Заметки потустороннего

Алекс Трейн, 2021

Книга не для слабонервных читателей, поскольку в ней с помощью безжалостной формальной логики с изрядной долей черного юмора, сдобренного иронией, исследуется вопрос о формировании эффективной власти на основе мирового опыта и исторического пути России, большого количества исторических фактов и некоторых мысленных экспериментов. В результате будут определены минимальные условия, при которых политические деятели существуют для страны и народа, а не наоборот. Если кого-то интересует, как построить эффективную власть с неограниченной по времени гарантией – читайте. Изложение ведется с настолько общих позиций, что к основной теме автор подходит не сразу. Пропустите, если почувствуете, что подробности излишни; понимание сути произведения от этого не пострадает. Учтите, что напряжение несколько нарастает ближе к концу трактата. Поэтому крепитесь.

Оглавление

Глава 2

2.1

Какой бы нам метод выбрать? Мы ограничимся одним, но самым лучшим. Осталось его найти. Искать будем, чтобы не пропустить ничего ценного, во всеобщей истории человечества. Ни больше ни меньше.

А пока, рискуя навлечь на себя праведный гнев историков, проясним отношение автора к истории как области знания. История, безусловно, является наукой в части фактологии, то есть выяснения, произошло то или иное событие/явление или нет, описания его, документального или иного его подтверждения и так далее. В области выявления общих закономерностей, исследования причин и последствий исторических событий история — это территория скорее спекуляций и предположений, причем часто зависимых от текущей политики властей и пропагандируемых ими идеологий. Была бы физика наукой, если бы политически и идеологически регулировались бы законы оптики, например? Очевидно, что нет. Была бы физика наукой, если можно было бы ставить эксперименты всего один раз, без права их повторения? Аналогично. По этой же причине автор на этих страницах не считает историю наукой вне области фактологии. Это область знания, на которую проецируются те или иные теории и концепции. Только более или менее очевидное несоответствие этих концепций историческим фактам еще можно с грехом пополам выявить, но не более того. Кстати, то, что история не наука, уже признано чисто юридически. В ряде стран отрицание холокоста является уголовным преступлением. Это документальное свидетельство, что история понимается как пропаганда. В физике ведь за отрицание темной материи пока не сажают. Хотя… движение BLM вскоре наверняка начнет ставить вопросы, а почему это материя «темная» (?) И не связано ли это с пренебрежением к негроидной расе? И начнет называть ее «альтернативно белой», например, или «полосатой» (чтобы ни вашим, ни нашим), а кто с этим будет не согласен, тот сразу станет расистом, по которому плачет тюрьма. Но ведь психиатрические девиации (пока не подкрепленные уголовным кодексом) к физике как таковой отношения не имеют, не так ли? Короче, не виновата физика в том, что количество неадекватов в мире увеличивается. Отрадно, что неадекваты эти никакого влияния на физику не оказывают, по крайней мере, пока. История же смешивается с пропагандой, идеологией и причудливыми взглядами неадекватов при власти гораздо легче (чем физика, например) и в любых пропорциях, поэтому безопаснее называть ее не наукой, а областью знания. И звучит культурно, и истине не противоречит.

2.2

Посмотрим на историю человечества с позиции стороннего наблюдателя. Без него, сами понимаете, никак нельзя. Подберем себе приличного инопланетянина из другой галактики. Инопланетянин наш достаточно развитой в смысле научно-технической продвинутости; не дурак, короче. Начнем знакомить его с реалиями нашего земного бытия примерно от момента создания государств. То есть приблизительно от Адама и Евы (это метафора, если что; автор вообще исторический материалист со стажем, хоть и дилетант).

2.3.1

Итак, что написано по сути в учебниках истории у всех народов нашей планеты? Если коротенько — это то, что данный/наш народ миролюбиво живет на данной территории с незапамятных времен. Ему не повезло с соседями, которые сплошь были коварны и вероломны, нападали на мирных жителей, наших предков, то есть. Ну, вели себя совершенно некультурно — примерно как половцы с печенегами (это метафора из высших сфер, если чо). В результате справедливых оборонительных войн и защиты своей страны, границы ее значительно расширились, а злобные соседи куда-то подевались. Пришлось нашему мирному народу жить на бывшей незаконно оккупированной ими земле. Далее тезисно прилагается списочек великих правителей, которые успешно или не очень оберегали рубежи государства до степени тотального или выборочного уничтожения неразумных соседей. Периоды законного и справедливого полного или частичного захвата и уничтожения соседних народов плавно перетекали в периоды полной или частичной вероломной оккупации кровожадными захватчиками наших исконных земель. Это составляет процентов 80% от содержания обычных учебников истории у всех народов.

2.3.2

Ну, и будет ли интересовать инопланетянина — кто, у кого и когда выиграл историческую битву (то есть более успешно потыкал железными палками кучу людей, которые, впрочем, тоже были совсем не дураки потыкать кого-нибудь такими же железными палками), захватил богатства, рабов и территории? Да этот инопланетянин вообще не отличит один народ от другого. Ему это все равно — хоть бы они все друг друга поубивали. С точки зрения развития всего человечества, не имеет никакого значения — кто, у кого и сколько отхватил денег, славы и земель на том или ином историческом этапе.

2.4.1

Еще процентов 10% в учебниках посвящено религиозным материям. Это примерно то же, что и военная история. Принцип такой — есть правильная религия и куча неправильных, как правило, очень близких к правильной. Все неправильные являются кознями дьявола (это что-то типа Бога, но наоборот). Их, понятное дело, надо искоренить вместе с их злобными носителями. И понеслось — Варфоломеевские ночки, сожжение старообрядцев (процесс внутренней утилизации еретиков), Крестовые походы (процесс внешней утилизации иноверцев). Это тоже вряд ли заинтересует инопланетянина. Он просто удивится (если у него есть такие эмоции), что некие земные существа, считающие себя разумными, всерьез верят, что наша вселенная была сотворена их так называемым Богом. Причем версии сотворения многочисленны, противоречат друг другу и единственное, что их объединяет — это их неимоверный примитивизм. Ну, если Бог подобен папе Карло, который сваял весь наш мир из нематериального полена, то главный-то вопрос о первопричине всего остается всё равно. А именно — кто тогда создал Бога? Если нечто (например, Бог или, в крайнем случае, его создатель) может быть «всегда», то почему Вселенная не может существовать «всегда»? А это, кстати, легко представить, если время возникло одновременно с Большим Взрывом… Если же мы настаиваем на акте творения всего на свете, то кто тогда сотворил творца, а также творца его творца и так далее? К счастью, даже если предположить, что Бог создал вообще всё, то, в том числе он, безусловно, создал и атеизм. Вот и надо придерживаться этого божьего промысла. Именно так с облегчением и подумал наш инопланетянин. А то получится, как в стихах, случайно им прочитанных: «Как веруем и мы сами, не ведая, что творим». Уж лучше было бы для человечества: «Как не веруем и мы сами, зато ведая, что творим». Ну, что с инопланетянина взять — он из другой галактики прилетел, даже попов, наверное, не видел ни разу, а вот Окуджаву где-то прочитал, однако.

2.4.2

Очень часто религию связывают с моралью и нравственностью. Чуть что — сразу вспоминают про десять заповедей. Если спросишь, а почему именно десять, то скажут, что так написано в святых книгах, а если попросишь эти заповеди перечислить, то начнут, естественно, довольно бодро и весело: не убий, не прелюбодействуй, не укради, не возжелай, не лжесвидетельствуй… и всё. Как-то не набирается десять штук, однако. Причем, если посмотреть первоисточник, это заповеди, которые ближе к концу списка… А как-то принято начинать с самого важного, не так ли? И еще — при перечислении всех моральных запретов в конце списка есть упоминание, что это касается «ближнего своего». Получается, что с дальними можно делать всё что угодно. По факту так и происходило, о чем и написано на 80% страниц любого учебника истории. Какие запреты могут быть при борьбе с неверными, или дикарями, или вообще нелюдями (последнее это уже совершенно универсальное понятие, которое при желании легко прилепить на буквально любого)? Так что с моралью у религии всё довольно свободно обстоит. Кроме одного обязательного пункта — необходима безусловная вера в Бога. Это требование номер один среди заповедей, если кто запамятовал. Любопытно, что всемогущий Бог сильно обеспокоен именно верой в него в мозгах неизмеримо более примитивных и низменных существ, чем он сам. Вдумайтесь: создатель абсолютно всего, всех этих сотен миллиардов галактик и бесчисленных звезд волнуется, чтобы какие-то высшие приматы (не имеющие даже хвостов) на третьей планете от Солнца, где-то в глуши Млечного пути верили, что он существует и что у него есть все авторские права на бытие. И посетило это беспокойство Всевышнего где-то на 15-ом миллиарде лет от начала творения, точнее, не более нескольких десятков тысяч лет назад. Раньше отсутствие представителей семейства гоминид, верующих в него, Создателя как-то совсем не волновало. Если абстрагироваться от масштабов (галактик всяких, черных дыр, квазаров, сверхновых, которых во вселенной хоть пруд пруди), то отношение Всевышнего к людям удивительно напоминает отношение к подданным со стороны совершенно земных правителей при банальном царизме-авторитаризме-тоталитаризме. Типа, делайте что хотите, но вы должны верить в мою безусловную и вечную власть, подчиняться мне и отчитываться передо мной, а я уж решу, что с вами низкими и подлыми делать. Уж не списал ли всемогущий Бог свои требования у древнего (по земным масштабам) примитивного царька-упырька, правившего где-то в Малой Азии примерно сорок веков назад? Во-о-от, понимаешь, какие мысли-то могут прийти на ум нашему инопланетянину, потустороннему наблюдателю, так сказать.

2.5

Еще 8-9% в учебниках истории посвящено культуре и искусствам. Очевидно, что наш инопланетянин не впечатлится этим ни в малейшей степени. Если он «видит» мир, например, в гравитационных волнах, а «слышит» через потоки нейтрино, то Джокондой или «Войной и миром» его не проймешь, и даже над Черным Квадратом он не прольет слезЫ (или что там он может пролить?)…

2.6

Таким образом, мы приходим к очевидному (как это только что неожиданно выяснилось) выводу, что исторические учебники хороши только для местного потребления. Человечеству как единому целому довольно сложно найти предмет для гордости при беседе с внешним наблюдателем. То, что «деды воевали», тут не катит. Воевало-то человечество всю дорогу само с собой…

2.7

Мельком и между делом в этих учебниках рассказывается о странноватых людях, практически фриках, которые сами себя называли «ученые». Они делали достаточно бессмысленные с практической точки зрения опыты, писали какие-то трактаты, дискутировали на темы, непонятные непосвященным. И результаты их деятельности принесли совершенно неожиданные плоды. Проследим за этим в историческом контексте. Представим себе, что инопланетянин решил быстро просмотреть историю человечества. Он смотрит на временнЫе срезы с шагом лет в 500. Точкой отчета можно взять около 10 тыс. лет назад. По большому счету найти разницу в жизни землян между, например, 1500 лет до н.э. и 1000 до н.э. практически невозможно. Это для вовлеченных народов была большая разница — Рамзес был второй или третий, расширялось ли Древнеегипетское Новое Царство или сжималось… А для внешнего наблюдателя жизнь протекала ровно так же, как и пятьсот лет назад. Ездили на лошадях и повозках (а на чем же ещё?), пахали плугом на волах (а как же еще?), воевали копьями и мечами (что было, тем и воевали). И вот инопланетянин перелистывает слайды: 1000 год до н.э., 500 год до н.э., 1 год н.э., 500 год, 1000 год, уже начинает зевать (если есть чем), потом 1500. Уже чего-то там проклевываться начинает, совсем чуть-чуть, Америку открыли (с точки зрения европейцев), а потом БА-БАХ 2000 год. Олимпиада в Сиднее, трансляция ее по спутниковым каналам по всему миру, ездят не на повозках, а на самолетах, автомашинах, на Луне высадились, до Марса долетели, атом расщепили, компьютеры кругом, интернет. Одно перечисление перемен займет сотни страниц текста. Наш инопланетянин подумал, что потерял бдительность, заснул над монотонными временнЫми срезами земной цивилизации и что-то важное пропустил. Вернулся на шаг назад к 1500 г. Нет, всё верно: население планеты увеличилось немного, люди на смешных корабликах с преобразователями атмосферной энергии в механическую в виде нелепых тряпок пересекли-таки Атлантический океан, еще вместо железных палок для массовых убийств себе подобных они стали использовать какие-то забавные пукалки. Процесс самоуничтожения человечества пошел как-то бодрее, и смотреть на него стало прикольнее. Но не более того. А через 500 лет — летают на самолетах, ездят на самодвижущихся механизмах, видят и слышат друг друга на тысячекилометровых расстояниях, компьютерами обложились всякими и интернетами. Кто это им всё понапридумывал и, самое главное, понаделал? И где этот кто-то был предыдущие 10000 лет, спрашивается? Неужели он всё это время пиво пил, как гласит знаменитая реклама, случайно инопланетянином увиденная?

2.8

Вот что инопланетянину думать? Не иначе как прилетели другие инопланетяне на эту планету и научили местное население всем этим интернетам и прочим премудростям. Если наш инопланетянин не посмотрит более подробные срезы жизни землян (скажем, с шагом в 50-100 лет), то останется уверен, что так и есть. Ведь люди в 1500 году были не глупее нынешних, Платона и Цицерона читали (в подлиннике!), философии всякие изобретали, но ездили на повозках, а нынешние ни разу не читали трактат Аристотеля о пустоте, а летают на самолетах и даже спутники запускают. Это просто в голове (или что там у него) не умещается.

2.9

Это главное чудо в истории человечества в учебниках истории сухо называется научно-техническим прогрессом. Он считается само собой разумеющимся явлением. Вот до 1500 года его, само собой разумеется, не было, а потом он (ясен пень, само собой разумеется!) совершенно закономерно зародился и совершенно неотвратимо взрывообразно развивался. Почему он зародился в веке XVI, а не пару тысяч лет до того, спрашивать как-то не принято. История вообще отличается тем, что главные вопросы там спрашивать не принято (точнее, бессмысленно). А если спросить, то ответ услышишь очень длинный, полный воды и тумана, про производительные силы, соотношение общественно-политических интересов, классовую борьбу, социальную ткань общества, влияние элит, производственные отношения (особо продвинутые что-то про инклюзивные и экстрактивные импульсы поведают), но сводящийся, по сути, к известной максиме «такова сила вещей, мда-а-а». В лучшем случае признаются по секрету, что это «тайна веков» или «закон жизни». Ведь в истории можно только подгонять концепции под уже известный результат. Других-то вариантов все равно ведь нет. Глупо доказывать, что какое-то явление произошло по невероятному стечению обстоятельств, если оно таки произошло, а другие, гораздо более вероятные, не случились.

2.10

Я бы сформулировал основной вопрос истории так — закономерно ли зарождение и взрывной рост естественно-научных дисциплин в Западной Европе в XVI-XVIII веках? А далее развитие наук стало самоподдерживающимся вследствие очевидного колоссального прогресса, достигнутого в этом виде деятельности. Ответа на этот основной вопрос мы никогда не получим, если только не будет когда-нибудь использована машина времени с возможностью многократно проходить эту точку бифуркации с заданными вариациями. Вариации, по сути, очень простые — надо не спеша, один за другим убирать из своего времени самые светлые умы (Галилея, Ньютона, Гюйгенса, Галея и др) и смотреть на отклик системы — замрет импульс тяги к новым знаниям у человечества или нет. Вполне возможно, что все началось из-за случайного совпадения во времени и пространстве критического количества светлых голов, готовых потратить все свои силы на исследования законов природы. Впрочем, вопрос не столько в желании потратить силы, а в том, насколько эффективно их потратить. В развитие науки был вовлечен ничтожный процент населения Земли, а результат… результат можно увидеть, оглянувшись вокруг. Попробуйте не пользоваться предметами, которые были изобретены меньше, чем 200 лет назад, хотя бы в течение года. Ощутите всю прелесть возврата к природе, а заодно и всю мощь человеческого гения, который придумал и создал эти предметы для удобства и комфорта нашей жизни. И еще задумайтесь, какие авторские гонорары пришлось бы платить за использование всего этого, если бы наука не предоставляла плоды своей деятельности в виде законов, формул и уравнений совершенно бесплатно. Создатели всяких фильмов (порой весьма посредственных) очень обеспокоены, чтобы кто-то чего-то у них не посмотрел без оплаты. А разве они цифровые технологии сами изобрели? Они знают, что это все основано на физике твердого тела, квантовой механике, статистической физике и куче всяких дисциплин? Почему это плодами прогресса они пользуются по-пиратски и бесплатно? Использовали уравнение Шредингера или статистику Бозе-Эйнштейна — будьте добры, заплатите копеечку. А то в их представлении все вокруг пираты, а они во всем белом и пушистом. Ну, это автор чуток вспылил, с кем не бывает. Приступ правдоискательства его внезапно обуял, знаете ли. Не будем отвлекаться и продолжим.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Заметки потустороннего предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я