Кинооператор рассказывает: прозрение и заблуждения. По следам Лунного обмана США

А. В. Панов

В 2011 году в Интернете впервые появились очень необычные публикации о Лунном обмане США, автором которых был Леонид Коновалов. Автор написал более ста статей на сайте «Яндекс-Дзен», в которых раскрывались многие моменты американских фальсификаций. В этих публикациях присутствует много ошибок и заблуждений, что и стало основной причиной для написания настоящей книги. При этом автор отдает должное Леониду Коновалову в деле разоблачения Лунного обмана США.

Оглавление

ГЛАВА 6. ЛЕОНИД КОНОВАЛОВ О ЦВЕТЕ ЛУНЫ

Американские фальсификаторы были уверены, что Луна имеет серебристо-серый цвет. Какие доказательства ещё были нужны, достаточно посмотреть днем на диск Луны, чтобы убедится в том, что цвет лунной поверхности серебристый. Можно посмотреть на Луну ночью, при этом наблюдается аналогичная картина: Луна серебристая. Если смотреть в бинокль на Луну, то оказывается, что лунная поверхность сплошь серая, только местами темнее или светлее. Но не все так однозначно! Например, на большом удалении от Земли Земля имеет голубой цвет. На самом деле ничего голубого на поверхности Земли нет. Голубой цвет в этом случае проявляется, благодаря рэлеевскому рассеянию света. На земле, наблюдатель из-за такого рассеяния света видит над собой голубое небо. Уголь антрацит под солнечными лучами выглядит издалека серебристым. А если подойти к углю поближе, то оказывается, что цвет антрацита черный.

Но в 60-е годы, в СССР даже дети знали, что настоящая Луна разноцветная. Дети знали, почему Луна, которая выглядит на небе светло серебристой, хотя на самом деле имеет совсем другой цвет, благодаря детской сказке Николая Носова «Незнайка на Луне», главе 7 «Как Незнайка и Пончик прибыли на Луну». Вот он хорошо известный советским детям отрывок из детской сказки: «Пончик посмотрел в иллюминатор и обнаружил, что лунная поверхность вовсе не приближалась, а удалялась. Теперь она уже не казалась пепельно-серой, какой кажется нам с земли, а была покрыта яркими разноцветными пятнами. Всего этого яркого богатства красок мы не замечаем на лунной поверхности, когда смотрим на неё с Земли, так как из-за дальности расстояния отдельные света сливаются между собой, образуя ровный, нейтральный, как бы ничем не окрашенный тон серебристо-белого или пепельно-серого цвета. Такое смешение красок давно известно художникам, которые рисуют свои картины, накладывая на холст маленькие разноцветные точечки или мазочки, которые на расстоянии сливаются и образуют как бы один сплошной цвет». [1] Коновалов заинтересовался этой темой и подошел к этой проблеме основательно: «А чтобы точно определить цвет лунного реголита, а не только его яркость, мы воспользовались имеющимся у нас на кафедре института кинематографии спектрофотометром X-Rite (рис.4)». [2]

Рис.4. Спектрофотометр X-Rite dtp-41. [2] Для справки: «Спектрофотометр — прибор, предназначенный для измерения отношений двух потоков оптического излучения, один из которых — поток, падающий на исследуемый образец, другой — поток, испытавший то или иное взаимодействие с образцом. Позволяет производить измерения для различных длин волн оптического излучения, соответственно в результате измерений получается спектр отношений потоков». [4] Необходимые сведения для понимания этого вопроса: «Поток излучения Ф — физическая величина, одна из энергетических фотометрических величин. Характеризует мощность, переносимую оптическим излучением через какую-либо поверхность. Равен отношению энергии, переносимой излучением через поверхность, ко времени переноса». [5] Другими словами, и это надо сразу понимать, прибор не определяет цвет исследуемого объекта. Прибор определяет, если верить «Физической Энциклопедии» под редакцией Прохорова, отношение потоков излучения. Поток оптического излучения, опять же, согласно статье Бухштаба М. А. в «Физической энциклопедии», не имеет прямой связи с длиной световой волны, которая является основной характеристикой определения цвета объекта. Метод определения цвета с помощью определения соотношения двух потоков оптического излучения является порочной и ошибочной методикой.

Коновалов в своем исследовании ставит задачу определения цвета лунной поверхности для наблюдателя вблизи Луны, или на поверхности планеты. Для определения такого цвета он необоснованно использует данные о спектрах диффузного отражения образцов лунного грунта, полученных, якобы в результате бурения: «С его помощью мы подобрали материал, наиболее близко повторяющий графики спектрального отражения (лунного грунта), взятые из книги «Лунный грунт из Моря Изобилия» (рис.5). Спектры диффузного отражения реголита из различных районов Луны». [6] Для справки: «Диффузное отражение — это отражение светового потока, падающего на поверхность, при котором отражение происходит под углом, отличающимся от падающего». [7] О спектроскопии: «Спектроскопия отражения — раздел спектроскопии, изучающий закономерности отражения электромагнитного излучения от различных сред. Лежит в основе методов исследования вещества по спектрам отражения. Различают спектры внешнего и внутреннего отражения. Первые, в свою очередь, делятся на спектры зеркального отражения, когда падающий и отраженный лучи лежат в одной плоскости с нормалью к отражающей поверхности, а угол отражения равен углу падения, и спектры диффузного отражения, когда отраженные лучи рассеиваются по разным направлениям. Характер внеш. отражения излучения определяется соотношением между длиной волны падающего излучения и размерами неровностей отражающей поверхности. При неровностях, размеры которых меньше, наблюдается зеркальное отражение, в остальных случаях — диффузное отражение (рассеянное излучение). Практически отраженное излучение имеет смешанный характер; при специально выбранных условиях преобладает вклад того или иного вида отражения. [8] На световой поток оказывает влияние не только цвет грунта, но его рельеф, который вызывает различные формы диффузного отражения, больше или меньше.

Необходимо сразу отметить что, во-первых, образцы, полученные путем извлечения грунта с какой-то глубины, не могут служить основанием для определения цвета поверхности Луны. Во-вторых, образцы полученные в программе «Аполлон», не вызывают доверия, цвет этих «лунных камней» хорошо известен. Это серый цвет. Лунные метеориты, которые НАСА выдает за лунные камни, полученные в миссиях «Аполлон», тоже не могут быть использованы для определения цвета реальной поверхности. Эти куски Луны были выбиты из внутренней структуры планеты, они могут не соответствовать общему цвету поверхности. В-третьих, по единичным пробам грунта, взятых в отдельных местах, даже, если бы они были получены с поверхности Луны, нельзя определить общий цвет поверхности. Единичный образец может быть серым, а вокруг могут находится частицы грунта другого цвета. Это случается довольно часто.

В-четвертых, метод избранный Коноваловым не определяет цвет объекта. Неровности исследуемого грунта, содержание в нем светоотражающих элементов, существенно изменяет отраженный световой поток. Меняются вместе с этим цветовые оттенки при разных углах освещения. Автор не понимает до конца, а что требуется измерить и определить? Утверждение относительно темно коричневого цвета Луны является спорным мнением, которое не подтверждается снимками АМС «Зонд-7», астрономов и изображению Луны во время лунного затмения. Реальный цвет лунной поверхности можно наблюдать, как об этом уже говорилось выше, в момент лунного затмения. Такой момент, когда можно наблюдать настоящий цвет лунной поверхности, наступает при попадании Луны в зону полутени. Солнечный свет при этом не освещает непосредственно поверхность Луны, и ее поверхность не стала еще красной.

При этом необходимо понимать, что световые волны «зеленого» цвета, где длина световой волны находится в пределах 500—565 нм, частично поглощаются атмосферой. Световые волны с длиной волны от 380 нм до 500 нм, это голубой, синий, фиолетовый цвета, могут сильно рассеиваться в атмосфере и не дойти до наблюдателя. Видимо по этой причине, лунные моря в момент лунного затмения и при обычном освещении выглядят, как темные пятна. Это означает, что цвет лунных морей отличается от цвета остальной поверхности Луны. Освещена Луна в этом случае сначала в режиме полутени, а потом в результате преломления световых лучей в атмосфере Земле она становится красной: «Дело в том, что солнечный свет преломляется в земной атмосфере и, таким образом, частично попадает на затененную поверхность Луны. Для наблюдателя на Луне это должно выглядеть, как красноватое свечение, окружающее Землю. Голубая часть солнечного спектра сильнее рассеивается в земной атмосфере, чем красные лучи, и поэтому на Луну попадает в основном излучение красной части спектра». [9] На фотографиях АМС «Зонд-7» Луна имеет тоже темно оранжевый цвет.

Кинооператор игнорировал эти факты. В своем эксперименте Леонид Коновалов некорректно выбирает сравнение между лунной, неровной, изрытой поверхностью, с одной стороны, и гладкой поверхностью кубиков пластилина и темной шляпы из кожи, с другой стороны. Слева: Рис.9. Вот так — крайний правый кубик — должен выглядеть лунный грунт в том районе, где по легенде была посадка «Аполлона-11». Справа: Рис.66. Коричневый портфель и тёмно-коричневая шляпа. [6] Автор заранее подбирает пластилин такого цвета, который, как он полагает должен соответствовать темно бурому цвету: «Из этого пластилина, похожего по цвету на лунный грунт, мы вылепили кубик и сфотографировали вместе с эталонной серой шкалой Кодак, не забыв положить рядом кубик из черного пластилина и исходного тёмно-коричневого. Вот такой цвет имеют лунные моря — как на кубике справа (рис.9). Таким должно выглядеть Море Спокойствия, куда по легенде прилунился «Аполлон-11». [6] Автор мог использовать и другие виды пластилина других цветов с гладкой поверхностью и у него бы получились очень близкие результаты, которые исследователь получил в случае с темно коричневым материалом. В такой ситуации результат опыта нацелен не на поиск истины, а на подтверждение любимой гипотезы, которая понравилась автору. Но совершенно очевидно, что такое ошибочное сравнение ровного, гладкого объекта с неровным и изрытым грунтом и приводил Коновалова к ошибочному выводу. Автор рассматривает категории диффузного отражения и сравнение отраженных световых потоков, которые зависят, как это было сказано ранее, не только от цвета объекта, грунта.

Существует зависимость отраженного светового потока от неровности поверхности этого объекта, от которого отражается световой поток! Поправки могут внести светоотражающие минералы, вулканическое стекло, например. Сам метод сравнения и результаты сравнения у Леонида Коновалова, при определении цвета поверхности Луны, тоже вызывают сомнения и обоснованные вопросы: Почему используются американские образцы? Есть реальное совпадение кривой спектрального отражения пластилина и образцов «лунного» грунта США? Почему автор использует в этом сравнении образец советского лунного грунта, полученного с какой-то глубины? Американский грунт не вызывает доверия. Лунный грунт СССР, полученный в ходе бурения, не даст данных о цвете лунной поверхности.

Леонид Коновалов сравнивает пластилин с ровной поверхностью и неровную поверхность Луны, что является грубейшей ошибкой и заблуждением с его стороны: «В видимом диапазоне кривая спектрального отражения лунного грунта поднимается почти линейно вверх. В синей зоне спектра коэффициент отражения меньше, а в красной — больше, что однозначно говорит о том, что грунт Луны не серый, а тёмный, с избытком красного, т. е. коричневый. У серых поверхностей кривая должна быть похожа на горизонтальную линию, но мы таких линий не видим. Поскольку мы все понимаем, что в разных районах Луны грунт не одинаков по своим спектральным характеристикам, то для сравнения мы взяли не одну, а три различные области Луны, далеко отстоящие друг от друга, а именно — сравнили грунт Моря Изобилия, Моря Спокойствия и грунт Океана Бурь.

Это грунт, доставленный на Землю космическим аппаратом «Луна-16». Затем перенесли значения коэффициентов спектрального отражения этих трёх линий в программу Exel. В коробке c пластилином попробовали найти образец, близкий по характеристикам отражения к лунному грунту. Начали с тёмно-коричневого куска. Оказалось, что интегральный коэффициент отражения темно-коричневого пластилина такой же, как и у грунта лунных морей. Другими словами, поверхность Луны примерно такая же темная, как этот тёмно-коричневый пластилин. Вот только цвет пластилина более оказался более насыщенным, чем цвет лунной поверхности. В синей зоне пластилин отражал меньше света, чем лунный грунт, а в красной зоне — больше. Путем добавления в коричневый кусок небольшого количества голубого пластилина мы снизили насыщенность цвета (повысили отражаемость в сине-зеленой зоне).

А добавлением вкраплений черного пластилина снизили общий коэффициент отражения. После тщательного раскатывания пластилина до однородной массы и промера на спектрофотометре, мы получили почти такую же кривую спектрального отражения, как у образцов лунного грунта из Моря Спокойствия. Эту кривую отражения приводят американцы для области, куда по легенде прилунился «Аполлон-11». [6] При проведении подобного опыта необходимо было не тщательно раскатать пластилин, а тщательно покрыть поверхность пластилина впадинами и отверстиями различного размера, чтобы его поверхность стала неровной и ноздреватой. Но автор сравнивает ровную поверхность своего образца с неровной поверхностью Луны, с сомнительными американскими образцами, которые сами требуют проверки в своей подлинности. Такое сравнение с возможно ложными образцами является неправильным, ошибочным методов сравнения. Автор не понимает и такого момента методики, что необходимо сравнивать верхний слой реголита, а не образцы глубинного бурения настоящей Луны. Цвет образцов на глубине может кардинально отличать от цвета поверхности планеты.

Автор ошибается, и это видно из его графика и кривой спектрального отражения «темно коричневый пластилин», которая не совпадает с кривой спектрального отражения образцов Лунного Грунта из Моря Спокойствия. Автор сам показал наглядно отличие этих кривых! От 550 нм (это зеленый цвет) кривая спектрального отражения коричневого пластилина резко уходит вверх. Это не совпадение, да и от 400 нм до 500 нм уровень (процент) соотношений отраженного светового потока ниже, чем такая же кривая спектрального отражения грунта из «Моря Спокойствия» (Аполлон 11). Автор предполагала, что общий цвет Луны был красно-коричневый. Но цветные снимки от АМС СССР «Зонда-7» показывали темно оранжевый цвет Луны!

Леонид Коновалов начал подправлять цветовую гамму снимков «Зонда» в своей статье. Фотография из статьи Коновалова слева. Настоящая фотография АМС «Зонд-7» справа. [10]

Оригинал снимка образца советского лунного грунта тоже не совпадает с выводами Леонида Коновалова и предположением Сытинской. Этот грунт имеет ярко выраженный фиолетовый оттенок! Коричневым назвать его никак нельзя. Если учесть, что в составе лунного реголита обнаружили ильменит, пироксены фиолетового цвета, то в этом цвете ничего необычного нет. Автор в этом методе сравнения не учитывает аномальное отличие «спектральной кривой отражения» китайской «Луны» от аналогичных кривых, полученных от образцов советского грунта и американских образцов! Леонид Коновалов не понимает, что световой поток, отраженный от поверхности не имеет прямой зависимости от цвета этой поверхности. Что касается данных китайских исследователей, то там тоже много вопросов!

Рис. 67. Графики спектрального отражения портфеля, шляпы и лунного грунта. Автор начинает сравнивать чёрную бумагу, коричневую, гладкую шляпу, коричневый, гладкий портфель, ржаной хлеб с поверхности китайской «Луны», которая на самом деле находится в пустыне Гоби! У автора возникают большие проблемы в таком сравнений с китайской «Луной». Не совпадают «спектральные кривые» хлеба, шляпы, черной бумаги, портфеля со «спектральной кривой» от китайского «Моря Дождей». Леонид Коновалов не учитывает степень неровности «лунной поверхности». Он не учитывает, что в реальном лунном грунте может содержаться светоотражающее вещество, которое изменит параметры отраженного светового потока. Такой метод определения цвета Луны дело совершенно безнадежное! Но автор не понимает перечисленных проблем. Ссылаться на «китайскую» и «американскую» Луну серого цвета дело безнадежное!

Рис.70. Сравнение спектральных кривых отражения ржаного хлеба и лунного грунта из Моря Дождей. [6] Леонид Коновалов делает следующий вывод: «Итак. С помощью объективной характеристики цвета — спектральной кривой отражения лунного грунта — мы подобрали объекты, которые визуально похожи на цвет лунного реголита, а затем цвет различных участков Луны (Моря Изобилия, Моря Спокойствия, Океана Бурь) воспроизвели на экране компьютера в виде цветных квадратиков, с соблюдением всех условий психологически правильной цветопередачи. Таким образом, мы показали, каким по цвету должен получаться лунный грунт на фотоплёнках Эктахром: все участки должны быть тёмно-коричневыми. Цветная обращаемая фотоплёнка Эктахром была использована, согласно легенде, во время пребывания американских астронавтов на Луне. То, что цвет лунного грунта на подавляющем большинстве американских снимков в миссиях „Аполлон“ (1969—72 гг.) выглядит совершенно серым (при наличии цветных объектов в кадре), свидетельствует о том, что эти снимки были сделаны не на Луне. В статье разъясняется причина, почему на основе первых снимков лунной поверхности с близкого расстояния, полученных с помощью автоматических станций „Сервейер“ в 1966—67 гг., был сделан неправильный вывод о цвете поверхности Луны. Причиной явилось неправильное цветоделение из-за неверной триады цветных фильтров. Именно из-за неправильно подобранной триады фильтров цвет реголита потерял насыщенность и стал почти серым. Это повлекло за собой ошибочное решение о том, что делать песок в павильоне, для имитации лунной поверхности, следует серо-пепельным». [6] Программу «Сервейер» можно считать мифической только на том основании, что аппарат с этим названием участвовал в «Лунном» шоу США. Китайская «Луна», которая становится то красно коричневой, то серой, вероятно, представляет часть китайского обмана и фальсификации своего «достижения».

Несомненно, лунный реголит, покрывающий лунные моря не является серым. Но и нет оснований утверждать, что лунный реголит коричневый. Цвет самой поверхности определяется цветом веществ, которые определяют состав лунного реголита. Это была смесь оливина, ильменита, анортита, пироксенов. Необходимо учитывать цвета этих веществ, которые наблюдаются при солнечном освещении вблизи этих образцов. Для определения цвета лунного реголита необходимо знать процентный состав перечисленных веществ в общей смеси.

Если оливин, например, будет составлять 25—30% от общего количества смеси, реголита, то смесь будет иметь зеленоватый оттенок. Фиолетовый ильменит даст фиолетовый цвет, который наблюдается в одном известном образце советского, лунного грунта. Анортит даст розовый, красный, желтый цвета.

Пироксены тоже не всегда бывают черными, встречаются желтоватые, золотистые, фиолетовые образцы. Смесь фиолетового ильменита и зеленого оливина даст аквамариновый цвет.

Плагиоклазы, которые входят в состав лунного реголита, тоже представляют многие необычные цвета: «Формула плагиоклаз NaAlSi3O8 — CaAl2Si2O8, Цвет черты белый». [12] Подобные образцы тоже не могут создать смесь серого или коричневого цвета. Настоящий цвет лунной поверхности для наблюдателя, который бы находился на Луне, предстала бы в очень необычном многоцветии, которое было показано в фильме Павла Клушанцева «Луна (СССР, 1965 года). Леонид Коновалов пытался привлечь к своему исследованию материалы, полученные сомнительным путем. Это фотографии АМС «Сервейера», где показана песочная американская «Луна», и фотографии китайской «Луны». Все эти «миссии» имеют признаки фальсификации. Материалы о цвете лунной поверхности, полученные из сомнительных источников информации, нельзя использовать для определения реального цвета Луны. Поэтому сравнение шляпы, портфеля и китайской «Луны» очень сомнительное занятие. Портфель и шляпа имеют гладкую поверхность. Они точно не могут быть похожи на лунный грунт. Лунная почва имеет очень неровную, ноздреватую поверхность. В лунном реголите есть оливин и ильменит, которые не могут создать почву серого или коричневого цвета.

Леонид Коновалов развеял еще один миф американской пропаганды: «Как только начинается разговор о том, что цвет лунной поверхности на фотографиях в миссиях «Аполлон» передан неправильно (лунный грунт должен быть коричневым, а не серым), так тут же пропагандисты НАСА бросаются на защиту лунных снимков НАСА. Вспоминая свой юношеский опыт проявки фотоплёнок, они начинают утверждать, что фотоплёнка вообще не может правильно передать цвета. В основном, аргументы защитников НАСА сводятся к двум пунктам:

1. Все цветные фото — и киноплёнки искажают цветопередачу, по сравнению с восприятием её человеческим глазом.

2. Дополнительно искажение цветопередачи происходит в процессе химической обработки. Для обработки используются разные растворы — проявитель, фиксаж, отбеливатель — всё это нестабильно, и поэтому не даёт повторяющихся результаты.

И даже космонавт Алексей Леонов, защищая американскую аферу с высадкой на Луну, говорил, что цвет Луны на снимках получается всё время разный, поскольку «результат зависит от обработки фотоплёнки»…Человек, представляющий себе, как происходит процесс обработки фотоматериала в проявочной машине, конечно же, посмеется над словами защитников НАСА, когда они в качестве нестабильности цвета на аполлоновских снимках (и то, что цвет на фотоматериалах не похож на цвет, видимый глазом) приводит такой фактор, как нестабильность обработки. В крупной лаборатории просто не может быть нестабильности. К тому же обработка не влияет на изменение цветов.

Обработка все время дает одни и те же результаты. Химикаты всё время одни и те же, процесс обработки один и тот же, и он выдерживается с точностью до секунд. А, кроме того, стабильность обработки в лаборатории ежедневно контролируется с помощью стрипов (сенситограмм). Я уже предвижу, как пропагандисты НАСА начнут ссылаться на свой опыт фотолюбительства, когда они просроченную фотопленку «Свема» проявляли прокисшими растворами у себя в ванне. Но фотоматериалы для НАСА проявлял не фотолюбитель в бачке, а проявочная машина, установленная в сертифицированной Кодаком лаборатории. Поэтому отсылки на нестабильность обработки просто неуместны». [13] Собственно кинооператору ничего не надо было доказывать. На сайте НАСА, все цифровые фотографии демонстрируют серый цвет «Луны» США. В своих мемуарах американские клоуны сообщают про серый цвет «лунной» поверхности.

Этот миф ничего в деле разоблачения Лунного обмана США изменить не может. Теряется всякий смысл исследования, какая у клоунов НАСА была пленка, кто и как ее проявлял, каким образом печатали цветные «лунные» фотографии? Руководство НАСА, участники фальсификации и следующее поколение представителей НАСА полностью признают, что основной цвет «Луны» США был светло серым и никаких коричневых вкраплений на ее поверхности не наблюдалось. Конечно, исследование кинооператора следует признать очень интересным и оригинальным по своему содержанию. Но в данной ситуации Леонид Коновалов пытался, подобно книжному герою Дон Кихоту, сражаться с ветреными мельницами американской мифологии.

Ссылки:

Интернет — ссылки проверены по состоянию на 07.03.2022

1.https://www.litres.ru/a-v-panov-21096740/bolshoy-kosmicheskiy-obman-ssha-chast-12-cvet-luny-i-lu/chitat-onlayn/page-2/

2.https://www.kino-teatr.ru/kino/operator/sov/29757/bio/

3.https://otzvezd.ru/ochen-lichnoe/bitva-yekstrasensov/-bitva-yekstrasensov-neuzheli-sploshnoe-vrane.html

4.Никитин В. А. Спектрофотометр.

Физическая энциклопедия

Гл. ред. А. М. Прохоров. — М.:

Большая Российская энциклопедия, 1994.

Т. 4. — С. 626. — 704 с. — 40 000 экз.

ISBN 5-85270-087-8.

5.Бухштаб М. А. Поток излучения. Физическая энциклопедия

Гл. ред. А. М. Прохоров. — М.:

Большая Российская энциклопедия,

1994. — Т. 4. — С. 94—95. — 704 с.

6.Какого цвета Луна?

http://leonidkonovalov.ru/meeting/moon/?ELEMENT_ID=392

7.Отражение света. БСЭ:

гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М.:

Советская энциклопедия, 1969—1978.

8.Спектроскопия отражения

http://www.xumuk.ru/encyklopedia/2/4163.html

9.https://kosmolog.ru/pochemu-vo-vremya-polnogo-zatmeniya-luna-krasnaya.html

10.http://galspace.spb.ru/index142.html

11.http://n1l3m.narod.ru/galaktika/nkk/02.htm

12.Плагиоклазы.

https://ru.wikipedia.org/wiki/

13.https://zen.yandex.ru/media/id/5e4ac3dd5033cf582d873b74/24-zavisit-li-cvet-luny-ot-obrabotki-fotoplenki

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я