Книга посвящена деятельности Назима Гаджиева – выдающегося государственного партийного деятеля Азербайджана 50-х – начала бо-х годов прошлого столетия, одного из самых молодых, талантливых и популярных секретарей ЦК Компартии республики того периода. Судьба предоставила Назиму Гаджиеву умопомрачительно малый, но невероятно насыщенный знаменательными историческими делами отрезок жизни, кульминацией которой явилась его деятельность, направленная на отстаивание территориальной целостности Азербайджана, на обеспечение интересов азербайджанского народа. Фабула книги основана на широком спектре архивных материалов, газетных публикаций и воспоминаний современников. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Назим Гаджиев на олимпе республиканской власти предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Научный редактор:
И. В. оглы Нифталиев — доктор философии по истории, заведующий отделом «История Азербайджана Советского периода» Института истории имени А. Бакиханова НАНА
Рецензенты:
доктор исторических наук, профессор Р.В. Костюк (Санкт-Петербургский государственный университет)
доктор исторических наук Ф. Р. оглы Джаббаров (Национальный Музей истории Азербайджана НАНА)
кандидат исторических наук С.А. Кочегаров
(Архангельский Северный Институт Предпринимательства)
@biblioclub: Издание зарегистрировано ИД «Директ-Медиа» в российских и международных сервисах книгоиздательской продукции: РИНЦ, DataCite (DOI), Книжной палате РФ
© А.Н. Гаджиев, В. В. Михайлов, 2022
© Издательство «Алетейя» (СПб.), 2022
Предисловие
В чести и силе та держава,
Где правит здравый ум и право,
А где дурак стоит у власти,
Там людям горе и несчастье.
Вне всяких сомнений, государство сильно, прежде всего могучим потенциалом своей интеллектуальной, духовной элиты, социокультурная база которой испокон века делегировала во власть своих представителей. Часть из них, сконцентрировав в себе сгусток волевых, интеллектуальных, патриотических, гуманистических качеств, руководствуются абсолютной доминантой во всем пространстве их жизнедеятельности интересами народа, к которому они принадлежат, государства, к всеохватывающему благу которого устремлены всей их душевные порывы и конкретные действия. При этом, общечеловеческий гуманизм, олицетворяющий суть и основную фабулу всей совокупности государственно-политического выражения этих личностей, также является неотъемлемой частью их облика.
Другие же прорываются во властные структуры исходя из сугубо корыстных, карьеристских, а порой и откровенно ханжеских соображений. Для подобной категории государственных деятелей двойные стандарты, лицемерие, разнузданная демагогия, неуёмная жажда наживы составляют основной лейтмотив всего их убогого в духовном отношении личностного воплощения. Им далеко не чужды достижения тактических сиюминутных целей за счет притеснения людей, их эксплуатации, ущемления их гражданских и общечеловеческих прав, пренебрежительного отношения к массам и к самому государству, защита интересов которого составляет основной смысл любой государственно-политической деятельности.
В целом, имея принадлежность к политической элите общества, как первая категория, так и вторая продуцируется исторически длительным процессом формирования элитарной прослойки, но при условии благоприятных общественно-политических и социально-экономических факторов, позволяющих не прерывать преемственность поколений. И говоря об интеллектуальном и генетическом характере государственно-политической элиты, следует подразумевать наличие этих составляющих, как у первых, так и у вторых её представителей.
Невозможно отрицать, что карьеристы, лицемеры, мздоимцы, коррупционеры обладают идентичными с порядочными, честными деятелями интеллектуальными, мыслительными и волевыми качествами. Отличие лишь в том, что одни развивают в себе эти достоинства в интересах всего общества и стремятся обеспечить собственное лишь в контексте с его благом, в то время, как другие, напротив, используя механизмы власти, абсолютизируют цель обогащения собственной персоны за счёт ущемления, ограничения либо полного подавления благосостояния общества.
И это согласуется с целостной системой взглядов теории элит, начиная с Платона, Томаса Карлейля, Фридриха Ницше и вплоть до формулирования современных концепций элитизма Гаэтано Моски, Вильфредо Парето и Роберта Михельса. Ибо особые качества элиты, связанные с природными дарованиями и воспитанием её представителей, проявляются в её способности к управлению или хотя бы к борьбе за власть и деятельности во власти, какими бы морально-этическими качествами её представители ни обладали.
Уместно подчеркнуть, что персональный состав элиты меняется, вбирая в себя, представителей, как одной, так и другой категории, но её господствующее положение по отношению к массам в своей основе неизменно.
И это вполне закономерно, ибо в человеческой истории сменялись вожди племён, монархи, канцлеры, президенты, народные комиссары и партийные секретари, но отношение господства и подчинения между ними и обществом сохранялись всегда. Просто одни наполняли это содержание большим гуманизмом, справедливостью и стремлением внести свою лепту в улучшение жизни народа, а другие лишь имитировали желание конструктивного управления обществом, а в сущности обеспечивали личные или корпоративные интересы.
При этом, в процессе смены и формирования новых элит, происходит порой латентная, а зачастую и весьма откровенная борьба за власть, принимающая в зависимости от политических условий, особенностей исторического периода, традиций и менталитета народа различные формы, вплоть до вооруженного противостояния.
Безусловно, привилегированное положение стремятся занять многие люди, обладающие высокими личными и социальными качествами. Однако никто не хочет добровольно уступать им свои посты и положение. Поэтому скрытая или явная борьба неизбежна при любом общественно-политическом и государственном строе.
Всемирная история демонстрирует неизбежность прерывания «замкнутости» социальной системы вследствие контактов с другими народами, войн, революций, смены общественных формаций, новых религиозных и идейных движений и иных причин. «Наиболее активные, ловкие и смелые», по Моски[1] выходцы из низов начинают пробиваться на верхние ступени социальной лестницы. «Молекулярное обновление политического класса» сохраняется до тех пор, пока не наступит новый период социальной стабильности.
В представленной вниманию читателя книге, посвящённой видному государственному, общественному деятелю Азербайджана Назиму Мамедия оглы Гаджиеву — яркому представителю политической элиты 50-х — начала 60-х годов прошлого века, кульминация руководящей деятельности которого пришлась именно на период упомянутого выше периода социальной стабилизации, в целом документально отражены все вышеупомянутые тезисы.
Хронологические рамки повествования охватывают 1958–1962 годы, но основная фабула исследования сконцентрирована на 1960–1962 годах — периода пребывания Назима Гаджиева в верховном эшелоне власти в Азербайджане и его трагического ухода из жизни.
Это не первое обращение оного из соавторов — Айдына Гаджиева. Его книга под названием «Всё понять, но не всё простить» была издана в двух изданиях: первое — в 2000-м [2] и второе, существенно дополненное и расширенное за счёт новых публикаций и мемуарных материалов о различных периодах его жизнедеятельности — в 2009 году [3].
Упомянутая версия представляла собой комплекс воспоминаний о Назима Гаджиеве, переданных в книге автором — его старшим сыном со слов его супруги Зибы Бадаловой, родственников, друзей и соратников, отраженные, как в книгах, так и в статьях под их авторством, эссе и других публикациях, посвящённых его жизнедеятельности и освещающих отдельные яркие эпизоды, связанные с ним; материалов личного архива Назима Гаджиева и общих архивных данных. Она эпизодически рассказывала о всей его немыслимо короткой, но столь содержательной, насыщенной славными делами жизни, фактически принесённой им на алтарь Отечества.
Вынесенная на суд читателя данная книга призвана документально препарировать деятельность Назима Гаджиева на посту секретаря ЦК КП Азербайджана по идеологии, избранного всего в 35 лет и проработавшего в этой должности два с половиной года, символизировавших сложный переходный этап в жизни Азербайджанской ССР, ознаменовавшийся сменой почти всего руководства, изменением политического и социально-экономического курса.
Идеологическая сфера, охватывающая все стороны жизни республики, под руководством Назима Гаджиева обрела в эти годы высокую динамику проведения жизненно важных для формирования особого морально-психологического климата мероприятий. Политика, которую он проводил в мировоззренческом пространстве Азербайджана воплощалась в сочетании норм официальной идеологической доктрины КПСС с курсом на повышение национального самосознания азербайджанцев, принципиальную защиту их общественно-политического, культурного и экономического самовыражения.
Безусловно, кульминацией в деятельности Назима Гаджиева, направленной на доминантное обеспечение интересов своего народа, явилась его деятельность по отстаиванию территориальной целостности Азербайджана. Эти действия Назима Гаджиева сопровождались противостоянием с могущественным в те годы Анастасом Микояном в ходе обсуждения в ЦК КПСС под руководством Никиты Хрущева пресловутого обращения буржуазно-националистической партии «Рамгавар» к руководству Азербайджана о передаче Карабаха и Нахичевани в состав Армянской ССР, на котором он отстаивал бескомпромиссную позицию всего руководства во главе с Вели Ахундовым.
Обилие архивных данных позволило конкретизировать в книге многие аспекты идеологической политики Назима Гаджиева, направленной на обеспечение поступательного развития культуры, науки, медицины, спорта, образования азербайджанского народа, на сохранение и популяризацию в мире сокровищниц азербайджанской культуры, её древних цивилизационных традиций. Что и, собственно говоря, обуславливало основную цель создания данного произведения.
Книга написана на основе богатой архивной базы, содержащей материалы как Архива общественно-политических документов Управления Делами Президента Азербайджанской Республики (АОПДУДПАР), Государственного Архива Азербайджанской Республики (ГААР), так и личного архива Назима Гаджиева, впервые включенные в научный оборот, а также публикации в газетах «Правда», «Советская культура», «Бакинский Рабочий», «Баку», в журналах «Коммунист», «Азерба)чан Коммуниста», «Литературный Азербайджан».
И если в предыдущей книге о Назиме Гаджиеве мемуарные, публицистические материала превалировали над архивными в трехкратном преимуществе, то данная книга содержит противоположное соотношение.
К публикациям о Назиме Гаджиеве, положенными в основу предыдущей книги, добавлены публикации, посвященные ему, изданные до выхода в свет представленной вашему вниманию монографии [4], которые гармонично вписались в её контекст.
К тому же и стиль написания этой книги отличается от предыдущей меньшей художественностью и, пожалуй, большей научно-исторической документальностью. «Всё понять, но не всё простить», прочтя произведение, представленное его суду, не станет нас особо осуждать за это. На наш взгляд, архивные и газетные материалы исследуемого периода, составляющие основную базу детализированного освещения феноменальности личности Назима Гаджиева, большинство из которых впервые появляются на страницах книжного издания, обладают на этапе небывалого всплеска интереса соотечественников к некогда скрытым от глаз общественности историческим проблемам, особой притягательностью.
Более того, интерес к документальному иллюстрированию деятельности Назима Гаджиева, как одного из руководителей республики, усиливает сегмент политической и идеологической трактовки территориальных притязаний Армении на том историческом этапе и механизм, примененный им в процессе отстаивания азербайджанских земель, находившихся под прицелом армянских реваншистских сил, как в самом СССР, так и за его пределами.
Интерес азербайджанской общественности к предыдущим этапам и формам проявления аннексионистских устремлений армянских политических сил, обостряется в силу триумфального завершения 44-дневной военной эпопеи второй Карабахской войны, вошедшей в героическую летопись нашего народа как Отечественной. Ибо эта Великая Победа воплотила в себе многолетние усилия азербайджанского народа, идеи динамичного цивилизационного национально-государственного развития, генерированные политическим гением Гейдара Алиева, сформировавшего основы будущих побед, осуществленных под руководством Верховного Главнокомандующего Вооруженными силами, Президента Ильхама Алиева.
Многие материалы, изложенные в книге на основе архивных данных, публикаций в печати того времени, безусловно, могут быть использованы исследователями отечественной истории новейшего периода, стать объектом изучения в высших, средних и средне специальных учебных заведениях.
И поскольку лейтмотив книги «Всё понять, но не всё простить» лег в основу сценария документального фильма о Назиме Гаджиеве под названием «Bir gosdin tarixi» («История одного покушения») [5], созданного талантливым коллективом киностудии «Агап» телекнала ARB, то позволю себе выразить надежду на то, что и историко-документальное повествование данной книги способно представлять интерес для документального кинематографа Азербайджана.
Желаем приятного и познавательного прочтения нашего скромного труда под названием «Назим Гаджиев: на Олимпе республиканской власти», который, надеюсь внесёт свою малую лепту в прояснении «белых пятен» того периода в ракурсе более полного и детального освещения деятельности Назима Мамедия оглы Гаджиева.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Назим Гаджиев на олимпе республиканской власти предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других