1. книги
  2. Историческая литература
  3. Александр Валентинович Надысев

Несгибаемое Заполярье

Александр Валентинович Надысев (2024)
Обложка книги

Стоит ли обратить внимание на книгу «Несгибаемое Заполярье» Александра Надысева? Пожалуй, нужно, если Вы, отбросив надоевшие детективы или любовные романы, по-настоящему заинтересуетесь историей своей страны. Любая история важна для нас потому, что она учит не повторять ошибки прошлого и вдохновляет на новые подвиги и свершения в настоящем. Если кратко, то это художественно-документальное произведение, в котором рассказывается о реальных событиях, происходивших в советской Арктике во время Великой отечественной войны, и восстанавливаются подлинные имена героев, названия кораблей и самолётов, защищавших советское Заполярье. В своей повести автор, опираясь на недавно рассекреченные факты той страшной войны, с горечью и теплотой описывает подвиги реальных героев-бойцов Красной армии и моряков Северного флота Особенно трогательно автор рассказывает о том, как молодёжь стремилась на войну, чтобы защитить Родину от фашистов.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Несгибаемое Заполярье» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 5. В воздухе асы

Вернёмся к событиям начала войны. С некоторым опозданием, 1 июля 1941 года на Кандалакшском направлении перешёл в наступление немецкий 36-ой армейский корпус, в задачи которого входило захватить Кандалакшу и нарушить деятельность Кировской железной дороги. Ему противостоял 42-ой стрелковый корпус Красной армии, бои с которым продолжались с переменным успехом почти 40 дней. Немцы атаковали всеми силами, в том числе и авиацией, от налётов которой пострадали мурманские верфи, портовые сооружения и городская электростанция. А советская авиация громила немецкие причалы и нефтехранилища в Петсамо и потопила транспортный пароход. Но главной задачей Люфтваффе, поставленной немецким командованием, было разрушить Кировскую железную дорогу — главный путь транспортировки военных грузов и продовольствия из Мурманска и обратно. Трудно себе представить, что в те грозные дни «Кировка» разрушалась авиационными налётами противника более 100 раз, и каждый раз железнодорожники восстанавливали её разбитые пути, используя рассредоточенные по всей железной дороге запасы строительных материалов, нужных для ремонта. Светлая память этим героям!

Авиационные налёты осуществлялись немецкими бомбардировщиками в сопровождении истребителей, в основном «Мессершмиттами» Bf-109, Bf-110. На подступах к «Кировке» их встречали советские истребители И-16, и закипали в воздухе такие бои, что дух захватывало. В то время немецкий ас, гауптман Шашке, был особо ненавистен всем советским лётчикам Заполярья. Ему даже дали прозвище — Рыжий.

— У него прицел с фотоэлементом, — говорили техники и добавляли, — а броня его «Мессера» непробиваемая.

13 июля 1941 года — эту дату никто и никогда не забудет. В небе над аэродромом 145-го авиаполка у посёлка Шонгуй на малой высоте пролетели три Мессершмитта Bf-109.

— Какая наглость, сволочи! — выругался командир дивизии Николай Белов и отправил в погоню звено И-16 из 4-ой эскадрильи под командой лейтенанта Василия Ишакова, со словами. — Переломать им кости!

При взлёте своего звена лейтенант Ишаков вдруг увидел справа от себя пылающий самолет своего ведомого. Он стал вертеть головой и заметил, как самолёт другого ведомого тоже задымился.

«Что такое, что случилось? Да и откуда зенитки?» — терялся в догадках Ишаков, продолжая набирать высоту, и вдруг краем глаза увидел «Мессера».

— Вот, гад, атаковал снизу! — сообразил Ишаков, и тут же стал разворачиваться, но не успел… и получил от «Мессера» залп из носовой пушки. И-16-ый вздрогнул и загорелся, а Ишаков выбрался из пылающего самолёта, но из-за малой высоты раскрыть парашют ему не удалось. Так погиб советский ас.

Все, кто находился на аэродроме, видели, как вслед за тройкой немецких истребителей, низко над лесом шёл в атаку на взлетающее звено Ишакова «Мессер», раскрашенный под щуку.

— Ну, смотри же, Ишаков — кричали с аэродрома, — немец снизу тебя атакует!

— Как будто он вас слышит, — пробурчал механик. — Как жаль, что на «Ишаках» нет раций.

Другие кричали:

— Смотри, подбил немец ведомого. И ещё, ещё! Какая сволочь, подобрался снизу, как змея гремучая!

«Мессер», лениво выполнив «бочку», ушёл на запад, а командир авиаполка выругался и погрозил ему вслед:

— Мы ещё с тобой поквитаемся, змейский ас!

А замполит напомнил ему:

— Наш Иван Калабушкин в первый день войны на своём биплане «Чайка» сбил два «Мессера» и три бомбардировщика, вот кто настоящий ас!

— Знаю, только уточню. Калабушкин в первый день войны на «Чайке» в районе Бреста сбил одного «Мессера-109». На следующий день в районе Пинска сбил два «Юнкерса-88» и был ранен, 28 июля в районе Едрово сбил снова одного «Мессера-109 и 31 июля сбил ещё «Хеншель-126».

— Какой герой! — согласился замполит. — Свалил столько фрицев!

***

А немецкий ас гауптман Шашке, который на своём двухмоторном «Мессершмитте» только что сбил сразу трёх «Ишаков», уже сидел в подземном блиндаже и пил пиво с друзьями, пилотами обер-фельдфебелем Хуго Даймаром и обер-лейтенантом Хорсом Карганико, тоже асами, у которых на счету было немало сбитых русских. Шашке был в ударе и постоянно хвастался.

— В бою моя тактика просто идеальна, и ни разу меня не подвела. Я летаю под прикрытием наших «Мессеров», которые выманивают русских. Ха, ха! Они взлетают, а я снизу пушечкой распарываю им животы. Ха-ха-ха!

— Это похоже на мою охоту «на дикого медведя» — захохотал Даймар и хлопнул по плечу Шашке. — Везёт же тебе! Три «Ишака» зараз, тебе явно грозит Железный крест!

Но Шашке не знал, что его блестящая карьера «хитрой лисы» быстро закончится и даже креста на его могиле не будет! И неотвратимая кара настигла! 4 августа 1941 года немцы вновь решили бомбить аэродром в Шонгуи, и на этот раз в налёте участвовали четыре «Мессершмитта» Bf-110 и девять Bf-109. Сразу в небо были подняты три И-16 и четыре ЛаГГ-3 145-ого истребительного авиаполка. Несмотря на превосходство противника, советские пилоты атаковали немцев. Старшим лейтенантом Шелухиным сходу был сбит немецкий Bf-109, а командир эскадрильи капитан Зайцев из своих пушек пропорол брюхо ведущему «Мессершмитту-110», с раскраской под «щуку».

— Ага, получай, Рыжий!», — выкрикнул он.

«Мессер» загорелся и стал падать, а Зайцев проводил его взглядом до самого леса и, увидев взрыв, прокричал:

— Вот тебе, Шашке!

***

36-ой немецкий армейский корпус в это время окончательно увяз в боях у Саллы. И всё чаще и чаще пикирующим бомбардировщикам приходилось вылетать на поддержку немецких войск. Им не давали прицельно пикировать советские истребители И-16, которые с «Мессерами» постоянно крутили в воздухе смертельную кадриль. Но и этой поддержки с воздуха было явно недостаточно и наступление немцев на Мурманск стало сворачиваться. С другой стороны немецкое наступление на Кировскую железную дорогу так же не имело серьёзных успехов, так как советские войска сумели остановить противника в районе Алакуртти, после чего началась вялая позиционная война.

Так в советском Заполярье хвалёные немецкие егеря ничего не добились в своём желании овладеть Мурманском, и Кировская железная дорога по-прежнему оставалась основной транспортной магистралью, по которой доставлялось британское и американское вооружение, продовольствие и прочее оборудование.

Гитлер был вне себя. Он чихвостил своего любимца генерал-лейтенанта Дитля, а тот все неудачи сваливал на непролазную тундру и русский мороз.

***

Уже 30 августа у северных берегов Норвегии советская подлодка потопила два немецких транспорта, которые везли подкрепление для егерского корпуса «Норвегия», а 7 сентября британская эскадра атаковала немецкий конвой, и один корабль «Бремзе» был потоплен.

— Для начала неплохо, — радовался контр-адмирал Головко. — Не получит Дитль свежих егерей. Вот ему! А мы ему своими морскими десантами отрежем я…!

— Когда же мы дадим пинка этим фрицам? — спрашивали офицеры.

— Вот перегруппируемся, и тогда подпалим им задницы!

Уже тогда немецкое командование, потерпев фиаско по захвату Мурманска, решило организовать диверсионную деятельность на Северной железной дороге, и таким образом прервать сообщение Москвы с Мурманском. Кроме того, разрабатывало рейдерские операции своих подводных лодок по перехвату транспортных судов, следующих по Северному морскому пути, и погрому советских полярных метеостанций, разбросанных по всему побережью Заполярья.

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я