В этом же году приказом министра ВМС СССР в штат радиостанции был назначен командир части — полковник Водовозов Георгий Степанович.

Георгий Степанович родился в 1903 году в Херсонской губернии. В 1924 году был призван в РККА, окончил Киевскую школу связи, Курсы усовершенствования по радиоразведке. Участник Великой Отечественной войны, службу проходил на Северном флоте. Во время войны Георгий Степанович служил в отделе связи штаба Беломорской военно-морской базы. Был награждён Орденом Красного Знамени, Орденом Отечественной войны II степени, медалями: «За оборону Советского Заполярья», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» Войну закончил в звании майора.

Высшего радиотехнического образования он не имел, но был хорошим организатором. Его назначили начальником 2023 склада хранения имущества связи ВМС в Ульяновске. Когда в Выборг из Германии начало поступать трофейное оборудование СДВ радиостанции «Goliath», его назначили ответственным за приёмку этого оборудования.

В дальнейшем, когда было принято решение о строительстве СДВ радиостанции на территории Горьковской области ему и было поручено создавать коллектив, вводить в строй и ставить на дежурство первую в СССР уникальную сверхдлинноволновую радиостанцию.

Как организатор, подполковник Водовозов Г. С. вполне соответствовал своему назначению. Во время строительства объекта он делал все, что мог, для ввода в строй основных объектов, для начала эксплуатации и постановки на боевое дежурство первой советской СДВ радиостанции. За успешное выполнение поставленных задач по строительству и вводу в строй новых объектов связи, уже в мирное время, Георгий Степанович был награждён Орденом Ленина и Орденом Красного Знамени.

В кратчайшие сроки на радиостанцию были назначены и другие офицеры:

— Главный инженер — майор Ларионов Василий Дмитриевич, до войны работал дежурным инженером на гражданской радиостанции имени Коминтерна. До прибытия в часть был в штате Монтажно-строительного управления связи ВМС;

— Командир радиотехнической группы — старший лейтенант Кузьмин Валериан Константинович. До войны окончил Горьковский радиотехникум, прошел всю войну от матроса до офицера, после войны служил в волновом отделе Генштаба. На строящийся СДВ передающий радиоцентр №1 приглашен из Генштаба начальником МСУ связи ВМС СССР капитаном 1 ранга Белкиным. Поскольку штат еще не был открыт, то он был назначен командиром радиогруппы в Горки Ленинские, на приёмный радиоцентр, а фактически занимался делами новой СДВ радиостанции. На строящийся объект Валериан Константинович прибыл одним из первых офицеров части;

— Командир антенно-мачтовой группы — лейтенант Кругляк Григорий Савельевич, черноморский моряк, связист БЧ-4, воевал на Черном море, там же получил офицерское звание. До войны работал машинистом на железной дороге в городе Прохладном Кабардино-Балкарской АССР. На строящейся радиостанции был с самого начала строительства. Григорий Савельевич демонтировал антенно-мачтовое оборудование в Германии, участвовал в Выборге в приеме этого оборудования и принимал оборудование AMC на железнодорожной станции Кудьма. Украинец по национальности, он был отличным хозяйственником. Матвей Маркович Гольдфельд не раз говорил по этому поводу: «Без Кругляка Г. С. мы сами не разобрались бы, многое бы напутали в установке антенно-мачтового оборудования»;

— Командир электромеханической группы — Веселовский Николай Яковлевич, бывший главный энергетик Горьковского завода им. Ленина, призван в ВМС СССР из запаса в звании капитана;

— Командир трюмно-котельной группы — старший лейтенант Никитин В. И. до призыва на военную службу окончил строительный институт.

Офицеров для строящейся радиостанции подбирало Управление связи ВМФ и лично капитан 1 ранга Белкин. Он нашел начальника радиотехнической группы Кузьмина В. К. и главного инженера Ларионова В. Д. Основным критерием при отборе кандидатов было знание службы на длинноволновых радиостанциях. Так, Кузьмин был инженером на длинноволновой радиостанции РВ-10 в Минске, главный инженер Ларионов В. Д. пришел с радиостанции имени Коминтерна, Кругляк Г. С. участвовал в демонтаже германского «Голиафа» и приеме AMC «Голиафа» из Германии в Выборге, главный энергетик Веселовский Н. Я. — был главным энергетиком Горьковского радиотелефонного завода имени Ленина.

Первый замполит — полковник Голубь Григорий Кузьмич еще до войны был замполитом Севастопольского военно-морского училища, в войну — участник обороны Севастополя, прибыл в часть с Черноморского флота.

Офицеры Кантомиров Михаил Николаевич и Уткин Глеб Николаевич пришли летом тысяча девятьсот пятьдесят первого года после выпуска из Ленинградского высшего мореходного училища, специальность — радиоинженеры. По окончанию училища их призвали в Вооруженные Силы младшими инженер-лейтенантами и отправили на «Голиаф».

Телегин Михаил Павлович окончил на Балтике офицерские радиотехнические курсы. Кантомиров М. Н., Уткин Г. Н. и Телегин М. П. стали первыми начальниками смен на новой радиостанции.

Вскоре, после установки первой мачты, на монтаж антенно-мачтовой системы прибыл работник Горьковского управления «Сталь конструкция», выпускник Горьковского инженерно-строительного института Дмитрий Васильевич Козин. «Умный инженер», по выражению В. К. Кузьмина, он быстро стал своим человеком в новом коллективе. Немного проработав гражданским специалистом, он поступил на военную службу и, уже в качестве офицера, начал службу в антенно-мачтовой группе. Освоив антенно-мачтовую систему, он освоил и радиопередатчик, продолжив военную службу в качестве старшего инженера-начальника смены, впоследствии был назначен командиром антенно-мачтовой группы и прослужил службу в этом качестве до ухода в запас.

Материально-техническим обеспечением части занимался подполковник Спиридонов Георгий Иванович.

Первым военнослужащим срочной службы на радиостанции стал матрос Тимоничев Иван Иванович. На воинскую службу Иван Иванович был призван в 1944 году. После окончания Великой Отечественной войны его направили служить в Москву, в Управление связи ВМС. К новому месту службы в Горьковскую область он прибыл вместе с первым командиром строящейся радиостанции подполковником Водовозовым Г. С.

В конце января 1953 года командование узла связи ГШ ВМС на радиостанции приняло первую курсовую задачу — «Организация службы». Личный состав был допущен к самостоятельному несению дежурства, началась боевая служба первой советской СДВ радиостанции, она называлась — «Передающий радиоцентр №1 Узла связи ГШ ВМС СССР».

До 2001 года радиостанция «Голиаф» успешно выполняла поставленные командованием Военно-морского флота задачи. В течение многих лет являлась отличной воинской частью и занимала лидирующие позиции среди частей связи ВМФ Центрального подчинения. За пятьдесят пять лет радиостанция практически не останавливалась, за исключением вынужденных простоев из-за частичной модернизации устаревшего оборудования.

С 2001 по 2003 год радиостанция в эфире бездействовала в связи с ремонтом и модернизацией. Тридцатого сентября 2003 года «Голиаф» вновь встал на боевое дежурство.

Коллектив радиостанции всегда отличали высокий профессионализм, ответственность, любовь и преданность к своей профессии, гордость за свою радиостанцию.

Эти качества личному составу с первых дней прививали командиры и офицеры радиостанции:

— первый командир части — полковник Водовозов Георгий Степанович (1949—1956 гг.);

— первый командир радиотехнической группы — полковник Кузьмин Валериан Константинович;

— первый начальник антенно-мачтовой группы — Кругляк Григорий Савельевич;

— первый замполит радиостанции — полковник Голубь Григорий Кузьмич;

— первый военврач радиостанции — полковник Дудченко;

— первый заместитель командира по МТО — подполковник Спиридонов Георгий Иванович.

За эти годы школу «Голиафа» прошли тысячи офицеров, мичманов, старшин и матросов, гражданских специалистов, а сотни из них затем продолжили служить и работать на построенных позже других СДВ радиостанциях ВМФ.

В разные годы радиостанцией руководили:

Начальники СДВ радиостанции ВМФ «Голиаф»:

полковник Водовозов Георгий Степанович

капитан 2 ранга Ильин Анатолий Сергеевич

капитан 1 ранга Житецкий Сергей Феофанович

капитан 1 ранга Макеев Николай Васильевич

капитан 1 ранга Петров Виталий Николаевич

капитан 1 ранга Чернега Валентин Григорьевич

капитан 1 ранга Батанов Николай Зотеевич

капитан 1 ранга Чуев Сергей Иванович

капитан 1 ранга Горев Юрий Петрович

капитан 2 ранга Супрончик Александр Иванович

капитан 2 ранга Борякин Иван Валерьевич

Заместители Начальника радиостанции по политчасти:

полковник Голубь Григорий Кузьмич

подполковник Соколов Григорий Георгиевич

капитан 2 ранга Езов Иван Федорович

подполковник Кузнецов Иван Маркович

капитан 2 ранга Коптяев Петр Александрович

капитан 2 ранга Новожилов Николай Степанович

капитан 2 ранга Иванов Валентин Викторович

капитан 2 ранга Орешников Юрий Васильевич

капитан 2 ранга Лукьянов Станислав Захарович

капитан 2 ранга Яниковский Александр Аркадьевич

подполковник Кузьменко Константин Петрович

Заместители Начальника радиостанции по техчасти:

инженер-майор Ларионов Василий Дмитриевич

подполковник Кузьмин Валериан Константинович

капитан 2 ранга Петров Виталий Николаевич

капитан 3 ранга Авдошин Геннадий Иванович

капитан 3 ранга Батанов Николай Зотеевич

капитан 3 ранга Кирсанов Виктор Александрович

подполковник Дюков Владимир Павлович

капитан 2 ранга Лукьянович Николай Григорьевич

майор Сафин Эдуард Маулетович

Заместители Начальника радиостанции по МТО:

подполковник Спиридонов Георгий Иванович

майор Силин Виктор Владимирович

капитан интенд. службы Пустохин Юрий Михайлович

капитан Смирнов Дмитрий Константинович

капитан Кузнецов Валерий Викторович

майор Ивашко Иван Иванович

старший лейтенант Титков Алексей Васильевич

капитан-лейтенант Демин Дмитрий Евгеньевич

капитан 2 ранга Учуваткин Григорий Александрович

капитан 3 ранга Жуков Олег Юрьевич.

Семьдесят лет легендарный «Голиаф» стоит на страже нашего Отечества, обеспечивая связь с подводными лодками ВМФ, несущими боевую службу в океанских глубинах. В этом заслуга бывших и нынешних связистов «Голиафа», с честью и достоинством выполняющих свой воинский и профессиональный долг.

капитан 1 ранга Белкин Т. А. полковник Гольдфельд М. М.

п-к Водовозов Г. С., к-н т/сл Веселовский Н. Я., м-р Кузьмин В. К.

л-т Телегин М. П., мл. л-т Кантомиров М. Н., к-л-т Уткин Г. Н.

Конец 1950 годов. Личный состав РТГ СДВ рст «Голиаф»

1950-е годы. Личный состав ЭМГ устраняет неисправность

2011 год. Аппаратный зал СДВ радиостанции «Голиаф-2МК» после модернизации

2011 год. Общий вид стенда систем водяного и воздушного охлаждения после модернизации

2011 год. Дизель производства фирмы MAN после ремонта

2001 год. Электрогенератор производства фирмы AEG

2001 год. Фрагмент системы водяного охлаждения

2011 год. Техническое здание СДВ радиостанции «Голиаф»

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я