Автор книги «Жемчужины Москвы», часть 3, Александр Валентинович Надысев, продолжает увлекать читателей в мир исторических событий, связанных с возведением уникальных московских зданий. Герои его книги, реально существовавшие заказчики, архитекторы и реставраторы, создатели памятников архитектуры, поистине «жемчужин» Москвы XIX-XX веков
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Жемчужины Москвы. Часть 3 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Потешный дворец Кремля
Потешный дворец в московском Кремле
Во все времена одни люди создавали памятники архитектуры, другие «улучшали», достраивали, а чаще всего уродовали их, переделывая под свои нужды. Так было и так, видимо, будет всегда. Но к счастью есть ещё энтузиасты-реставраторы, возвращающие первозданную красоту архитектурным шедеврам, претерпевшим изменения от хозяйственников и времени.
Самое масштабная реставрация в московском Кремле началась в 1783 году, после того как императрица Екатерина Вторая отказалась строить Большой Кремлёвский дворец по проекту Василия Баженова, хотя огромный дворец уже начали возводить на месте разрушенных древних построек Кремля. Императрица же повелела восстановить то, что сломали, а заодно отреставрировать все сооружения Кремля и воссоздать строения и не как-нибудь, а в их «первобытном виде». Но время шло… В 1812 году, уходя из Москвы, Наполеон велел взорвать Кремль, и это ему частично удалось, а вот Потешный дворец был только разграблен, обезображен, но остался невредим. И опять архитекторы восстановили всё в «первобытном виде».
Затем грянула Октябрьская революция, и Кремль стал партийным и правительственным центром России, куда доступ туристам был запрещён. Но всё изменилось в связи со строительством Кремлёвского дворца съездов, и теперь Кремль стал доступен москвичам и туристам, жаждущим посетить лучший концертный зал России. Несмотря на возражения искусствоведов, дворец был сооружён на сносе исторических памятников Кремля, остатки которых портили общий вид, в том числе и унылые сооружения комендатуры Кремля.
— Что это за жёлтенькое здание? — спрашивали туристы.
Экскурсоводы объясняли:
— В этом примитивном сооружении затаились древние палаты боярина Милославского, зятя царя Алексея Михайловича. Позже палаты стали называться Потешным дворцом, потому что в них стали играть комедии и впервые был поставлен балет. И это в XVII веке! Представляете? Сейчас здесь находится комендатура Кремля.
Правительство решило, что Потешный дворец нужно реставрировать, и поручили эту работу Центральным научным реставрационно-проектным мастерским (ЦНРПМ).
Получив доступ к правительственному зданию — комендатуре Кремля, архитекторы и реставраторы принялись за работу. Срочно к зданию комендатуры были поставлены строительные леса, с которых стали делать шурфы, открывающие древнюю кирпичную кладку. Параллельно делали кроки1, по которым в мастерской №1 ЦНРПМ архитекторы вычертили фасады существующего здания комендатуры. Затем архитекторы приступили к главной работе. Они по планам этажей, взятым из АрхФонда, стали вычерчивать фасады Потешного дворца. Реставраторы зарисовывали резную кирпичную кладку колонок, наличников, открытых шурфами, и приносили в мастерскую рисунки, по которым архитекторы исправляли чертежи. Так постепенно вырисовывались древние фасады дворца с его богатым декором. Конечно, «белых пятен» на фасадах было предостаточно, и их приходилось заполнять архитектурными деталями, срисованными с храмов Москвы XVII века.
Главный архитектор проекта реставратор Елена Григорьевна Одинец торопливо дорисовывала только что вскрытую фигурную кирпичную кладку оконного наличника второго этажа. И вдруг вспомнив, она обратилась к своему коллеге Сергею Демидову:
— Сергей Васильевич, а я ведь пригласила на объект искусствоведа Владимира Скопина, чтобы вместе посмотреть интерьеры дворца и обменяться информацией. Он будет консультировать нас, и сопровождать проект реставрации Потешного дворца. Скопин скоро будет, и нам пора спускаться со строительных лесов. Вот, посмотри, он уже направляется к комендатуре.
— Владимир Владимирович Скопин, — представила искусствоведа запыхавшаяся Елена Одинец.
— Сергей Васильевич, — ответил лёгким поклоном Демидов.
Познакомившись, они вошли через проходную в здание комендатуры, и сразу окунулись в XVII век.
— Какие своды! — восхитилась Одинец и стала фотографировать. — Вот только жаль, что нельзя подняться на верхние этажи.
А Демидов только покачал головой:
— Хорошо, что нас пустили на первый этаж и разрешили фотографировать.
— Конечно, хорошо, ведь мы находимся на секретном объекте Кремля, — заметил Скопин, осматривая древние своды палат, оштукатуренных и окрашенных зелёной краской, — и видим ужасные вековые наслоения, но древние своды уцелели.
— Владимир Владимирович, пользуясь случаем, поведайте нам об этих древних палатах, — попросил Демидов, — не часто приходиться послушать искусствоведа.
— Что ж, с удовольствием. Вы знаете, что древние палаты возвели в 1651 году по указу царя Алексея Михайловича для дипломата Ильи Милославского, который был отцом первой жены царя, Марии Милославской. После смерти своего деверя и жены в 1671 году царь женился вторично на Наталье Нарышкиной. Алексей Михайлович велел присоединить каменным переходом к Теремному дворцу роскошные палаты Милославского и, потворствуя капризам своей молодой супруги, стал в них устраивать потехи и театральные представления, в том числе балет об «Орфее и Эвридике». С тех пор эти палаты стали называться Потешным дворцом. После смерти царя Алексея Михайловича и его сына Фёдора, разразилась «Хованщина», в результате которой царями стали малолетние Иван и Пётр, при регентстве царевны Софьи. В Потешном дворце всё было по-прежнему, продолжались потехи и спектакли. Конфликтуя с царевной Софьей, царица Нарышкина с детьми вынуждена была жить в селе Преображенском. Вскоре всё изменилось, в 1679 году возмужавший царь Пётр с матерью поселился в Потешном дворце, который был спешно перестроен. Подавив волнения стрельцов, поддерживающих царевну Софью, царь Пётр единовластно воцарился на Руси, и сразу прекратил веселье в Потешном дворце, поместив в нём Полицейский приказ. Вот так от потех, резко к застенкам. Я не утомил вас?
— Что вы, очень интересно!
— Тогда продолжу. В 1806 году Потешный дворец был реконструирован архитектором Иваном Еготовым под жилые квартиры и канцелярию комендатуры. К бывшему Потешному дворцу Еготов пристроил балкон на «кувшинообразных» колоннах, а со стороны Дворцовой улицы большой белокаменный портал главного входа, и восточный фасад стал входным. Верхний этаж дворца завершил теремом где прежде размещалась домовая церковь, которую ликвидировали, а над её трапезной остались лишь остатки бывшей колокольни в виде башенки. Короче, образ дворца стал неузнаваемым. Общественность Москвы возмутилась, и тогда в 1875 году архитектор Николай Шохин реставрировал дворец, пытаясь вернуть ему древний вид, но ему это не совсем удалось. Вот в таком виде Потешный дворец и дожил до наших дней.
— Что же было во дворце при большевиках? — спросил Демидов. — Говорили, что в нём остались квартиры?
— Да, — подтвердил Скопин, — после Октябрьской революции в Потешном дворце жили семьи партийных и государственных деятелей. Много слухов ходило в народе, говорили, что в этом здании, кажется в 1932 году, в своей квартире застрелилась жена Сталина Надежда Аллилуева и болтали многое другое. В те времена бывший Потешный дворец окончательно обезобразили, ровненько оштукатурив его со всех сторон. И только в семидесятых годах чиновники прозрели, увидев, что здание комендатуры действительно портит вид на Большой Кремлёвский дворец. Поэтому вы, архитекторы, получили заказ на эскизный проект реставрации Потешного дворца, а я буду консультировать вас, если позволите.
В 1974 году эскизный проект реставрации был выполнен и получил признание московской общественности. Но дальше проекта дело не пошло, ведь в бывшем Потешном дворце располагалась комендатура — охрана Кремля, которую не так просто было переместить.
И только в 2004 году были окончены кропотливые реставрационные работы по Потешному дворцу. Было воссоздано трёхглавие боярской домовой церкви Похвалы Богородицы и её колокольня. Так же был восстановлен северный фасад центральной части дворца в декоре XVII века, а реставраторы продолжали работать над южным фасадом двора, который когда-то был парадным и имел входное красное крыльцо.
Во время работ по очистке старой штукатурки на наличниках окон верхнего яруса дворца реставраторы, вдруг, услышали возглас Сергея Васильевича:
— Какое открытие!
И все дружно побежали к Демидову.
— Что там случилось? — кричали реставраторы с нижних этажей.
— Демидов что-то нашёл, бежим к нему.
Прибежавшие реставраторы увидели сияющего Демидова и спросили его:
— Что такое?
— Вот смотрите, это фрагмент древней белокаменной резьбы палат боярина Милославского, — ответил вспотевший Демидов, — да какой, с конями! Невиданный!
Когда все наличники освободили от штукатурки, то реставраторы собрались посмотреть на удивительные рельефы птиц, фантастических зверей, цветов и конного сражения.
— Какая тонкая резьба наличников окон, да ещё с изображением рыцарских турниров. Такой рельеф с конями не имеет аналогов в декоре московской архитектуры той поры, — восхищался радостный Демидов.
— Но откуда конные турниры? — недоумевала Одинец. — Надо бы показать искусствоведам.
Когда же показали эти рельефы Скопину, то через несколько дней он выяснил и сообщил:
— Оказывается, в сочинениях Ивана Забелина имеется вот такое сообщение: «В 1633 году, 18 июля, тешили Алексея Михайловича поручик Ану Зандерсон и золотых дел мастер Яков Гаст «долгою пикою и прапором, и шпагами», за победу Зандерсон был награждён 10-ю аршинами камки и 40 соболями, а побеждённому досталось только 40 соболей».
— Тогда понятно, откуда на фасадах палат появились конные бои. И такие роскошные фасады находятся во дворе комендатуры, — не переставал возмущаться Демидов. — Да, никто их и не увидит, кроме коменданта.
— Конечно, вовнутрь дворца и во двор никого не пустят, ведь это режимное заведение, — заверил Скопин.
— Тогда для чего же мы стараемся тут во дворе? — недоумевал Демидов. — Для кого мы восстанавливаем древние фасады?
— Поверьте мне не зря всё это, — успокоил его Скопин. — Я верю, что когда-нибудь в Потешном дворце устроят музей боярского быта! И тогда туристы будут восхищаться древними палатами, обходя их со всех сторон.
— Что ж, будем ждать, — вздохнул Демидов, — но я до этого не доживу.
Так в Кремле и стоит обновлённый Потешный дворец — ярко-оранжевый с белыми резными наличниками и с сияющим завершением золотых куполов церкви Похвалы Богородицы. Но доступа к дворцу пока нет, ведь там по-прежнему располагается комендатура Кремля. А туристы, прошедшие в Кремль через Троицкие ворота, восхищаются, увидев роскошный дворец:
— Какой красивый!
И тут же спрашивают:
— А как туда попасть?
Экскурсоводы, загадочно улыбаясь, отвечают им:
— Пока там не устроили музей, смотрите на Потешный дворец, но только издали. А если вам интересно, то прогуляйтесь по Александровскому саду и полюбуйтесь чудесным Потешным дворцом, который увидите за зубцами кремлёвской стены, между Троицкой и Комендантской башнями.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Жемчужины Москвы. Часть 3 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других