Книга Кохелет

Ави Иона, 2003

Книга написана человеком, который более половины жизни провел за изучением Библии. Это не дало ему никаких особенных регалий, но родился этот текст – современный перевод Книги Кохелет или Экклезиаста. Здесь, в результате долгого пути к публикации этой книги, записаны размышления о древнееврейской культуре, составлен сборник комментариев и даже раскрыто возможное имя настоящего автора Книги Кохелет.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Книга Кохелет предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Книга Кох̃е́лет (Экклезиаст)

* * *

Иные книги — описания боли, иные — РЕЦЕПТЫ боли. Вторые неизмеримо страшнее. Книги-вирусы, книги-убийцы.

Ави Иона (Алексей Парамонов)

* * *

Тот, кто познал мир — нашел труп. И тот, кто познал мир, — мир недостоин его.

(Евангелие от Фомы, 61)

* * *

…И умножающий Знание множит Горе.

(Еккл. 1.18)

* * *

* Звездочками помечены стихи, рассмотренные в Комментариях.

** Двойными звездочками отмечены стихи, особенно важные для понимания Книги и также подробно рассмотренные в Комментариях.

[ ] Квадратными скобками обозначены слова, отсутствующие в подлиннике, но необходимые по смыслу.

[//] — обозначены позднейшие редакторские вставки, не принадлежащие Автору.

// — обозначена пропущенная в источнике строка.

** I 1 Слова Кох̃е́лета сына Давида, царя в Иерусалиме.

* * *

** 2 Тщета и пустое — сказал Кох̃е́лет, —

тщета и напрасное: все тщета!

* 3 Что пользы человеку от всех его трудов,

Которыми трудится [он] под солнцем?

* 4 Поколенье уходит, и поколенье приходит —

Но Земля пребывает вовеки;

* 5 [И] Солнце восходит, и заходит Солнце,

И к месту спешит восхода своего.

* 6 Бежит на юг — и кружит на север,

Кружит, кружит бегущий ветер,

И к [началу] кругов возвращается ветер.

* 7 Все реки стекаются к морю —

А море не переполнится:

К месту [от]куда реки текут,

Они возвращаются, [чтобы] течь.

** 8 Всё — [одна] маята, —

[и] никто не умеет сказать! —

Глядят очами — и не насытятся,

Слушают уши — и не переполнятся…

9 [А] что было — то [же и] будет,

И то, что делалось — будет делаться,

И нового нет ничего под Солнцем.

* 10 О чём-нибудь скажут: «Смотри, это внове!» —

[А] было оно уже в веках,

Которые прошли перед нами…

** 11 Нет памяти о [бывших] прежде —

И о [будущих] после, что будут [ещё],

Не останется памяти, — и [о тех],

Что будут

под конец.

* * *

12 Я, Кох̃е́лет, был царём над Израилем

в Иерусалиме;

* 13 И предал я сердце своё [тому],

[чтобы] в мудрости изучить и изведать

Всё, что делается под небесами

(Злую заботу дал Бог сынам человека —

Биться [над] нею!)

** 14 Видел я все дела, которые делаются под солнцем,

И вот:

всё — тщета и погоня [за] ветром:

* 15 [Что] искривлено — [того] не исправить,

И [чего] недостаёт —

не исчислить…

* 16 Рассуждал я сам с собою так:

Вот я возвеличился и мудрости умножил

Более всякого, кто прежде меня

Был над Иерусалимом,

И сердце моё навидалось

много мудрости и знанья.

* 17 Так предам [же] я сердце своё [тому],

[Чтобы] постигнуть, [что есть] Мудрость,

А [что] — неразумие и глупость, —

Постиг [же я],

Что и это —

пустая тоже затея;

* 18 Ибо во многой мудрости много скорби,

И умножающий знание множит

Горе.

* * *

* II 1 Сказал я себе самому:

Давай, испробую я тебя в веселье,

Насладись же благами! —

Но вот —

это тоже тщета.

* 2 О смехе я сказал: «Неразумье!»

А о веселье: «Что оно может?»

* 3 Надумал я в сердце своём

увлечь свою плоть вином

(Сердце же руководилось мудростью),

Чтоб [и] глупости придержаться, пока [не] увижу,

В чём [же] счастье для сынов человека,

Которого [бы они] добивались под небесами

[В] считанные дни своей жизни?…

* * *

4…Я великие делал дела:

Построил себе дома, насадил виноградники,

* 5 Устроил себе сады и цветники,

Насадил в них дерево всякого плода,

6 Устроил пруды — для орошения из них

Рощ, растящих деревья,

* 7 Приобрел [и] слуг, и служанок,

И домочадцы были у меня;

Ещё [и] крупного и мелкого скота

У меня имелось [во] множестве —

[Больше,] чем у всех, кто прежде меня

Были в Иерусалиме;

* 8 Собрал я и золота, и серебра,

И сокровищ [от] царей и [зависимых] областей,

Завёл себе певцов и певиц,

И услажденья сынов человека —

Плясуний и плясунов.

* 9 И возвеличился я, и стал богат

[Более] всякого, кто прежде меня

Был в Иерусалиме

(Мудрость же моя оставалась у меня);

* 10 Ни в чём, что очи мои желали,

Не допускал я недостатка,

Не удерживал сердце ни от какой радости:

Ибо радовалось моё сердце

от моих трудов,

И это было долей мне

от моих трудов!

* * *

** 11 Но оглянулся я на все дела мои,

Которые сделали руки мои,

И на труд, чем трудился я, делая [их]:

И вот: всё — тщета и погоня [за] ветром,

И нет [никакой]

пользы под Солнцем!

* 12 И оглянулся я, [чтобы] рассмотреть мудрость,

И неразумие [также], и глупость

(Ибо что [такое] человек, идущий вслед царя?

[Это то,] что [давно] уже делали);

13 И увидел я: польза — есть у мудрости

С глупостью в сравненье:

То — польза света в сравнении с тьмой:

* 14 Мудрый имеет глаза, глупец же блуждает во тьме.

Но узнал я еще [и то,]

Что единая участь постигнет

всех.

* 15 И сказал я себе самому:

Раз участь глупца [и] меня тоже постигнет,

То зачем [же] делал себя я еще мудрее?

И сказал я себе [тогда],

что [и] это — тоже тщета:

* 16 Ибо памяти нет о мудром навечно —

[Наравне] с глупцом:

В грядущие дни всё [станет] давно забыто —

И как [же так]

умирать мудрому

[Наравне] с глупцом?…

* * *

** 17 И возненавидел я жизнь:

Ибо злом [обернулось] для меня дело,

Что делается под солнцем,

Ибо всё — тщета и погоня [за] за ветром!

18 И возненавидел я весь свой труд,

Которым трудился под солнцем —

Который оставлю человеку, что будет

После меня!

19 И кто знает: мудрец [то] окажется, или глупый?

А во власти его будет весь мой труд,

Чем трудился я и чем себя сделал

Мудрым под солнцем:

[И] это — тоже тщета!

* * *

20 И обратил я к отчаянью сердце

Из-за всего труда, что я сделал под солнцем:

21 Ибо есть человек, что трудился с мудростью,

Со знанием и уменьем —

А человеку, в том не трудившемуся,

Долю свою отдаст!

[И] это — тоже тщета и великое зло!

* * *

22 Что же остается человеку

От всех трудов его и волнений сердца,

Чем занят он под солнцем?

23 Ведь все дни его — горести, и скорбь — забота его,

Даже ночью нет покоя его сердцу,

Даже это —

тоже тщета!

* * *

* 24 Нет блага [и там],

Где [возьмется] человек есть, и пить,

И насыщать душу свою благом от труда своего.

[Ибо вот] что ещё я увидел:

От Божьей руки [даётся всё] то:

* 25 Ибо кто [и] поест,

И почувствует вкус без него? —

** 26 [// Ибо тому, кто благ пред Ним //]

[// Даёт [Он] мудрость, и знание, и радость, //]

[// А согрешающему даёт заботу — копить, собирать //]

[// [И] отдать благому перед Богом;//]

[И] это — тоже тщета, и погоня [за] ветром…

* * *

** III 1 Для всего [есть своё] Время,

И срок для всякой надобности

Под небесами.

* 2 Срок рождаться — и Срок умирать,

Срок насаждать — и Срок искоренять насажденья.

* 3 Срок убивать — и Срок врачевать,

Срок разрушать — и Срок отстраивать;

* 4 Срок плакать — и Срок смеяться,

Срок причитанья — и Срок пляски;

* 5 Срок разбрасывать камни — и Срок собирать камни,

Срок обнимать — и Срок сторониться объятий;

* 6 Срок искать — и Срок потерять,

Срок хранить — и Срок выбрасывать;

* 7 Срок разрывать — и Срок сшивать,

Срок [про]молчать — и Срок говорить;

* 8 Срок любить — и Срок ненавидеть,

Срок [для] войны — и Срок [для] мира.

* 9 [И] что пользы делающему

От/того, что он утруждается?…

* 10 Разглядел я [эту] заботу,

Которую Бог дал сынам человека —

Биться над нею:

** 11 Всё [Он] сделал прекрасным —

в свой Срок,

Вложил и весь мир в сердца [людей], —

Но чтобы не постиг человек Дела,

творимого Богом,

От начала и до конца.

* 12 Постиг я: нет [большего] счастья для них,

Кроме как радоваться и творить благое в жизни;

* 13 Но и любой человек, что [сможет] есть, и пить,

И видеть благо во всяком труде своем —

Дар Бога такое.

* 14 Постиг я: всё, что Бог сотворит —

Это будет вовеки:

К этому ничего [не] прибавить, и от этого ничего [не]

отнять;

[// И сделал [так] Бог, чтобы его боялись! //]

* 15 Что было, есть [и] сейчас, и чему быть — уже было,

И Бог отыщет затерявшееся.

* 16 И еще разглядел я под солнцем:

Место правосудия — [а] там нечестие,

Место праведника — [а] там нечестивец.

* 17 Сказал я себе самому:

Праведника с нечестивцем Бог рассудит,

Ибо срок всякой надобности и для всякого дела — там.

* 18 Сказал я себе самому:

[Это] ради сынов человека, [чтоб] просветить их —

Бог:

Чтобы поняли, что они сами по себе — скотина!

* 19 Ибо участь сынов человека и участь скота —

Участь одна для них:

Как умирать тем — так умирать тем,

И [жизненный] дух — один у всех,

И превосходства человека над скотом — никакого:

Ведь всё —

тщета!

* 20 Всё приходит к единому месту,

Всё было прахом — и всё возвращается в прах.

21 Кто [же] знает:

Дух сынов человека — восходит ли он вверх,

А дух скота — нисходит ли вниз он, в землю?

* 22 И понял я: нет [большего] счастья,

Чем радоваться человеку своим трудам,

Ибо в этом [и] доля его;

Ибо — кто [же] его приведёт,

Показать ему то, что случится после?

* IV 1 И оглянулся я, и увидел всякие угнетения,

Которые творятся под солнцем;

И вот: слёзы угнетённых —

А утешителя — нет для них,

И в руке угнетателей — сила, —

А утешителя —

нет для них!

2 И вознес я хвалу умершим,

Которые уже мертвы,

[Более], чем живым,

[Тем], кто живут до сей поры;

* 3 [Их] же обоих счастливей тот,

Кто до этой поры не был [вовсе],

Кто не видел [того] Злого Дела,

Что делается

под солнцем.

* * *

* 4 И разглядел я [также] весь труд, и всякий дела успех:

Ибо это [ведь] — зависть человека друг к другу!

И это — тщета и погоня [за] ветром:

* 5 Глупец руки сложит,

А себя [только завистью] гложет!

6 Лучше наполнять горсть покоем,

Чем пригоршни — трудом и погоней [за] ветром.

***

7 И оглянулся я, и увидел [такую] тщету под солнцем:

8 Есть одинокий, и нет второго, —

Ни сына, ни брата нет у нег —

Но нет конца всем его трудам,

И глаза его не сыты богатством.

«И для кого [только] я тружусь,

И душу свою отрываю от блага!» —

И это — тщета, и злая это забота.

9 Двоим лучше, чем одному,

Ибо есть для них в их трудах

Воздаяние доброе:

10 Ибо если упадут —

Один поднимет своего товарища;

Но горе, ему, одному, коль упадет,

А его поднять — нет второго.

11 Да и если улягутся двое — им тепло,

Одному же как согреться?

* 12 И если [кого-то] пересилит один —

Двое перед ним устоят;

И верёвка, втрое [скрученная],

не скоро порвётся.

* * *

** 13 Лучше мальчик — бедный, но мудрый,

Нежели царь — престарелый, но глупый,

Который и остеречь[-то] себя не умеет;

14 Ибо [тот и] из темницы выйдет царить —

Хотя [тот и] в царском сане рождён неимущим.

* 15 Видел я всех живущих, ходящих под солнцем,

С мальчиком, [этим] вторым, что заступит вместо

того.

* 16 Нет конца всему народу, всем, кто были до них! —

Однако позднейшие не порадуются тому.

Ибо и это — тщета

и напрасные старания.

* * *

** 17 Следи, [куда] ступаешь, в Храм Божий идя:

Приблизься [лучше, чтобы] слушать,

Чем приносить с глупцами жертвоприношенья,

Ибо [сами они] не знают, дурное творя.

V 1 Не спеши устами своими, и сердце не торопи

Слово вымолвить, [предстоя] перед Богом:

Ибо Бог — в небесах, а ты — на земле,

Потому да будут слова твои кратки.

* 2 Ибо приходит сновиденье во множестве забот,

Как речь глупца — во множестве слов.

* 3 Когда пообещаешь [что-то] Богу по обету —

Принеси не замедли:

Не жалуют глупцов: что обещал — принеси!

* 4 Лучше, если не пообещаешь,

Чем пообещаешь, но не исполнишь.

5 Не давай устам ввести тебя в грех,

Не говори посланцу [из Храма]: «Ведь это ошибка!» —

Зачем Богу гневаться на твои слова,

[Чтобы он] сгубил дело рук твоих? —

* 6 Ибо во множестве сновидений и тщеты, и слов много.

[//Ибо бойся [ты] Бога//]

***

* 7 Если угнетение бедного, нарушение правосудия

И справедливости увидишь ты в стране —

Не удивляйся [такому] делу:

Ибо начальник за начальником следит,

И [еще] выше [начальство] — за ними…

** 8 Польза же земли — во всём:

[И] царю, [бывает], надобится поле!

* * *

9 Любящий деньги не насытится деньгами,

И кто любит прибыток, не удовольствуется:

И это — тщета!

* 10 Во множестве добра множатся [и] едоки,

А какой прок владельцу? Разве полюбоваться?..

* 11 Сладок сон работника — мало ли, много [он] съест, —

Но богачу его сытость спать не [даёт] в покое.

12…Есть злая болезнь — я видел под солнцем —

Богатство, хранимое на беду владельцу!

13 И пропадет то богатство в тяжкой заботе:

Родит [он] сына, и нет в руках его ничего,

14 Когда вышел [он] наг из материнской утробы;

Вернется [же], уходя, каким пришёл,

И ничего от трудов в руке своей не захватит.

15 И это тоже — злая болезнь:

Всякий, каким приходит, — таким [же] уходит?

И что ему пользы, что трудился на ветер?

* 16 А ведь все дни его — в темноте, и слезах,

И скорби много, и болезни у него, и злобы!

* 17 [И] вот — то, что почёл я [за] счастье:

Что прекрасно есть, и пить,

И видеть благо во всяком труде своём,

Чем [кто] трудится под солнцем

[В] считанные дни его жизни, что дал ему Бог:

Ибо [в] том — его доля.

18 И любой человек, которому Бог дал богатства,

И имущества; и власти пользоваться этим;

И брать свою долю, и радоваться в трудах —

Дар Бога — такое:

** 19 Ибо не много вспоминать ему дни своей жизни…

[// Ибо Бог отвечает [ему] радостью его сердца. //]

***

VI 1 Есть зло, которое видел я под солнцем;

Велико оно для людей:

* 2 Человеку Бог дал богатства,

И имущества, и почёта,

И нет в его душе недостатка

Ни в чём [из] того, что пожелает —

Но не даёт [ему] Бог власти пользоваться этим,

Так что чужак-человек этим пользуется:

Это — тщета, и злая это болезнь

** 3 Если родит человек [сынов хоть] сотню,

И многие годы проживёт, и довольно

Тех, что будут, дней его лет,

Но [если] душа его не насыщена благом,

И даже погребенья не было ему —

Я сказал: лучше, чем ему, мертворожденному,

4 Ибо в тщете [он] придёт, и во тьму уйдёт,

И во тьме сокроется его имя,

5 Даже солнца не видел [он] и не ведал —

[Но] отрадней ему, чем тому.

* 6 А [тот] пусть прожил [бы хоть] тысячу лет,

Но блага не видел —

Не к единому ли месту всё [ведь] приходит?

7 Весь труд человека — для рта его,

Но душу

ему не насытить:

8 Ибо чем лучше мудрому [в сравненье] с глупцом,

Чем бедняку, знающему, [как]

Поступать в жизни?..

9 Лучше зримое очами, чем блуждания душою —

[Но] и это — тщета и погоня [за] ветром…

** 10 [Всё], что было [до сих пор], уже имеет названье,

И известно, какое оно:

«ЧЕЛОВЕК, — И НЕ МОЖЕТ ТЯГАТЬСЯ

С ТЕМ, ЧТО ЕГО СИЛЬНЕЕ»

11 [А] ведь много есть слов —

тщету [только] множащих, —

[И] что, лучше [от них] человеку?

* 12 Ибо кто [же] знает,

[В] чём счастье для человека в жизни,

[В] считанные дни его тщетной жизни? —

А [люди] делают их [себе] сенью,

Оттого что — кто [же] поведает человеку,

Что будет после него под солнцем?

* * *

* VII 1 Лучше [доброе] имя, чем [добрый] елей;

[Важнее] день смерти, чем день рождения.

* 2 Лучше пойти в дом траура,

Чем пойти в дом пиршества:

Ибо [дом] тот — конец всякого человека,

И живущий [да] запомнит это сердцем.

* 3 Лучше скорбь, нежели смех:

Худо на лице — добреет сердце;

4 Сердце мудрых в доме траура,

А сердце глупых — в доме празднества.

5 Лучше выслушать порицанье [от] мудрого,

Чем слушать человеку песни глупцов:

* 6 Ибо хвороста треск на костре — смех глупца:

И это — тоже тщета!

* 7 / Лучше бедность, чем неправедная нажива, /

Ибо угнетение [других] обезумит [и] мудреца,

И погубят сердце подношения.

* 8 Лучше конец дела, чем начало его,

Лучше терпенье, чем гордыня;

** 9 [// Не спеши своим духом скорбеть, ибо скорбь //]

[// В груди глупцов только находит пристанище; //]

10 Не говори: как [же] стало,

Что прежние дни были лучше нынешних? —

Ибо не от мудрости спросил ты о том.

* 11 Благо — мудрость [наравне] с достатком,

И [даже] лучше [она] для видящих солнце:

* 12 Ибо под сенью мудрости — [что] под сенью богатства,

Преимущество же знания —

Мудрость жизнь продлевает владеющим ею.

** 13 Замечай дело Бога:

Кто может исправить, что [Он] искривит?

** 14 В день благой пребывай в благе,

А в бедствия день — заметь:

То равно с этим сотворил Бог,

Чтобы не найти [было] человеку ничего после.

15 Всякое видел я в мои тщетные дни:

Есть праведник — умирающий в праведности своей,

И есть нечестивец — сохраняемый [долго] во зле

своём.

* 16 Не будь очень праведен, и не мудрствуй особенно:

Зачем [тебе] ужасаться?

17 Не будь нечестивым очень, и не будь глупцом:

Зачем [тебе] умирать до срока?

* 18 Хорошо, коль ты удержишься в том —

Но и от этого не отнимай руки;

[// А боящийся Бога всего избежит! //]

* 19 Мудрость поможет мудрому лучше,

Чем десять властителей, которые в городе —

* 20 Ибо праведника нет на земле [такого],

Который благо [одно] творит, не греша.

21 И не ко всем словам, что говорится,

Преклоняй свое сердце,

Чтоб не услышать слугу своего, злословящего тебя,

22 И много раз [было] — твоё сердце знает —

Что ты тоже злословил других.

* * *

23 Всё это я испытывал мудростью;

Сказал [было]: «Стану мудрым!» —

А [мудрость] от меня далека…

** 24 Далеко то, что свершалось, и глубоко,

Глубоко…

Кто его постигнет?

* * *

* 25 Старался я и сердце своё

Узнавать, и исследовать, и разыскивать мудрость и

замысел;

[// И узнавать: нечестие — глупость, а глупость —

безумство. //]

* 26 И нахожу я:

горше, чем смерть, — женщина,

[Потому] что она — западня,

И тенета — сердце её, оковы — руки её;

[// Благой перед Богом спасётся от неё, //]

[// А согрешающий попадётся. //]

27 Смотри, я [вот] это нашёл — сказала Кох̃е́лет —

Шаг за шагом отыскивая замысел.

28 Что ещё искала душа моя, но я не находил:

Человека, —

из тысячи одного находил,

А женщины во всех этих [найденных] —

Не находил:

29 [// Одно [только] — смотри — я нашёл: //]

[// Что сотворил Бог человека прямым, //]

[// Они же доискиваются разных замышлений. //]

VIII 1 [Таких,] кто подобен мудрецу,

Кому ведом смысл реченья:

«Мудрость человека просветлит его лик,

Надменность его [лика] преобразится».

* * *

* 2 Я [говорю] слова царя блюди —

Ради клятвы [это] перед Богом.

* 3 Не страшись уйти с его глаз,

Не бери на себя злого дела [никакого],

Ибо всё, что [он] пожелает — [он] сделает,

4 Потому что слово царя — властно,

И кто ему скажет: «Что ты творишь?!»

* 5 Соблюдающий заповеди не узнает злого дела,

Но Срок и Приговор узнает сердце мудреца.

* 6 Ибо у всего есть Срок и Приговор,

[// Ибо зло человека — на нём [же] тяжко [ляжет]. //]

7 Ибо [никто] не знает того, что будет,

Ибо, когда будет, — кто ему объявит?

* 8 Нет человека, властного над духом,

[Чтобы мог он] удержать [свою] душу —

И нет власти над днём смерти,

И в [этой] войне не отпустится никому,

И не спасёт нечестие его избравших.

* * *

9 Всё это видел я, принимая к сердцу

Всякое дело, что делается под солнцем

[В] Срок, когда властвует человек над человеком —

На горе ему.

* 10 Так я увидел [и] похороны нечестивцев:

[Люди] придут, и из места святого [прочь] разойдутся, —

И забудутся [те] в городе, где поступали так:

И это — тщета!

11 Что не скоро [над] злыми делами

свершается надлежащее,

12 Так [и] грешник: сотню зол сотворит —

А [век] его

продлевается!

** 13 [// Но еще я [ведь] знаю, //]

[// Что будет благо боящимся Бога, //]

[// Которые боязненны перед Ним!//]

[// А блага не будет нечестивцу, //]

[// Не продлятся дни его, тени подобно, //]

[// Оттого что не боязнен [он] перед Богом! //]

14 Есть тщета [бессмыслица],

Что на земле творится:

Что есть праведники, которых постигает [такое],

Как [будто они творили] дела нечестивцев,

И есть нечестивцы, чей удел —

Как для деяний праведников! —

Я сказал, что тщета [бессмыслица] — и это;

* 15 И восхвалил я радость:

Ибо нет счастья [иного человеку] под солнцем,

Кроме как есть, пить и пребывать в радости,

И это [да] сопровождает [его] в труде

Дней его жизни,

Которые дал ему Бог под солнцем.

* * *

* 16…Когда предал я сердце своё постигнуть Мудрость

И рассмотреть заботу, что на земле творится

(Ведь ни днём, ни ночью сна не знают глаза!) —

17 То увидел я всё Дело Бога:

Что не сможет человек найти [суть] Дела,

Которое делается под солнцем;

18 [И] потому — потрудится человек искать,

Но [так и] не найдёт,

И даже если мудрец

даст зарок постигнуть —

Найти не сможет.

* * *

IX 1 Ибо всё я запомнил сердцем,

Чтобы всё это объяснить:

Что праведники, мудрецы и их дела —

В руке Бога;

И любовь, и ненависть, —

Не знает человек предстоящего; [возможно] всё,

* 2 Всё, — когда всем

участь одна:

Праведнику — и нечестивцу,

Благому и чистому — и порочному,

Приносящему жертвы — и не жертвующему [ничего],

[Точно] так благому, как грешнику,

[И] клянущемуся [всуе] — как осторожному [в]

клятвах.

3 Это — зло во всём, что делается под солнцем

(Ибо участь — одна для всех!) —

Злом и полнится сердце сынов человека,

И безумие в их сердцах при их жизни,

А после этого —

к мёртвым.

* * *

* 4 Ведь тому, кто [ещё] вместе со всеми живыми —

[Ещё] есть надежда,

Ведь [и] псу живому —

ему лучше, чем мёртвому льву,

5 Ведь живые знают,

что умрут,

Но мёртвые — не знают ничего;

И нет им более воздаянья —

Ибо изгладилась [и] память [о] них,

* 6 И их любовь, и ненависть их,

И ревность их [давно] уже сгинули,

И доли нет для них больше вовеки

Ни в чём,

Что делается под солнцем.

* * *

* 7 [Так] иди [же], ешь в радости хлеб свой,

И пей со счастливым сердцем вино, —

Ибо Бог уже определил твои деянья!

* 8 Во всякий срок да будут светлы твои одежды,

И умащение на голове твоей да не иссякнет.

** 9 Наслаждайся жизнью с женщиной,

которую любишь,

Все дни тщетной твоей жизни —

Ибо дал тебе [Он] под солнцем

Все тщетные твои дни, —

Ибо это — доля твоя в жизни и в трудах,

Которыми ты трудишься под солнцем.

* 10 Всё, что возьмётся рука твоя делать —

Делай по силе:

Ибо нет дела, и [нет] замысла,

и знания [нет], и мудрости

В Стране За Могилой,

Куда уходишь ты.

* * *

* 11 [И ещё], оглянувшись, увидел я под солнцем:

Не легконогим — [победа] в беге,

Не доблестным — [в] битве,

И не для мудрых — хлеб,

не для разумных — богатство,

И не для знающих — благоволенье, —

Что Срок и Случай их всех застигает [врасплох],

* 12 Но не узнать человеку

Срока своего.

[Так же,] как рыбы,

Что попадаются в гибельную сеть,

И [так], как птицы, уловленные в силок, —

Как они,

достаются сыны человеков

гибельному Сроку,

Когда он внезапно

Падёт на них.

* * *

* 13 Еще такую видел я мудрость под солнцем,

И велика она [была]

для меня:

14 Город небольшой, и людей в нём немного —

А подступил к нему великий царь,

И окружил его, и воздвиг над ним

Великие осадные укрепления;

* 15 Но нашёлся в нём человек, бедный [и] мудрый,

И спасеньем для города была его мудрость —

И никто не вспомнил [о] бедном том человеке!

* 16 И сказал я:

мудрость — выше могущества,

Но мудрость бедняка презирают

И не слушают его слов…

* * *

17 Слова спокойные мудрецов слышнее,

Чем крик начальника над глупцами;

* 18 Лучше мудрость, чем воинские орудия —

Но единственный грешник губит много лучшего.

X 1 Мёртвые мушки испортят [и] заквасят [благовонный]

елей —

Небольшая глупость перевесит [всю] мудрость и

почёт.

* 2 Сердце мудрого — к правой, [дельной] [руке],

А сердце глупого — к левой, [бездельной].

3 И даже в пути, которым идёт глупец,

Ему не хватает соображенья,

А говорит о каждом: «Глупый он!»

* * *

4 Если гнев начальника вспыхнет на тебя —

Своего места не оставляй:

Ведь смирение покрывает большие грехи.

5 Есть зло — я видел под солнцем —

То — ошибка, исходящая от властелина:

6 Поставлена глупость на высокие посты,

А достойные — в унижении;

7 Видел я [и] рабов на конях,

И князей, ходящих пешком, как рабы!

* * *

* 8 Копающий яму в нее упадёт,

Разрушающего ограду ужалит змея.

9 Передвигающий камни о них ушибётся,

Рубящему деревья от них опасность.

10 Если затупилось железо, и лезвие не отточишь —

Напрягать [только] будешь силы:

Польза достигнется мудростью!

* 11 Если ужалит змея прежде заклинанья —

Пользы в языке [уже] не будет…

12 Слова уст мудреца — благость,

А уста глупца его [же и] поглотят:

13 Начало слов уст его — глупость,

И конец его уст — злое безумье, —

* 14 А глупец [всё] множит слова.

И не знает человек [тот], что будет,

И что будет после — кто [же] ему скажет?

* 15 Труды глупца его утомят:

Он [и] не знает, [как] пройти в город!

* * *

** 16 Горе тебе, страна, чей царь — невольник,

А князья твои поутру пируют!

17 Благо [тебе], страна, чей царь — свободный,

А князья твои едят вовремя,

Для подкрепления силы, а не для пьянства!

* 18 От лености [ведь] обрушится остов [дома],

И от опущенных рук протечёт крыша.

19 Для веселья устраивают трапезы,

И вино увеселяет жизнь,

А деньги — за всё ответят…

* * *

20 Однако [и] в мыслях царя не проклинай,

И в спальном покое своём не кляни богача,

Ибо птица небесная перенесёт [твою] речь,

И, крылатая, поведает дело.

* * *

XI 1 Отпускай хлеб свой по водам,

Ибо после множества дней ты его найдёшь.

2 Давай долю семерым, даже восьмерым,

Ибо не знаешь, какая беда

На земле случится:

* 3 Если наполнятся тучи —

Дождь на землю [они] прольют,

И если дерево упадёт — на юг ли, на север, —

Там, где дерево упадёт — [оно] останется.

4 Наблюдающий ветер [так и] не посеет,

И смотрящий [на] тучи [так и] не пожнёт, —

* 5 Как не знаешь [ты], каков путь ветра,

Как — кости [откуда] во чреве беременной —

Так и не узнать тебе Дело Бога,

Который сделает всё.

6 Поутру сей семена,

И к вечеру не давай руке отдыха,

Ибо не знаешь, что удастся — то или это,

Или же оба, как одно, [будут] хороши.

* * *

7 И сладок свет,

И благо очам — видеть солнце!

* 8 Ибо если [и] многие годы проживёт человек —

Каждому будет рад;

Но помнить будет [и] дни тьмы,

ибо много [их] предстоит, —

Всё, что наступает, —

тщета…

* * *

** 9 Радуйся, юноша, юности своей,

И в дни твоей молодости да вкушает сердце благо,

И ходи по путям, [куда влечёт тебя] сердце,

По [тем, что] пред твоими очами,

[// И знай, что за всё [за] это //]

[// Приведёт тебя Бог на суд!//]

10 А скорбь изгоняй из сердца,

И пагубу отводи от плоти,

Ибо молодость и чернота [волос] —

тщета…

* * *

XII 1 И помни создателей твоих

в дни твоей юности,

До поры, [когда] настанут

дни беды,

И приблизятся годы,

[о] которых ты скажешь:

«Мне не надо их!» —

2 До поры,

[когда] померкнет солнце,

И свет, и луна, и звёзды,

И не уйдут [уже] тучи

После дождя.

3 В день,

Когда дрожащими станут «обходившие дом»,

И искривятся «вмещавшие силу»,

И праздны будут «мелющие» —

мало [их] станет —

И потускнеют «смотрящие в окошки»,

4 И затворятся «двери на улицу»

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Книга Кохелет предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я