1. Книги
  2. Историческая фантастика
  3. Айдас Сабаляускас

Три дня из жизни Филиппа Араба, императора Рима. День второй. Опять настоящее

Айдас Сабаляускас (2020)
Обложка книги

Книга для тех, кто не только обожает копаться в анналах и на скрижалях истории Древнего Рима, но и для тех, кто любит рассматривать историю дней вчерашних как аналогию дней сегодняшних (и наоборот). У романа две "ипостаси": его можно читать и как совершенно самостоятельное произведение, и как продолжение предыдущих двух частей книги "Три дня из жизни Филиппа Араба, императора Рима", ведь течение времени и изменение пространства в реальности непрерывны.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Три дня из жизни Филиппа Араба, императора Рима. День второй. Опять настоящее» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Новые лица

«Вышел из залива Таго

И вижу —

Над белоснежным пиком

Высокой Фудзи

Белый падает снег…»

Ямабэ Акахито

В ложе императора, словно по щучьему велению и царскому хотению, внезапно появились двое: директор-распорядитель Колизея и хозяин школы гладиаторов (ланиста), который единственный из собственников подобных учебных заведений сумел оперативно откликнуться на вчерашний административный запрос свыше и потому выставил сегодня на арену на убой своих пусть и не лучших, но бравых, самоуверенных и решительных воспитанников.

— Восемьдесят семь тысяч! — с ходу огласил директор Колизея, вскидывая руку в римском салюте. — Ave Caesar! Ave Augustus!

— Что восемьдесят семь тысяч? — напрягся император, с ходу замешкавшись и не сообразив, что к чему, и на всякий случай преобразовал своё лицо в каменистую пустыню, без тени эмоций.

— Именно столько зрителей умещается в амфитеатре Флавиев! Проверено не раз на личном опыте: мин нет! — дал точную справку директор-распорядитель. — Ей-ей! Другого заведения такого уровня в Римской империи точно не существует и уже, пожалуй, не возникнет!

— Сам знаю, что не существует. Но почему не возникнет? Думаешь, я не сумею повторить или… превзойти?

— Вы великий, однако… другой такой Иудеи больше не будет!

— Ты в своём уме? Она есть!

— Но Иудея в пепле и из него уже не воспрянет, ибо истощена навечно! Сто тысяч рабов, захваченных некогда Веспасианом в плен после подавления там восстания, восемь лет строили сию махину! Даже при столь великой дармовой рабсиле, падавшей с ног от усталости и болезней и помиравшей бессчётно, даже при таких несметных ресурсно-трудовых вложениях были израсходованы колоссальные наличные, а не какие-нибудь там виртуальные деньги!

— А их откуда взяли?

— Я же откровенно и без утайки поведал: в Иудее…

— Ты не внимателен! А ещё директор! Я не о пленниках, я о наличных!

— Я очень внимателен, о, Величайший! Разумеется, деньги не с неба свалились! Трофеи и военная добыча в Иудее — всё это было распродано, чтобы получить свой куш… эээ… кэш! То бишь по большому счёту наличку взяли там же, у семитов, — разъяснил главный начальник Колизея и словно напомнил: — Поэтому да! Да! Да! Восемьдесят семь тысяч персон разных статусов! Рассадить тут народ плотнее физически невозможно! Разве что только на головах друг у друга. Вот вы же в свою ложу кого попало не пустите?.. Или..?

— Без «или»! Не пущу! И заикаться об этом не смей! Не выворачивай мне мозги наизнанку! — нахмурившись, чуть не взвизгнул Филипп, недовольный тем, что внутрь его черепной коробки как будто исподволь пролез посторонний (за этот день уже не впервой) и стал водить пальцем по мыслям, словно по строчкам манускрипта. — Однако в любом случае я угадал!

— Я не только не возражал, но, напротив, вашу гипотезу… эээ… ваш талант провидца и подтвердил! — согласно закивал головой директор Колизея, подумав: «Вместимость амфитеатра — пятьдесят тысяч зрителей. Да и то пять тысяч — места стоячие. Больше сюда не влезет, хоть пинками загоняй! Однако если речь о трупах, то уложить их здесь можно бессчётно… штабелями!.. Ни мы, ни до нас не экспериментировали на трибунах — лишь на арене… Но ты знать всей… любой правды не желаешь, потому долго на троне не протянешь, а я, коли буду аккуратным, и дальше буду амфитеатром управлять… Я аполитичен и кровав для любой власти. Я эту правду-матку рублю… дома… у очага рядом с супругой, она меня не выдаст, а свинья не съест

Однако вслух разочаровывать государя шеф амфитеатра не стал, да и мысль его рвалась неоднократно, как тонкая некачественная нить или пусть даже качественная, но не прочная паутина.

— А где третий? — вдруг спросил император. — Он меня игнорирует, что ли?

— Какой третий? — разом воскликнули директор Колизея и ланиста-хозяин школы гладиаторов.

— Эдитор, который должен устраивать бои гладиаторов. Мне об этом рассказывал… эээ… вон тот знающий и солидный мужчина! — Филипп ткнул пальцем в гида-экскурсовода.

— О чём рассказывал?

— О том, что должен быть третий, который не лишний, — хмыкнул август, вспоминая при этом о другом человеке: о женщине, которая была матерью его детей и при каждой встрече не забывала напомнить ему о Троице, но что это такое, сама понятным языком разъяснить не могла.

Гид, обрадованный таким вниманием к своей скромной персоне, довольно потёр брюхо обеими пятернями, сделав скромный вид, что запамятовал о том, что он такого императору… вовсе не рассказывал.

— Представление устраивается второпях, поэтому решили обойтись без посредников в лице без эдиторов. Посредник утроил бы цену, а мы экономили на всём, — быстро нашёлся директор амфитеатра Флавиев. — Сами всё организовали для вас по высшему разряду!

*****

Филипп между тем продолжил осматриваться и примечать.

Внутренности Колизея представляли из себя слоёный архитектурный пирог, словно это был сам senatus. Разве что «укрупнённых слоёв» тут было на один больше, чем в социальности сената, где выпукло присутствовало всего три мощных, которые потом уже мельчились на… гроши и из-за грошиков.

— А чьи вокруг места? — раскинул в обе стороны руки император.

— Какие? — сделав дитячье лицо, стал озираться директор Колизея, стараясь уловить направления растопыренных пальцев государя. — Сидений же тысячи… Куда мне смотреть?

— Ну, скажем, гляди на те, которые находятся на одном уровне с моей ложей…

— Эти — сенаторов! Там даже именные имеются! — по-детски смущаясь, пояснил директор Колизея, отзеркалив взгляд Араба. — Можно купить годовой абонемент и всегда сидеть, не обижая остальных, никого никуда не сгоняя, не скандаля и не рыпаясь, на своём персональном месте… Ключевое слово — купить, а не получить!

— У кого купить?

— В кассе!

— Без откатов?

— О, Величайший! Всё до коп… до копейки… всё до последнего медного антониниана из кассы Колизея поступает в каз… казну! Прямыми… перечислениями, но… в наличной форме, не обращайте внимания на мои парадоксы, — ещё больше смутился директор-распорядитель: покраснел и, кажется, стал слегка заикаться, хотя в своей жизни давным-давно прошёл не только огонь и воду, но и медные трубы. — До самого последнего медяка я отдаю тебе, планеты император!

— Медяки мне не нужны!

— Мы их и не собираем!

— Смотри у меня! — профилактически погрозил ему пальцем довольный Филипп. — М-да! Вот и чудесно! Вот и отлично! Как же сенаторы тут сидят? Как восседают? Прямо на мраморе? Гляжу, там нет ни одного культурного… эээ… мультурного… эээ… курульного кресла. Вот и пусть сидят на голом камне! Пусть свои задницы морозят, здоровье убивают! Не император будет виноват в том, что… лишние места в сенате поосвобождаются. Сенату нужно кровавое обновление… эээ… кровопускание… эээ… прилив молодой свежей крови! Ну, пусть даже не молодой, но свежей! Кровь в живом организме не должна застаиваться!

— Прежде сенаторам всегда разрешалось приносить сиденья с собой, — безо всяких эмоций ответил директор Колизея, пропустив мимо ушей начальственную провокацию.

— Сами сюда приносят? — не нашелся, что ещё спросить на сей счёт, император.

— Руками своих рабов!

— Повелеваю: отныне пусть таскают самостоятельно! Рабам на мой уровень хода нет!.. А на втором ярусе кто обустроился?

— Те двадцать рядов каменных скамеек предназначены для эквитов: для сословия римских всадников! Для госслужащих-магистратов, для нобилитетской, патрицианской и плебейской родовой знати, для прочей римской элиты. Ну, иногда туда и мошенники-безбилетники пробираются, но мы их быстро вычисляем.

— И что с ними делаете?

— Избавляемся…

— Как?

— Эээ… Разъясняем им их права и обязанности, а также то, что они были не правы…

Зоркий взгляд императора, не останавливаясь на достигнутом, взлетал всё выше, и выше, и выше:

— А на третьем этаже? Гляжу, рядов там поменьше…

— Там их шестнадцать. Это места для обычных богачей. Для нуворишей в том числе. Ну, и для нормальных римских граждан из среднего класса…

— Сегрегация римского народонаселения?

— Вам это не нравится, мой повелитель? Можем правила отменить и весь народец тут перемешать. Не разобрать будет, кто какого статуса и роду-племени. Вы только прикажите… своим Эдиктом.

— Я чту римские традиции, духовные скрепы и наши устои!

— Тогда давайте называть вещи не своими именами, а нейтрально: это не сегрегация, а разделение на сектора или, к примеру, зонирование… Упорядочением иерархии! Регламентные работы!

— Убедил! Согласен! Можешь же, когда компетентен! А что на самом верху? Ну, вон на том ярусе, который от предыдущих отделён высокой стеной…

— О! Там толчётся всякая шпана, шелупонь, попрошайки и нищеброды! Беднота со своими благоверными и… самые достойные рабы, которых походом в кино… эээ… в амфитеатр облагодетельствуют их лояльные хозяева! Этого уровня в оригинале амфитеатра не было, его пристраивал уже император Домициан, последний из рода Флавиев. Сидеть там негде, хоть кто-то время от времени присесть и пытается — места исключительно стоячие. Чтобы было видно сцену, уклон там сделан не пологий и даже не скатный, а крутой. Кувыркнуться оттуда вниз — запросто, что не раз с чернью и случалось.

— И много навернулось?

— Да кто же их там считал!

— А вот там что?

— Где?

— Ну, вон там, что над самым верхним этажом…

— Там то, что крышей назвать зазорно, и у меня язык не повернётся это сделать, но поименовать выступом, обращённым к небу… или просто макушкой вполне решусь.

— Так это портик! Я вот сам вижу, что это портик, а ты мне мозги пудришь! Вижу, что он с внешней стеной Колизея смыкается и весь амфитеатр опоясывает. Портик!

— Так точно, мой повелитель! Какое вы нашли верное и меткое обозначение оной загадочной сущности!

— Этому термину уже не одно столетие!

— О как! Надо же! Как же я сам за столько лет не догадался, что это он, портик?! — заметался директор-распорядитель. — Оттуда служивые натягивают над Колизеем тент, если случается жара или непогода: дождь, снег или другие осадки.

— Какие другие?

— Эээ… Снег или дождь. В другом порядке… Вон видите, на карнизе самой верхотуры высятся мачты, словно корабельные, к ним тент и крепится. Своими нижними концами эти мачты упираются в камни-«кронштейны», выступающие из стены…

— Мачты вижу, кронштейны — нет!

— Ах, да! Отсюда они не просматриваются! Тогда верьте мне на слово. Я почём зря врать вам не стану!.. Мачты, к которым крепятся канаты, вставлены в отверстия карниза…

— Сегодня над нами тоже тент растянут?

— Коли Юпитер разразится гневом, то да! Парусина у нас всегда наготове. Матросы с близлежащих кораблей по сигналу «тревога!» подняты, с боевого дежурства сняты и в Колизей пригнаны. Ждут отмашки…

— Почему матросы?

— Это их работа тент натягивать. Традиция такая, Флавиями установленная! Что парус натягивать, что тент — мастерство одинаковое нужно. У матросов нет вопросов. Они почитают это за честь, ибо для матросов пребывание в центре Рима вне унирем, бирем, трирем, квадрирем, квинквирем и сексирем, вне их казарм — это как увольнительная, как отпуск, как отдых…

— А среди них нет ли случайно известного всему миру Железняка? Волнительно мне как-то стало…

— Во флоте эти Железняки ещё, может, и остались. Но поскольку от них за версту несёт ржавчиной, то, как только таковые прибывают в Колизей, мы их тут же вычисляем… вынюхиваем — и сразу под нож безо всяких разъяснений прав и обязанностей! Железнякам сюда вход воспрещён! Как нет тут мест и для актёров, для могильщиков и тех, кто прежде работал гладиатором, но с работы по трусости сбежал или вышел на пенсию. Впрочем, все они, кроме Железняков, могут приходить сюда, когда арена превращается в сцену и тут даются спектакли. Главное — не на гладиаторские бои. И да, никаких учредительных собраний в Колизее на всякий случай вообще не созывается, нет такой традиции…

— Я смотрю, тут полно инострани! — голова императора вертелась, словно на шарнирах.

— Послов мы уважаем и уваживаем, места им выделяем, нам по регламенту положено так делать. С остальными зарубежными гостями — ох, бяда! Их стало жуть, как много! Да и разобрать стало сложно, кто из варваров теперь гражданин Рима, а кто — обычный заезжий турист или иностранный агент. Нынче инострань садится куда попало… или даже куда ни попадя… в зависимости от тугости и тучности своего кошелька. Коррупция, понимаешь ли, на всех уровнях… на всех этажах и ярусах нашего общества! Как ржавчина всё железо разъела! Всё до вас и без вас насквозь прогнило! Бяда: таков груз и ответственность нашего государства, начавшего с малого и возросшего до того, что величина его становится ему уже в тягость. Ох, и много вам работы в державе предстоит! Такие Авгиевы конюшни вычистить! Но зато при вас непременно всё станет хорошо!

— А говорил, что в твоей кассе нет откатов!

— В моей нет! Коррупция повсюду, но только не в Колизее! Лишь я и моя контора, живя в обществе, от него свободны!.. Это эквиты-всадники, а порой и сенаторы… да что там лукавить… большинство и тех, и этих понапокупают в кассе билетов пачками по госцене, а потом через третьи руки втридорога ими спекулируют! Так грязные состояния себе сколачивают, а потом выводят свои сокровища в офшоры Персии!

«Кто возьмёт билетов пачку, тот получит… водокачку», — вспомнил император, всю жизнь изучавший римскую действительность не по манускриптам и не на дворцовых мраморных паркетах, а на полях сражений.

— А где твой бухгалтер? — Филипп словно намекнул на то, что хотел бы после окончания дня неформально побеседовать с тем, кто может знать больше, чем сам шеф амфитеатра, и при удачном расположении ночных звёзд, оказавшись в пыточной, быстро развяжет язык, раскроет рот и изложит реальную картину дел.

— Хорошего бухгалтера найти нынче трудно, поэтому мой уже несколько лет числится в федеральном… эээ… в общеимперском розыске, — понурившись, тяжело вздохнул директор Колизея. — Может, при вашем счастливом правлении его наконец-то снова вернут в Колизей?

Император вдруг разглядел, что у его визави вытянутое лицо и миндалевидный разрез глаз.

«Совпадение? Не думаю!» — смекнул Филипп.

*****

Юпитер и прочие римские Боги городу сегодня благоволили: ни испепеляющей жары, хоть и тепло, ни двух капель дождя, а о снеге в августе и мечтать не приходилось.

«Надо как-нибудь принести Громовержцу жертву. А заодно, пожалуй… и Христу, — мельком подумал Филипп. — Столько дел! Столько дел! Когда же на всё время-то сыскать?»

Рим веками поглощал в себя солнце и молельные руки, обращённые к Юпитеру, но прошло уже больше двухсот лет, как в великой империи выкристаллизовывался другой тренд, у которого всё никак не получалось стать государственным мейнстримом.

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я