Психологическая подготовка к соревнованию в спорте

А. Ц. Пуни, 1969

В книге известного отечественного психолога спорта, одного из основателей отечественной школы спортивной психологии А. Ц. Пуни речь идет о психологической подготовке к соревнованию. Написанная более полувека назад, она не утратила своей актуальности. При современном уровне спортивных достижений у спортсменов, борющихся за победу, наблюдается примерно равное соотношение всех видов подготовленности. В этих условиях обычно побеждает тот, кто лучше подготовлен к выступлению в каждом конкретном соревновании психологически. Для спортивных психологов, тренеров, спортсменов, студентов и аспирантов высших учебных заведений физической культуры и спорта. В формате PDF A4 сохранен издательский макет.

Оглавление

От автора

Проблема подготовки человека к действиям в разнообразных условиях жизни и деятельности весьма многогранна. В широком смысле можно говорить о подготовке, например, к обучению в школе, к труду и т. д. Но можно иметь в виду и подготовку в более конкретной форме, в частности, к действиям, как сейчас принято говорить, в экстремальных условиях. Таковы, например, действия в боевых условиях, приводящие нередко к совершению героических поступков. «Тот или другой конкретный факт геройства, стечение обстоятельств, при которых геройство проявляется, — писал М. И. Калинин, — они нередко случайны. Но люди, которые совершили героические дела, могли использовать эти случайные стечения обстоятельств потому, что физически, психологически, морально и политически (курсив автора — А. П.) они были подготовлены к проявлению героизма»[1].

Проявление героизма требует, кроме того, еще владения специальной техникой и тактикой боевых действий. Таким образом, структурные элементы готовности к героическим делам многообразны.

Столь же многообразны и структурные элементы готовности к соревнованию, к свершению своеобразных подвигов (завоеванию первенств, установлению рекордов) в спорте. Обобщая, можно сказать, что готовность к соревнованию, к борьбе за достижение высокого спортивного результата включает различные виды подготовки спортсмена или команды — политическую и моральную, функциональную, специальную (физическую, техническую, тактическую, волевую, теоретическую) и психологическую в их единстве.

В данной книге идет речь о психологической подготовке к соревнованию. Это очень важная проблема. Во-первых, потому, что при современном уровне спортивных достижений у спортсменов, борющихся за победу, наблюдается примерно равное соотношение всех видов подготовленности. В этих условиях обычно побеждает тот, кто лучше подготовлен к выступлению в каждом конкретном соревновании психологически.

Во-вторых, сейчас создалось парадоксальное положение: необходимость психологической подготовки к соревнованию общепризнана, о ней много говорят и пишут, но… далеко не всегда и все знают, в чем она заключается и как осуществляется. Яркой иллюстрацией этого может служить обсуждение итогов выступления советских гимнастов на первенстве мира 1966 г. в Дортмунде. На страницах газеты «Советский спорт» старший тренер сборной СССР В. Муратов, председатель НМС Федерации гимнастики СССР проф. М. Укран и заместитель председателя Федерации Ф. Фрадков писали тогда следующее: «Надо признать, что с психологической подготовкой гимнастов к соревнованиям у нас не все обстоит благополучно… Это относится в первую очередь к таким сильным мастерам, как Титов и Диомидов». И в том же номере газеты, на той же странице мастер спорта И. Милигуло как бы дополняет их: «Не забыли ли руководители и тренеры одну из сторон подготовки к соревнованиям, особенно таким крупным, как первенство мира, а именно психологическую подготовку? Думаю, что нет. Они помнили о ней, знали, что она необходима… Но они не знали, с какой стороны подступиться к психологической подготовке команды в целом»[2].

Есть основания думать, что такое же положение существует и в других видах спорта.

В настоящее время в ряде команд страны положение несколько изменилось: к подготовке их привлечены и психологи спорта. Однако в целом в спорте радикальных изменений не произошло. До сих пор не издаются достаточным тиражом пособия, руководства, методические письма по вопросам психологической подготовки к соревнованиям, которыми могли бы пользоваться самые широкие круги тренеров, спортсменов, психологов и врачей.

Автор предлагаемой читателю книги имел в виду заполнить в какой-то степени этот пробел, не претендуя на исчерпывающее изложение всех вопросов проблемы.

Она написана на основе результатов исследований, проведенных сотрудниками и аспирантами руководимой автором кафедры психологии дважды орденоносного института физической культуры им. П. Ф. Лесгафта, с привлечением источников советской, а также зарубежной научной и специальной литературы.

Автор надеется, что книга окажет помощь в практическом осуществлении психологической подготовки спортсменов к соревнованиям и сыграет известную роль в дальнейшей разработке этой сложной и важной проблемы.

Примечания

1

М. И. Калинин. О коммунистическом воспитании. Изд-во «Молодая гвардия», 1958, стр. 444.

2

Газета «Советский спорт» № 267 от 13 ноября 1966 г.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я