Стандарт дошкольного образования. Новый взгляд на дошкольную организацию с юридической и экономической точек зрения

А. Б. Вифлеемский, 2016

В книге анализируется дошкольное образование как новый уровень общего образования, регламентируемый федеральным государственным образовательным стандартом. Выявляются противоречия и недостатки ФГОС дошкольного образования, возможные последствия его введения для дошкольных образовательных организаций, педагогических работников и граждан – потребителей услуг дошкольного образования. Рассматриваются нюансы финансового обеспечения реализации стандартов, разработки и утверждения образовательных программ, установления родительской платы и предоставления мест в детских садах с учетом требований ФГОС ДО. Рекомендовано руководителям ДОО, педагогам дошкольного образования, родителям.

Оглавление

Из серии: Управление детским садом (Сфера)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Стандарт дошкольного образования. Новый взгляд на дошкольную организацию с юридической и экономической точек зрения предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Стандарт в законе

Стандарт дошкольного образования определяет, каким образом должна работать дошкольная организация. При этом он опирается на федеральное законодательство, тем более что и обязательность его исполнения базируется именно на Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Поэтому прежде чем рассматривать собственно содержание Стандарта дошкольного образования, во многом отсылающего именно к закону, необходимо разобраться, что из себя представляет этот Стандарт в рамках действующего законодательства, каким образом дошкольная образовательная организация (ДОО) должна выполнять этот Стандарт, и что собственно стандартизируется.

Обязательные требования

Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании в РФ) в ст. 11 определяется, для чего утверждаются федеральные государственные образовательные стандарты, и что они из себя представляют.

Законом определено, что федеральный государственный образовательный стандарт — совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере образования.

Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:

— единство образовательного пространства Российской Федерации;

— преемственность основных образовательных программ;

— вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;

— государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования:

— к структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

— условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

— результатам освоения основных образовательных программ.

При этом федеральные государственные образовательные стандарты, за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее — ФГОС ДО, Стандарт) служат основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения.

Таким образом, ФГОС ДО согласно закону — это совокупность различных требований к основной образовательной программе дошкольного образования, в том числе к условиям ее реализации. При этом опять же согласно закону, ФГОС ДО должен обеспечить преемственность дошкольной образовательной программы и образовательной программы начального общего образования.

Поэтому для понимания ФГОС ДО необходимо представлять себе, что такое образовательная программа, кто ее реализует, и какие общие требования к реализации образовательных программ установлены законодательством.

ФГОС ДО утвержден приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155. Комментарии к ФГОС дошкольного образования были направлены письмом Департамента общего образования Минобрнауки России от 28.02.2014 № 08-249 (далее — Комментарии к ФГОС ДО).

ФГОС ДО, утвержденный Минобрнауки России, конкретизирует общие определения, данные в законе:

— ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию;

предметом регулирования ФГОС ДО являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования;

ФГОС ДО служит основой для разработки:

1) образовательной программы дошкольного образования (далее — Программа);

2) вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования (далее — примерные программы);

3) нормативов финансового обеспечения реализации Программы и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования;

4) объективной оценки соответствия образовательной деятельности дошкольной образовательной организации требованиям ФГОС ДО;

5) формирования содержания профессионального образования и дополнительного профессионального образования педагогических работников, а также проведения их аттестации;

6) оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Очевидно, что таким образом пункты 3–6 конкретизируют различные требования к условиям реализации образовательных программ, предусмотренных Законом об образовании в РФ. Первые же 2 пункта направлены на конкретизацию требований к структуре основных образовательных программ дошкольного образования и их объему.

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 (далее — Порядок № 1014), устанавливает, что образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений.

Согласно п. 7 Порядка № 1014 сроки получения дошкольного образования устанавливаются ФГОС ДО. Однако в Стандарте сроков получения дошкольного образования нет. Ребенок может начать посещать ДОО в младенческом возрасте, а может его и вовсе не посещать. Проверка освоения Стандарта в случае семейного образования пока что не возможна.

В результате получается, что ФГОС ДО по сути своей — фикция?!

Согласно п. 9. Порядка № 1014 требования к структуре, объему, условиям реализации и результатам освоения образовательной программы дошкольного образования определяются ФГОС ДО. Но разве из него можно понять, каков же объем образовательной программы дошкольного образования?

Примерная основная образовательная программа, основой для которой должен стать ФГОС ДО — это учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы.

Таким образом, ФГОС ДО должен стать основой для примерного учебного плана (в частности). Однако он не содержит ничего, что могло бы стать такой основой, не понятен даже общий объем образовательной программы. Все проекты примерных основных образовательных программ, которые нам довелось увидеть, не содержат учебных планов. Вместо них в проектах мы находим «примерный распорядок дня».

В результате отсутствия таких требований мы получаем весьма эфемерный стандарт, требования которого весьма расплывчаты и могут трактоваться совершенно по-разному (о чем пойдет речь в следующем разделе).

И с правовой точки зрения такой Стандарт очень опасен для граждан. Ведь встает вопрос, группы кратковременного пребывания реализуют в полном объеме стандарт дошкольного образования или нет? Если нет, то имеет ли право гражданин потребовать группы полного дня? И вообще, какой продолжительности по времени дошкольное образование должны предоставить в рамках конституционных гарантий его общедоступности и бесплатности?

Если группы кратковременного пребывания реализуют в полном объеме стандарт дошкольного образования, то почему государство оплачивает кому-то значительно большую продолжительность пребывания в ДОО ребенка? Получается, что ребенок в таком случае получает дошкольное образование сверх стандарта? Или мы имеем де-факто разные стандарты для групп кратковременного пребывания и групп полного дня?

Попытаемся далее рассмотреть эти вопросы, однако официальную трактовку в этой части мы увидим лишь после утверждения примерных основных образовательных программ дошкольного образования.

Несмотря на выпуск различными издательствами неких «примерных основных образовательных программ дошкольного образования», да еще и с грифами «соответствует ФГОС», берусь утверждать, что на сегодня таких программ нет. И все эти издания представляют собой некие программы, которые не могут быть названы примерными основными образовательными программами дошкольного образования, соответствующими ФГОС ДО.

Доказывается это очень просто — в реестре примерных основных общеобразовательных программ нет ни одной примерной программы дошкольного образования, в чем можно убедиться, перейдя по следующей ссылке: http://www.fgosreestr.ru/node?view=page_l[1]

В соответствии с Планом действий по обеспечению введения ФГОС ДО новые образовательные программы должны быть разработаны до июля 2014 г., однако в мае 2015 г. примерные программы дошкольного образования отсутствовали в реестре примерных основных общеобразовательных программ. Не написаны и методические рекомендации по разработке образовательных программ на основе ФГОС ДО самими ДОО. Поэтому для понимания ФГОС ДО начнем с того, чем же юридически является дошкольное образование, кем и как реализуются образовательные программы, для кого они реализуются, кто является участником отношений в сфере образования и какие при этом требования должны выполняться.

Оглавление

Из серии: Управление детским садом (Сфера)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Стандарт дошкольного образования. Новый взгляд на дошкольную организацию с юридической и экономической точек зрения предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

На момент подписания в печать этой книги одна примерная основная программа дошкольного образования появилась в реестре. К сожалению, данная программа не решает ни одной проблемы из числа описываемых далее в книге. этот документ опубликован в книге «Примерная основная программа дошкольного образования (с рекомендациями) (М.: ТЦ Сфера, 2016)

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я