В книге дан постатейный комментарий к новому Федеральному конституционному закону от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации». Подробно рассмотрены полномочия, порядок образования и деятельности федеральных судов общей юрисдикции (в том числе военных), компетенция мировых судей, а также вопросы организационного обеспечения деятельности судов общей юрисдикции. Проведен сравнительный анализ с положениями «предшественника» – Закона РСФСР от 8 июля 1981 г. «О судоустройстве РСФСР». Изложены изменения, внесенные в ГПК РФ и УПК РФ. При рассмотрении положений Закона использован самый широкий круг законодательных актов (в том числе гг. Москвы и Санкт-Петербурга), решений Конституционного Суда РФ, постановлений Пленума Верховного Суда РФ, документов Судебного департамента при Верховном Суде РФ и органов судейского сообщества. Издание предназначено прежде всего для руководителей и юристов организаций, государственных и муниципальных органов, а также судей, работников аппаратов судов.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Комментарий к Федеральному конституционному закону от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» (постатейный) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 1
Общие положения
Статья 1. Система судов общей юрисдикции
1. Систему судов общей юрисдикции в Российской Федерации составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.
2. К федеральным судам общей юрисдикции относятся:
1) Верховный Суд Российской Федерации;
2) верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов;
3) районные суды, городские суды, межрайонные суды (далее — районные суды);
4) военные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом;
5) специализированные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом.
3. К судам общей юрисдикции субъектов Российской Федерации относятся мировые судьи.
1-2. В соответствии с нормой ч. 3 ст. 118 Конституции РФ судебная система России устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Там же предусмотрено, что создание чрезвычайных судов не допускается.
На основании данной конституционной нормы принят Закон 1996 г. о судебной системе, в ч. 1 ст. 4 которого установлено, что правосудие в России осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и названным Законом, а также что создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных названным Законом, не допускается. Согласно части ч. 2 указанной статьи в России действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ, составляющие судебную систему России.
Как установлено в ч. 3 указанной статьи ст. 4 Закона 1996 г. о судебной системе (в ред. Федерального конституционного закона от 9 ноября 2009 г. № 5-ФКЗ[29]) к федеральным судам относятся:
КС России;
ВС России, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
ВАС России, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов;
Дисциплинарное судебное присутствие.
В соответствии с ч. 4 указанной статьи к судам субъектов РФ относятся: конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.
Соответственно указанным положениям ч. 3 и 4 ст. 4 Закона 1996 г. о судебной системе в части 1 комментируемой статьи определено, что систему судов общей юрисдикции в России составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов РФ, т. е. мировые судьи. Федеральным судам общей юрисдикции посвящена часть 2 комментируемой статьи, а судам общей юрисдикции субъектов РФ — часть 3 данной статьи.
В отношении же иных судов РФ, т. е. судов «специальной юрисдикции» необходимо отметить следующее:
как определено в ст. 1 Закона 1994 г. о КС России и ч. 1 ст. 18 Закона 1996 г. о судебной системе, КС России — это судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Полномочия КС России установлены в ст. 125 Конституции РФ и детализированы в нормах Закона 1994 г. о КС России (см. коммент. к ст. 4 Закона);
ВАС России согласно ст. 127 Конституции РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Данные положения закреплены также в нормах ст. 23 Закона 1995 г. об арбитражных судах. В статье 4 названного Закона установлено, что арбитражные суды в России осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции Конституцией РФ, названным Законом, АПК РФ и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами;
Дисциплинарное судебное присутствие в соответствии со ст. 1 Федерального конституционного закона от 9 ноября 2009 г. № 4-ФКЗ «О Дисциплинарном судебном присутствии»[30] является судебным органом, рассматривающим дела по жалобам на решения ВККС России и ККС субъектов РФ о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков и обращениям на решения ВККС России и ККС субъектов РФ об отказе в досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков;
конституционный (уставный) суд субъекта РФ согласно ч. 1 ст. 27 Закона 1996 г. о судебной системе может создаваться субъектом РФ для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления субъекта РФ конституции (уставу) субъекта РФ, а также для толкования конституции (устава) субъекта РФ (см. коммент. к ст. 4 Закона).
2. На основании указанного выше положения ч. 3 ст. 4 Закона 1996 г. о судебной системе, посвященного системе федеральных судов общей юрисдикции, в ч. 2 комментируемой статьи указано, что к федеральным судам общей юрисдикции относятся:
1) ВС России. Как определено в ст. 126 Конституции РФ, ВС России является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Данные положения закреплены также в нормах ст. 19 Закона 1996 г. о судебной системе. ВС России посвящены нормы гл. 2 комментируемого Закона, включающей статьи с 8 по 23 (см. указанные статьи и коммент. к ним);
2) верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов. Согласно статье 20 Закона 1996 г. о судебной системе: верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам (ч. 1); перечисленные суды являются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта РФ (ч. 2). Верховным судам республик, краевым, областным судам, судам городов федерального значения, судам автономной области, судам автономных округов посвящены нормы гл. 3 комментируемого Закона, включающей статьи с 24 по 31 (см. указанные статьи и коммент. к ним);
3) районные суды, городские суды, межрайонные суды (далее по тексту комментируемого Закона в юридико-технических целях обозначаются сокращением «районные суды»). Как установлено в ст. 21 Закона 1996 г. о судебной системе: районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляет другие полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом (ч. 1); районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района (ч. 2). Районным судам посвящены нормы гл. 4 комментируемого Закона, включающей статьи с 32 по 36 (см. указанные статьи и коммент. к ним).
Следует также отметить, что согласно заключительному положению ч. 1 ст. 36 Закона 1996 г. о судебной системе районные (городские) суды, образованные до введения в действие названного Закона (т. е. до 1 января 1997 г., считаются районными судами;
4) военные суды, полномочия. При этом предусмотрено, что порядок образования и деятельности данных судов устанавливаются федеральным конституционным законом. Тем самым в точности воспроизведено положение ч. 3 ст. 22 Закона 1996 г. о судебной системе. В указанной статье также установлено, что: военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба (ч. 1); военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам (ч. 2).
Федеральным конституционным законом, о котором идет речь, является Закон 1999 г. о военных судах, в ч. 1 ст. 1 которого (в ред. Федерального конституционного закона от 27 декабря 2009 г. № 8-ФКЗ[31]) определено, что военные суды являются федеральными судами общей юрисдикции, входят в судебную систему РФ, осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (обозначаются по тексту как «органы»), и иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.
Согласно пункту 1 ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в ред. Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 223-ФЗ)[32] военная служба — это особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах РФ и во внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ, в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки РФ, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами — в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях.
В части 2 ст. 1 Закона 1999 г. о военных судах предусмотрено, что военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов; военные суды располагаются в открытых для свободного доступа местах. Территориальная юрисдикция окружных (флотских) военных судов установлена Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. № 345-ФЗ «О территориальной юрисдикции окружных (флотских) военных судов»[33];
5) специализированные суды. При этом также как и в предыдущем пункте предусмотрено, что, полномочия, порядок образования и деятельности данных судов устанавливаются федеральным конституционным законом. Аналогично сказанному в отношении предыдущего пункта следует отметить, что тем самым в точности воспроизведено положение ч. 2 ст. 26 Закона 1996 г. о судебной системе. В части 1 указанной статьи также установлено, что специализированные федеральные суды по рассмотрению гражданских и административных дел учреждаются путем внесения изменений и дополнений в названный Закон.
Как декларировалось Концепцией судебной реформы в РСФСР, представленной Президентом РСФСР и одобренной постановлением Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 г. № 1801-1 «О Концепции судебной реформы в РСФСР»[34], необходимо было решить вопросы, касающиеся организации судебной системы, децентрализовав ее за счет формирования специализированных судов (ювенальных, административных и других) в дополнение к уже созданным арбитражным судам. Среди попыток создания таких специализированных судов следует упомянуть о внесении ВС России в Государственную Думу в 2000 г. проекта Федерального конституционного закона «О федеральных административных судах в Российской Федерации»[35] (проекту присвоен № 7886-3) и в 2006 г. проекта Кодекса административного судопроизводства РФ[36] (проекту присвоен № 381232-4), которые предусматривали создание федеральных межрайонных и окружных административных судов. Как известно, ни первый, ни второй из названных законопроектов не приняты.
3. В части 3 комментируемой статьи указано, что к судам общей юрисдикции субъектов РФ относятся мировые судьи. Данное положение основано на изложенной выше норме ч. 4 ст. 4 Закона 1996 г. о судебной системе, согласно которой к судам субъектов РФ относятся: конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ. То, что мировые судьи в России являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему РФ, закреплено также в п. 1 ст. 1 Закона 1998 г. о мировых судьях.
Следует отметить, что Постановлением Совета судей РФ от 15 мая 2008 г. № 219 «О правовой регламентации должности мирового судьи и совершенствовании статуса сотрудников его аппарата»[37] принято обращение к Президенту РФ о включении государственной должности «мировой судья» в Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 11 января 1995 г. № 32 «О государственных должностях Российской Федерации»[38]. Как указывалось в данном документе, двойственная природа статуса мировых судей как судей судов общей юрисдикции, составляющих звено этой системы, и одновременно судей субъектов РФ вызывает определенные трудности в разрешении вопроса законодательного отнесения должности мирового судьи к государственной должности РФ либо к государственной должности субъекта РФ; государственная должность «мировой судья» отвечает критериям, исходя из которых она должна быть отнесена к государственной должности РФ; именно такой статус мирового судьи позволит обеспечить единство судебной системы, исключить возможность регионального воздействия на осуществление правосудия, сохранить единый государственный суд, имеющий полномочия по осуществлению правосудия именем Российской Федерации. Однако, это обращение Совета судей РФ не достигло своей цели.
Статья 2. Законодательство Российской Федерации о судах общей юрисдикции
1. Полномочия, порядок образования и деятельности федеральных судов общей юрисдикции устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (далее — Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации»), Федеральным конституционным законом от 23 июня 1999 года № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» и настоящим Федеральным конституционным законом.
2. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» и федеральными законами, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации.
1. В комментируемой статье определен состав законодательства РФ о судах общей юрисдикции, причем отдельно в ч. 1 и 2 данной статьи в отношении федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей, т. е. судов общей юрисдикции субъектов РФ. В норме ст. 2 Закона 1981 г. о судоустройстве, не подлежащей применению после вступления в силу Закона 1996 г. о судебной системе, но утратившей силу только с принятием комментируемого Закона, в рамках определения законодательства Союза ССР и РСФСР о судоустройстве указывалось, что судоустройство РСФСР определяется Конституцией СССР, Конституцией РСФСР и конституциями автономных республик, Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о судоустройстве в СССР и издаваемыми в соответствии с ними другими законодательными актами Союза ССР, названным Законом и другими законодательными актами РСФСР.
В отношении федеральных судов общей юрисдикции в ч. 1 комментируемой статьи предусмотрено, что их полномочия, порядок образования и деятельности устанавливаются Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (обозначается в настоящем комментарии как «Закон 1996 г. о судебной системе»), Федеральным конституционным законом от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» (обозначается в настоящем комментарии как «Закон 1999 г. о военных судах») и комментируемым Законом.
В основе данного регулирования лежит норма ч. 3 ст. 128 Конституции РФ, предусматривающая, что полномочия, порядок образования и деятельности КС России, ВС России, ВАС России и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом. Принятый на основании нормы ч. 3 ст. 118 Конституции РФ Закон 1996 г. о судебной системе (см. коммент. к ст. 1 Закона), определяя состав законодательство о судебной системе, в своей ст. 2 предусматривает, что судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и названным Законом. Согласно положениям ч. 6 ст. 19, ч. 3 ст. 20 и ч. 3 ст. 21 названного Закона полномочия, порядок образования и деятельности ВС России, верховного суда республики, краевого (областного) суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа и районного суда устанавливаются федеральным конституционным законом. Соответственно, данные нормы, в которых речь идет о комментируемом Законе, также предопределяет содержание нормы ч. 1 комментируемой статьи.
В части 3 ст. 22 Закона 1996 г. о судебной системе также предусмотрено, что полномочия, порядок образования и деятельности военных судов устанавливаются федеральным конституционным законом. В статье 2 Закона 1999 г. о военных судах в рамках определения состава законодательства РФ о военных судах предусмотрено, что полномочия, порядок образования и деятельности военных судов устанавливаются Конституцией РФ, Законом 1996 г. о судебной системе, названным Законом 1999 г. о военных судах, иными федеральными конституционными законами и федеральными законами.
Как следует из норм ч. 1 и 2 комментируемой статьи, правило о том, что полномочия, порядок образования и деятельности судов общей юрисдикции, устанавливаются федеральными законами, распространяется как на федеральные суды общей юрисдикции, так и на мировых судей. Это согласуется с положениями п. «г» и «о» ст. 71 Конституции РФ, относящими к исключительному ведению России установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти; судоустройство. Как говорилось выше (см. коммент. к ст. 1 Закона), в соответствии с ч. 3 ст. 118 Конституции РФ судебная система России устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. С учетом этого КС России в Постановлении от 7 июня 2000 г. № 10-П[39] сформулировал правовую позицию, в соответствии с которой регулирование образования и деятельности федеральных судов не может осуществляться нормативными правовыми актами субъекта РФ, поскольку это нарушает принцип верховенства Конституции РФ и является вторжением в полномочия России по предметам ее ведения.
Необходимо подчеркнуть, что в комментируемой статье не идет речь о процессуальных федеральных законах как об актах, регламентирующих деятельность судов общей юрисдикции (как федеральных, так и субъектов РФ). Эти федеральные законы подразумеваются в норме ч. 1 ст. 4 комментируемого Закона, согласно которой суды общей юрисдикции осуществляют правосудие, разрешая споры и рассматривая дела, отнесенные к их компетенции, посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства (см. коммент. к указанной статье).
Следует также отметить, что исходя из указанных выше конституционных норм: в ст. 2 Закона 1994 г. о КС России в рамках определения состава законодательства о КС России установлено, что полномочия, порядок образования и деятельности КС России определяются Конституцией РФ и названным Законом; в пункте 2 ст. Закона 1995 г. об арбитражных судах в рамках определения состава законодательства об арбитражных судах в России предусмотрено, что полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных судов в России устанавливаются Конституцией РФ, федеральным конституционным законом о судебной системе, названным Законом и другими федеральными конституционными законами.
2. В отношении судов общей юрисдикции субъектов РФ в ч. 2 комментируемой статьи предусмотрено, что полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Законом 1996 г. о судебной системе и федеральными законами, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов РФ.
Данная норма основана на положениях Закона 1996 г. о судебной системе, согласно которым: порядок наделения полномочиями мировых судей устанавливается федеральными законами и законами субъектов РФ (ч. 4 ст. 13 в ред. Федерального конституционного закона от 15 декабря 2001 г. № 5-ФКЗ[40]); должности мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов РФ создаются и упраздняются законами субъектов РФ (ч. 2 ст. 17); полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом и законом субъекта РФ (ч. 2 ст. 28).
Основным актом федерального законодателя, который подразумевается в изложенных нормах, является Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» (обозначается в настоящем комментарии как «Закон 1998 г. о мировых судьях»), в п. 1 ст. 1 которого (в ред. Федерального закона от 8 декабря 2010 г. № 338-ФЗ[41]) указано, что полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией РФ, Законом 1996 г. о судебной системе, иными федеральными конституционными законами, названным Законом 1998 г. о мировых судьях и другими федеральными законами, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов РФ. В отношении этой нормы необходимо отметить следующее:
«иным» федеральным конституционным законом, нежели Закон 1996 г. о судебной системе, является непосредственно комментируемый Закон, необходимость принятия которого предусматривалась в положениях ч. 6 ст. 19, ч. 3 ст. 20 и ч. 3 ст. 21 названного Закона, основанных на норме ч. 3 ст. 128 Конституции РФ (см. введение);
«другим» федеральным законом, нежели Закон 1998 г. о мировых судьях, является, прежде всего, Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (обозначается в настоящем комментарии как «Закон 1992 г. о статусе судей»), поскольку упомянутым выше Федеральным законом от 8 декабря 2010 г. № 338-ФЗ одновременно с включением в п. 1 ст. 1 Закона 1998 г. о мировых судьях указания на «другие» федеральные законы в ст. 5 названного Закона включено положение, отсылающее к Закону 1992 г. о статусе судей. «Другим» федеральным законом, нежели Закон 1998 г. о мировых судьях, можно также считать Федеральный закон «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации» (о названном Законе см. коммент. к ст. 3 Закона).
В качестве примера следует отметить, что с учетом норм Закона 1998 г. о мировых судьях в преамбуле Закона г. Москвы о мировых судьях определено, что названный Закон регламентирует отношения в сфере организационно-правового, кадрового и материально-технического обеспечения деятельности мировых судей в г. Москве.
Статья 3. Порядок создания и упразднения судов общей юрисдикции
1. Верховный Суд Российской Федерации создается в соответствии с Конституцией Российской Федерации и может быть упразднен только путем внесения поправок в Конституцию Российской Федерации. Другие федеральные суды общей юрисдикции создаются и упраздняются только федеральным законом.
2. Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации.
3. Никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.
4. Общая численность судей Верховного Суда Российской Федерации и судей иных федеральных судов общей юрисдикции устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
5. Общая численность мировых судей и количество судебных участков субъекта Российской Федерации определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта Российской Федерации, согласованной с Верховным Судом Российской Федерации, или по инициативе Верховного Суда Российской Федерации, согласованной с соответствующим субъектом Российской Федерации.
1. Комментируемая статья согласно ее названию определяет порядок создания и упразднения судов общей юрисдикции. Часть 1 данной статьи, посвященная федеральным судам общей юрисдикции, указывает, что: ВС России создается в соответствии с Конституцией РФ и может быть упразднен только путем внесения поправок в Конституцию РФ; другие федеральные суды общей юрисдикции создаются и упраздняются только федеральным законом.
Тем самым в соответствующей части воспроизведены положения ч. 1 ст. 17 Закона 1996 г. о судебной системе, согласно которым: КС России, ВС России, ВАС России, созданные в соответствии с Конституцией РФ, могут быть упразднены только путем внесения поправок в Конституцию РФ; другие федеральные суды создаются и упраздняются только федеральным законом (в отношении военных судов данное правило закреплено в ч. 3 ст. 1 Закона 1999 г. о военных судах).
Согласно статье 136 Конституции РФ поправки к ее гл. 3–8 (т. е. в т. ч. и к гл. 7 «Судебная власть», в которой предусмотрено создание КС России, ВС России и ВАС России) принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ.
Особенность принятия федерального конституционного закона предусмотрена в ч. 2 ст. 108 Конституции РФ, в соответствии с которой федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Порядок принятия федерального закона установлен в ст. 105 Конституции РФ, согласно положениям которой: федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией РФ (ч. 2); федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации; в случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой (ч. 4); в случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы (ч. 5).
Как указано в Постановлении КС России от 31 октября 1995 г. № 12-П[42], из установленной Конституцией РФ процедуры принятия поправок к гл. 3–8 Конституции РФ вытекает, что поправки в смысле ст. 136 Конституции РФ принимаются в форме особого правового акта — закона РФ о поправке к Конституции РФ; положение ст. 136 Конституции РФ о том, что поправки к гл. 3–8 Конституции РФ принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, означает распространение на процедуру принятия поправок требований ст. 108 (ч. 2) Конституции РФ об одобрении данного акта большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы; при этом вводится особое условие для вступления поправок в силу, а именно: необходимость их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ; кроме того, должно быть соблюдено положение ст. 134 Конституции РФ, устанавливающей круг субъектов, обладающих правом внесения предложений о поправках к Конституции РФ.
Порядок и условия внесения, принятия, одобрения и вступления в силу поправок к гл. 3–8 Конституции РФ в соответствии со ст. 108, 134, 136 Конституции РФ устанавливает Федеральный закон от 4 марта 1998 г. № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации»[43], что и закреплено в п. 1 его ст. 1.
2. В части 2 комментируемой статьи установлено, что судебные участки и должности мировых судей (т. е. судов общей юрисдикции субъектов РФ) создаются и упраздняются законами субъектов РФ. Тем самым в соответствующей части воспроизведена норма ч. 2 ст. 17 Закона 1996 г. о судебной системе, предусматривающая, что должности мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов РФ создаются и упраздняются законами субъектов РФ.
Правило о том, что судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов РФ, закреплено также в п. 3 ст. 4 Закона 1998 г. о мировых судьях. Необходимо подчеркнуть, что данные вопросы решаются именно законами субъектов РФ, а не какими-либо иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
В качестве примера следует отметить, что в ст. 4 Закона г. Москвы о мировых судьях (в ред. Закона г. Москвы от 23 января 2008 г. № 1[44]) предусмотрено следующее в отношении судебных участков г. Москвы: на территории г. Москвы создаются 429 должностей мировых судей и 429 судебных участков в границах территориальной подсудности районных судов г. Москвы (ч. 1); наименование и границы судебных участков определяются Законом г. Москвы, проект которого вносит в Московскую городскую Думу Мэр Москвы (ч. 2). Актом, о котором идет речь, является Закон г. Москвы от 15 октября 2003 г. № 60 «О создании судебных участков и должностей мировых судей города Москвы»[45].
Статья 3 «Число мировых судей и количество судебных участков» Закона г. Санкт-Петербурга о мировых судьях устанавливает, что: мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков, на каждом судебном участке работает один мировой судья (ч. 1); названным Законом в г. Санкт-Петербурге создаются 211 судебных участков согласно приложению «Описание границ судебных участков Санкт-Петербурга» и 211 должностей мировых судей в соответствии с федеральными законами.
3. В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда. В точности такое же правило закреплено в ч. 3 ст. 17 Закона 1996 г. о судебной системе. В отношении военных судов данное правило закреплено в ч. 3 ст. 1 Закона 1999 г. о военных судах. Как отмечалось в Определении КС России от 29 мая 2007 г. № 350-О-О, Закон 1996 г. о судебной системе предусматривает введение в действие положений о передаче относящихся к ведению упраздняемых судов вопросов осуществления правосудия в юрисдикцию создаваемых судов со дня назначения на должности судей создаваемых судов.
В развитие нормы ч. 3 ст. 17 Закона 1996 г. о судебной системе в п. 5 ст. 4 Закона 1998 г. о мировых судьях установлено, что судебный участок или должность мирового судьи не могут быть упразднены, если отнесенные к компетенции этого мирового судьи дела не были одновременно переданы в юрисдикцию другого судьи или суда.
4. В части 4 комментируемой статьи предусмотрено, что общая численность судей ВС России и судей иных федеральных судов общей юрисдикции устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Это правило дополняют правила ч. 3 и 5 ст. 38 комментируемого Закона, предусматривающие, что федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период устанавливаются общая численность работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции (без персонала по охране и обслуживанию зданий, транспортного хозяйства) и численность работников аппарата ВС России.
Ранее подобное регулирование содержалось в следующих актах:
нормой статьи 104 Федерального закона от 27 декабря 2000 г. № 150-ФЗ «О федеральном бюджете на 2001 год»[46] устанавливалось, что численность судей судов РФ (за исключением КС России) и работников аппарата судов (без персонала по охране и обслуживанию зданий) утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Такая норма устанавливалась ежегодно федеральными законами о федеральном бюджете вплоть до федерального бюджета на 2007 г. включительно;
положениями п. 1 и 4 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов»[47] для целей финансового обеспечения в 2008 г. непосредственно определялась штатная численность судей судов общей юрисдикции (без мировых судей) и работников их аппаратов (без персонала по охране и обслуживанию зданий, транспортному хозяйству), судей ВС России (включая судей Военной коллегии) и работников его аппарата (без персонала по охране и обслуживанию зданий, транспортному хозяйству). Такое регулирование предусматривалось ежегодно федеральными законами о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Положениями п. 1 и 4 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 13 декабря 2010 г. № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»[48] установлено, что финансовое обеспечение судов в 2011 г. осуществляется исходя из штатной численности судей судов общей юрисдикции (без мировых судей) в количестве 24 032 единиц, в т. ч. 860 единиц для введения с 1 января 2012 г. апелляционных инстанций по гражданским делам, финансовое обеспечение которых осуществляется в пределах установленных статьей 7 названного Закона бюджетных ассигнований, предусмотренных Судебному департаменту при ВС России, а также штатной численности судей ВС России (включая судей Военной коллегии) в количестве 125 единиц.
Соответственно норме ч. 4 комментируемой статьи Федеральным конституционным законом от 7 февраля 2011 г. № 2-ФКЗ в связи с принятием комментируемого Закона в часть 3 ст. 1 Закона 1999 г. о военных судах включено положение о том, что численность судей военных судов устанавливается ВС России в пределах общей численности судей ВС России и судей иных федеральных судов общей юрисдикции, установленной федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
5. Как предусмотрено в ч. 5 комментируемой статьи, общая численность мировых судей и количество судебных участков субъекта РФ определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта РФ, согласованной с ВС России, или по инициативе ВС России, согласованной с соответствующим субъектом РФ. Тем самым в точности воспроизведена норма п. 2 ст. 4 Закона 1998 г. о мировых судьях.
Число мировых судей и соответствующее ему количество судебных участков в каждом из субъектов РФ на основании комментируемой статьи и с учетом предложений законодательных (представительных) органов субъектов РФ, согласованных с ВС России, определены Федеральным законом от 29 декабря 1999 г. № 218-ФЗ «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации»[49]. В основу законопроекта, как отмечалось в пояснительной записке к нему, положены законодательные инициативы 53 субъектов РФ, поступившие в Государственную Думу после принятия комментируемого Закона. Авторы законопроекта также указывали, что по мере поступления законодательных инициатив от других субъектов РФ в законопроект могут вноситься соответствующие дополнения.
За время действия названного Закона в него внесено более 90 изменений. В соответствии с действующей на текущий момент редакцией ст. 1 Федерального закона «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации» (т. е. в ред. Федеральных законов от 8 марта 2011 г. № 32-ФЗ[50]) определены число мировых судей и соответствующее ему количество судебных участков в каждом из субъектов РФ:
Республика Адыгея (Адыгея) — 23; Республика Алтай — 11; Республика Башкортостан — 215; Республика Бурятия — 54; Республика Дагестан — 131; Республика Ингушетия — 19; Кабардино-Балкарская Республика — 46; Республика Калмыкия — 19; Карачаево-Черкесская Республика — 25; Республика Карелия — 38; Республика Коми — 60; Республика Марий Эл — 40; Республика Мордовия — 42; Республика Саха (Якутия) — 59; Республика Северная Осетия — Алания — 35; Республика Татарстан (Татарстан) — 182; Республика Тыва — 16; Удмуртская Республика — 81; Республика Хакасия — 35; Чеченская Республика — 66; Чувашская Республика — Чувашия — 68; Алтайский край — 143; Забайкальский край — 68; Камчатский край — 37; Краснодарский край — 270; Красноярский край — 167; Пермский край — 146; Приморский край — 109; Ставропольский край — 143; Хабаровский край — 75; Амурская область — 49; Архангельская область — 69; Астраханская область — 53; Белгородская область — 80; Брянская область — 76; Владимирская область — 75; Волгоградская область — 145; Вологодская область — 66; Воронежская область — 117; Ивановская область — 62; Иркутская область — 135; Калининградская область — 48; Калужская область — 55; Кемеровская область — 147; Кировская область — 80; Костромская область — 49; Курганская область — 53; Курская область — 66; Ленинградская область — 81; Липецкая область — 64; Магаданская область — 11; Московская область — 318; Мурманская область — 48; Нижегородская область — 176; Новгородская область — 41; Новосибирская область — 135; Омская область — 114; Оренбургская область — 112; Орловская область — 45; Пензенская область — 75; Псковская область — 43; Ростовская область — 230; Рязанская область — 70; Самарская область — 162; Саратовская область — 133; Сахалинская область — 33; Свердловская область — 219; Смоленская область — 56; Тамбовская область — 60; Тверская область — 83; Томская область — 56; Тульская область — 83; Тюменская область — 64; Ульяновская область — 71; Челябинская область — 181; Ярославская область — 70; город федерального значения Москва — 429; город федерального значения Санкт-Петербург — 211; Еврейская автономная область — 12; Ненецкий автономный округ — 3; Ханты-Мансийский автономный округ — 74; Чукотский автономный округ — 4; Ямало-Ненецкий автономный округ — 31.
Статья 4. Осуществление правосудия судами общей юрисдикции
1. Суды общей юрисдикции осуществляют правосудие, разрешая споры и рассматривая дела, отнесенные к их компетенции, посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
2. Суды общей юрисдикции рассматривают:
1) все гражданские и административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов, за исключением дел, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации рассматриваются другими судами;
2) все уголовные дела;
3) иные дела, отнесенные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами к их ведению.
3. Территориальная подсудность и иные правила распределения дел по подсудности между судами общей юрисдикции устанавливаются федеральными законами.
1. В комментируемой статье определены основы осуществления правосудия судами общей юрисдикции. В соответствии с ч. 1 данной статьи суды общей юрисдикции осуществляют правосудие, разрешая споры и рассматривая дела, отнесенные к их компетенции, посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Данное положение основано на норме ч. 2 ст. 118 Конституции РФ, продублированной в ч. 3 ст. 1 Закона 1996 г. о судебной системе, согласно которой судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Ранее подобное регулирование содержалось в ст. 4 Закона 1981 г. о судоустройстве, устанавливавшей, что правосудие в РСФСР осуществляется путем:
1) рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях гражданских дел по спорам, затрагивающим права и интересы граждан, государственных предприятий, учреждений, организаций, колхозов, иных кооперативных организаций, их объединений, других общественных организаций;
2) рассмотрения в судебных заседаниях уголовных дел и применения установленных законом мер наказания к лицам, виновным в совершении преступления, либо оправдания невиновных.
Соответствующее регулирование содержится также и в иных законодательных актах. Так, в статье 3 Закона 1999 г. о военных судах установлено, что военные суды осуществляют правосудие от имени Российской Федерации, рассматривая подсудные им дела в порядке гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Согласно пункту 2 ст. 1 Закона 1998 г. о мировых судьях (в ред. Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 50-ФЗ[51]) мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации.
В отношении состава суда общей юрисдикции, рассматривающего гражданские дела, в ст. 14 ГПК РФ установлено следующее: дела в судах первой инстанции рассматриваются судьями единолично; в случаях, предусмотренных федеральным законом, дела в судах первой инстанции рассматриваются коллегиально в составе трех профессиональных судей (ч. 1); рассмотрение дел в кассационном порядке осуществляется судом в составе судьи-председательствующего и двух судей, в порядке судебного надзора — в составе судьи-председательствующего и не менее двух судей (ч. 2).
В соответствии с Федеральным законом от 9 декабря 2010 г. № 353-ФЗ, которым внесены изменения в ГПК РФ в части закрепления единого регламента проверочной деятельности судов второй инстанции, с 1 января 2012 г. часть 2 изложенной статьи 14 ГПК РФ действует в новой редакции, согласно которой рассмотрение дел в апелляционном порядке, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 ст. 7 данного Кодекса, осуществляется судом в составе судьи-председательствующего и двух судей; рассмотрение дел в кассационном и надзорном порядке осуществляется судом в составе судьи-председательствующего и не менее двух судей. В указанной ч. 3 ст. 7 ГПК РФ установлено, что дела по жалобам на судебные постановления мировых судей, не вступившие в законную силу, рассматриваются в апелляционном порядке единолично судьями соответствующих районных судов.
Состав суда общей юрисдикции, рассматривающего уголовные дела, регламентирован положениями ст. 30 УПК РФ (в ред. Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 321-ФЗ[52]):
рассмотрение уголовных дел осуществляется судом коллегиально или судьей единолично (ч. 1);
суд первой инстанции рассматривает уголовные дела в следующем составе: 1) судья федерального суда общей юрисдикции — уголовные дела о всех преступлениях, за исключением уголовных дел, указанных в п. 2–4 данной части; 2) судья федерального суда общей юрисдикции и коллегия из двенадцати присяжных заседателей — по ходатайству обвиняемого уголовные дела о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 31 УПК РФ, за исключением уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 205, 206 частями 2–4, 208 частью 1, 212 частью 1, 275, 276, 278, 279 и 281 УК РФ; 3) коллегия из трех судей федерального суда общей юрисдикции — уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 205, 206 частями 2–4, 208 частью 1, 212 частью 1, 275, 276, 278, 279 и 281 УК РФ, а при наличии ходатайства обвиняемого, заявленного до назначения судебного заседания в соответствии со ст. 231 УПК РФ, — уголовные дела об иных тяжких и особо тяжких преступлениях; 4) мировой судья — уголовные дела, подсудные ему в соответствии с ч. 1 ст. 31 УПК РФ (ч. 2);
рассмотрение уголовных дел в апелляционном порядке осуществляется судьей районного суда единолично (ч. 3);
рассмотрение уголовных дел в кассационном порядке осуществляется судом в составе трех судей федерального суда общей юрисдикции, а в порядке надзора — в составе не менее трех судей федерального суда общей юрисдикции (ч. 4);
при рассмотрении уголовного дела судом в составе трех судей федерального суда общей юрисдикции один из них председательствует в судебном заседании (ч. 5);
уголовные дела, подсудные мировому судье, совершенные лицами, указанными в ч. 5 ст. 31 УПК РФ, рассматриваются судьями гарнизонных военных судов единолично в порядке, установленном главой 41 УПК РФ. В этих случаях приговор и постановление могут быть обжалованы в кассационном порядке (ч. 6).
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. № 433-ФЗ, которым внесены изменения в УПК РФ в части регламентации проверочных инстанций в уголовном процессе, с 1 января 2013 г. части 3, 4 и 6 изложенной статьи 30 УПК РФ действует в новой редакции, согласно которой:
рассмотрение уголовных дел в апелляционном порядке осуществляется: 1) в районном суде — судьей районного суда единолично; 2) в вышестоящих судах — судом в составе трех судей федерального суда общей юрисдикции (ч. 3);
рассмотрение уголовных дел в кассационном порядке осуществляется президиумом верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда в составе не менее трех судей, Судебной коллегией по уголовным делам ВС России и Военной коллегией ВС России в составе трех судей, а в порядке надзора — большинством членов Президиума ВС России (ч. 4);
уголовные дела, подсудные мировому судье, совершенные лицами, указанными в ч. 5 ст. 31 УПК РФ, рассматриваются судьями гарнизонных военных судов единолично в порядке, установленном главой 41 УПК РФ. В этих случаях приговор и постановление могут быть обжалованы в апелляционном порядке (ч. 6).
2. Часть 2 комментируемой статьи в общем виде устанавливает подведомственность дел судам общей юрисдикции, т. е. определяет дела, рассмотрение которых отнесено к компетенции (ведению) судов общей юрисдикции, разграничивая тем самым компетенцию судов. Ранее подобное (в определенной степени) регулирование содержалось в изложенной выше статье 4 «Осуществление правосудия путем рассмотрения судом гражданских и уголовных дел» Закона 1981 г. о судоустройстве, но это регулирование не учитывало ни создание КС России, ни образование системы арбитражных судов.
2.1. В соответствии с п. 1 ч. 2 комментируемой статьи суды общей юрисдикции рассматривают все гражданские и административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов, за исключением дел, которые в соответствии с законодательством РФ рассматриваются другими судами. Это положение иллюстрирует выбор названия для судов — «общей юрисдикции», т. е. юрисдикция судов общая (вся), кроме исключенной. Как говорилось выше (см. коммент. к ст. 1 Закона), исходя из положений ст. 4 Закона 1996 г. о судебной системе, определяющих структуру судебной системы России, судами «специальной юрисдикции» являются КС России, федеральные арбитражные суды и конституционные (уставные) суды субъектов РФ.
В рамках установления подведомственности гражданских дел судам общей юрисдикции в ч. 1 ст. 22 ГПК РФ указано, что суды рассматривают и разрешают: 1) исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений; 2) дела по указанным в ст. 122 данного Кодекса требованиям, разрешаемые в порядке приказного производства; 3) дела, возникающие из публичных правоотношений и указанные в ст. 245 данного Кодекса; 4) дела особого производства, указанные в ст. 262 данного Кодекса; 5) дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов; 6) дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений (ч. 1);
Указанной статьей 22 ГПК РФ также установлено следующее:
суды рассматривают и разрешают дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций (ч. 2);
суды рассматривают и разрешают дела, предусмотренные частями 1 и 2 данной статьи, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов (ч. 3);
при обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, другие — арбитражному суду, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции. В случае, если возможно разделение требований, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду (ч. 4).
В отношении того, как законодательством РФ установлена подведомственность рассмотрения дел судам «специальной юрисдикции» необходимо отметить следующее.
КС России.
Как говорилось выше (см. коммент. к ст. 1 Закона), полномочия КС России установлены в ст. 125 Конституции РФ и детализированы в нормах Закона 1994 г. о КС России. В соответствии с ч. 1 ст. 3 названного Закона (в ред. Федерального конституционного закона от 3 ноября 2010 г. № 7-ФКЗ[53]) в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории РФ КС России:
1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ: а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ; в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ; г) не вступивших в силу международных договоров РФ;
2) разрешает споры о компетенции: а) между федеральными органами государственной власти; б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; в) между высшими государственными органами субъектов РФ;
3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле;
31) по запросам судов проверяет конституционность закона, подлежащего применению соответствующим судом в конкретном деле;
4) дает толкование Конституции РФ;
5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;
7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией РФ, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со ст. 11 Конституции РФ договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.
Арбитражные суды.
Подведомственность дел арбитражным судам установлена нормами § 1 «Подведомственность» гл. 4 «Компетенция арбитражных судов» АПК РФ. Так, в статье 27 названной главы закреплены следующие общие правила о подведомственности дел арбитражному суду:
арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1);
арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (обозначаются по тексту как «индивидуальные предприниматели»), а в случаях, предусмотренных данным Кодексом и иными федеральными законами, с участием России, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (обозначаются по тексту как «организации и граждане») (ч. 2);
к подведомственности арбитражных судов федеральным законом могут быть отнесены и иные дела (ч. 3);
заявление, принятое арбитражным судом к своему производству с соблюдением правил подведомственности, должно быть рассмотрено им по существу, хотя бы в дальнейшем к участию в деле будет привлечен гражданин, не имеющий статуса индивидуального предпринимателя, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора (ч. 4);
арбитражные суды рассматривают подведомственные им дела с участием российских организаций, граждан РФ, а также иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, организаций с иностранными инвестициями, если иное не предусмотрено международным договором РФ (ч. 5).
Статьей 28 АПК РФ установлена подведомственность экономических споров и иных дел, возникающих из гражданских правоотношений: арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Комментарий к Федеральному конституционному закону от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» (постатейный) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других