B&D. Бизнес-образование в негосударственных вузах России

Александр Борисович Оришев

Книга посвящена истории уникального учебного заведения – АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна». Автор показывает, как в негосударственном вузе можно достичь впечатляющих успехов, создав уникальный сплав двух отраслей знания. Книга адресована преподавателям и студентам вузов России, бизнесменам, дизайнерам и художникам, всем неравнодушным к судьбам российского образования.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги B&D. Бизнес-образование в негосударственных вузах России предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2. Институт бизнеса и дизайна сегодня

Все позитивные перемены, которых за последнее время было немало, неординарные лидерские качества ректора Института бизнеса и дизайна Сергея Серафимовича Юрова, организаторский талант первого проректора Светланы Сергеевны Дымовой, исключительное трудолюбие и самоотверженность коллектива, креативность студенчества и общая нацеленность на успех позволили вузу совершить грандиозный рывок.

Рисунок 2. Ректор B&D, профессор С. С. Юров

В последние десять лет Институт бизнеса и дизайна не только стабильно находится в авангарде лучших негосударственных вузов России, но и стал настоящим брендом в системе отечественного образования. Его эксклюзивность подтверждается высоким статусом получаемого в вузе образования и признанием со стороны мирового бизнес-сообщества. Именно здесь дают знания высшей пробы, вместе со студентами берут высочайшие планки и покоряют новые высоты.

В настоящее время в структуру института входят два факультета, восемь кафедр, восемь инновационных отделов, научная библиотека, Высшая школа брендинга, школа искусств и дизайна. Все его подразделения не только слаженно работают, но и готовы к любым вызовам современности.

Институт располагает высококвалифицированными профессорско-преподавательскими кадрами, обеспечивающими подготовку по всем дисциплинам в соответствии с лицензией. Среди них 11 докторов наук, профессоров, 28 кандидатов наук, доцентов. Численность штатных преподавателей от общего числа профессорско-преподавательского состава составляет 62%. Средний возраст профессорско-преподавательского состава — 56 лет. В зависимости от факультета численность привлеченных к преподаванию работодателей составляет от 7 до 12%.

Базовое образование, соответствующее профилю преподаваемых дисциплин, имеют 95% преподавателей по программам высшего образования. Преподаватели ежегодно повышают квалификацию в ведущих вузах России и за рубежом, проходят стажировки в лучших компаниях страны.

Институт бизнеса и дизайна успешно шагает в ногу со временем, переплетая нити своей насыщенной мегасобытиями истории с инновациями каждого нового дня. Открытие в нем новых направлений и профилей подготовки — своевременный ответ на требования, продиктованные жизнью.

Миссия института

Миссия института — подготовка успешных специалистов, работающих на благо общества. В учебном процессе основное внимание уделяется развитию у студентов креативного мышления, инициативности и лидерских качеств, подкрепленных навыками менеджмента и пониманием бизнес-процессов.

Достижение этой высокой миссии зависит от усилий всего коллектива института, от слаженной работы его факультетов, кафедр, иных подразделений. Каждый вносит свой вклад в ее реализацию, занимаясь преподаванием, обучением, научными исследованиями. Как результат, институт вышел из состояния организации, предполагающей четкую иерархическую структуру из начальников и подчиненных, превратившись в одну большую семью, члены которой стремятся к достижению общей цели.

Работоспособный и перспективный коллектив института стал тем самым механизмом, который оперативно идентифицирует и принимает ряд новых вызовов, имеющих принципиальное значение для стратегического развития бизнеса и дизайна.

Приоритеты

Основными приоритетами в деятельности института, выбранные всем вузовским сообществом, являются:

ориентация на потребности рынка;

международное признание образовательных программ;

межфакультетское сотрудничество в разработке и продвижении проектов;

творческое содружество преподавателей и студентов;

образовательная среда для раскрытия творческого потенциала;

практическая направленность в обучении.

Следование этим приоритетам уже приносит свои плоды, стимулируя движение вперед. С каждый годом, несмотря на демографический и экономический кризис растет поток абитуриентов на программы подготовки, реализуемые в институте. Открываются новые профили обучения, увеличивается количество учебных аудиторий, оснащенных современной техникой.

Реальные проекты как конкретный результат обучения

Институт является уникальным творческим сообществом, в котором инновационное мышление дизайнеров, объединенное с практическим опытом менеджеров, воплощается в реальных проектах.

Уже на первом курсе студенты получают фундаментальные знания в избранной области бизнеса или дизайна, подкрепленные мастер-классами от представителей рекламных и брендинговых агентств, известных дизайнеров и успешных бизнесменов.

Второй и третий курсы обучения — это работа над совместными межфакультетскими проектами. Наиболее успешные проекты завершаются стартапом — продвижением продукта или созданием бренда, оригинальной бизнес-идеи.

Опережая время

Одно из последних требований Министерства образования и науки к вузам: не менее 50% членов Государственных комиссий по итоговой аттестации должны быть работодателями. В Институте бизнеса и дизайна эти требования давно уже выполняются. Более того, в состав экзаменационных комиссий вуз включает только одного своего представителя, в основном для выполнения организационных функций. Остальные члены комиссий — практики, работодатели со стороны, способные дать объективную оценку знаниям и навыкам студентов. Тоже самое касается выпускных работ, которые оцениваются независимыми экспертами и нередко служат основой для создания собственного бизнеса выпускников.

Межфакультетское сотрудничество

Уникальным преимуществом Института бизнеса и дизайна является гармоничное сочетание в учебном процессе получения фундаментальных знаний в избранной области и большое количество практических занятий и мастер-классов от представителей рекламных и брендинговых агентств, известных дизайнеров и успешных бизнесменов. Результатом межфакультетского сотрудничества становятся проекты, которые, как ранее говорилось, нередко служат основой для создания собственного бизнеса.

Одним из таких проектов стал «Шерстим», когда из студентов обоих факультетов была создана одноименная команда. Ее участники попытались разрушить стереотип, что вязанием занимаются только бабушки. И результат не заставил себя ждать. Вязание стало популярным не только среди девушек, но и молодых людей. Проект был запущен на портале Planeta.ru, чьи посетители начали оказывать ему поддержку, получая взамен продукцию команды «Шерстим».

Рисунок 3. Продукция команды «Шерстим»

Действительно, тысячи выпускников пишут дипломы, большинство из них после защиты отправляют свои работы в самый дальний ящик и вряд ли когда-то достают обратно. Лишь единицы могут похвастаться тем, что их дипломная работа легла в основу будущей гениальной разработки или стала старт-апом в карьере. В Институте бизнеса и дизайна к дипломным проектам совсем другой подход. С первого курса студенты работают над задачами для реальных компаний. Уникальное сочетание направлений бизнеса и дизайна в одном вузе помогает получить дополнительные навыки и сделать первые шаги в профессии уже на этапе обучения.

История выпускницы Ольги Богаткиной — яркий тому пример. Темой дипломного проекта она выбрала фирменный стиль компании по производству пряжи. На тот момент Оля серьезно увлекалась вязанием, вещи в ее исполнении пользовались большим спросом среди друзей и знакомых. Вдохновившись ее примером, многие брали в руки спицы. «Проводя мастер-классы, я видела, как приятно людям создавать нечто полезное своими руками, — рассказывает Оля. — Но продолжать вязать самостоятельно, многим было сложно, поэтому я стала думать над тем, как сделать это занятие легким и увлекательным для новичков». Так зародился проект «Шерстим». Оля придумала уникальные наборы по вязанию для начинающих, в них вошли: спицы, пряжа, подробная и понятная инструкция, все это упаковано в удобный и стильный холщевый рюкзачок. Преподаватели посчитали этот проект перспективным и предложили продолжить работу над ним вместе с Факультетом управления бизнесом.

Студенты факультета управления бизнесом с радостью отозвались на предложение помочь с разработкой бизнес-проекта. «Ребята проделали огромную работу: они изучали конкурентов, спрос, общались с поставщиками и формировали ценовую политику. Я многому у них научилась и очень благодарна им за поддержку», — рассказывает Оля. В процессе совместной работы дизайнеров и предпринимателей родилось множество идей, как улучшить проект: выпуск специального приложения для смартфонов, дополнительных наборов и сувенирной продукции. Маркетологи анализировали, что будет пользоваться спросом, а дизайнеры, в свою очередь, делали «вкусную» и яркую упаковку.

Еще одним таким проектом стали исследования по маркетингу дизайна. Под руководством кандидата психологических наук В. С. Матюшкина были выбраны дипломные работы выпускников кафедры дизайна костюма и моды, а также современные зарубежные компании. Студенты дополнили свои исследования данными проведенных социологических опросов, а также сформировали коммерческие предложения по бюджету проекта. В июне 2016 г. на суд представительной межфакультетской комиссии были представлены следующие работы: «Разработка стратегии продвижения сноубордической одежды и сноубордического оборудования компании BURTON» — Янок Яна; «Разработка стратегии продвижения авторской коллекции женской одежды под влиянием скульптуры древней Греции» — Ломовцева Юлия, Сорокина Ксения; «Разработка стратегии продвижения авторской коллекции одежды под влиянием панк-культуры и творческих работ Дэборы Бэй» — Диана Сабирзянова, Дарья Широбокова.

Подобная синергия двух направлений уже не раз давала результат. Многие вузы, желая повторить успешный опыт, идут по пути создания дополнительных дисциплин и курсов, что в итоге превращается в простое заучивание. В Институте бизнеса и дизайна, в первую очередь, создана уникальная среда общения: в рамках практических занятий студенты обмениваются опытом и помогают друг другу довести хорошую идею до конечного результата, будь то собственный бизнес или продвижение креатива. Преподаватели здесь выступают в роли модераторов, подсказывая определённые ходы и возможности.

Институт бизнеса и дизайна и новые тренды в образовании

Уникальный опыт В&D по интеграции бизнеса и дизайна в образовательном процессе вызывает большой интерес у общественности. Его преподаватели были приглашены принять участие в дискуссии «Новые тренды в образовании», проходившей в рамках выставки АРХ Москва на площадке Design in Motion.

На примере учебных программ ведущие преподаватели B&D рассказали о новых трендах в бизнес-образовании и современных методах обучения. Они отметили, что все более важную роль в образовании играет объединение навыков проектирования с менеджментом креативного процесса.

Дэвид Кэмпбел, академический директор направления «менеджмент» представил свой взгляд на тенденции развития архитектурной и дизайнерской среды, которые необходимо учитывать для того, чтобы воспитать современного специалиста. Профессор кафедры дизайна среды Валерий Алексеевич Давыдов и заведующий кафедрой маркетинга и рекламы Андрей Николаевич Толкачев выступили с презентацией о межкафедральной работе в рамках института, наглядно продемонстрировав потенциал сотрудничества между учебными направлениями на примере реальных кейсов. В течение всей выставки студенты кафедры «Дизайн среды» под руководством Натальи Дмитриевны Дембич презентовали свои проекты на площадке творческого клуба «Столица». С докладами выступили Александр Тетиор, Елена Якубович, Юлия Коржева, Виктория Можаева, Елена Бахлина, Екатерина Серова, Асият Нурбагандова, Василий Давыдов, Ирина Гримович, Надежда Харькина, Наталья Моисеева, Мария Шадрина, Мария Зазулина.

Международное признание

Многочисленные достижения Института бизнеса и дизайна, его высокое реноме, конкурентоспособность, желание привнести в вуз опыт ведущих зарубежных университетов, чтобы в полной мере соответствовать европейским стандартам, привлекают сюда ведущих специалистов со всего мира, тем самым укрепляя положение вуза в международном образовательном пространстве. Регулярно гостями вуза бывают признанные мастера дизайна и успешные бизнесмены из Англии, Голландии, Италии, Ливана и других стран.

Стратегические партнеры вуза

Реализовывать свои планы вузу помогают его стратегические партнеры. Сегодня в качестве партнеров вуза выступают ведущие российские предприятия, известные бренды. Среди них «Skol», «Manders», «ArteDomo», «KADO», «Keune Russia», «Микрон», «Термопол», Центр немецкой книги в Москве, Международная Школа Keune Design, МедиаБренд, благотворительный фонд «Быть вместе».

«Для нас это крайне важный и очень почетный опыт сотрудничества. Нам важно не только показать слушателям и преподавателям B&D появившиеся материалы-новинки. Главное — внедрить их в новые виды изделий, которые нас окружают… И мы очень хотим, чтобы новое поколение дизайнеров и бизнесменов научилось правильно, с максимальной выгодой и эффективностью пользоваться инновациями, которые мы создаем в России», — таким видит сотрудничество с B&D генеральный директор заводов «Термопол» Виктор Гонтарь.

Рисунок 4. Андриан Робертс в Институте бизнеса и дизайна

В числе партнеров вуза Международный институт модного дизайна и маркетинга Polimoda — имеющий 30-летюю историю и выпустивший много известных специалистов в области дизайна. Сотрудничество Института бизнеса и дизайна с Polimoda началось в январе 2016 г., когда научный руководитель школы моды института Данило Вентури в рамках рабочего визита в Москву посетил B&D. Ответный визит с целью обмена опытом и установления долгосрочного сотрудничества состоялся в феврале 2016 г.

Одним из партнеров вуза является Университет прикладных наук «Saxion» (Saxion University of Applied Sciencec, Нидерланды). В мае 2016 г. B&D совместно с этим учебным заведением организовали блестящий мастер-класс, посвященный реновации здания конного двора и части территории усадьбы Кузнецовых (Мысово).

Еще одним стратегическим партнером вуза является Академия костюма и моды (Рим). В 2015 г. Академия и Институт приняли участие в конкурсе Graduate Fashion Week в Лондоне. Ее академический директор Андриан Робертс частый гость в Москве. Посещая столицу, он не забывает заглянуть в Институт бизнеса дизайна и рассказать студентам о новых тенденциях в мире моды.

Материально-техническая база

Учебная материально-техническая база института — это совокупность учебных объектов, материальных и технических средств, предназначенных для обеспечения подготовки студентов по установленным направлениям подготовки, а также для выполнения научных исследований и подготовки научно-педагогических кадров. Учебная материально-техническая база является составной частью хозяйства института, имеет необходимую техническую оснащенность и отвечает задачам профессиональной подготовки студентов при высокой интенсивности учебного процесса.

Состав учебной материально-технической базы института, порядок ее содержания, использования и обеспечения учебным оборудованием определяется институтом с учетом выполнения требований нормативных правовых актов Министерства образования и науки Российской федерации (в части соответствия лицензионным, аттестационным и аккредитационным показателям).

Институт обеспечивается денежными средствами для развития и совершенствования исключительно из средств собственного бюджета по соответствующим сметам для закупки предметов и средств МТБИ и обеспечения ими кафедр и факультетов.

АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна» расположен по адресу 129010, г. Москва, Протопоповский переулок, д.9, строение 1 в здании Дома просвещения ВОС. В настоящий момент общая площадь занимаемых помещений составляет 3446,1 кв. метров и расположена на 1, 2, 3 и 4 этажах здания. Все занимаемые помещения соответствуют обязательным нормам пожарной безопасности и действующим нормам и требованиям санитарно-эпидемиологических служб, что подтверждено соответствующими свидетельствами.

С целью поддержания имущества в надлежащем состоянии для его эффективного использования ведется работа по модернизации материально-технической базы, осуществляется капитальный ремонт аудиторий, лабораторий, мастерских. Большое внимание уделяется улучшению условий труда преподавателей и студентов.

За последние три года проведен апгрейд всех аудиторных помещений и мастерских. В настоящее время в вузе создан комплекс компьютерных классов, включающих в себя компьютеры с мощной конфигурацией, позволяющих работать с популярными графическими программами. 100% аудиторий оснащены современным мультимедийным оборудованием и средствами экранной проекции. Таким образом, преподаватель может демонстрировать или непосредственно формировать дидактические материалы любого формата, обладая полной свободой в выборе методики преподавания — как классических форм, так и с насыщением мультимедийными элементами.

Каждое подразделение вуза оснащено на уровне мировых стандартов в учебно-методическом и технологическом плане. В институте имеется несколько конференц-залов, выставочный зал, читальный зал, изостудия, фотостудия, спортивный зал с бассейном. Гордость института — конференц-зал с софитами на втором этаже, вмещающий 270 человек и соответствующий всем мировым стандартам. Здесь поддерживается комфортная температура воздуха, имеется современная аудиосистема, создающая потрясающую акустику. Для проведения сеансов видеоконференц-связи предусмотрена соответствующая установка, позволяющая проводить видео-мосты со странами всего мира.

Для удобства абитуриентов, гостей и студентов института настроен беспроводной доступ с помощью Wi-Fi. Для поддержки программ дистанционного обучения в постоянном доступе функционируют учебные сервера и программное обеспечение. В административных помещениях и библиотеке имеются два многофункциональных устройства Kyocera, 14 принтеров Hewlett-Packard, три сканера Epson, устройства для резки бумаги и брошюрования рефератов.

Занятия по живописи и рисунку проходят в двух просторных помещениях-студиях, в которых есть весь необходимый инвентарь для занятий рисунком, живописью и графикой. Мольберты различных конструкций, предметные столы, планшеты, стулья и табуреты, софиты для искусственного освещения. Живописный фонд представлен гипсовыми фигурами, слепками и статуями, обширным набором предметов для натюрмортов, разнообразными драпировками и другими элементами, помогающими в изучении форм, пространства и пластики.

Аудитории, в которых проходят занятия по швейному и конструкторскому мастерству, оснащены профессиональным оборудованием и всеми необходимыми атрибутами. В аудиториях установлены раскройные столы, промышленные и бытовые швейные машины Juki, оверлоки и распошивальные машины, профессиональное гладильное оборудование, масштабные и размерные манекены различных конструкций.

Для изучения различных техник графики и создания студентами собственных графических работ институтом были приобретены офортный станок и сопутствующее оборудование и материалы (такие как специальная бумага и красители, металлические пластины и инструменты для работы с ними), которые позволяют студентам не понаслышке понять процесс нанесения «принтов» и основы печатания.

Фотостудия располагается на втором этаже в помещении, прилегающем к выставочному комплексу. Студия оборудована по последнему слову техники и включает в себя систему подвесных фонов, систему освещения и отражателей, профессиональную цифровую фотоаппаратуру.

На первом этаже здания располагается кафе-столовая на 100 посадочных мест, где преподавателям, студентам и сотрудникам института предлагается широкий выбор первых и вторых блюд, салатов и гарниров, выпечки и напитков. В аудиториях и рекреациях института установлены кулеры с бутилированной водой, кофейные и снэковые аппараты.

Для занятий спортом студентам и преподавателям вуза предоставляется спортивный зал, оснащенный всем необходимым для этого инвентарем: тренажерами, беговыми дорожками, свободными весами и гимнастическими снарядами. 25 метровый бассейн с шестью плавательными дорожками, финская сауна и летний сад делают занятия физкультурой и спортом неутомительными.

Достигнутая стабильность вуза по многим направлениям деятельности, постоянное совершенствование материально-технической базы, имеющей обширную инфраструктуру, во многом обеспечили период роста института. И завершая разговор о материально-технической базе, следует сказать, что поддерживается она на высоком уровне во многом благодаря стараниям руководителя Отдела имущества и технических средств обучения Сергея Юрьевича Савина — настоящего знатока своего дела.

Библиотека

Все преподаватели и студенты обеспечены учебно-методическими материалами, методическими разработками в типографском или компьютерном варианте, таблицами, слайдами, альбомами, муляжами и другими материалами.

Фонд библиотеки составляет более 598 наименований, которые включают в себя учебную, научную литературу, периодические издания, диссертации и авторефераты диссертаций, методические пособия, библиографические указатели, книги на иностранном языке и другие виды изданий в количестве 4703 экземпляров.

Фонд библиотеки по циклу гуманитарных и социально-экономических дисциплин располагает 391 количеством наименований 3486 экземпляров учебников. Степень новизны литературы (процент изданий, вышедших за последние 10 (5) лет от общего количества экземпляров составляет 26,3 (52,0) %. Обеспеченность современной учебной литературой студентов по данному циклу дисциплин достаточна.

Библиотека по циклу общепрофессиональных и специальных дисциплин располагает достаточным фондом и составляет 140 и 21 наименований. Реальная обеспеченность обязательной литературой на одного обучающегося в среднем по дисциплинам цикла составляет 0,5. Степень новизны литературы составляет 6,1 (50,9%) и 4,1 (67,2%), соответственно, за последние пять и десять лет. Возглавляет библиотеку Татьяна Сергеевна Мацкевич.

В образовательный процесс также внедрена электронно-библиотечная система. 1 октября 2015 г. вуз заключил договор с Универсальной онлайн библиотекой «Библиоклуб.ру».

Стипендии. Ректорский грант

Как показывают современные исследования, 60% потенциала любого института — это его студенты. Поэтому в Институте бизнеса и дизайна делают все, чтобы в него поступали действительно заинтересованные абитуриенты, сознательно выбравшие ту или иную профессию. С этой целью среди поступающих осуществляется анкетирование, ведется нестандартная профориентационная работа, когда с каждым абитуриентом проводится беседа, позволяющая ему самоопределиться.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги B&D. Бизнес-образование в негосударственных вузах России предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я