Примерная программа подготовки юных арт-фехтовальщиков. Третий год обучения. Методические рекомендации

А. Д. Мовшович

Данное издание является завершающим в цикле методических пособий, посвященных этапу начальной подготовки юных арт-фехтовальщиков. В пособии представлены примерные занятия годичного цикла и тренировочные задачи освоения и совершенствования основных технических приемов и боевых действий фехтования на рапирах и рубяще-колющих шпагах, а также специализации проявления двигательных и психических качеств, соревновательной подготовки и освоения различных сторон артистичности исполнения.

Оглавление

Структура тренировочного процесса

Тренировочный процесс на протяжении всего этапа начальной подготовки строится под руководством тренера. Комплектование групп проводится в начале тренировочного сезона (сентябрь — октябрь) при условии медицинского допуска занимающихся.

Занятия в группах начинающих арт-фехтовальщиков проводятся с использованием укороченного и облегченного оружия. Однако, исходя из индивидуальных особенностей роста спортсменов, на третьем году подготовки вполне возможно использование клинков стандартной длины. Тренировочная нагрузка должна увеличиваться постепенно и сочетаться с осваиваемым материалом.

При планировании работы в группах начальной подготовки нецелесообразно разделение годичного цикла на периоды. Однако, учитывая различия задач и возможностей построения процесса подготовки во время учебы в школе и в дни каникул, можно предусматривать изменения в недельных циклах тренировки. Тренировочная нагрузка и количество занятий в годичном цикле рассчитаны на 48 недель.

В период летних каникул, если у ребенка есть возможность отправиться в спортивный лагерь, его тренировочный процесс продолжится в формате совершенствования двигательной подготовки и в меньших объемах — техники освоенных приемов владения оружием.

Оставшееся до начала нового спортивного сезона время следует посвятить активному отдыху и, по возможности, выполнению приемов нападения и маневрирования, упражнениям со скакалкой, пробежкам, плаванию и т. п.

Основными формами осуществления спортивной подготовки на данном возрастном этапе являются:

— групповые и индивидуальные тренировочные и теоретические занятия;

— участие в спортивных соревнованиях и мероприятиях;

— инструкторская и судейская практика;

— медико-восстановительные мероприятия;

— тестирование и контроль.

Специфика форм и методов тренировки арт-фехтовальщиков.

Формы организации занятий.

В практике подготовки арт-фехтовальщиков на завершающей стадии этапа начальной подготовки можно выделить следующие формы организации занятий:

— групповое занятие;

— индивидуальная работа с тренером;

— занятия по физической подготовке;

— занятия по теоретической подготовке;

— занятия по артистической подготовке;

— спортивные соревнования.

Все перечисленные формы организации занятий могут являться составной частью содержания группового занятия в различных сочетаниях, а также использоваться в тренировочном процессе самостоятельно, вне связи друг с другом.

Групповое занятие занимает основное место при построении процесса подготовки арт-фехтовальщиков. На этапе начальной подготовки групповое занятие имеет многокомпонентное содержание и включает разнообразные формы проведения упражнений и, прежде всего, упражнения с партнером из-за их наибольшей эффективности.

Индивидуальная работа с тренером может иметь различные формы и направлена на повышение технического уровня, раскрытие индивидуальности арт-фехтовальщика, коррекцию ошибок, постановку программ.

Занятия по физической подготовке — широко распространены в учебном процессе арт-фехтовальщиков на всех этапах годичного цикла подготовки. У арт-фехтовальщиков на этапе начальной подготовки объемы занятий по физической подготовке планируются достаточно продолжительными, так как именно физическая подготовленность юных спортсменов обеспечивает успешное технико-тактическое оснащение занимающихся.

Занятия по артистической подготовке — занимают большое место в учебном процессе арт-фехтовальщиков на всех этапах годичного цикла. На этапе начальной подготовки эти занятия направлены в основном, на воспитание музыкальности, чувства ритма и пластичности у юных спортсменов, а также на расширение их кругозора.

Спортивные соревнования различного статуса являются составной частью тренировочного процесса и показателем его эффективности. А также используются как основной способ диагностики подготовленности, объективизации процесса отбора и комплектования команд.

Типовая направленность занятия по арт-фехтованию.

Цель и содержание занятия должны, прежде всего, обеспечить комплексность воздействия на подготовленность арт-фехтовальщика практически в каждом занятии. Однако очевидна необходимость выделения конкретной направленности занятий, взаимосвязанной с периодом годичного цикла (в том числе, учитывая близость очередных соревнований и их значимость), планами технической и психологической подготовки и др.

В практике тренировочной работы с арт-фехтовальщиками имеет место следующая направленность уроков:

— освоение новых приемов и действий, разновидностей выполнения, комбинаций;

— совершенствование базовых действий, тактических умений в типовых ситуациях;

— повышение технического уровня, специальной тренированности;

— повышение надежности применения действий в неожиданных ситуациях;

— разучивание двигательных комплексов и многоактных схваток;

— подготовка к выступлениям и соревнованиям;

— повышение уровня готовности к соревнованию;

— регулирование психического состояния;

— диагностика состояния специальной тренированности, уровня овладения отдельными разделами подготовленности;

— повышение пластичности, музыкальности, выразительности;

— теоретическая подготовка.

Подобная типовая направленность занятий позволяет фокусировать внимание тренеров и спортсменов на совершенствовании конкретных составляющих технической, артистической и интеллектуальной подготовленности.

Формы проведения упражнений

В тренировочном процессе арт-фехтовальщиков выделены следующие формы проведения упражнений:

— общефизическая разминка;

— специальная разминка;

— самостоятельное совершенствование приемов передвижений;

— имитационное совершенствование движений оружием в боевой стойке и в передвижении;

— упражнения с мишенью и тренажером;

— упражнения с партнером;

— выступления и контрольные занятия, контрольные и официальные соревнования;

— одиночные и групповые упражнения в совершенствовании двигательных качеств в игровых и других видах спорта;

— обсуждение тактических, морально-психологических и методических сторон подготовки;

— обсуждение сюжетов, персонажей, музыкального сопровождения и т.д.;

— двигательные комплексы и многоактные схватки — разучивание по заданию и самостоятельное моделирование и конспектирование;

— упражнения по развитию музыкальности, чувства ритма, пластичности, танцевальные упражнения и т. д.

Разнообразие форм проведения упражнений в занятиях по арт-фехтованию позволяет решать как задачи повышения (сохранения) уровня всех сторон подготовленности спортсменов (технической, тактической, физической, психологической, интеллектуальной, артистической), так и частные задачи тренировочного занятия. Каждая из форм проведения упражнений предназначена для реализации конкретных тренировочных задач повышения отдельных сторон подготовленности арт-фехтовальщиков и требует избирательного использования средств и методических приемов выполнения упражнений.

Специфические методы тренировки

Для достижения высокого технического уровня необходимо применять средства и методы, которые в полной мере содействуют совершенствованию присущих арт-фехтованию качеств и навыков.

Тренировка без партнера применяется для овладения базовой техникой — основными положениями, приемами передвижений и движений оружием. На всех этапах обучения арт-фехтовальщиков данному методу тренировки уделяется большое внимание, т.к. правильная базовая техника является необходимой составляющей соревновательных программ в арт-фехтовании. Очень полезны упражнения перед зеркалом, позволяющие занимающимся видеть себя со стороны.

Тренировка с условным противником. Условным противником являются вспомогательные приспособления и тренажеры, мишени и др. В используемых упражнениях специализируются проявления зрительного анализатора (прежде всего в оценке дистанции) и кинестетические ощущения. При взаимодействии с условным противником возрастают требования к точности выполнения приемов, создаются условия для превращения приемов в преднамеренные действия.

Тренировка с партнером используется для овладения техникой движений оружием и тактическими компонентами действий, совершенствования специализированных умений при активной помощи партнера. При совершенствовании приемов и действий фехтования партнер создает предпосылки для правильного их выполнения.

Тренировка с партнером развивает способность к осмысленным действиям, помогает понять взаимозависимость между средствами ведения поединков. Выполнение приемов и действий в упражнениях с партнером является основной формой работы в арт-фехтовании, способствуя выработке устойчивого навыка внимательного взаимодействия с другими участниками постановочных боев. На начальном этапе обучения рекомендуется проводить упражнения с одним партнером, но иногда, для повышения интереса занимающихся, можно увеличивать количество партнеров в одном упражнении, моделируя несложное групповое взаимодействие.

К основным видам упражнений с партнером относятся:

— упражнения в передвижениях, переменах позиций и соединений, когда арт-фехтовальщики продолжают совершенствование приемов передвижений и управления клинком во взаимодействии с партнером;

— упражнения с взаимопомощью при выполнении атак, защит с ответом, когда один партнер получает задание на отработку определенного приема (действия), а другой — обслуживает его, то есть создает ситуацию для успешного выполнения заданного действия;

— упражнения с взаимопомощью по разучиванию двигательных комплексов, когда партнеры получают задание по разучиванию определенной последовательности действий оружием с последующим показом тренеру либо всей группе занимающихся.

Индивидуальная работа с тренером — это такая форма взаимодействия, в которой тренер лично занимается со спортсменом. Это может быть небольшой индивидуальный урок, как в спортивном фехтовании, работа по подготовке соревновательной программы, беседа и т. д.

Тренировочные выступления — выступления перед группой с разученной последовательностью действий, направленные на выработку навыка публичных выступлений.

Для достижения высокого уровня выразительности, музыкальности и пластичности спортсменов можно применять самые разнообразные средства и методы, которые в полной мере содействуют совершенствованию развития этих качеств. Это и коллективное прослушивание музыкальных произведений и их последующий анализ, просмотр фрагментов кинофильмов и спектаклей, различные творческие занятия по исполнению литературных произведений, разыгрыванию этюдов и т.п., ритмическая гимнастика, занятия танцевальным спортом… В конечном счете, набор средств определяется конкретными возможностями спортивного клуба.

При составлении программы обучения на начальном этапе подготовки за основу принят недельный цикл, в котором два (на третьем году подготовки — три) занятия отводятся преимущественно для упражнений с оружием, а одна тренировка (желательно в середине недели) имеет ведущую задачу совершенствования двигательных качеств (таблица 1). Однако в подготовительной и заключительной частях занятий большинства тренировок необходимо предусматривать использование общеразвивающих упражнений, подвижных и спортивных игр, совершенствование двигательных качеств при выполнении комплексов передвижений.

Обзорные и контрольные занятия по технической подготовке планируются каждый месяц.

Таблица 1

Примерный недельный цикл тренировочной работы для групп начальной подготовки (третий год)

Таблица 2

Виды подготовки и соотношение их объемов в структуре тренировочного процесса на этапе начальной подготовки (из расчета 48 недель)

Таблица 3

Примерные объемы применения основных форм организации тренировочного процесса и проведения упражнений у юных арт-фехтовальщиков на этапе начальной подготовки

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Примерная программа подготовки юных арт-фехтовальщиков. Третий год обучения. Методические рекомендации предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я