Исторические типы философии. Учебно-методическое пособие

Азер Мамедов

Настоящее учебно-методическое пособие полностью соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования (ФГОС ВО) и разработан для проведения практических занятий со студентами вузов по основным разделам философии. Учебно-методическое пособие может быть использовано как на семинарских занятиях, так и при самостоятельной подготовке студентов. Для преподавателей, студентов и аспирантов вузов, а также всех интересующихся философией.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Исторические типы философии. Учебно-методическое пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Раздел II. Диалектическая концепция развития

Методические советы

При рассмотрении данного раздела необходимо прежде всего определить понятия бытия и диалектики, а затем для углубления понимания сущности диалектики следует сопоставить ее с разными формами антидиалектики. Нужно понять, что центральным принципом диалектики является принцип противоречивости бытия во всем его многообразии. Противоречивы дух и материя, природа и общество, пространственно-временные отношения и связи, взаимодействия и процессы развития.

Диалектический подход к исследованию бытия противостоит догматическому (не допускающему истинности противоположных идей) и релятивистскому подходу, согласно которому наше знание субъективно, относительно, противоречиво и не отражает подлинного бытия. Диалектический подход противостоит также софистике, в соответствии с которой противоречивое понимание вещей, процессов является результатом логических ухищрений и искусно скрываемых ошибок в обосновании идей. Диалектический метод также противостоит эклектике, в рамках которой допускается в мышлении сочетание объективно несовместимого. Антидиалектический подход к объектам связан с эклектическим смещением существенного и несущественного, отсутствием учета в связи с изменением условий перехода существенного в несущественное и наоборот.

В этом разделе открывается возможность подробного изучения основных категорий, законов и принципов диалектики. Вначале требуется осмыслить понятия сходства и различия и их разнообразных форм. Важную роль здесь играют категории единичного и всеобщего, общего и отличительного, особенного. Анализируя различия, выделяют такие его формы, как разность и противоположность (полярная, неполярная). Далее переходят к осмыслению такой сложной синтетической категории диалектики, как противоречие. Противоречие является синтезом противоположных сторон, объектов, единством тождества и противоположности соотносимых явлений. Не менее важно усвоить, что принцип противоречия допускает существование противоположных свойств в одном предмете, взятом в одном и том же отношении.

Далее следует обратить внимание на определения понятий существенного и несущественного в вещах, выясните их отношения к понятию общего и отличительного, единичного и всеобщего. При этом необходимо понять, что всякое явление содержит в себе как существенное, сущность, так и несущественное, акциденцию, что явление богаче сущности, а сущность главная сторона явления. Затем переходите к изучению соотношения сущности и закона, осознав, что сущность вещи представляет собой организованную совокупность законов ее возникновения, существования и уничтожения. Закон, являясь «частицей» сущности, реализуется в разных формах, оставаясь всегда отношением необходимости между сущностями разного рода. Имеет смысл остановиться на различении законов по сферам их действия, а также по их внутренней структуре.

Изучая диалектику содержания и формы, следует понять, что категории содержание и форма, с одной стороны, синтезируют понятия состав, элементы, структура, функции, а с другой — анализируют их с точки зрения существенности, выделяя основное и неосновное, существенное и несущественное. В этой связи содержание — это совокупность элементов, взаимодействий, процессов, входящих в основу, в существенную устойчивость предмета. Форма же (точнее, акцидентальная форма) представляет собой относительно устойчивую определенность несущественной, неосновной стороны элементов, структуры и функций данного целого. При этом, раскрывая диалектику содержания и формы, важно понять, что форма может быть относительно нейтральной, а может и оказать значительное позитивное или негативное влияние на развитие объекта. Обратите внимание, что разрешение противоречия между формой и содержанием является важным фактором повышения эффективности человеческой деятельности в ускорении процессов развития. Согласно диалектике бытия, в измененных условиях существенное становится несущественным и наоборот.

Следующий важный момент — различение понятий детерминизм и индетерминизм. Детерминизм представляет собой учение о связи, в котором утверждается ее объективный, всеобщий и закономерный характер. Индетерминизм отрицает либо объективность, либо всеобщность и закономерность, либо все это вместе взятое в зависимости от его формы. Детерминизм существует в различных формах, например, следует отличать диалектический детерминизм от метафизического, например, «лапласовского». Далее необходимо осознать смысл таких важных понятий для данной темы, как связь и несвязанность, детерминация и зависимость, индетерминация, «нейтральность» и независимость. Сделайте акцент на рассмотрении разнообразных форм связи. Важно выделить такую форму связи, как необходимость, которая противопоставляется, как правило, случайности как особой форме несвязанности. Перейдите к изучению таких форм связи, как действия и обоснование («связь состояний»). При этом важную роль играют, с одной стороны, следующие категории: действие, акция, реакция, эффект, взаимодействие. Не менее важны категории: основание, основывание, основанное, потенциальное и актуальное бытие, возможность и действительность. Рассматривая взаимодействие и взаимосвязь состояний сквозь призму необходимости и и возможности, уделите внимание таким формам возможности, как формальная и реальная, абстрактная и конкретная.

Анализируя наиболее богатую по содержанию и сложную категорию — категорию причинности, или причинно-следствен-ной связи, следует осознать системный характер всякой причины и ее противоречивые временные характеристики. Особенно обратите внимание на то, что реальная причина представляет собой развивающееся взаимодействие. Изучая эту категорию, найдите примеры, которые могут свидетельствовать о разнообразии форм причинной и непричинной связи. Среди непричинных форм связи обратите внимание на функциональную, кондициональную связь, а среди причинных форм — на производящую и порождающую причинность.

Важной формой связи является системообразующая связь, для понимания которой необходимо иметь представление о таких категориях, как часть и целое, элементы, структура, функция, система, системообразующие отношения. Отношение между целым и частями есть прежде всего отношение между-содержащим и содержимым, между включающим и включенным. Элементы представляют собой объекты, связанные с другими объектами, составляющие в единстве сложный комплекс, а структура есть относительно устойчивый способ строения и связи элементов целого. Понятие структуры отражает упорядоченность и организованность внутренних сторон, компонентов целого.

Усвоив вышеназванные категории, переходите к осмыслению диалектического взаимодействия между элементами и структурой, между структурой и функцией целого. Все это непосредственно подводит к пониманию системообразующей связи. Для осмысления этого принципа рассмотрите понятие система. Система — это множество элементов, обладающих устойчивым строением и связью, структурой, которая обеспечивает выполнение особой функции данного целого. Сущность системного подхода в диалектике заключается в том, чтобы рассмотреть объект нашего познания или практического действия многосторонне и в то же время во внутреннем единстве, с точки зрения детерминации его внешних отношений, а также с его особыми элементами и структурой.

Анализируя диалектическую концепцию развития, прежде всего нужно разобраться в понятии развития, уяснить место развития среди многообразных форм движения, изменений. Процессы развития носят сложный и противоречивый характер как по их сущности, так и по направленности и причинам. Противоречивый характер направленности процессов развития отражается в законе отрицания отрицания. Этот закон указывает на то, что во всяком процессе развития происходит отрицание при сохранении общей основы, осуществляется единство изменчивости и устойчивости, преемственности и поступательности. Помимо этого, любое развитие представляет собой единство поступательного и возвращающегося движения, приближающегося (вплоть до восстановления) к ранее достигнутым ступеням развития. Кроме того, во всяком процессе развития изменяется форма его реализации, вплоть до противоположной. Например, переход от прогресса к регрессу.

Рассмотрение закона перехода количественных изменений в качественные начинают с определения следующих категорий: количество, качество, мера. Особое внимание следует обратить на категорию мера, обозначающую количественный интервал, в рамках которого сохраняется старое качество и при выходе за который возникает новое качество. Осмыслив существо закона и его применимость к процессам развития в природе и обществе, к материальному и духовному развитию, обратите внимание на те специфические условия, в которых реализуется этот закон. В этом случае можно избежать абсолютизации роли количественных изменений в возникновении качественно новых явлений духа и материи, общества и природы. Рассматриваемый закон отражает «механизм» процесса развития, его структурно-содержательный аспект.

После изучения содержательной стороны процесса развития, его направленности, процессуального состава и структуры рассматривается вопрос об источнике развития, его причине. Существенную роль играет закон единства и борьбы противоположностей. Этот закон говорит о том, что источником развития является не какой-либо один отдельно взятый фактор и даже не простое множество различных факторов, а множество взаимно противодействующих сил, неравных по своей величине. В случае равенства этих сил по величине объект находится в состоянии покоя. При этом борьба сил сохраняется. Необходимо осознать, что борьба противоположных сил носит абсолютный характер, а их единство, равенство — относительный.

При изучении закона единства и борьбы противоположностей обратите внимание на то, что предметы и явления содержат в себе не одно, а одновременно множество противоречий, в связи с чем нужно уметь найти среди них основное. При анализе ступеней развития противоречия следует особо выделить высшую ступень их обострения (конфликт) и раскрыть механизм его разрешения, который происходит путем ликвидации одной из сторон или через их взаимоуничтожение, взаимослияние. Нужно осмыслить основные группы противоречий современного мира. При этом следует специально остановиться на противоречиях современного общества, обратить внимание на конкретные противоречия в каждой сфере жизни общества: экономической, социальной, политической, духовной и материальной. Необходимо осознать степень остроты этих противоречий, их причины, стремиться найти пути к их позитивному разрешению.

Контрольные вопросы

1. Что такое диалектика? Каковы основные законы и категории диалектики?

2. Кто стоял у истоков античной диалектики?

3. Чем характеризуется развитие? Является ли регресс развитием?

4. Каковы особенности метафизической концепции развития?

5. Что означает слово «метафизика»? Кем был введен в философский оборот этот термин?

6. Кто является крупнейшим представителем идеалистической диалектики?

7. На чем строится материалистическая диалектика? Чем она отличается от идеалистической диалектики?

8. Какие существуют диалектические и метафизические концепции развития?

9. Как соотносятся диалектика, логика и теория познания?

10. В чем разница между формой и содержанием, сущностью и явлением?

Задания в тестовой форме

1. Взаимообусловленность существования явлений, разделенных в пространстве и во времени:

1) связь

2) изолированность

3) случайность

4) релятивизм

2. «Развитие есть процесс, посредством которого полагается лишь то, что уже имеется в себе», — говорил:

1) Кант

2) Шеллинг;

3) Энгельс;

4) Гегель.

3. Диалектика, с точки зрения этого мыслителя, есть:

1) развитие общества;

2) саморазвитие природы;

3) саморазвитие понятия;

4) развитие человека.

4. Бытие и ничто в своем тождестве в его философии образуют третье понятие:

1) качество;

2) количество;

3) мера;

4 становление.

5. «Диалектику природы» написал:

1) Гегель;

2) Маркс;

3) Энгельс;

4) Ленин.

6. В ней автор дает:

1) классификацию форм движения материи;

2) классификацию форм сознания;

3) характеристику форм мышления;

4) классификацию естественных и гуманитарных наук.

7. Диалектической концепции развития противостоит:

1) идеалистическая;

2) плюралистическая;

3) метафизическая;

4) монистическая.

8. Подлинное развитие, согласно Гегелю, идет через появление:

1) новой формы;

2) нового содержания;

3) нового количества;

4) нового качества.

9. Прогресс есть:

1) круговое движение в процессе развития;

2) нисходящая стадия развития;

3) восходящая стадия развития;

4) спиралевидное движение в процессе развития.

10. Регресс есть:

1) восходящая стадия развития;

2) спиралевидное движение в процессе развития;

3) нисходящая стадия развития;

4) круговое движение в процессе развития.

11. Какое из свойств несущественно для развития?

1) направленность;

2) необратимость;

3) качественность

4) монотонность.

12. В диалектике Фихте единство противоположностей Я и не-Я обеспечивает:

1) оно;

2) сверх-Я;

3) сверх-Оно

4) Я неделимое, абсолютное.

13. Высшим видом отрицания является:

1) отрицание-снятие;

2) отрицание синтез;

3) отрицание-трансформация;

4) отрицание-деление.

14. Различие, доведенное до предела, есть:

1) противоречие;

2) противоположность;

3) инобытие;

4) количественное изменение.

15. Скачок есть:

1) переход от одного качества к другому;

2) переход от одного количества к другому;

3) изменение состояния предмета в рамках одного качества;

4) переход количественных изменений в качественные.

16. Скачки различаются, прежде всего, по:

1) характеру протекания;

2) времени их протекания;

3) отношению к количественным изменениям;

4) формам движения материи.

17. Какая из философских школ отрицала существование движения?

1) киники;

2) пифагорейцы;

3) элеаты;

4) софисты.

18. Эволюционистская модель развития выдвинута:

1) Гегелем;

2) Фейерабендом;

3) Виндельбандом;

4) Спенсером.

19. Теория, понимающая развитие как постепенное количественное изменение; и отрицающая скачкообразные переходы количественных изменений в качественные, называется:

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Исторические типы философии. Учебно-методическое пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я