Стоит ли обратить внимание на книгу «Несгибаемое Заполярье» Александра Надысева? Пожалуй, нужно, если Вы, отбросив надоевшие детективы или любовные романы, по-настоящему заинтересуетесь историей своей страны. Любая история важна для нас потому, что она учит не повторять ошибки прошлого и вдохновляет на новые подвиги и свершения в настоящем. Если кратко, то это художественно-документальное произведение, в котором рассказывается о реальных событиях, происходивших в советской Арктике во время Великой отечественной войны, и восстанавливаются подлинные имена героев, названия кораблей и самолётов, защищавших советское Заполярье. В своей повести автор, опираясь на недавно рассекреченные факты той страшной войны, с горечью и теплотой описывает подвиги реальных героев-бойцов Красной армии и моряков Северного флота Особенно трогательно автор рассказывает о том, как молодёжь стремилась на войну, чтобы защитить Родину от фашистов.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Несгибаемое Заполярье» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 5. В воздухе асы
Вернёмся к событиям начала войны. С некоторым опозданием, 1 июля 1941 года на Кандалакшском направлении перешёл в наступление немецкий 36-ой армейский корпус, в задачи которого входило захватить Кандалакшу и нарушить деятельность Кировской железной дороги. Ему противостоял 42-ой стрелковый корпус Красной армии, бои с которым продолжались с переменным успехом почти 40 дней. Немцы атаковали всеми силами, в том числе и авиацией, от налётов которой пострадали мурманские верфи, портовые сооружения и городская электростанция. А советская авиация громила немецкие причалы и нефтехранилища в Петсамо и потопила транспортный пароход. Но главной задачей Люфтваффе, поставленной немецким командованием, было разрушить Кировскую железную дорогу — главный путь транспортировки военных грузов и продовольствия из Мурманска и обратно. Трудно себе представить, что в те грозные дни «Кировка» разрушалась авиационными налётами противника более 100 раз, и каждый раз железнодорожники восстанавливали её разбитые пути, используя рассредоточенные по всей железной дороге запасы строительных материалов, нужных для ремонта. Светлая память этим героям!
Авиационные налёты осуществлялись немецкими бомбардировщиками в сопровождении истребителей, в основном «Мессершмиттами» Bf-109, Bf-110. На подступах к «Кировке» их встречали советские истребители И-16, и закипали в воздухе такие бои, что дух захватывало. В то время немецкий ас, гауптман Шашке, был особо ненавистен всем советским лётчикам Заполярья. Ему даже дали прозвище — Рыжий.
— У него прицел с фотоэлементом, — говорили техники и добавляли, — а броня его «Мессера» непробиваемая.
13 июля 1941 года — эту дату никто и никогда не забудет. В небе над аэродромом 145-го авиаполка у посёлка Шонгуй на малой высоте пролетели три Мессершмитта Bf-109.
— Какая наглость, сволочи! — выругался командир дивизии Николай Белов и отправил в погоню звено И-16 из 4-ой эскадрильи под командой лейтенанта Василия Ишакова, со словами. — Переломать им кости!
При взлёте своего звена лейтенант Ишаков вдруг увидел справа от себя пылающий самолет своего ведомого. Он стал вертеть головой и заметил, как самолёт другого ведомого тоже задымился.
«Что такое, что случилось? Да и откуда зенитки?» — терялся в догадках Ишаков, продолжая набирать высоту, и вдруг краем глаза увидел «Мессера».
— Вот, гад, атаковал снизу! — сообразил Ишаков, и тут же стал разворачиваться, но не успел… и получил от «Мессера» залп из носовой пушки. И-16-ый вздрогнул и загорелся, а Ишаков выбрался из пылающего самолёта, но из-за малой высоты раскрыть парашют ему не удалось. Так погиб советский ас.
Все, кто находился на аэродроме, видели, как вслед за тройкой немецких истребителей, низко над лесом шёл в атаку на взлетающее звено Ишакова «Мессер», раскрашенный под щуку.
— Ну, смотри же, Ишаков — кричали с аэродрома, — немец снизу тебя атакует!
— Как будто он вас слышит, — пробурчал механик. — Как жаль, что на «Ишаках» нет раций.
Другие кричали:
— Смотри, подбил немец ведомого. И ещё, ещё! Какая сволочь, подобрался снизу, как змея гремучая!
«Мессер», лениво выполнив «бочку», ушёл на запад, а командир авиаполка выругался и погрозил ему вслед:
— Мы ещё с тобой поквитаемся, змейский ас!
А замполит напомнил ему:
— Наш Иван Калабушкин в первый день войны на своём биплане «Чайка» сбил два «Мессера» и три бомбардировщика, вот кто настоящий ас!
— Знаю, только уточню. Калабушкин в первый день войны на «Чайке» в районе Бреста сбил одного «Мессера-109». На следующий день в районе Пинска сбил два «Юнкерса-88» и был ранен, 28 июля в районе Едрово сбил снова одного «Мессера-109 и 31 июля сбил ещё «Хеншель-126».
— Какой герой! — согласился замполит. — Свалил столько фрицев!
***
А немецкий ас гауптман Шашке, который на своём двухмоторном «Мессершмитте» только что сбил сразу трёх «Ишаков», уже сидел в подземном блиндаже и пил пиво с друзьями, пилотами обер-фельдфебелем Хуго Даймаром и обер-лейтенантом Хорсом Карганико, тоже асами, у которых на счету было немало сбитых русских. Шашке был в ударе и постоянно хвастался.
— В бою моя тактика просто идеальна, и ни разу меня не подвела. Я летаю под прикрытием наших «Мессеров», которые выманивают русских. Ха, ха! Они взлетают, а я снизу пушечкой распарываю им животы. Ха-ха-ха!
— Это похоже на мою охоту «на дикого медведя» — захохотал Даймар и хлопнул по плечу Шашке. — Везёт же тебе! Три «Ишака» зараз, тебе явно грозит Железный крест!
Но Шашке не знал, что его блестящая карьера «хитрой лисы» быстро закончится и даже креста на его могиле не будет! И неотвратимая кара настигла! 4 августа 1941 года немцы вновь решили бомбить аэродром в Шонгуи, и на этот раз в налёте участвовали четыре «Мессершмитта» Bf-110 и девять Bf-109. Сразу в небо были подняты три И-16 и четыре ЛаГГ-3 145-ого истребительного авиаполка. Несмотря на превосходство противника, советские пилоты атаковали немцев. Старшим лейтенантом Шелухиным сходу был сбит немецкий Bf-109, а командир эскадрильи капитан Зайцев из своих пушек пропорол брюхо ведущему «Мессершмитту-110», с раскраской под «щуку».
— Ага, получай, Рыжий!», — выкрикнул он.
«Мессер» загорелся и стал падать, а Зайцев проводил его взглядом до самого леса и, увидев взрыв, прокричал:
— Вот тебе, Шашке!
***
36-ой немецкий армейский корпус в это время окончательно увяз в боях у Саллы. И всё чаще и чаще пикирующим бомбардировщикам приходилось вылетать на поддержку немецких войск. Им не давали прицельно пикировать советские истребители И-16, которые с «Мессерами» постоянно крутили в воздухе смертельную кадриль. Но и этой поддержки с воздуха было явно недостаточно и наступление немцев на Мурманск стало сворачиваться. С другой стороны немецкое наступление на Кировскую железную дорогу так же не имело серьёзных успехов, так как советские войска сумели остановить противника в районе Алакуртти, после чего началась вялая позиционная война.
Так в советском Заполярье хвалёные немецкие егеря ничего не добились в своём желании овладеть Мурманском, и Кировская железная дорога по-прежнему оставалась основной транспортной магистралью, по которой доставлялось британское и американское вооружение, продовольствие и прочее оборудование.
Гитлер был вне себя. Он чихвостил своего любимца генерал-лейтенанта Дитля, а тот все неудачи сваливал на непролазную тундру и русский мороз.
***
Уже 30 августа у северных берегов Норвегии советская подлодка потопила два немецких транспорта, которые везли подкрепление для егерского корпуса «Норвегия», а 7 сентября британская эскадра атаковала немецкий конвой, и один корабль «Бремзе» был потоплен.
— Для начала неплохо, — радовался контр-адмирал Головко. — Не получит Дитль свежих егерей. Вот ему! А мы ему своими морскими десантами отрежем я…!
— Когда же мы дадим пинка этим фрицам? — спрашивали офицеры.
— Вот перегруппируемся, и тогда подпалим им задницы!
Уже тогда немецкое командование, потерпев фиаско по захвату Мурманска, решило организовать диверсионную деятельность на Северной железной дороге, и таким образом прервать сообщение Москвы с Мурманском. Кроме того, разрабатывало рейдерские операции своих подводных лодок по перехвату транспортных судов, следующих по Северному морскому пути, и погрому советских полярных метеостанций, разбросанных по всему побережью Заполярья.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Несгибаемое Заполярье» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других