Срединное государство

Александр Александрович Кравченко, 2023

Размышление православного человека о событиях, политике, обществе. Александр Кравченко был участником боевых действий в бывшей Югославии в качестве русского добровольца в армии боснийских сербов. Был создателем и руководителем нескольких общественных проектов – «Стягъ», «Косовский фронт», «Русская община». С 2014 года активно участвует в движение по оказанию помощи народу Донбасса.

Оглавление

О западной культуре

«Если все антихристианские, духовно вредные тоталитарные учения идут к нам с Запада, начиная с атеизма, коммунизма, нацизма, и заканчивая либерализмом с его крайними самыми противоестественными извращениями, которые прямо сейчас агрессивно продвигаются в западных обществах и постепенно заползают к нам в Россию, то надо абсолютно отвергнуть всю западную культуру (особенно массовую). Полностью исключить её влияние, отгородиться, как древние иудеи, которым Бог прямо запретил что-либо перенимать у тех народов, против которых Израиль боролся за землю обетованную». Как-то неожиданно услышать такое от уравновешенного доброго человека, многодетного отца, человека достаточно терпимого, что называется, широких взгядов. Мне показалось это слишком, подростковый максимализм какой-то. Потом несколько дней поносил с собой эту мысль, попривык к ней и подумал: а что если это та цена, которую надо заплатить за бытие России и за возрождение её, как страны, хранящей Святую Веру. Может быть, для такой цели это было бы не слишком большой жертвой?

Но как можно отгородиться, когда наша собственная культура очень тесно переплетена с европейской, если не сказать — является большой и неотъемлемой её частью.

Собственно, совершенно отдельная от западной русская культура, если таковая когда-то и была, нами утрачена, а на её месте давно уже обосновалась та самая европейская — только в преломлении русского взгляда и русской души. Причём она стала проникать в Россию задолго до революции 1917 года, которая ознаменовала сокрушительную победу в России западного образа будущего над восточным (можно ещё сказать — антихристианского над традиционным и для нас и для Европы когда-то христианским). Издавна западная культура проникала сюда вместе с европейцами, которые попадали на Русь, ведя торговлю и в качестве разного рода специалистов. Тогда она не могла сильно навредить, потому что русский народ был духовно и нравственно довольно крепок и целен, вся жизнь построена была на следовании православной вере и вековым обычаям предков, причём во всех сословиях. Очень важно, что особого пиетета западные веяния тогда не вызывали, наши предки осознавали ценность того сокровища, которое восприняли от духовных старших братьев-греков, а европейцев именовали не иначе как басурмане, то есть еретики и нехристи.

Тему церковного раскола 17 века опустим, для одной статьи слишком много, хотя его роль в разрушении русской жизни колоссальна.

Начнëм с Великого Петра.

Пётр Первый пробил не только окно в Европу, но и брешь в духовном иммунитете народа. Церковь практически стала государственным департаментом, что сильно испортило духовный климат, а верхние и нижние сословия перестали составлять цельное общество. Теперь народ попал в положение как бы оккупированного европеизированной (обасурманенной) верхушкой. Но в простом народе ещё сохранялся исконный уклад жизни. Дворянство, восприняв западную культуру, стало чуждым ему, но всё равно, кстати, осталось варварским в представлении европеййев.

«Царство, разделившееся само в себе, не устоит» — сказал Спаситель. Не это ли и произошло с Россией?

Конечно, европейская культура очень красива, развита и привлекательна, как и многие сферы западной жизни — всё для людей. Если духовно люди слабы, очень трудно не соблазниться. Злую шутку с русским народом сыграло распространение образования по европейскому образцу. В середине 19 века разночинцы, выходцы из низов общества, получая образование, воспринимали новомодные разрушительные учения (прежде всего атеизм) и вместе с «прогрессивным» «свободомыслящим» дворянством с неофитским рвением принимались расшатывать собственное государство, а с ним вместе и русскую жизнь как таковую, постепенно заражая весь народ опасными идеями и разложением моральных начал, приближая всероссийскую катастрофу 1917 года.

Вместе с тем, приобщение к европейской культуре дало возможность раскрыться русской мысли. 19 век стал золотым веком русской литературы, был также небывалый подъем драматического, оперного, изобразительного светского искусства, и тд. Всё это плоды влияния западной культуры, еë вклад в отечественное культурное наследие очень велик. Но стоит ли оно того, чтобы выстрелив Достоевским, Репиным, Левитаном, Станиславским, Шостаковичем, и др., сгинуть, уйти в небытие, не выдержав искушения, и остаться в истории красивой, до конца не понятой, легендарной атлантидой?

Уверен, если России не станет, наши заклятые европейские друзья очень красиво, как они это умеют, опишут и загадочную (теперь уже мёртвую и неопасную) русскую душу, и героическую историю и трагическую гибель Великой Державы. Они будут восхищаться и как бы оплакивать нашу побеждëнную Цивилизацию. Не забыв станцевать на её могиле.

Подведём чёрту. Нанесла ли западная культура вред русской душе? Несомненно нанесла, и очень серьёзный. Надо ли от неё отгородиться? Вопрос, считаю, так стоять не может — отгродиться невозможно. Но извлечь уроки необходимо, и единственный способ отделить доброе от худого — это воспитать в себе, в каждом русском человеке, навык различения добра и зла. Это возможно только через следование Евангелию, по слову Ап. Павла «наблюдайте, какого вы духа». Старая русская культура (в том числе бытовая) нами утрачена и возврат к ней вряд ли возможен в её первоначальном виде, но мы знаем, что весь русский уклад жизни до Петра 1 и ещё раньше — до Никоновской реформы, был построен на стремлении к святости, на следовании Евангелию, поэтому мы можем, не гонясь за второстепенным, построить новую русскую жизнь, взяв главное, неизменное — Православную веру.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я