Сектантство

А. В. Корниенко, 2010

Во все времена религия играла грандиозную роль в жизни человека. Объясняла смысл его существования, помогала избавиться от страха, давала надежду, обещала свободу и счастье, позволяла верующему не чувствовать себя одиноким. Наряду с господствующими церквами время от времени появлялись (появляются и теперь, в современном обществе) альтернативные организации, течения и движения – иначе говоря, секты. Слово «секта» означает школа, учение, направление. Эта книга представляет собой краткий справочник по мировым сектам и псевдорелигиозным организациям.

Оглавление

Из серии: Просто о сложном (Фолио)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сектантство предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Альбигойцы

Мощное еретическое течение в южной Франции в XII–XIII веках. Берет начало в ереси катаров. Альбигойцы отличались дуалистическими взглядами на мир и резко негативным отношением к католической церкви.

За всю историю Европы церковь никогда не обладала столь мощным влиянием на политику, экономику и культуру, как в средние века. Особенно это касалось Западной Европы. Любой пересмотр догматов католицизма принимал политический оттенок. Поэтому сектантство в любом виде и масштабе воспринималось как вызов неограниченной власти Рима. В то время как полчища крестоносцев спешили исполнить волю Папы на Ближнем Востоке, их «коллеги» на местах с не меньшим рвением жаждали угодить понтифику, подавляя малейшие проявления инакомыслия, уничтожая еретиков, среди которых, возможно, наиболее известны альбигойцы.

В XI–XII веках в Западной Европе становится популярной идеология дуализма, основывающаяся на представлении о двух началах мира — Добре и Зле. В Италии и Франции она принимает форму катарства. Название это происходит от греческого слова «чистый», «очищенный». Катары верили в двойственность мира, негативно относились к Риму, зачастую сами выбирали своих священников. Они не признавали понятия первородного греха, по-своему толковали сущность Христа, считая его сотворенным, а не предвечным.

Часто движение катаров облачалось в одежды антифеодального и антикатолического национального движения. Именно в этом ключе и стоит рассматривать одно из самых мощных еретических движений средневекового Запада — альбигойство.

Первые важные упоминания о катарах во Франции относятся к первой половине XI века. На совете, прошедшем в 1022 году в Орлеане, в присутствии короля Роберта Благочестивого 13 катаров были приговорены к сожжению.

Следующий взрыв ереси произошел во Франции и Бельгии в XII веке, в течение которого катары возникали то здесь, то там с ошеломляющим постоянством. В XIII веке ересь особенно широко распространилась на юге Франции. В 1163 году на соборе в Туре местные диссиденты, близкие к катарам по вероучению, были впервые названы «альбигойцами» (так как одним из центров их движения был город Альби). Собор постановил, что альбигойцы должны быть арестованы, а их имущество конфисковано.

В 1194 году, после смерти графа Тулузского Раймона V, сторонника католицизма, власть перешла в руки Раймона VI, который начал оказывать покровительство альбигойцам.

Альбигойцы, так же как и катары, верили в существование двух взаимно противоположных начал — доброго и злого. Первое было создателем духовного, второе — материального мира. Злое начало создало человеческое тело и изобрело грех, который происходит от плоти, а не от духа. Именно к этому началу относится Ветхий Завет, в то время как Новый Завет — это откровение доброго начала, благосклонного Бога, который является творцом человеческих душ. Злое начало заключило добрые души в материальное тело, обманом заставив их покинуть царство света.

Мир, в котором мы живем, — это место наказания, единственный ад для человеческой души. Однако наказание не вечно, и все души, священные по своей природе, будут спасены. Чтобы это избавление свершилось, Бог послал на землю Иисуса Христа, который, хотя и был совершенным как Святой Дух, все же был сотворенным существом.

Истинная цель жизни, по мнению альбигойцев, это освобождение души из телесного плена. Отсюда — голод, воздержание от плотской любви и скромность в быту. Чтобы спастись, человек должен стать членом истинной Церкви Христовой, иначе говоря альбигойцем.

Браки у сектантов не приветствовались. Напротив — приветствовалось сожительство и разводы. Процесс размножения считался противным; процветала вера в переселение душ (отсюда — вегетарианство). Война и смертная казнь порицались. Требовалась абсолютная лояльность к секте.

Еретики проклинали католическую церковь, не признавали необходимость десятины, храмов, икон, мощей и т. д. Богослужение состояло из проповеди и чтения Евангелия. Из молитв признавалась только «Отче наш», из обрядов существовал лишь один — так называемое «рукоположение», суть которого заключалась в том, что священник возлагал руки на кающегося и призывал для него духа — утешителя.

Пришедший к власти в 1198 году Папа Иннокентий III объявляет Крестовый поход против альбигойцев. Благословленные католическим духовенством, завоеватели жестоко казнили всех подряд, не щадя ни женщин, ни стариков, ни детей.

В 1229 году Собор в Тулузе возложил задание по окончательному искоренению альбигойской ереси на плечи инквизиции. Многие катары бежали в горы и продолжали сопротивление там.

Альбигойские войны, зверства крестоносцев, пытки и костры инквизиции являются теми страницами истории католической церкви, которые, наверное, не прочь были бы вырвать нынешние ее руководители…

Оглавление

Из серии: Просто о сложном (Фолио)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сектантство предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я