Стоит ли обратить внимание на книгу «Несгибаемое Заполярье» Александра Надысева? Пожалуй, нужно, если Вы, отбросив надоевшие детективы или любовные романы, по-настоящему заинтересуетесь историей своей страны. Любая история важна для нас потому, что она учит не повторять ошибки прошлого и вдохновляет на новые подвиги и свершения в настоящем. Если кратко, то это художественно-документальное произведение, в котором рассказывается о реальных событиях, происходивших в советской Арктике во время Великой отечественной войны, и восстанавливаются подлинные имена героев, названия кораблей и самолётов, защищавших советское Заполярье. В своей повести автор, опираясь на недавно рассекреченные факты той страшной войны, с горечью и теплотой описывает подвиги реальных героев-бойцов Красной армии и моряков Северного флота Особенно трогательно автор рассказывает о том, как молодёжь стремилась на войну, чтобы защитить Родину от фашистов.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Несгибаемое Заполярье» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 3. Расплата в воздухе
В первые дни войны Мурманск массированно бомбили немецкие самолёты, их встречали советские истребители и завязывались воздушные бои. Город горел, зенитки не умолкали, и в небе над Мурманском было тесно от самолётов. В первый же налёт 3-ей батареей зенитного артиллерийского дивизиона были сбиты два немецких бомбардировщика. Другие зенитки тоже не отставали и, несмотря на их плотный заградительный огонь, немцы, не считаясь с потерями, никак не унимались. Советскими радистами была перехвачена немецкая радиограмма, и её расшифровали:
«…После двух налётов на Мурманск 23-24 июня из всех бомбардировщиков остался один неповреждённый Ju-88…»
***
В самом начале войны лётчик, старший лейтенант Борис Сафонов, был переведён в состав 72-ого смешанного авиаполка ВВС Северного флота, и сразу на истребителях И-16 он и лейтенант Воловиков вылетели на разведку. Обнаружив немецкий двухмоторный бомбардировщик, шедший над полуостровом Рыбачьим, они пошли на перехват и открыли огонь. «Немец» задымился и стал уползать в облака. И тут вдруг выяснилось, что боекомплекты у обоих советских лётчиков закончились.
— Эх, — корил себя Сафонов, когда приземлился, — растратил впустую весь боекомплект и упустил немца.
— Впредь будешь экономнее, — наставлял его командир авиаполка Губанов, — надо бить с короткой дистанции и наверняка.
— Есть, — потупился Сафонов. — Учту.
— Ничего, ничего, у тебя всё впереди, — успокаивал его командир.
Сафонов понял, как действовать в воздушном бою. Он разработал тактику ведения боя и уже на следующем вылете «сафоновская тактика» сработала. Вскоре он вылетел в разведку и обнаружил немецкий разведывательный самолёт Ju-88. Приблизившись к нему, он сначала ликвидировал стрелка, а затем с дистанции в 100 метров длинной очередью срезал самолёту хвостовое оперение. «Немец» упал в бухте Зеленцы, а его обломки подобрал советский катер.
— Поздравляю, — хлопнул по плечу Сафонова командир авиаполка. — Это твой первый немецкий самолёт и моряки подтвердили твою победу.
***
На аэродроме всегда кипела подготовительная работа. И если лётчики отдыхали, то неугомонный Сафонов всё время присутствовал при зарядке боеприпасов своего «Ишака». Как-то моторист Колпаков спросил его:
— Почему ты не берёшь «трассирующие»?
А Сафонов ответил:
— Ты знаешь, оружие пристрелено, а от моих «бронебойных» ни один Ганс не уйдёт! И потом, сбитых мною немцев, я на половину отношу на твой счёт, Колпаков, и техника Семёнова. Так что заряжай бронебойными!
Командир авиаполка Губанов, услышав разговор, подошёл к ним и вдруг увидел, что у Сафонова нет пряжек на шлеме.
— Почему срезал пряжки?
— Вместо пряжек я пришил кнопки от парашютных ранцев. Это же удобно и время не теряю при взлёте, — улыбаясь, ответил Сафонов.
— Ну, ну, — вздохнул командир, — это не по уставу. А так ты взлетаешь быстрее всех.
Неожиданно в небе появились немецкие бомбардировщики. Они шли прямо на аэродром.
— Сафонов, взлёт, — крикнул Губанов.
И истребитель И-16 круто взмыл в небо. Его самолёт провожал весь личный состав полка. Они долго стояли, обсуждая, как «советский ас» Борис Сафонов справится с множеством бомбардировщиков противника, ведь только его самолет был заправлен и готов к вылету. Наконец, до аэродрома донёсся знакомый шум двигателя, и они увидели, как Сафонов развернулся и помахал крыльями.
— Что он делает?
— Может, сбил? — терялись в догадках техники.
И-16 лихо совершил посадку. Булыгин, инженер 3-его ранга, подбежал к самолёту и знаками спросил:
— Сбил?
И в ответ получил радостный знак, Сафонов опустил большой палец.
— Есть! — обрадовался Булыгин. — Буду рисовать «звезду».
Осмотрев самолёт, он удивился:
— Ни одного пулевого попадания, а на капоте мотора большие остроугольные осколки немецкого дюраля. Что это?
Сафонов только покачал головой и, снимая парашют, буркнул:
— А-а, чуть себя не подбил.
По пути к командиру части, встретив техника Игнатия Бакина, Сафонов рассказал ему о бое поподробнее.
— Везёт же этому Бакину, — покачал головой Булыгин.
— Да, он его товарищ со школы, — рассмеялся техник Колпаков.
Вскоре лётчик доложил командиру, и корреспондент так записал во фронтовой газете «Сафоновец» № 42 от 17 июля 1941 года:
«При взлёте Сафонов выбрал, а затем потерял стервятника, но, набрав 100-200 метров, снова обнаружил его, летевшего по лощине, прятавшегося под фоном местности. Началось преследование. Сафонов увеличил скорость, начал сближение. С дистанции 150 метров стрелок немецкого самолёта начал вести огонь. Маневрируя от его очередей, он продолжал сближение. С дистанции 70-80 метров Сафонов выпустил несколько очередей, после чего стрелок был убит и он продолжил сближение. С дистанции 70-50 метров Сафонов дал полный газ и со всех огневых средств начал бить по самолёту. Пули ложились в местах расположения баков. И когда Сафонов подлетел почти вплотную к противнику, «Хенкель» взорвался. Часть осколков от самолёта попала в истребитель Сафонова».
16 сентября капитану Борису Сафонову было присвоено звание Героя Советского Союза. Он тогда скромно принял эту награду и, улыбаясь, пообещал:
— Сбивал, и буду сбивать фрицев!
Многие лётчики, служившие под началом Сафонова, прежде всего, видели в нём внимательного командира и отличного товарища, умевшего научить тактике ведения воздушного боя. Он вызывал у пилотов уважение и страх у фашистов, и если в эфире прозвучало предупреждение: «Ахтунг, ахтунг! В воздухе Сафонов!», то немецкие лётчики возвращались на свои аэродромы.
В октябре 1941 года был создан 78-ой авиаполк, командиром которого был назначен известный советский ас Борис Сафонов. Отработав свою тактику, он учил других лётчиков, и его авиаполк стал самым результативным в Заполярье. И в газете вскоре появилась статья, что «семёрка» истребителей Сафонова вылетела на перехват немецких бомбардировщиков, тринадцать из которых в ходе боя были сбиты, а советские истребители без потерь вернулись на свой аэродром.
***
30 мая 1942 года командир 2-го гвардейского Краснознамённого авиаполка ВВС Северного флота подполковник Сафонов, во главе звена из четырёх истребителей «Киттихаук» английского производства, вылетел на прикрытие каравана судов PQ-16, следовавших к Мурманску. В явно неравном воздушном бою Сафонов потерял своего ведомого и сразу попал под огонь бомбардировщиков. Он сумел лишь передать по радио: «Сбил три Ю-88. Мотор подбит, иду на вынужденную», и связь оборвалась.
Моряки-наблюдатели с эсминцев «Валериан Куйбышев», «Грозный» и «Сокрушительный», сопровождавших караван PQ-16 видели, как советский истребитель «Киттихаук» вышел из боя, задымился и в крутом пике врезался в море.
Так погиб советский ас Борис Сафонов.
Указом Верховного Совета СССР от 14 июня 1942 года Сафонов был награждён второй медалью «Золотая звезда», но это представление пришло после гибели лётчика.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Несгибаемое Заполярье» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других