О чём повесть Александра Надысева «Шаманы»? Конечно же, о любви к девушке-шаманке двух якутов-соперников, которые волею судьбы в ходе событий Гражданской войны в Сибири временно сражались то среди «красных», то среди «белых», находясь там на высших постах власти.И всё это происходило в XX веке в ходе становления советской власти в Якутии, во время страшной ломки традиционных обычаев тунгусов и якутов, живших по предсказаниям своих шаманов.А ещё эта повесть об удивительных шаманах и великих учёных, предсказавших глобальное потепление климата планеты Земля, и о мероприятиях, направленных на защиту городов планеты от наводнения в будущем.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Шаманы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 2
В юрте старейшины Георгия Ефимова, собранной из небольших круглых брёвен, было душно и жарко от якутов, пришедших после камлания шамана. Из маленьких окошечек юрты струился утренний свет, освещая конусовидный свод крыши над очагом. Жена старейшины принесла оленину и скрылась за занавеской. Ефимов, разрезая ножом мясо, спросил оленеводов:
— Ну что, якуты, принимаем в повстанцы сбежавшего от большевиков Артемьева?
— Как скажет шаман, — переглядываясь, тихо ответили оленеводы.
Шаман Николай устало отозвался:
— Духи благоволят Артемьеву, а далее решайте сами и больше слушайте старейшину.
— Чтобы было понятно, я расскажу всё подробно, а вы будете решать, — начал Ефимов. — После разгрома Колчака в 20-м году мы с партийцами и Артемьевым вышли «из подполья», захватили власть в Якутске и образовали Ревком. На собрании Якутского РКП(б), вместе с комсомолом и профсоюзом мы национализировали собственность купцов, а сенокосные и пахотные земли распределили по уравнительному принципу. И было это правильно!
— Да, да, только так, — подтвердили оленеводы. — Слушаем тебя, продолжай!
Он передохнул и стал раздавать куски оленины якутам, сидящим на лежаках, расположенных вдоль стен юрты. Оленеводы оживились, а Ефимов неторопливо продолжил:
— Для большего влияния Советской власти на местах стали проводить беспартийные конференции бедноты и местных Ревкомов. И вот в январе 1921 года на такой конференции неожиданно потребовали изолировать тойонов5 и произвести разделение населения на классы. Мы тогда с Артемьевым выступили с возражениями, как же выделить из оленеводов «кулаков»? Ведь все якуты имели стада оленей и этим жили и будут жить. Правильно я говорю? И нас тогда с Артемьевым на конференции поддержали.
— Правильно! — загудели якуты.
— Но когда секретарём Губбюро РКП(б) стал Лебедев, то признали решения этой конференции ошибочными, и в сентябре 1921 года вышло постановление Губревкома об изоляции «кулаков» и тойонов от народа, как врагов Советской власти. Это же явный террор. Ну и пошло, поехало. В результате на шумных конференциях стали выкрикивать списки «врагов»: тойонов, «кулаков», их родственников и шаманов, а их оленей конфисковывать. Конечно, я в этот список попал в первую очередь, поэтому с родичами бежал в тайгу, и хочу отделиться от большевиков.
— Да, нам хорошо в тайге, наши олени и кони с нами, — поддакнули довольные якуты и, вдруг кто-то спросил. — А что же случилось с Артемьевым, ведь он тоже выступал против раскулачивания?
Ефимов пожал плечами:
— Видно Артемьев позже получил повестку явиться в Губбюро, и сразу со своими людьми бежал в тайгу и нашёл нас, недовольных террором.
— Да ладно, знаем, Артемьев побежал в тайгу за твоей дочкой Марией, — загоготали оленеводы. — Вона, они на поляне милуются!
— Но, но, — нахмурился Ефимов. — Впрочем, он же с нами, так как решим? Принимаем Артемьева?
— Конечно, — одобрительно заговорили якуты, — а то, какие мы «кулаки»? Пошли в круг!
И они с Ефимовым гурьбой вышли на поляну к затухающему костру.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Шаманы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других