Примерная программа подготовки юных арт-фехтовальщиков. Второй год обучения. Методические рекомендации

А. Д. Мовшович

Это пособие – продолжение программы подготовки юных арт-фехтовальщиков. Представлены примерные занятия годичного цикла и тренировочные задачи освоения и совершенствования основных технических приемов и боевых действий фехтования на рапирах, лежащих в основе подготовки арт-фехтовальщиков, а также задачи освоения основ фехтования на рубяще-колющих шпагах, специализации проявления двигательных и психических качеств, соревновательной подготовки и освоения различных сторон артистического аспекта.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Примерная программа подготовки юных арт-фехтовальщиков. Второй год обучения. Методические рекомендации предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Рекомендации по организации психологического сопровождения и спортивному воспитанию с учетом сенситивных периодов развития двигательных и психофизиологических качеств на втором году тренировки

Период начальной подготовки отличается направленным формированием специальных умений, основанных на проявлении двигательных реакций. Это, прежде всего, выполнение защит с выбором на зрительный сигнал, атак и ответов с опорой на тактильные ощущения в фехтовании на рапирах и шпагах сначала на месте, а затем при изменяющейся дистанции. Наряду с этим продолжается процесс повышения функциональных возможностей детей, от которых напрямую зависит качество и быстрота освоения техники приемов и тактики их боевой реализации. На занятиях с 10-летними фехтовальщиками сохраняется необходимость частого применения игровой направленности построения упражнений из-за их сильного эмоционального воздействия. Используемые наиболее эффективно при групповых формах организации тренировки, они позволяют также снизить количественные потери среди занимающихся в результате обычного отсева в составе детских групп.

В возрасте 9 лет занимающиеся близки к началу пубертатного периода и поэтому у занимающихся может изменяться баланс нервных процессов в сторону возбуждения. Это часто становится причиной снижения двигательной памяти при выполнении комбинаций, имеющих протяженность и пространственные амплитуды в управлении оружием. Ухудшается пространственная точность движений, а также и целевая точность укола из-за некоторых потерь в координационных способностях. Затруднительно предвосхищение дистанции до противника и момента столкновения с его клинком. Еще не налажена точность в реакциях с торможением и переключением. Отмечается низкий самоанализ качества выполняемых приемов, затрудняющий оценки допускаемых ошибок в упражнениях с тренером или партнером.

Следует отметить, что уже к 10 годам дети способны проявлять волевые усилия в соответствии с собственными мотивами. Поощряемые тренером волевые проявления юных спортсменов ускоряют освоение приемов и улучшают тренировочные эффекты. Несмотря на высокую импульсивность, свойственную детям 10 лет, некоторые из них уже могут проявлять решительность, а настойчивость только на фоне увлеченности и устойчивого интереса. Вместе с тем изменяющаяся в результате полового созревания динамика нервных процессов выражается в излишних проявлениях смелости, снижении выдержки и самообладания.

Специализация двигательной тренировки приобретает направленность на повышения уровня гибкости, быстроты одиночных движений и прыгучести. Важны также и упражнения, специализирующие ловкость в связи с возрастающими требованиями к координационным способностям. Необходимо также постепенно повышать объемы упражнений на развитие силы мышц ног и кистей рук, особенно у девочек, прирост силы у которых наиболее высок с 11 и до 14 лет.

Под стандартизацией главных разновидностей действий понимают их выполнение в упражнениях с партнером и индивидуальном уроке с соблюдением технических норм движения оружием в пространстве и времени. Другими словами, требуется, чтобы выполнение осваиваемых приемов нападения и маневрирования, а также техники владения оружием проходило без искажения технических норм, т.е. потери центра тяжести в комбинациях передвижений и пространственно-временных искажений в движении оружием.

Подобные стандарты достигаются использованием разнообразных исходных положений оружия перед выполнением приемов, а также в условиях отступлений или сближений с партнером. Немаловажно одно и то же действие (например, укол переводом в фехтовании на рапирах) выполнять в виде основной атаки, повторной, ответной, атаки на подготовку. Нельзя забывать и о развитии творческих способностей юных арт-фехтовальщиков. Музыкальность, выразительность, пластичность, чувство ритма, артистизм, память, речь — все это можно и нужно развивать в любом возрасте. А в условиях изменяющихся (в силу объективных причин) физических кондиций, выразительность, артистичность и музыкальность, не зависящие от темпов роста и других, связанных с этим, изменений в организме, помогут юным спортсменам чувствовать себя увереннее.

Основная задача подготовки на данном этапе: закрепление уже изученных средств фехтования, ознакомление с новыми и более активная практика разучивания, запоминания и исполнения двигательных схем «Упражнение соло» и «Упражнение группа», а также несложных сюжетных комплексов в парах. Развитие выразительности, чувства ритма, пластичности, музыкальности, артистизма.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Примерная программа подготовки юных арт-фехтовальщиков. Второй год обучения. Методические рекомендации предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я