Конкурентоспособность организации

А. С. Головачев, 2012

Излагаются теоретические основы конкурентоспособности экономики. Раскрыты сущность и методы оценки конкурентоспособности национальной экономики, регионов, отрасли, предприятия и товаров. Практический интерес представляет система повышения уровня конкурентоспособности предприятия, которая включает разработки конкурентных стратегий, неценовой конкуренции и конкурентоспособности предприятия, инновационной деятельности, прогнозирования, планирования, стимулирования и государственного регулирования конкурентной среды и процессов повышения конкурентоспособности предприятий. Предназначено для студентов экономических и инженерных специальностей, аспирантов и магистрантов, преподавателей, руководителей и специалистов предприятий и органов государственного и местного управления.

Оглавление

Из серии: ВУЗ. Студентам высших учебных заведений

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Конкурентоспособность организации предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Введение в дисциплину «конкурентоспособность организации»

Понятие и классификация конкурентоспособности экономики, актуальность проблемы ее повышения

Понятие «конкурентоспособность» (от лат. concyrere — сталкиваться) — понятие универсальное, применяется в экономике, политике, технике, науке и т. д. Общим признаком этого понятия при употреблении во всех сферах общества является его рыночный характер, что обусловлено значением его корня.

В рыночной экономике понятие «конкурентоспособность» отражает сущность законов рыночных отношений. Однако современное его звучание имеет и дополнительные характеристики:

системность, поскольку понятие связано с системным представлением;

междисциплинарность, так как при его рассмотрении необходимы знания многих научных дисциплин;

комплексность, которая объясняется тем, что при исследовании и практическом использовании данного понятия применяется комплексный подход;

многоуровневость (она проявляется во взаимодействии и взаимосвязи понятия «конкурентоспособность» с понятием разных уровней управления);

многофункциональность — имеет разнообразные функции;

соотносимость, которая определяется соотношением конкурентоспособности исследуемого объекта И конкурентоспособности аналогичного (однородного) объекта-конкурента.

При общем подходе конкурентоспособность проявляется только в процессе соперничества и рыночных отношений, характеризуется конкурентными преимуществами исследуемого объекта, т. е. степенью удовлетворения потребностей покупателей по сравнению с аналогичными объектами, представленными на рынке. На основе удовлетворения личных и общественных потребностей в условиях ограниченных ресурсов конкурентоспособность организации позволяет товаропроизводителю получать прибыль и осуществлять расширенное воспроизводство.

По М. Портеру, понятие «конкурентоспособность» экономики страны — это ее способность достигать высокого и постоянно растущего уровня жизни для своих граждан, что, в свою очередь, требует достижения высокого уровня общественной производительности труда. При этом производительность труда — это объем выпуска продукции на единицу совокупности затраченного труда и капитала. Производительность общественного труда зависит от качества продукции (определяющей возможную ее цену) и от эффективности использования всех ресурсов производства. Тем самым конкурентоспособность связана с эффективностью использования ресурсов и ее динамикой во времени [27].

Европейский форум по проблемам управления конкурентоспособностью организации определяет ее как способность и возможность организации проектировать, производить, а также сбывать (в сложившихся условиях) товары и услуги по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательно, чем у конкурента, обеспечивая при этом максимальную прибыль.

Конкурентоспособность организации может быть оценена на конкурентном рынке только в рамках группы предприятий одной отрасли, выпускающих аналогичные товары (услуги). Конкурентный рынок — это рынок товаров (услуг, работ), на котором в условиях усиления конкуренции взаимодействуют продавцы и покупатели с целью установления рыночных цен и осуществления купли-продажи.

Конкурентоспособность экономики классифицируется:

по экономическим объектам управления: конкурентоспособность организации, производственного комплекса, отрасли, региона, национальной экономики;

по субъектам управления: конкурентоспособность служащих органов государственного управления и местного управления, служащих и рабочих предприятий с учетом видов деятельности и их конечных результатов, сложности работ и творчества, производительности и рентабельности труда;

по результатам производственной деятельности: конкурентоспособность товара (услуг), внутрипроизводственной информации, товаров-заменителей;

по видам деятельности: конкурентоспособность маркетинга, конструкторско-технической подготовки, собственно производства, менеджмента, экономической, инновационной, инвестиционной, коммерческой и финансовой деятельности организации;

по факторам: конкурентоспособность в зависимости от качества, цены товара, соотношения цены и качества, качества сервисного обслуживания, эксплуатационных затрат потребителя товара, качеств процессов управления;

по формам рынка: конкурентоспособность совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии;

по уровням управления: конкурентоспособность на микроуровне, мезоуровне (на уровне отрасли или региона), макроуровне, мегауровне;

по страновому признаку: конкурентоспособность внутри страны, среди развивающихся стран, среди развитых стран мира;

по компонентам обеспечения системы конкурентоспособности: конкурентоспособность правового, научно-методического, ресурсного, информационного обеспечения;

по месторасположению рынка: конкурентоспособность на локальном рынке, региональном, национальном (в стране), межнациональном (нескольких стран), рынке развивающихся стран, рынке развитых стран мира, на глобальном рынке (в мировом масштабе, без выделения конкретных стран);

по признаку «время и место появления конкурентоспособности»:

а) конкурентоспособность продукции потенциальная (в процессе конструкторско-технологической подготовки, производстве, планирования и прогнозирования);

б) конкурентоспособность товара (конкретного на конкретном рынке и в конкретное время);

по силе проявления конкуренции: конкурентоспособность очень сильная, сильная, слабая, конкурентоспособность отсутствует.

Конкурентоспособность организации определяется наличием ее конкурентных преимуществ по сравнению с другими организациями, т. е. превосходством конкурентоспособности в области эффективности производства, управления, качества товаров, компетентности и профессионализма персонала. Если повышение конкурентоспособности есть цель, то конкурентные преимущества — средства для достижения цели. Практика прежде всего концентрирует внимание на обеспечении конкурентных преимуществ организации и товаров.

Конкурентные преимущества организации предполагают рациональную структуру управления; наличие группы высококонкурентных фирм-лидеров, подтягивающих другие организации до своего уровня; передовую опытно-конструкторскую и прогрессивную производственно-технологическую базу; развитую инфраструктуру; эффективную систему продвижения товаров на рынок и их сервисного обслуживания; современную систему научно-технического, производственного, материально-технического и коммерческого сотрудничества как внутри страны, так и за ее пределами.

Конкурентные преимущества товаров выявляются по качеству продукции (с издержками не выше чем у конкурентов), реализации товаров в оптимальные сроки, потребительской ценности товаров, их новизне, удовлетворяющим требованиям конкретных групп покупателей по рыночной стоимости.

Актуальность проблемы и необходимость повышения конкурентоспособности организаций предопределяется внешними и внутренними факторами. Внешние факторы отражают процессы повышения уровня конкуренции на всех рынках, условия государственного регулирования экономики, особенности глобализации мировой экономики.

Глобализация мировой экономики сегодня включает: 1) усиление взаимозависимости экономик почти всех стран мира; снижение внешнеэкономических барьеров; стирание границ внутренних и внешних рынков; превращение мирового рынка в единое поле конкурентной борьбы, где определенное место займут только организации стран, обеспечившие конкурентоспособность своих товаров;

2) ускорение международного движения капитала, его концентрация, создание и развитие деятельности транснациональных (ТНК) и межнациональных (МНК) корпораций (высокий уровень конкуренции в результате этого процесса будет заставлять других производителей добиваться уровня конкурентоспособности как в ТНК и МНК или уходить с определенного рынка);

3) расширение числа стран, реально участвующих в глобальной конкурентной борьбе.

Объективно проявляется сильная зависимость отечественного производства от глобализации мировой экономики, конъюнктуры внешних рынков и цен на экспортируемые и импортируемые топливно-энергетические и сырьевые ресурсы.

Среди внутренних факторов низкой конкурентоспособности отечественных организаций выделяют:

Значительный износ основных средств, низкий уровень технологий, что обусловливает высокую затратоемкость производства с преобладанием в структуре издержек материальных затрат;

ограниченность инвестиционных ресурсов, которая не позволяет эффективно решать проблему обновления основных средств, преодоления технического и технологического отставания производств на основе модернизации, внедрения прогрессивных технологий, современных машин и оборудования;

низкий инновационный потенциал и организационно-экономические и финансовые возможности его активизации.

B результате этих и подобных причин Республика Беларусь отстает от стран Европейского Союза по производству внутреннего валового продукта на душу населения, инновационных товаров, а также производительности труда, уровню оплаты, условиям и качеству жизни. Главная экономическая цель и задача нашего государства — повышение конкурентоспособности предприятий на основе инновационного развития, модернизации, технико-технологического перевооружения и реструктуризации производства.

Основы системы регулирования и управления конкурентоспособностью организации

Структура системы регулирования и управления конкурентоспособностью организации представлена на рис. 1, а подсистемы общей системы управления отражены на рис. 2.

Управление конкурентоспособностью организации есть процесс, а система управления конкурентоспособностью — механизм, который обеспечивает этот процесс. Система управления конкурентоспособностью организации включает пять взаимосвязанных подсистем: 1) подсистему научного сопровождения проблемы повышения конкурентоспособности; 2) целевую подсистему; 3) управляющую и регулирующую; 4) обеспечивающую; 5) управляемую [25; 31].

Рис. 1. Структура системы регулирования и управления конкурентоспособностью организации

Рис. 2. Подсистемы общей системы управления конкурентоспособностью предприятия [31]

Рассмотрим содержание подсистем общей системы управления конкурентоспособностью организации. Подсистема научного сопровождения проблемы управления конкурентоспособностью организации включает методологические и методические основы, а также научные принципы и методы управления конкурентоспособностью организации. Продуктами подсистемы научного сопровождения системы являются методологические подходы к повышению конкурентоспособности организации; взаимосвязи целей конкурентоспособности организации, его конкурентных преимуществ с целью конкурентоспособности и конкурентных преимуществ национальной экономики, регионов, отрасли, товаров (услуг); взаимосвязи и взаимодействия конкурентоспособности организации, рынка (внутреннего и внешнего), государства и мировой экономики.

Целевая подсистема определяет целеполагание и стратегические цели, направленные на обеспечение конкурентоспособности организации в будущем; осуществляет трансформацию стратегических целей в тактические (оперативные); устанавливает средства достижения стратегических и тактических целей, в качестве которых выступают главным образом ресурсы информационные, трудовые, материальные, нематериальные и финансовые. Продукт целевой подсистемы — стратегия повышения конкурентоспособности организации, согласованная с целями социально-экономического развития страны, конкурентоспособности национальной экономики, регионов и отрасли.

Управляющая и регулирующая подсистема включает задачи, формы, методы и функции внутрипроизводственного управления конкурентоспособностью организации, а также государственного регулирования и создания условий для повышения конкурентоспособности организации; формирования конкурентных преимуществ организации; воспроизводственную, организационную, техническую, технологическую и социальную структуру управления, ориентированные на достижение стратегических и тактических целей повышения конкурентоспособности организации; бизнес-планы повышения конкурентоспособности и развития организации, его структурных и функциональных компонентов. Продукты подсистемы — прогнозы, планы, структуры, результаты анализа, оценки и стимулирования повышения конкурентоспособности организации.

Обеспечивающая подсистема состоит из информационного, ресурсного, правового и экологического компонентов. Ее цель — обеспечение функционирования организации и повышение конкурентоспособности. Продуктами подсистемы являются научно обоснованные ресурсы (информационные, трудовые, основные и оборотные средства, материальные, нематериальные), эффективное использование которых повышает конкурентоспособность товаров организации на «выходе» из системы.

Управляемая подсистема включает разработку мероприятий (продуктов) по предприятию и структурным подразделениям, направленных на достижение стратегических и тактических целей повышения конкурентоспособности организации на основе расширенного воспроизводства, инновационного развития, реализации ценовой, инвестиционной, маркетинговой и финансовой политики.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Определите содержание понятий «конкурентоспособность экономики», «конкурентоспособность организации».

2. Опишите классификацию конкурентоспособности по объектам, субъектам управления, факторам конкурентоспособности и формам рынка.

3. Раскройте конкурентные преимущества организации и товаров (понятие и содержание).

4. Каковы внешние факторы повышения конкурентоспособности национальной экономики?

5. Каковы внутренние причины низкого уровня конкурентоспособности отечественных организаций и товаров?

6. Опишите структуру системы регулирования и управления конкурентоспособностью организации.

7. Дайте характеристику подсистемы общей системы управления конкурентоспособностью организации.

Оглавление

Из серии: ВУЗ. Студентам высших учебных заведений

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Конкурентоспособность организации предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я