Украина, обреченная на Майдан?

Александр Александрович Вербицкий, 2021

В книге приводится экспертный анализ фактов и событий, произошедших в Украине на протяжении двух лет управления страной командой В.Зеленского. Война и мир в Донбассе, борьба с коррупцией, первые выборы в местные советы для новой власти, переговоры в различных форматах, внутренние процессы в команде власти, скандалы, риски и вызовы – об этом в хронологическом порядке в этой книге. Политический консультант А.Вербицкий, совместно с профессиональными политологами, юристами, политтехнологами, психологами и экспертами во многих других отраслях знаний, показывают реальную Украину – без грима пропаганды. Читатель встретит известные и знакомые фамилии: С.Манн и В.Сурков, В.Путин и А.Меркель, В.Зеленский и П.Порошенко, Д.Байден и Д.Трамп и многие другие. Это не странно, ведь Украина находится на перекрёстке хаоса, и её возможная миссия – стать границей его расширения со всех сторон, с Запада и Востока. В противном случае страну ожидает очередной Майдан, тихая революция и откат в прошлое. Или?

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Украина, обреченная на Майдан? предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ГЛАВА 3

Блины комом…

2020 год. «Придёт весна — будем сажать!», или — «Друзьям — всё, врагам — закон».

Избиратели В.Зеленского и в самом деле надеялись на то, что с его избранием кого-то посадят. Например, тех, кто имел отношение к коррупции в армии, или тех, кто занимался постоянным повышением коммунальных тарифов. Лозунг, который использовал В.Зеленский во время своей избирательной кампании — «Придёт весна — будем сажать!» воспринимался буквально, и как срок исполнения обещания и как процесс борьбы с коррупционерами. О том, что произошло на самом деле расскажу ниже.

Первая весна для власти В.Зеленского была наполнена ожиданиями электората, как в Западной части Украины, так и на Востоке. Ожидали впелне естественных процессов:

1.снижения тарифов на услуги ЖКХ и рост социального обеспечения,

2.борьбы с коррупцией в стране,

3.прекращение военных действий в Донбассе,

4.свёртывание националистической истерии в стране.

Если с п.4. как-то стало тише и спокойнее, то всё остальное осталось на своих местах. Более того, представители прежней власти нашли себе места в кабинетах власти нынешней, а основные вопросы повестки дня были в 2020 году несколько иными.

Год начался с национальных меньшинств.

Январь.

Их мало, но как они сильны!

Как и в 2019 году и с марта 2014 года, Крым и Донбасс, а позже — приграничные территории на Западе страны были (и до сих пор остаются) своеобразными горячими точками (хаоса) в стране. Они же — место Украины в международной повестке дня. Мы понимаем, что речь идёт о системе координат (географической!) Восток — Запад, к которой присоединён Юг. Причём, Юг — это не только Крым, но и Турция, которая играет всё большую роль в региональной политике Украины. Позже — будет добавлен (в 2021 году) Север и система координа полностью раскроется во всей своей «красе».

«Почему всё так?» — этот простой вопрос часто задают себе жители Украины. Вроде бы в стране всё есть: природные ресурсы, замечательный климат (чуть жаркий в последнее время), людские ресурсы, прекрасная молодёжь. Но всё время чего-то не хватает. Простым людям — стабильности, власти — самоутверждения. И вот именно для этого самоутверждения везде — в самом государстве и на международной арене, необходимы законопроекты, которые могли бы показать:

-стремление власти к демократическим стандартам Запада,

-работу по гармонизации законодательства в рамках движения в ЕС,

-свою заботу о населении хоть в чём-то, пусть и не в первоочередном.

«В первом квартале 2020 года в Украине обещают подготовить законопроект о национальных меньшинствах. Политический консультант Александр Вербицкий высказал изданию «Комментарии» мнение касательно того, что следует прописать в этом законопроекте, и будет ли там учтен «особый статус Донбасса» в языковом ракурсе.

В Украине все народы, национальные группы, граждане, которые проживают на её территории, — равны. Им гарантированы равные политические, экономические, социальные и культурные права. Дискриминация по национальному признаку запрещена и преследуется по закону. Об этом говорится в «Декларации о правах национальностей Украины», принятой ещё 01.11.1991 года, то есть раньше Конституции. И если сегодня говорить о каких-то изменениях, то необходимо начинать менять Декларацию как Стратегическое намерение. Например, когда речь идёт о государственном языке как едином и безальтернативном для всех граждан страны. Закон Украины «Про национальные меньшинства» (1992 г.) расширяет нормы Декларации вплоть до национально-культурной автономии (ст.6), но недостаточен полон, на мой взгляд, в сложившейся ситуации, когда Украине необходимо принимать решение относительно территорий ОРДЛО (отдельные районы Донецкой и Луганской областей — временно неподконтрольная украинским властям часть региона), исходя из «формулы Штайнмайера».

Национально-культурная автономия по сути — это уже любая объединенно-территориальная громада (ОТГ) или округ, в котором проживают граждане Украины, говорящие на родном для них языке. И в этом округе или ОТГ должны соблюдаться все статьи Закона. Но и его необходимо дополнить, начиная от въездных знаков на территорию на двух языка (украинском и национальном), заканчивая обучением в школах на национальном языке. Согласно Закону (ст.2 и 3), хотя граждане Украины и обязаны придерживаться Конституции, оберегать государственный суверенитет и территориальную целостность и так далее, включая уважение самобытности украинского народа и всех национальных меньшинств, к самим меньшинствам относятся те группы граждан, которые не являются украинцами по национальности, проявляют чувство самоосознания и так далее. Ещё в Законе говорится о нормах, вроде права на национальность, национальное имя и отчество, обучение на национальном языке и так далее. Вопрос сегодня заключается в том: «Что работает, а что — нет в этом законе?». И вопрос этот скорее риторический, так как в условиях политической целесообразности принятия Законов в нашей стране, и Конституции, которая работает только в одну сторону (обычно — власть предержащих), говорить о соблюдении «Декларации о правах национальностей Украины» смешно. Есть и более серьёзные задачи. Например, продать землю, которая принадлежит, в том числе, национальным меньшинствам. А кто их спросил? Можно смело констатировать — Закон в редакции 1992 года, равно как и Декларация — не работают. А станут ли они действенным механизмом в руках государства, для проведения национальной политики и инструментом в регионах — это вопрос. И всё потому, что украинские законы во многом правильные по написанию, страдают тремя изъянами: необязательностью исполнения ввиду отсутствия финансирования или его недостаточности; пассивностью самих заинтересованных лиц (кроме крайних случаев); открытым лоббированием интересов групп, кланов и отдельных лиц, с недостаточным государственным контролем при закрытости информации для гражданского общества. Поэтому весь процесс обсуждения и принятия законопроекта должен быть вынесен в публичную плоскость — социальные сети, форумы, круглые столы. И возможно только тогда получится что-то на самом деле полезное и для государства в целом, и для национальных меньшинств в частности. Проблема заключается ещё в том, что в Законе не определены границы так называемых"национально-культурных"автономий", что актуально уже сегодня, в рамках административно-территориальной реформы. И это не говоря уже о реформе децентрализации, то есть — экономических преференциях (так как в Законе"автономиям"предоставляются все права, кроме экономических). Поэтому, да, Закон требует модернизации. Но, в свою очередь, есть и риски, исходя из реальности сегодняшнего дня, то есть возможности воссоединения ОРДЛО с Украиной. Они, прежде всего, в том, что названные территории настроены недружелюбно по отношению к"материковой"Украине — и с этим надо что-то делать. Только информационной составляющей в этом случае не обойтись. Поэтому в Законе необходимо четко прописать нормы, согласно которым будут защищены жители отдельных районов и не только на Донбассе — от посягательств на их право использовать (и не только на бытовом уровне) национальный язык, согласно Декларации — это как минимум14».

Языковой вопрос, который никогда не являлся ключевым в Украине и тем более, был разъяснён и закреплён в Конституции, законах и подзаконных актах, с 2010 года (при Президенте В.Ющенко) была принята Концепция «О государственной языковой политике», в которой в частности говорится: «…Согласно Конституции в Украине гарантируется свободное развитие, использование и защита русского языка, других языков национальных меньшинств Украины. По законодательству в официальном общении наряду с государственным языком могут применяться языки национальных меньшинств в тех местностях, где количество носителей таких языков составляет большинство населения». Замечу, что речь идёт о — «…местностях, где количество носителей таких языков составляет большинство населения». Да, это Донбасс (ОРДЛО), но не только. Это ещё и Закарпатье и практически весь Юго-Восток Украины, где в бытовом общении используются «коренные языки», которым гарантирована свобода, защита и развитие. Понятия коренной язык пока не существует, хотя позже будет принято определение «коренной народ», и это:

«Коренной народ Украины — автохтонная этническая общность, которая сформировалась на территории Украины, является носителем самобытного языка и культуры, имеет традиционные, социальные, культурные или представительные органы, осознает себя коренным народом Украины, составляет этническое меньшинство в составе ее» (Закон Украины «О коренных народах Украины», от 21.06.2021 года). Но! Законом не предусмотрен ценз оседлости, а сказано только о принадлежности по определённым признакам, например — по осознанию себя коренным народом (кроме всего прочего). На таком основании уже можно и оспаривать данный Закон и задавать массу вопросов. Но, мы уже знаем, что власть стремится показать свою лояльность демократическим ценностям, а данный Закон как бы создан в рамках борьбы за Крым и Донбасс, и для успокоения венгров в Закарпатье. А что делать всем остальным жителям Украины, которые являются носителями русского языка, но «…осознают себя коренным народом» страны? Наверное, ждать, пока у власти дойдут руки до упорядочивания собственного хаоса.

Донбасс. Отдать нельзя оставить. Кто расставит знаки препинания?

Вопрос компромиссов в переговорном процессе между Россией и Украиной всегда стоял если не на повестке дня власти, то в обществе. Были полуофициальные попытки посещения «Республик» со стороны народных депутатов и прочих персон, вплоть до обмена пленными. Но официальных взаимоотношений между новым Президентом Украины В.Зеленским и Президентом РФ В.Путиным не состоялось. Не вдаваясь в рассуждения о том, почему и кто за всем этим стоит, могу только предлагать варианты возмодных договорённостей и компромиссов.

Лидерам России и Украины для решения конфликта на Донбассе необходимо идти на взаимные компромиссы, несмотря на имиджевые риски для Путина и Зеленского в своих странах. Такое мнение в комментарии «Донецким новостям» высказал политический консультант Александр Вербицкий.

«Для решения вопроса территорий ОРДЛО, необходимо, как минимум, отбросить эмоции и посмотреть на ситуацию глазами государственников с противоположных сторон границы — из Украины и России. Так как привлекать зарубежных партнеров к рассмотрению этого вопроса следует только в качестве наблюдателей», — сказал Вербицкий.

По мнению эксперта, в этой связи для урегулирования ситуации обеим странам необходимо сразу же определиться:

России — как отдать «республики», а не бросить, кинуть, предать;

Украине — как принять отдельные районы, а не переломать через любое колено (идеологическое, законодательное, полицейское, националистическое);

кто, кому и что должен в экономическом плане из сторон;

кто выступит гарантом мира в регионе из понятных и приемлемых посредников (не НАТО);

в какие сроки могут быть произведены все согласованные действия (юридические, законодательные, административные, физические, избирательные);

каким образом отдельные районы могут стать примирительным базисом для двух стран (фундаментом сотрудничества);

кто (какие категории лиц) попадут под амнистию по украинскому законодательству (и какие — нет);

каков будет статус отдельных районов в составе областей Украины (Донецкая и Луганская).

Политконсультант считает, что лидеры Украины и РФ должны исходить не столько из норм права, сколько из сложившейся ситуации, и идти на определенные компромиссы. «Россия контролирует непризнанные"республики"и финансирует их, а Украина декларирует готовность идти на все для достижения мира и возврата контроля над своими границами и территориями. При этом Россия прямо заинтересована в снятии экономических и иных санкций со стороны ЕС и США, и может использовать тезис смены власти в Украине для мирной передачи территории"республик". В свою очередь, Украина вполне может отказаться (по договоренности с РФ) от посредничества ЕС и ООН при контроле процесса передачи территорий, заменив его контингент (20 тыс. человек) силами республик бывшего СНГ (Беларусь и Казахстан) и при наблюдении международных миссий (ОБСЕ и др., например, МА СЕ, в принципе и представителей НАТО, почему нет?)», — пояснил Вербицкий.

Риски, которые могут возникнуть в процессе названных действий, — прежде всего, имиджевые президентов Украины и России. «Это обвинение в своих странах в сдаче национальных интересов, примирении с агрессором (Украина) или националистами (Россия), неоплаченных жертвах патриотов и"Зрада!"(Украина) и"Не забудем, не простим!"(Россия). Но даже Майдан, если он и случится в Киеве, ни к чему не приведет, так как война, идущая с 2014 года, надоела всем — и у нас, и на Западе. И Германия, и Франция, судя по всему, сами не рады, что в 2014 году вмешались в наши процессы. Что уж говорить о США, с постоянными скандалами, связанными с Украиной, вплоть до процедуры импичмента Дональду Трампу!?15» — заключил эксперт».

Да, ниболее серьёзные риски как в то время (2020 год), так и в 2021 году возникали у первых лиц. И да, они не только имиджевые. Если в России, с практически устоявшейся системой административного управления и государственного капитализма чуть проще в плане имиджевой поддержки Президента, то в Украине с этим всё не радужно. Дело в том, что какой бы шаг не сделал Президент Украины (вспомним Президента П.Порошенко, с подписанием формулы Штайнмайера, которая прекратила массовое применение тяжёлого вооружения на фронте), он сразу же попадёт не только под критику прессы, но нарвётся на огромные риски. Прежде всего, речь идёт:

-о реинтеграции отдельных районов в состав Украины,

-отсутствии средств на восстановлении инфраструктуры,

-как следствие, необходимость применения жёстких мер экономии, воздействия и контроля,

-падение рейтинга президентской партии, команды и всей вертикали,

-возрождение донецких элит, прежде всего на основе «донецко-центризма» и появление новых лидеров в регионе, а позже — в столице.

Запад только поможет деньгами, и то — немногим от того, что необходимо реально.

Февраль.

Первый Давос Президента — он трудный самый?

Первый Давос для новой власти — это и вызов и возможность. Оценить эффективность подобных встреч можно только спустя время. Презентовать страну как-то по иному, после того, что о ней рассказали предшественники не просто. Добавим, что «участники хаоса», то есть олигархи Украины, самостоятельно (В.Пинчук) или через представителей (Р.Ахметов) достаточно плотно и давно участвуют в различных форумах подобного рода. Но, речь в то время шла о новом Президенте и его договороспособности. Это, наверное, было главным. Так, потому что возникающее при общении доверие зачастую ценится дороже позже подписанных документов.

Эксперты по просьбе издания"Комментарии"оценили выступление президента Украины Владимира Зеленского на Всемирном экономическом форуме в Давосе. А также высказали мнение по поводу того, будут ли после этого выступления реальные экономические последствия.

"Мир уже успел привыкнуть к Владимиру Зеленскому"По словам эксперта Украинского института анализа и менеджмента политики Даниила Богатырева, проблема в том, что Зеленский не мог"взять"Давос."Тренд на снижение интереса международного сообщества к Украине был задан около пяти лет назад, когда стало понятно, что украинские политики не могут предложить международным партнерам и инвесторам чего-то принципиально нового, а война на Донбассе, являющаяся главным препятствием для международных инвестиций, продолжается, — поясняет эксперт. — Конечно, теперь у нас есть яркая и неординарная фигура президента, которая сама по себе вызывает интерес у международных партнеров. Однако более чем за полгода мир уже успел привыкнуть к Владимиру Зеленскому, а потому его выступление не вызвало аншлага". Богатырев считает в корне неверной тактику"приехать на форум, рассказать о себе, и надеяться на спонтанные контакты в кулуарах"."В современной международной политике любая встреча, даже спонтанная (если это не просто приветствие в коридоре), планируется заранее на уровне внешнеполитических ведомств двух стран, — поясняет эксперт УИАМП. — Такая подготовка должна начинаться за несколько месяцев до мероприятия, а подготовка конкретных инвестиционных проектов для презентации — минимум за полгода. При таком подходе у украинской делегации был бы шанс существенно повысить эффективность своего участия в международном экономическом форуме"."Большее значение имеет общение в кулуарах"

Исполнительный директор Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин напоминает, что Давос — это место встреч и неформального общения для представителей мировых финансово-политических элит. И здесь намного большее значение имеет общение в кулуарах, чем публичное выступление на 32 минуты."Хотя, конечно, в выступлении президента были интересные посылы, которые можно обсуждать, — отмечает экономист. — Например, мы не делаем единых правил для всех. Мы крупному инвестору даем куратора, который будет сопровождать его инвестиционный проект в Украине. Или, к примеру, говорилось об иностранных инвесторах и особом режиме содействия именно им… А как будет обстоять ситуация с крупными национальными инвесторами? Не будет ли ущемления их прав и нарушений в равенстве подходов по национальному признаку? Вопросов много".

"Форум в Давосе — не то место, где заключаются сделки". Политический консультант Александр Вербицкий также отмечает, что Всемирный экономический форум в Давосе — не то место, где заключаются сделки. Скорее, это площадка для обсуждения глобальных предстоящих событий. И именно в таком ракурсе стоит рассматривать первое присутствие там Владимира Зеленского в качестве президента Украины."Оценивать выступление президента сложно по нескольким причинам, — подчеркивает Вербицкий. — Экономический результат будет (если будет) понятен позже, с его бизнес-нянями (investment nanny). В свою очередь, само это понятие скорее присуще авторитарному режиму, начинающему султанату, а не парламентской республике. Упоминание о недолюбленной Украине — это перл с трудным переводом на деловой язык бизнеса. И это — минус команде президента. Равно как самая большая делегация (команда народных депутатов) из самой бедной страны Европы — показатель не только неуправляемости президентом ситуацией, но и просто фарс на фоне украинских олигархов. Ведь лучше быть, чем казаться". По словам политконсультанта, в рамках Форума прошло (и происходит) много встреч — и это самое главное на нем."Например, для Украины важно получить очередной транш МВФ. И встреча Зеленского с представителем Фонда прошла достаточно позитивно", — отмечает Вербицкий16».

Недолюбленная Украина В.Зеленского — это ни что иное, как страна, находящаяся в хаосе и которую просто не понимают: её перспективы, политику власти и возможности для собственного бизнеса. Разговор о кураторах для иностранных инвесторов так и остался разговором, потому что «прямое президентское управление» процессами в бизнесе не особо помогло Украине получить приток инвестиций. Всё осталось на прежнем уровне, как и при Президенте Порошенко:

-сельскохозяйственная страна,

-с высоким уровнем коррупции,

-не решёнными внутренними проблемами,

-достаточным потенциалом для развития IT инустрии,

-багатыми недрами,

-плодородными почвами и дешёвым трудом.

И теперь возникает вопрос: «Кто станет инвестировать в такое государство?». Встреча прошла действительно позитивно с точки зрения самопрезентации Президента. Всё остальное о стране её участники знали и так.

Неприкасаемых должно стать меньше?

Вопрос о сокращении численности депутатов в парламенте вполне адекватен и понятен избирателю, как и вопрос и двухпалатном парламенте. По состоянию на 2020 год в украинском высшем законодательном органе оказалось много «интересных» представителей обоего пола, которые превратили историческое здание в клуб по интересам — своим и своих патронов.

После принятого 4 февраля в первом чтении законопроекта, который позволяет сократить количество украинских нардепов с 450 до 300 (но лишь в следующем созыве и лишь при условии прохождения документа во втором чтении, что возможно только на следующей сессии при наличии конституционного большинства в триста голосов), издание"Комментарии"опросило несколько десятков экспертов. Мы спрашивали, кого из действующих нардепов стоило бы лишить мандата — и почему. А также — о критериях, по которым могут устроить"зачистку"списков в будущем. Общее мнение было таковым: в парламент следует закрыть дорогу непрофессионалам и"штатным лоббистам". При этом эксперты не исключали, что в списки партийные боссы и стоящие за политсилами олигархи будут стараться набрать"ручных"потенциальных парламентариев.

Приводим вашему вниманию наиболее яркие экспертные мнения. Кого следует исключить: посетивших Давос за счет олигархов и нардепов из"именных фракций".

Политический консультант Александр Вербицкий считает, что возможное сокращение количества народных депутатов до трехсот — это оправданный шаг с точки зрения повышения популярности президента. Но будет ли эффективнее работать сам парламент — эксперту сказать сложно по двум причинам.

Во-первых, отсутствие профессионального отбора кадров и соответственно их подготовки (политической истории).

А во-вторых, зависимость депутатов от политических брендов и спонсоров, что особенно заметно в нынешнем созыве.

"Кто, на мой взгляд, условно лишний сегодня в парламенте? Это народные депутаты: Бардина, Арахамия, Корниенко, Жмеренецкий, Жупанин, Киселевский, Кравчук, Михайлюк, Овчинникова, Пидласа, Припутень, Чернев, Шипайло, Шуляк, Юраш, Ясько. То есть все те, кто посетил форум в Давосе за счет Сороса и Пинчука, — говорит эксперт. — Почему? Потому, что они так или иначе не столько сэкономили средства для страны, сколько показали ее изнанку, зависимость политики от олигархата". Но это только одна сторона медали, добавляет политконсультант, вторая же в том, что в парламенте находится сильнейшее лобби наших олигархов."А должно находиться только одно лобби — отстаивающее интересы избирателей. Если избранники народа желают повысить свой культурный уровень (официальное обоснование посещения), то могут это сделать во время отпуска и за свой счет", — считает Вербицкий.

Еще эксперт вспоминает так называемые именные фракции — "Батькивщину", которую в народе все равно называют БЮТ, и"Европейскую солидарность", ассоциируемую с Петром Порошенко."Не секрет, что и первая, и вторая — сильны только фамилиями своих лидеров, а следовательно — если не станет их, не будет и фракций, — уверен политконсультант.

–Юлия Владимировна — политический олигарх и долгожитель в парламенте. Пора бы уже и на отдых, вместе с Соболевым, Кириленко, Власенко. Их след в истории уже есть, а польза для Украины — определяется рейтингом".

Кроме того, Вербицкий упомянул тех народных депутатов, которые используют парламент для демонстрации гардероба, аксессуаров, заказа эскорта, а также советующих избирателям продавать домашних животных для расчета за коммунальные услуги."В любой стране, при такой мизерной минимальной пенсии как у нас, было бы нормальным сразу же сложить мандат. В любой стране, но не в нашей…", — подытожил эксперт.

Кого следует исключить: фракцию"Голос"целиком и половину"Слуги народа". Предлагаемое сокращение депутатского поголовья, поясняет аналитик, политтехнолог Александр Кочетков, — это чисто популистский жест, призванный замаскировать фактическое введение императивного мандата, когда депутаты станут окончательно зависимыми от руководства фракций, то есть, владельцев партий. И такой подход могут поддержать практически все фракции, так как их руководству это выгодно, думает эксперт. Однако окончательное голосование, добавляет аналитик, будет не стопроцентным — "мажоритарщики будут однозначно против"."При введении выборов по пропорциональной системе и императивном мандате достаточно будет даже не трехсот, а тридцати депутатов — глав фракции и их заместителей, они же станут руководителями комитетов. Еще и позволить голосовать удаленно, тогда помещение ВР можно было бы сдать в концессию вместе с железной дорогой… Шутка, конечно, но грустная", — говорит Кочетков. По мнению эксперта, парламент ничего не потеряет без фракции"Голос"в полном составе, поскольку"они все равно ни на что не влияют"."Минимум половина партийного списка"Слуги народа"могут чувствовать себя свободными — они все равно голосуют по команде руководства, даже не читая законопроектов, — говорит Кочетков. — Обойдутся в Раде и без разнообразных лоббистов, сосредоточившихся, в основном, в группе"За майбутнє"(«За будущее» — прим. автора)17.

Законопроект принят, но соркащение, если оно и произойдёт — только после следующих выборов, то есть в 2023 году. Вопрос сразу возникает несколько:

-по какому закону станут проходить выборы народных депутатов (действующий, реадкция,новый),

-с использованием какой системы голосования (обычной, электронной, смешаной),

-будет ли рассмотрен вопрос о создании двухпалатного парламента.

Надо сказать, что за короткий промежуток времени В.Зеленскому удалось, при помощи так называемого монобольшинства провести много решений. Эффективность? Это второй вопрос. Да, так…И потому, что самая востребованная специальность в Украине до недавнего времени — юрист. А кто, по-вашему, ещё может разобраться в законодательном хаосе? И не только в нём? В любой закон у нас привыкли вносить изменения и дополнения для того, что бы простой человек не то что ногу, голову сломал. И конечно, именно для помощи каждому служат юридические подразделения в фирмах, органах власти и целые системы — например судебная. Но, от существования всего этого хаосного многообразия никому не легче. И только потому, что депутаты внизу берут пример со своих коллег вверху, не только принимая странные решения, но копируя стиль и манеры.

P.S.

До декабря 2021 года рассматривался вариант, при котором количество народных депутатов должно сократиться с 450 до 300, и избираться они должны исключительно по партийным спискам. Но, в декабре 2021 года представители внепартийной части парламента инициировали законопроект о внесении изменений в избирательное законодательство, с тем что бы вернуться к мажоритарной (в том чсиле) системе выборов. Как ни странно, их поддерживает и провластное большинство в парламенте, которое первоначально выступало против. Что это и как понимать? Очередные внеочередные выборы? Или просто тема для обсуждения в социуме, что бы снять накал страстей.

Майдан. Выводы сделаны? Ой ли…

Писать о Майдане просто и сложно. Особенно для тех, кто видел и понимает что это такое не с одной стороны экрана ТВ, а находясь в непосредственной близости от событий, или прямо в гуще событий. Если первый (2004 г.) прошёл практически без потерь, кроме моральных для команды кандидата в Президенты В.Януковича и его патрона Л.Кучмы, то второй стал решающим для всей страны. Он разделил Украину и жизнь в ней на «до и после». Но, и до сего дня нет даже реакции на основные вопросы, которые на самом деле — вызовы будущего:

-Почему, не понесли ответственности закулисные организаторы Майдана?

-Почему, украинская власть (В.Янукович) не смогла предотвратить кровопролитие?

-Почему, нынешняя власть (В.Зеленский) не может дать оценку событиям 2014 года?

-Почему, ЕС упорно не желает призначать очевидного факта своего участия в событиях 2013-2014 годов в Украине?

-Почему, Украина не стремится поставить точку в деле самоопределения своей позиции по вопросу целесообразности событий Майдана 2013-2014 гг.?

Украина потеряла 80% своего флота, утратила контроль над территориями и промышленным регионом (Донбасс) в результате чего вынуждена приобретать энергоносители в США, или в Беларуси, которую критикует как внутри страны, так и на международной арене. Выводы и на сегдняшний день не сделаны, как не оплаканы жертвы с двух сторон — атакующих и оборонявшихся.

О мщении речь не идёт. Но разговор даже не заходит об оценке событий с точки зрения перспективы государства, в котором и по сей день царит хаос.

Сегодня, 20 февраля, в Украине проходят мероприятия, посвященные Дню Героев Небесной Сотни. Между тем, недорасследованные"дела Майдана"остаются болью Украины, равно как последующие события (аннексия Крыма, оккупация части Донбасса). Эксперты оценили по просьбе портала"Комментарии"перспективы расследования тех трагически-героических событий, а также высказали мнения — столь ли однозначно они выглядят сейчас, спустя шесть лет.

"Когда власть идет на тиранию — иного выхода просто не остается".

Политолог Виктор Таран, который сам был участником тех событий, подчеркивает: если мы говорим о преступлениях во время Майдана, то следует вести речь о серии убийств, которые продолжались с января по февраль 2014-го."Все началось с принятия 16 января так называемых"диктаторских законов". Далее последовала эскалация, штурм на Грушевского (так называемое огненное Крещение), убийство Нигояна, — напоминает политолог. — А потом был очень сложный последний месяц зимы — и пик конфликта, припавший на 18-20 февраля. Безусловно, в случившемся виновна власть (прежде всего — четвертый президент Янукович, министр МВД Захарченко), которая применила аппарат насилия. Именно они начали противоправные действия, после чего протестующие использовали право на восстание, что разрешено Конвенцией ООН о правах человека. Когда власть идет на тиранию — иного выхода просто не остается…"При этом Виктор Таран призывает быть объективными, помня, что жертвы были с двух сторон: по всей Украине погибли 104 протестующих и 35 силовиков ("беркутовцев"и представителей внутренних войск), ранены около 1000"майдановцев"и примерно 400 силовиков.

"Довести до суда и приговора дела касательно исполнителей, касательно тех, кто давал команды, я не вижу возможности, — говорит политолог. — Бывшие"беркутовцы"и силовики из внутренних войск прячутся в России или аннексированном ею Крыме. А касательно участников Евромайдана, напомню, был принят закон об амнистии". Эксперт призывает применить испанский опыт примирения гражданского конфликта (которым, по сути, был Майдан)."Это уже после того, как РФ начала захват Крыма, можно говорить о начале российско-украинской войны, — продолжает Виктор Таран. — Согласно испанскому опыту (после войны республиканцев и солдат Франко), историки должны беспристрастно оценить происшедшие события. Следует проводить конференции, круглые столы. После чего возможен акт примирения. В Испании, к примеру, был создан монумент, посвященный республиканцу и солдату войска Франко…Без примирения события 2014 года будут продолжать раздирать украинское общество… Другое дело, что примирение вряд ли возможно в ближайшее время. Испании для этого понадобилось 40 лет. У нас точные сроки назвать сложно, тем более в условиях продолжающейся российской агрессии". При этом политолог уверен: тема Евромайдана должна стать табу для политиков, которые спекулируют на ней. Свое слово должны сказать историки. И то не сразу…

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Украина, обреченная на Майдан? предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

14

https://comments.ua/opinion/1388-zakon-o-nacional-nyh-men-shinstvah-pochemu-on-tak-vazhen-dlya-ukrainy.html?fbclid=IwAR1HiPtESrGTOHEYDSOy15TMJFF1Z3QaiFEji17nNGmFK3wjQxjQvXqRfHM

15

https://dnews.dn.ua/news/738895?fbclid=IwAR0qyKrd54C-KWeiqDTc-chf33n2dGaOTgB1V8r8VWfKABZSajLTBh0Xf1A

16

https://comments.ua/news/politics/president/644810-zelenskiy-na-forume-v-davose-eksperty-ocenili-vystuplenie-i-rasskazali-zhdat-li-ukraine-investorov.html

17

https://comments.ua/news/politics/rada/645966-sokraschenie-deputatov-do-300-eksperty-nazvali-imena-nardepov-kotorye-dolzhny-lishit-sya-mandatov.html

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я