Организационное поведение

А. К. Семенов, 2015

В учебнике рассматриваются теоретические и методологические основы организационного поведения. Особое внимание уделяется личности и деятельности менеджеров, организующих весь комплекс работ по использованию человеческого потенциала. Содержание учебника соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Для студентов всех форм обучения, получающих высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Менеджмент» (квалификация «бакалавр»). Учебник также может быть полезен для преподавателей, практических работников, а также всех, кто интересуется проблемами управления поведением людей в современной организации.

Оглавление

Из серии: Учебные издания для бакалавров

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Организационное поведение предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Семенов А. К., Набоков В. И., 2015

© ООО «ИТК «Дашков и К°», 2015

Введение

Организационное поведение как отдельное научное направление возникло в начале 1960-х гг. в результате интеграции нескольких научных школ менеджмента, занимавшихся объяснением процессов, происходящих как на уровне каждого рабочего места, так и в организации в целом.

Основоположниками данного направления считались В. Врум, чья известная работа “Труд и мотивация” (1954) положила начало интеграции в целостный комплекс ряда разрозненных научных разработок, а также Л. Портер и Э. Лоулер, выпустившие совместный труд “Управленческие установки и их выполнение” (1968), в котором поведение персонала на рабочем месте впервые было описано как целостное явление.

Однако впервые термин “организационное поведение” использовал Ф. Лютенс в книге под аналогичным названием (1973). В ней ученый определил ключевую тематику научных исследований в данной области знаний как понимание, предвидение и управление человеческим поведением в рамках организаций.

Организационное поведение не заменяет собой менеджмент как науку. Оно сконцентрировано на изучении поведенческого аспекта менеджмента.

В современных условиях организационное поведение как отдельная отрасль научных знаний все больше концентрирует внимание на аспектах управленческой деятельности, связанных: с организационной культурой, проектированием трудовых процессов, анализом удовлетворенности трудом со стороны персонала, использованием в менеджменте элементов групповой динамики. Это подчеркивает практическую направленность науки, призванной сделать трудовое поведение персонала организации понятным для руководителя и вооружить последнего реальными знаниями и навыками, позволяющими ему применять эффективные системы управления персоналом организации.

Современному менеджеру необходимо весьма много знать о трудовом поведении людей, уметь исследовать возможности улучшения межличностных отношений и управлять взаимоотношениями людей. Именно в этих областях знание закономерностей организационного поведения поможет значительно повысить эффективность функционирования организации.

Выбранный Россией сложнейший инновационный путь развития требует грамотного, квалифицированного руководства данными процессами на всех уровнях управления организацией и эффективного использования человеческого потенциала.

Это, в свою очередь, требует подготовки современных конкурентоспособных профессиональных управляющих — менеджеров, обладающих соответствующими знаниями и навыками.

Основная цель изучения дисциплины “Организационное поведение” — овладение методами и приемами управления поведением личности и группы в организации. Материалы учебника дают теоретическую основу для выработки практических навыков руководства людьми в организациях.

Предметом изучения в данном курсе является деятельность руководителя организации в области управления человеческим потенциалом.

Задачи курса:

• дать представление будущим бакалаврам о современном состоянии и тенденциях развития организационного поведения;

• научить методам построения таких организационных систем, центром которых являются человек и его потребности;

• представить варианты поведения работников и группы в организации;

• дать навыки управления поведением индивида и группы с целью повышения эффективности деятельности организации.

Дисциплина “Организационное поведение”, опираясь на такие основные компоненты, как индивид, группа и организация, является основой для изучения целого комплекса управленческих дисциплин.

Знание организационного поведения позволит менеджеру:

• полнее раскрывать потенциал персонала организации и выбирать направления совершенствования ее деятельности;

• разрабатывать проекты организационных систем, центром которых является человек;

• определять стратегии профессионального вмешательства, позволяющие исключать консерватизм в организации труда персонала.

Учебник включает: введение, десять глав, в каждой из которых имеются контрольные вопросы; список литературы.

Авторы будут признательны за пожелания, замечания, комментарии по поводу учебника.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Организационное поведение предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я