1. Книги
  2. Языкознание
  3. А. В. Прядко

Формирование умения анализировать изобразительно-выразительные средства языка на уроках литературы. Монография

А. В. Прядко
Обложка книги

Монография «Формирование умения анализировать изобразительно-выразительные средства языка на уроках литературы» является результатом опытно-экспериментальной работы, проведенной в рамках диссертационного исследования

Автор: А. Прядко

Жанры и теги: Языкознание

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Формирование умения анализировать изобразительно-выразительные средства языка на уроках литературы. Монография» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Теоретико-методологические основы работы над изобразительно-выразительными средствами языка на уроках литературы

В отечественной методологии вопросы обучения и развития образной и связной речи учащихся уделялось много внимания, например, Т. А. Ладыженская и В. И. Капинос разработали систему развития связной речи школьников, Н. А. Пленкин описал методику языкового разбора текста, В.Е Мамушкин изучал вопрос развития умения совершенствовать собственный текст. Несмотря на то, что в процессе развития творческой деятельности учащиеся обогащают свою речь изобразительно-выразительными средствами языка (М. А. Рыбникова, Н. М. Соколов, В. А. Добромыслов), все-таки, в общем, исследования вышеуказанных авторов, мало касались непосредственной работы с учащимися над изобразительно-выразительными средствами языка.

Однако, форма художественных образов проявляется через систему языковых единиц, которая выражает содержание художественного произведения. В системе анализа художественного произведения текст рассматривается как лингвистическое явление, которое включает в себя меняющуюся систему изобразительно-выразительных средств разных уровней. Также художественный текст является эстетическим объектом, обладающим собственной семантикой и представляющим сомой целостную картину мира.

Н.А Николина [65] рассматривает художественный текст как эстетический феномен, который обладает цельностью, образностью и функциональностью, то есть является коммуникативной единицей, в которой моделируется коммуникативная ситуация как частная динамическая система языковых средств. На наш взгляд именно моделирующий и коммуникативный потенциал художественного текста нужно задействовать при анализе произведения и изобразительно-выразительных средств.

Определенная система работы позволит учащимся овладеть анализом художественного текста как методом познания авторской концепции. Для формирования данных навыков необходимы определенные условия:

— Систематическая и планомерная работа над усвоением литературоведческих терминов, позволит создать опору на теоретико-литературный тезаурус,

— Использование приемов скрытого анализа художественного текста, как основы пропедевтической работы в средних классах,

— Подбор лучших образцов анализа художественного текста, выявление его содержательных и жанрово-стилистических закономерностей,

— На основе собственного опыта учащихся, выявление обобщенного алгоритма анализа художественного текста с помощью сопоставления образцов,

— Использование эвристического метода в результате коллективной работы по анализу художественного текста,

— Знакомство учащихся с речевыми формулами, которые будут являться опорой при коллективной работе по анализу художественного произведения,

Конец ознакомительного фрагмента.

О книге

Автор: А. Прядко

Жанры и теги: Языкознание

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Формирование умения анализировать изобразительно-выразительные средства языка на уроках литературы. Монография» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я