Автор книги «Жемчужины Москвы», часть 3, Александр Валентинович Надысев, продолжает увлекать читателей в мир исторических событий, связанных с возведением уникальных московских зданий. Герои его книги, реально существовавшие заказчики, архитекторы и реставраторы, создатели памятников архитектуры, поистине «жемчужин» Москвы XIX-XX веков
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Жемчужины Москвы. Часть 3 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Каприз императрицы
Музей заповедник «Царицыно»
Глава 1
1785 год. Граф Григорий Потёмкин уговорил императрицу Екатерину Второю развеяться — поехать в увеселительную поездку в Москву, а заодно осмотреть императорские дворцы, недавно выстроенные в Подмосковье. Императрица любила путешествовать по стране и, конечно, сразу согласилась. И вот целый караван карет двинулся на Москву. Впереди скакал, сверкая конской сбруей, отряд драгун, за ним лихо неслась главная императорская многокомнатная карета, расписанная гербами, в которую были впряжены 30 отборных лошадей. А вослед им, чертыхаясь и еле поспевая, мчались придворные в своих экипажах. В карете с императрицей Екатериной, зевая, путешествовал князь Григорий Потёмкин, управитель Новороссии и Крыма, фаворит и её тайный муж. Он развалился на бархатном диване кареты и, улыбаясь одним глазом, льстил Екатерине, которая устала от дорожной пыли:
— Като, выглядишь недурно! А помнишь, как мы с тобой приметили усадьбу «Черную грязь» в Подмосковье?
— Да, а ты десять лет назад выкупил её у графа Кантемира и назвал усадьбу «Царицыно», — вяло ответила императрица, глядя в окно кареты. — Я тогда велела архитектору Василию Баженову построить в Царицыне увеселительный дворец, который вскоре мы увидим.
— Тогда же, Като, ты поручила и архитектору Матвею Казакову, выстроить при подъезде к Москве Петровский дворец, — напомнил Потёмкин, улыбаясь.
Вскоре, посмотрев в окно, он радостно объявил:
— Государыня, скоро Москва, но прежде нас ждёт Петровский дворец, в котором можно передохнуть с дороги и погулять в роскошном парке с дивными птицами. Да, вот дворец уж показался!
— Неужели?
— А вот и сам архитектор Матвей Казаков стоит в поклоне у входа и ожидает нас! — воскликнул Потёмкин, когда карета въехала в курдонёр Петровского дворца. — Смотри Като, для тебя Казаков создал изумительное произведение архитектуры.
— Замечательный замок, мне правится, — устало вздохнула императрица и, взяв под руку Потёмкина, направилась на встречу к Казакову. — Осмотрим, каков мой дворец изнутри. Показывай Матвей, удобен ли?
Императрица была в восторге от анфилады залов, и особенно понравилась ей личная спальня с роскошным балдахином. Придворные хлопали в ладоши, а архитектор Казаков был обласкан императрицей.
— Порадовал ты меня, Матвей, — уставшим голосом проговорила императрица и направилась в спальню.
Пробыв два дня в Петровском дворце, и сгорая от любопытства, императрица поспешила в Москву. Ведь там строился Московский дворец в Кремле по проекту понравившегося ей архитектора Казакова, который заранее выехал в Москву.
Масштаб строительства в Кремле поразил императрицу. Объёмы залов дворца просто ошеломили её своим великолепием. Она ходила по залам и постоянно хвалила Казакова, а тот краснел и, прикладывая руки к груди, робел и кланялся:
— Очень рад, государыня, что вам понравилось!
Но особенно её поразил главный зал с огромным куполом.
— Какого же размера купол? — рассматривая зал, поинтересовалась потрясённая императрица.
— Государыня, в диаметре почти 35 аршин (24, 7 метра), — ответил Казаков.
— Превелик и очень красив, — проговорила восхищённая императрица и, поблагодарив Матвея Казакова, продолжила осмотр дворца.
Глава 2
В Москве императрица Екатерина Вторая осталась только на одну ночь, промучившись в тесном царском дворце Кремля. И уже утром императорская кавалькада направилась в Подмосковье, где все желали поскорее увидеть детище Василия Баженова, загородную резиденцию в Царицыне. Императрица давно изучила проект усадьбы Царицыно, и почему-то велела въезжать в усадьбу с обратной стороны императорского дворца. Но кортеж карет был вовремя замечен встречающими, и у входа во дворец уже стоял архитектор Василий Баженов со своим семейством и радостно встречал, вышедшую из кареты, императрицу. Придворные, столпившиеся сзади, ожидали услышать восторги о чуде архитектуры. Но императрица, сдержанно поприветствовав встречающих, велела архитектору Баженову:
— Ну, Василий показывай, что получилось?
Императрица, бегло осмотрев фасады дворца, холодно улыбнулась и распорядилась:
— Идём, Баженов, смотреть мои хоромы изнутри. Потёмкин не отставай.
— С удовольствием, государыня, — ответил Баженов, пропуская вперёд Екатерину с Потёмкиным.
Екатерина сразу прошла по залам дворца, предназначенным для её личных покоев, заглянула в спальню и, не увидев туалетной комнаты, вздохнула, покачав головой. Затем она осмотрела дворец цесаревича Павла и, нахмурившись, прошествовала в Кавалерский корпус.
«Фасады стары, залы тесны, потолки низкие и жить здесь неудобно!» — подумала императрица и направилась к своей карете. На ходу она гневно приказала сопровождавшему её начальнику Экспедиции кремлёвского строения Михаилу Измайлову:
— Сломать дворцы до основания. Потёмкин, проследи!
Услышав эти страшные слова, архитектор Баженов побледнел и понял, что его детище «Царицыно» не понравилось императрице. Тогда он с огорчением остановил императрицу словами:
— Государыня, я достоин Вашего гнева, не имел счастья угодить Вам, но жена моя ничего не строила.
Императрица обернулась и допустила к своей руке супругу архитектора. Затем, не сказав ни слова, она уехала.
— Где это видано, чтобы такие дорогие дворцы ломали? — недоумевали придворные. — Ведь каких денег сумасшедших они стоили.
Единственный, кто был спокоен, так это граф Потёмкин.
«Надо же, императрица пресытилась устаревшей готикой, — подумал он, — теперь подавай ей дворцы в классическом стиле, как Московский. А ещё я пологаю, что архитектор Баженов замешан в масонском заговоре. Не лез бы он в политику, тогда бы и дворец понравился!», — и велел Измайлову:
— Прежде чем ломать дворцы, распорядись представить в Петербург для высокого утверждения два проекта нового Большого царицынского дворца архитекторам Баженову и Казакову, и срок даю две недели.
— Слушаюсь, — вытянулся перед Потёмкиным расстроенный Измайлов.
Уже в карете Потёмкин, чтобы как-то развеять мрачные мысли императрицы, стал её успокаивать:
— Не огорчайся, Като. Я велел Измайлову представить тебе для утверждения сразу два проекта Большого дворца в Царицыне, выполненные архитекторами Баженовым и Казаковым.
— Хорошо, а мы с тобой посмотрим у кого лучше, — быстро ответила Екатерина.
— Знаешь, Баженов все силы направил на рисовку прекрасных фасадов в силе русской готики, и они получились. Ты же ведь хотела получить дачную усадьбу «Царицыно» тихую и уютную?
— А сейчас не хочу! — капризно ответила императрица.
— Баженов увлёкся — продолжал Потёмкин, — и вышел за рамки сметы на строительство, ведь он вкладывал свои сбережения, брал кредиты и даже заложил свой дом. Так что задолжал он, аж 15 тысяч рублей.
— Оплати из казны, — вздохнула императрица и стала смотреть в окно кареты. — А мне мерещится Московский дворец. Молодец Казаков!
Так что императрица всю дорогу из Москвы в Петербург только и говорила о Московском дворце в Кремле (ныне Сенатский дворец), и об архитекторе Матвее Казакове.
«Пожалуй, она заменит придворного архитектора Баженова на его ученика Казакова, — подумал Потёмкин, зевая. — Пусть, пусть капризничает!»
Глава 3
Михаил Измайлов прибыл из Петербурга в Москву с утверждённым проектом Казакова. Он поздравил архитектора с победой и велел приступать к разборке царицынских дворцов. На следующий день он заехал в архитектурную мастерскую Баженова, чтобы его как-то поддержать, но тот приболел. Его сразу с вопросами окружили ученики Баженова. Измайлов сел на табурет перед чертёжным столом, на котором красовался генплан усадьбы «Царицыно».
— Вот из-за этой архитектурной концепции усадьбы, — указывая на генплан, начал говорить Измайлов, — и получился конфуз. Желая сохранить природу поместья, Баженов разделил ландшафт на две зоны — дворцовую и парковую с прудом. Вы видите, что получился целый дачный город, в центре которого стояли равные дворцы для императрицы и цесаревича. Вокруг кавалерские корпуса, корпус кухни, павильоны для слуг, камер-юнгерский корпус и другие постройки. Всего более 30 сооружений, и все они запроектированы уютными, аккуратно вписывающимися в природу. Корпуса узкие, а поэтому залы получились небольшие, загородные. Кроме того, в ансамбль входили мосты, декоративные строения. Этот увеселительный комплекс должны были построить за два года, а его строительство растянулось на десять лет. За это время готику все забыли, а вот классический стиль стал везде преобладать.
— А что, великий Баженов не знал об этом?
— Ему было поручено создать загородный дворцовый ансамбль, и он выполнил его блестяще, создав свой архитектурный стиль в русской готике, — ответил Измайлов. — Но прошло время и императрице для утверждения образа абсолютной власти увеселительный «Каприз» в Царицыне уже не подходил. В этом комплексе она, увидев два одинаковых дворца, для себя самой и сына Павла, конечно же, разгневалась, ведь её уровняли с цесаревичем. А её дворец должен преобладать над другими строениями — ей нужно самодержавное величие!
— Но ведь каждый лист проекта, каждый фрагмент фасада был утверждён её же подписью? — возмутились ученики Баженова.
— Это не в счёт! Вы же знаете, что мне было велено привезти в Петербург два проекта Баженова и Казакова по переделке Царицыно. Я договорился с Казаковым, что вначале буду показывать только проект Баженова. Но императрица так разгневалась, опять увидев проект Баженова и почти не взглянув, отвергла его. На следующий день я представил проект Казакова, который она благосклонно одобрила, а Баженова велела уволить с должности придворного архитектора на год для поправки здоровья.
Измайлов тогда подумал: «Может императрица остыла от царицынских затей в готике, и чувствовала неприязнь к масону Баженову, который мечтал видеть на троне Павла, а не сына его Александра, как хотела Екатерина. Видимо в этом дело, а архитектура тут не причём».
А вслух он передал слова императрицы:
«Такой огромный ансамбль сотворил Баженов, а жить-то в нём негде».
— А каков проект Казакова? Хорош ли?
— Я видел его проект и могу рассказать о нём. — покачал головой Измайлов, явно симпатизирующий Баженову. — Матвей Казаков попытался по возможности сохранить избранный вашим учителем стиль. Новый 3-х этажный императорский дворец он расположил на сносе двух дворцов, который своими размерами стал доминировать в комплексе. На мой взгляд, новый дворец вошёл в противоречие с существующей застройкой в Царицыне. А так, казаковский дворец хорош — крупный в плане, похож на французский замок Шамбор, который был, видимо, выбран в качестве вдохновения. Казаков в своём проекте ярко выявил элементы готической архитектуры, и всё благодаря 8-ми башням, акцентирующим углы императорского здания. Вот такой проект расширения дворца и приняла императрица.
В марте 1786 года в Царицыне началась разборка двух дворцов — покоев императрицы и её сына цесаревича Павла, а 18 июля был заложен первый камень в фундамент нового дворца и строительство началось. Но этому проекту Казакова не суждено было осуществиться, потому что императрица потеряла всякий интерес к усадьбе в Царицыне. А после смерти князя Потёмкина, финансировавшего это строительство, оно вообще остановилось. Императрица Екатерина всё же в 1793 году решила этот «долгострой» побыстрее завершить, и поэтому «сняла» 3-ий этаж и велела достроить дворец в 2-х этажном варианте. В начале 1796 года был разобран Кавалерский корпус, а Большой дворец был вчерне закончен. Его покрыли временной кровлей и сделали внутреннюю отделку 17 залов, ожидая дальнейших указаний императрицы, но 5 ноября 1796 года она умирает. Когда новый император Павел побывал в Царицыне, то впервые согласился с мнением своей матери, заявив, что дворец негоден для проживания. А прибыв в Петербург, он издал указ: «… в селе Царицыно никаких строений не производить». И царицынские постройки, так и не стали императорской резиденцией. Впоследствии император Павел часто вспомнил слова матери: «Стройка дело дьявольское: она пожирает деньги, и чем больше хочется, тем больше хочется строить — это болезнь, как запой!»
Но время неумолимо. Шли годы, и дворцовый комплекс «Царицыно» стал постепенно разрушаться.
Послесловие
В 2004 году музей-заповедник «Царицыно» был передан в ведение города Москвы и уже на следующий год начались работы по восстановлению Большого дворца и полной реконструкции дворцового ансамбля с парком. Авторами этого проекта были архитекторы О. Галаничева и Н. Мухин Управления Моспроекта-2. Несмотря на жёсткую критику ряда специалистов, в 2007 году восстановление музея-заповедника «Царицыно» было в основном завершёно. А мэр Москвы Юрий Лужков на открытии Большого дворца закончил своё выступление словами:
— Прощай печальная руина! Здравствуй возрождённое «Царицыно»!
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Жемчужины Москвы. Часть 3 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других