Античные Герои на службе Российского флота

Александр Василега

«Античные Герои на службе Российского флота» – документальное произведение об истории создания и развития СДВ связи в стране. В книге подробно описаны этапы строительства СДВ радиостанций, наиболее значимые эпизоды их боевого применения в системе связи ВМФ СССР и РФ.В книге использованы фотоматериалы из личного архива автора.

Оглавление

Строительство радиостанции «Атлант»

В начале шестидесятых годов ХХ столетия, в связи с активным строительством в стране мощного ракетно-ядерного флота, требовалась глобальная связь, способная обеспечивать управление силами флота на удалении во много тысяч километров, в том числе и в отдалённых районах Северного Ледовитого океана. Исходя из этого, двадцать восьмого марта 1961 года, Министр обороны СССР принимает решение о проработке вопроса обеспечения связи и управления подводными лодками при их действиях в Арктической зоне.

Уже через два дня, на основании этого решения, Главнокомандующий Военно-Морским Флотом адмирал флота Советского Союза Горшков Сергей Георгиевич, утвердил представление на выбор площадки для строительства СДВ радиостанции мощностью 1000 кВт, а второго июня тысяча девятьсот шестьдесят первого года подписал приказ №0142 «О назначении комиссии по обследованию районов Архангельской и Вологодской областей».

Комиссию возглавил начальник связи и наблюдения Северного флота контр-адмирал Галкин Петр Васильевич. Всего было обследовано четыре площадки в Архангельской области и две в Вологодской. В результате выбор пал на площадку №32в, расположенную в шестидесяти километрах от города Архангельска на правом берегу реки Северная Двина, в двух километрах от уреза воды и в трёх километрах от села Вождерма.

Все материалы и выводы комиссии были получили экспертное заключение по выбору площадки в профильном НИИ ВМФ.

Двенадцатого августа 1961 года на заседании ЦК КПСС и Совета Министров СССР было принято решение №734—310 «О проектировании СДВ радиостанции ВМФ». К проектированию и строительству радиостанции было привлечено тринадцать различных организаций.

Двадцать второго апреля 1964 года, в соответствие с директивой начальника Главного штаба Военно-Морского Флота, был сформирован штат СДВ радиостанции ВМФ в Архангельской области. Ровно через месяц, на заседании ЦК КПСС и Совета Министров СССР, было принято решение №445—179 «О строительстве СДВ Радиостанции», которой в последствии был присвоен шифр ДМ-6.

Первоначально радиостанция находилась в подчинении у начальника связи и наблюдения Беломорской Военно-Морской базы.

При формировании штата, первой должностью, вводимой в любой воинской части, является должность командира. Не явилась исключением из правил, и эта СДВ радиостанция. В тысяча девятьсот шестьдесят шестом году первым командиром радиостанции был назначен капитан 2 ранга Осинцов В. И. Прослужил он в этой должности недолго — уже через два года его сменил капитан 2 ранга Милушин Лев Николаевич.

Лев Николаевич родился в Пензенской области в тысяча девятьсот двадцать четвёртом году, участник войны с Японией, был награждён Орденом Красной Звезды, Медалями: «За боевые заслуги» и «За победу над Японией».

В тысяча девятьсот пятьдесят седьмом году он окончил командный факультет связи Высшего военно-морского училища им. А. С. Попова. Службу проходил на кораблях и узлах связи Тихоокеанского и Балтийского флотов. Был начальником связи Иокоганской ВМБ Северного флота. С этой должности был назначен начальником строящейся СДВ радиостанции ДМ-6. На его плечи легла тяжёлая работа по организации строительства объектов радиостанции, контролю за качеством работ военно-строительными и подрядными организациями, подбор и расстановка кадров радиостанции, создание организационной структуры воинской части.

Стройка продолжалась пять лет. За это время были построены: основное техническое здание, здание ЦП СЭВ, антенные павильоны, система заземления, антенно-мачтовые сооружения, само антенное полотно, военные городки №73 (казарменный) и №74 (жилой).

Огромную роль при строительстве ДМ-6 сыграли командир капитан 1 ранга Милушин Лев Николаевич и первый главный инженер радиостанции капитан 2 ранга Таламанов Анатолий Николаевич. Это были офицеры с высоким чувством ответственности, у них была профессиональная хватка — им до всего было дело.

Количество работавших строителей на объекте одновременно доходило до тысячи человек. Со стороны командования радиостанции нужен был постоянный и тщательный контроль за ходом выполняемых работ, соблюдением сроков и качеством строительно-монтажных работ.

В начале строительства кадровый состав радиостанции был крайне малочисленным, поэтому и командиру, и главному инженеру приходилось практически «дневать и ночевать» на стройке.

Сложность климатических условий, удалённость строящегося объекта, отсутствие транспортной инфраструктуры накладывали определенный отпечаток на стиль и методы работы всех участников строительства. До того времени, пока на берегу Северной Двины не построили растворобетонный узел (РБУ) бетон возили самосвалами из Архангельска, а это более шестидесяти километров в одну сторону, причём, большей частью, по грунтовой дороге, а то и вообще по бездорожью…

Строительство шло тяжело, сказывались особые климатические и геологические особенности места строительства. Объект располагался на заболоченной местности, ни дорог, ни каких-либо подъездных путей в округе не было, всё приходилось строить «с нуля». Холодные и продолжительные зимы тоже накладывали свой отпечаток на ход строительства. Доставлять грузы по реке Северная Двина можно было только в период летней навигации, которая длилась не более четырёх месяцев. Основная часть строительных материалов и технологического оборудования доставлялась автомобильным транспортом, из-за чего постоянно возникали проблемы со сроками доставки грузов.

Дорогостоящее оборудование, к примеру, ртутные тиратроны, доставляли из Ленинграда, сначала в Холмогоры, а затем, через реку Северная Двина, на почтовой упряжке, в навал… Это притом, что ртутный тиратрон — наполненный парами ртути электровакуумный прибор (стеклянная лампа типа диод) размером более метра в высоту и около полуметра в диаметре, требовал к себе очень бережного отношения. Согласно указаниям по эксплуатации их транспортировка и эксплуатация допускалась только строго в вертикальном положении. Во время хранения их ежемесячно требовалось прокаливать постоянным током определённого напряжения в течение часа. При несоблюдении этих требований эти дорогостоящие электровакуумные приборы превращались в бесполезную, да ещё и опасную, с точки зрения экологии, груду стекла и металла.

Как раз ртутные тиратроны были одним из самых слабых звеньев СДВ радиопередатчика. В последствие, уже во время эксплуатации радиопередатчика, видимо, из-за несоблюдения условий их хранения и транспортировки, они очень часто выходили из строя. Проявлялось это в виде электрического разряда, сопровождаемого очень громким хлопком, это притом, что во время работы радиопередатчика шум в аппаратном зале от работы генераторных ламп, систем вентиляции, различных насосов системы охлаждения и так стоял невообразимый.

В целях улучшения руководства деятельностью радиостанции, приказом начальника связи Военно-Морского Флота от восемнадцатого августа тысяча девятьсот шестьдесят девятого года, СДВ радиостанция была переподчинена от начальника связи Беломорской ВМБ Северного флота начальнику 301 Центрального Узла Связи Военно-Морского Флота.

Руководство ВМФ требовало от Начальника связи ВМФ скорейшего окончания строительно-монтажных и пуско-наладочных работ на радиостанции. Это было вызвано двумя предстоящими важными взаимосвязанными между собой событиями:

— проведением весной тысяча девятьсот семидесятого года крупнейших в мире морских учений ВМФ СССР на просторах Мирового океана;

— всенародным празднованием в стране 100-летия со дня рождения В. И. Ленина.

Если первое событие имело чисто практическое значение — участие в таких учениях новой СДВ радиостанции позволило бы значительно улучшить оперативное управление кораблями и подводными лодками в мировом океане, то второе имело большое моральное и символическое значение.

Дело в том, что в те годы к важным историческим событиям было принято приурочивать достижения в различных областях жизнедеятельности страны, в том числе и в военной области.

Учитывая эту традицию, восемнадцатого апреля тысяча девятьсот семидесятого года Государственной комиссией, назначенной приказом Главнокомандующего ВМФ от восьмого апреля того же года, объект был принят в эксплуатацию. Его ввод в действующую систему связи ВМФ был приурочен к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина и уже в апреле СДВ радиостанция обеспечивала связь на масштабных учениях ВМФ «Океан-70».

Двадцать седьмого мая того же года Главнокомандующий Военно-Морским Флотом адмирал флота Советского Союза Горшков С. Г. утвердил «Акт Государственной приемки 1000 кВт СДВ радиостанции». Эта дата стала днём образования новой радиостанции, а своё название «Атлант» она получила уже по сложившейся традиции — по имени античного героя — могучего титана древнегреческой мифологии, держащего на своих плечах небесный свод, Атланта.

Несмотря на подписание Акта о приемке радиостанции в эксплуатацию, недоделок было очень много. В течение года — с мая тысяча девятьсот семидесятого по апрель тысяча девятьсот семьдесят первого года, на объектах радиостанции устранялись многочисленные недоделки, недостатки, проводились настроечные и наладочные работы.

Контроль со стороны вышестоящего командования был жёстким, а спрос строгим. Никакие ссылки на санкционированную начальством спешку с окончанием строительства и связанные с этим нарушения технологического процесса строительства во внимание не принимались.

После устранения недоделок и ввода в эксплуатацию, радиостанция передавала сигналы управления подводным лодкам, находящимся в морях Северного Ледовитого и Атлантического океанов в ограниченном по времени варианте. Тем не менее она стала важным элементом общей системы передачи эталонных сигналов единого времени, обеспечивала их доведение до потребителей по установленной программе.

С десятого апреля тысяча девятьсот семьдесят первого года СДВ радиостанция «Атлант» была введена в работу и задействована в системе действующей связи ВМФ в полном объеме.

Очевидно — наличие большого количества недоделок стало причиной того, что в июне тысяча девятьсот семьдесят первого года капитан 1 ранга Милушин Лев Николаевич, вместо заслуженной награды, был отстранен от занимаемой должности и уволен в запас с формулировкой «по состоянию здоровья».

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я