Математика рынка. Сборник задач

Александр Берлин

Эта книга дополняет теоретические положения уже опубликованных книг.В ней рассматриваются вопросы, которые возникают на различных этапах функционирования рынка, и предлагаются их решения с помощью методов теории массового обслуживания. Применение предлагаемых математических методов позволяет проводить строгие расчеты искомых показателей.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Математика рынка. Сборник задач предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1. Начальные понятия

1.1. Математическая модель рынка. Определения

Для математической оценки процессов, происходящих в экономике необходимо создать модель, которая позволила бы отразить их в математическом виде. Совместно с определением единицы измерения спроса и предложения — относительного потребления, эта модель позволяет получить и обеспечить количественный расчет, анализ и оценку возможного поведения рынка. Предлагаемая модель показана на рис.1.1.

Рисунок 1.1. Математическая модель рынка

Система производства — порождает случайный поток товаров (в общем случае отличающихся друг от друга). Под товаром понимается, любое изделие или услуга, предлагаемая для продажи, в которой имеется потребность, (в дальнейшем будет показано, как определить потребность в числовом виде). Это могут быть предметы питания, например, молоко и другие продукты питания, автомобили, дома, услуги по уборке дома, акции, строительные фирмы, предлагающие услуги по строительству домов и т. д.

Поток поступает в систему распределения.

Система распределения, может обслужить заказ немедленно или с какой-то задержкой. Задержка может быть двух типов:

— отказ в приёме товара из-за отсутствия спроса;

— или установка на ожидание реализации (накопление не проданных товаров)

Возможны два типа систем распределения.

Первые из них ставят задачу максимально быстро реализовать товар без всяких дополнительных условий. В теории массового обслуживания такая система распределения заявок на обслуживание называется полнодоступной, поскольку обеспечивает равный доступ к системе потребления и при расчётах поведения рынка — может не учитываться.

Системы второго типа распределяют товары, учитывая заданные приоритеты и ограничения для отдельных потребителей или систем потребления. Например, продажа табака, алкоголя, оружия… Системы этого типа называются неполнодоступными.

Если заказ принят, то система распределения пытается отдать его потребителям в систему потребления.

Система потребления обслуживает поток товаров. Это заключатся в том, что индивидуальные потребители или группы потребителей могут купить предложенные товар или отказаться от покупки.

Поступающий товар приобретается любой свободной группой потребителей. Занятой будем называть группу потребителей, которая за наблюдаемый период времени приобрела максимально возможную (или доступную) величину товаров и выбыла на некоторое время из потребления.

Если все группы потребителей заняты, то система потребления отказывается от приобретения товара, т.е. возникают потери.

При этом неприобретённый товар можно далее не предлагать, например, ликвидировать — явные потери или система распределения может поставить его в очередь на ожидание реализации (накопление и сохранение не проданных товаров). В этом случае очень важно знать время ожидания. Оно может превысить разумное время (заданное время ожидания). В этом случае говорят об условных потерях. Поскольку товар доступен к продаже и через заданное время снимается с ожидания в соответствии с оговоренными условиями.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Математика рынка. Сборник задач предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я